Измени себя — изменится Мир вокруг

Тибетский узел бесконечности: значение и символизм

Слушать аудиоверсию 0:00 / 09:59
Текст читает: Павел Каминский

На санскрите узел бесконечности называется «шриватса», что значит ‘любимый Шри Лакшми’ — супруги бога Вишну. По легенде, у Вишну на груди растёт завиток волос в форме узла бесконечности.

Альтернативное название завитка волос на груди — «нандьяварта», или «завиток счастья», он рисуется как свастичный символ или греческий крест из крючков (греч. gammadion)1.

Буддийский узел бесконечности — один из Восьми благородных символов буддизма — Аштамангалы:

  • благой зонт символизирует благородство происхождения, защищает от омрачений;
  • две золотые рыбы символизируют прекращение страданий, духовное освобождение;
  • драгоценная ваза — символ реализации всех желаний, как мирских, так и духовных;
  • лотос означает непривязанность к сансаре, но присутствие в ней незапятнанным;
  • белая раковина с завитком направо означает звуки слов Будды, распространяющиеся вокруг и пробуждающие живых существ от невежества;
  • бесконечный узел означает полное обретение Неизмеримых достоинств и Пяти видов изначальной мудрости;
  • знамя победы — символ победы Учения Будды над неведением, старостью, болезнью и смертью;
  • колесо дхармы: поворот колеса означает проповедь Учения Будды, дарующая освобождение живых существ от омрачений.

История происхождения символа

Узел бесконечности, по одной из интерпретаций, появился задолго до возникновения буддизма: он появляется на печатях из глины древней цивилизации долины Инда (примерно 2500 лет до н. э.). В более поздней версии (буддийский символ вечного узла либо «благоприятного рисунка», который описывается как «вращающийся подобно свастике») узел бесконечности описывается как шриватса-свастика, так как эти похожие символы были общими среди большинства ранних индийских традиций, применяющих Восемь благоприятных символов.

По одной из легенд, бесконечный узел поднесло в дар божество Ганеша вместе с другими богами, которые поднесли остальные семь Благородных символов буддизма (Аштамангалу).

Другое вероятное появление бесконечного узла и свастики относится к S-образным рисункам на капюшоне кобры. Что, в свою очередь, помогло появлению нага-янтры, где две или более переплетённых змей образуют рисунок узла бесконечности, или янтру.

Вечный, бесконечный или мистический узел — общий символ для многих древних традиций, но большинство новых деталей он принял в исламских и кельтских узорах.2

Как выглядит

Узел бесконечности не имеет ни начала, ни конца, изображается с разным количеством переплетений — от девяти и более. Узел похож на переплетение множества восьмёрок, что также отсылает к символизму бесконечности, а может быть в форме завитка с тремя углами или направленного кверху ромба с петлями по четырём промежуточным направлениям.

Значение в буддизме

Тибетский узел бесконечности означает обретение Неизмеримых достоинств и Пяти видов изначальной мудрости.

Также одно из коренных его значений — ‘двенадцать взаимозависимых причин возникновения сансары:

  1. Неведение своей истинной природы и корня природы окружающего мира, незнание четырёх благородных истин и эгоцентризм, что порождает:
  2. Самскары — формирующие факторы, впечатления, которые состоят из кармы прошлых жизней, то есть действий. Формирующие факторы определяют возникновение:
  3. Сознания — восприятия сигналов от чувственных рецепторов; здесь имеется ввиду «индивидуальное перерождающееся сознание» с семенами стремлений в форме привычных кармических вариантов поведения. Сознание опускается в утробу матери, где начинается формирование:
  4. Нама-рупы — совокупности психики и тела, образованной из пяти скандх, таких как:
    • рупа — материальная оболочка, тело с пятью органами чувств;
    • ведана — реакции, возникающие от соприкосновения ума с восприятием пяти органов чувств;
    • санджня — понимание, представление, анализ информации из пяти органов чувств и формирование концепций;
    • самскара — формирующие факторы, склонности, воля, опыт, привычки и впечатления, формирующие соответствующий образ жизни;
    • виджняна — концентрация на одном объекте восприятия из пяти чувств, более углублённое управление вниманием.
    Нама-рупы в свою очередь образуют:
  5. Шесть сфер познания: сферы видимого, обоняемого, осязаемого, слышимого, ощущаемого на вкус и распознаваемого умом; это порождает:
  6. Контакт сфер с чувствами (сферы слышимого со слухом, сферы видимого со зрением, сферы осязаемого с осязанием, сферы обоняемого с обонянием, сферы ощущаемого на вкус со вкусом, сферы воспринимаемого умом с манасом). Контакт порождает возникновение:
  7. Приятных, неприятных и нейтральных ощущений, в результате этого появляется:
  8. Жажда или страстное желание, которые порождают:
  9. Присвоение (привязанность) или цепляние как попытку удержать объекты мыслей и чувств. Привязанность — ключевой элемент цепи, устранив который можно разрушить систему: если привязанность прекращается, то завершается возможность возникновения существования.
  10. Существование — возможность перерождения по разным мирам, в разных телах. Существование (становление) ведёт за собой:
  11. Рождение — явление, связанное с появлением виджняны, нама-рупы и шести сфер познания. Рождение неизбежно влечёт за собой:
  12. Старость и смерть.

Что символизирует узел бесконечности

У буддийского узла бесконечности много значений, перечислим несколько из них:

  • взаимозависимость всех кармических причин: узел нельзя развязать частично, не затронув остальные нити;
  • бесконечность сансарных проявлений: сансара движется циклично, как и пути нитей в узле;
  • взаимодействие, взаимозависимость двойственных сил во Вселенной и переплетение, ведущее к их объединению, а в конечном итоге к гармонии;
  • союз мудрости и метода;
  • нераздельность пустоты и проявленного, что непосредственно составляет мир сансары;
  • это символ мудрости Будды, так как узел безначален и бесконечен;
  • взаимосвязь мудрости и сострадания;
  • неразрывность двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, благодаря которым существует всё сущее;
  • взаимосвязь всех живых существ в сансаре;
  • в Китае этот символ означает долгую жизнь, постоянство, любовь и гармонию;
  • на индийских и китайских изображениях Будды, на его груди, часто показана нандьяварта или свастика, как символ его просветлённого ума.

Как сплести узел бесконечности

Изделия в виде тибетского узла бесконечности продаются во многих магазинах, но для применения лучше сплести узел самостоятельно, таким образом мы усиливаем связь с этим символом и конкретным предметом. Любые символы, какими бы они благими ни были, будут работать только при нашем правильном настрое, концентрации и уважительном отношении к тем энергиям и личностям, с которыми связан тот или иной амулет, символ, оберег.

Не рекомендуется загадывать желания с помощью этого символа: помните, что он означает бесконечность сансары, то есть бесконечную череду желаний, страстей, их реализации, последующих страданий и воздаяний за грехи, связанных с теми же желаниями. Поэтому загадывать желание с помощью узла бесконечности или использовать его в иных эгоистично-корыстных целях означает противоречить самому смыслу этого символа.

Сам по себе символ ничего не значит; он как маяк, который указывает нашему уму путь к чему-то позитивному и просветляющему; это форма, которая помогает настроиться, как изображение просветлённых существ или божеств: оно также само по себе не работает, если не приложить усилия к концентрации при построении с ними тонких взаимоотношений.

Одна из классических схем плетения узла выглядит следующим образом:

  • берём трёхметровую нить, находим середину и прикалываем её булавкой к подушке;
  • каждую сторону изгибаем таким образом, чтобы получилась петля;
  • правый конец протягиваем справа налево через вертикальные отрезки, пользуясь схемой: под 1 — над 1 — под 1 — над 1 нитью;
  • продвигаемся в обратном направлении, повторяем действия, тот же конец формирует вторую подобную петлю;
  • другой конец протягиваем слева направо над вертикальными отрезками, не доводя до крайнего изгиба, нить разворачиваем и ведём справа налево под петлями;
  • ниже формируем второй такой же элемент;
  • левый конец не отпускаем, образуется вертикальная петля, продвигаемся снизу вверх и следуем алгоритму: под 1 — над 3 — под 1 — над 3, затем в обратном направлении: под 2 — над 1 — под 3 — над 1 — под 1;
  • аккуратно вытягивая за свободные концы и петли-ушки, узел уплотняем и выравниваем.

Этот символ надлежит использовать в благих целях, на благо всех окружающих вас живых существ, так жил и Будда Шакьямуни, и другие просветлённые существа всех времён. Альтруистичные стремления приводят к счастью того, кто стремится, и всех вокруг, эгоистичные стремления всегда (рано или поздно) приводят к страданиям и того, кто желал для себя, и тех, кто вокруг него.

Поэтому стремитесь к благому и будьте счастливы!