Измени себя — изменится Мир вокруг

Бодхисаттва Кшитигарбха — величайший спаситель от всех страданий

Слушать аудиоверсию 0:00 / 10:40
Текст читает: Павел Каминский

В каждой религии есть святые, которые удостаиваются особого почитания и поклонения. Это благочестивые существа, находящиеся на высочайшем уровне духовного развития, к которым обращаются в молитвах сотни миллионов людей на нашей планете. В буддизме одним из таких существ является бодхисаттва (бодисаттва) Кшитигарбха, или Кситигарбха. Что это за личность, каково происхождение культа этого святого, и почему буддисты со всех концов света испытывают безмерное благоговение перед ним, пойдёт речь в этой статье.

Бодхисаттва Кшитигарбха — символ нерушимого обета и безграничного сострадания

Давным-давно — «бесчисленные миллиарды миллионов неописуемых кальп тому назад» — жили два праведных царя. Их государства соседствовали друг с другом, а эти цари были друзьями. Однако люди, живущие в этих странах, совершали много злодеяний. И правители объединяли свои усилия, чтобы отвратить своих подданных от зла.

В один из дней каждый из этих царей принял свой обет. Первый звучал так: «Клянусь вскоре совершить путь будды, а затем спасти всех до одного живых существ».

И этот царь оказался не кем иным, как Татхагатой, Стяжавшим Всяческую Мудрость. (Татхагата, или будда — «пробудившийся»; существо, достигшее просветления — прим. ред.).

Второй обет был не менее восхитительным, но более фантастическим и необычайным. Этот правитель дал клятву, что не станет буддой до того времени, пока он не спасёт от страданий всех живых существ!

Царь, давший вторую клятву, был не кем иным, как бодхисаттвой Кшитигарбхой. (Бодхисаттва — существо, движимое безграничным состраданием, принявшее решение стать буддой для блага всех живых существ — прим. ред.).

Такой обет он давал много раз на протяжении множества своих жизней, воплощаясь в различных телах. А эту клятву богиня земли назвала «более весомой и глубокой», чем клятвы других бодхисаттв. Этот обет считается самым великим из всех, которые только могут быть приняты бодхисаттвами.

Неисчислимое число своих воплощений Кшитигарбха помогает живым существам преодолевать страдания. Огромное количество раз он мог бы стать буддой, и поэтому он владеет всем многообразием искусных и чудотворных средств для помощи всем живым.

По Писаниям, Будда Шакьямуни доверил этому достославному бодхисаттве заботу о живых существах до тех пор, пока не придёт Будда Майтрея.

Кшитигарбха: значение имени

Существует несколько вариантов перевода имени с санскрита на русский язык, все они связаны с землёй: «Сущность Земли», «Хранилище Земли», «Лоно Земли».

Автор перевода главного текста учения об этом святом — «Сутры основных обетов Бодхисаттвы Кшитигарбхи» — Поповцев Д. В. предлагает такой вариант: «Земная Сокровищница». В китайском буддизме этот бодхисаттва именуется Дицзан-ваном, а в японском — Дзидзо.

Его имя не случайно связано с землёй. Говорится, что Кситигарбха характеризуется спокойствием и терпением земли. А в «Сутре основных обетов...» эта связь прослеживается ещё чётче: богиня земли отмечает, что сама поклоняется ему. Также она перечисляет десять видов пользы, которые могут обрести те, кто восхваляет этого бодхисаттву, сооружает ему алтарь, делает подношения и совершает другие практики почитания.

Среди указанных богиней земли видов пользы:

  • обильный урожай;
  • постоянный мир в семье;
  • обретение долголетия;
  • достижение целей;
  • исключение из жизни различных бедствий, в том числе пожаров и наводнений;
  • охрана духами;
  • перевоплощение в высоких мирах умерших родных;
  • избавление от кошмарных снов;
  • лёгкий доступ к буддийскому учению;
  • отсутствие мук и нищеты.

Изображения Бодхисаттвы Кшитигарбхи

То, как изображали этого святого, зависело от традиции и времени. Чаще всего этот бодхисаттва изображается в образе монаха в жёлтых (иногда белых) одеждах. В его правой руке находится оловянный посох, а в левой — светящаяся жемчужина. В некоторых интерпретациях на Дзидзо можно увидеть красное монашеское одеяние и корону с изображением пяти татхагат. На более ранних начертаниях и изваяниях Кшитигарбхи в одной его руке можно увидеть магический камень, исполняющий желания (чинтамани), а в другой — ладонь, поднятую в варада-мудре.

В китайском буддизме в образ Дицзан-вана принято добавлять его ездовое животное. Оно представлено синим львом с небольшим рогом на макушке, у которого вместо подушечек лап копыта.

В Японии Кшитигарбху принято изображать в образе ребёнка. Это связано с тем, что в японском буддизме одна из функций этого бодхисаттвы — защита детей, которые умерли в том числе из-за выкидыша или аборта.

Поле деятельности Бодхисаттвы Кшитигарбхи

Кшитигарбха является значимой фигурой для буддистов. Также он входит в группу пяти наиболее почитаемых бодхисаттв в китайском буддизме. Помимо него, в эту группу входят Манджушри, Самантабхадра, Авалокитешвара и Майтрея. Говорится, что заслуги и духовное могущество этих пяти бодхисаттв превосходят способности любых других.

И совершенно неудивительно, что Кситигарбха удостаивается такой чести и признания. Ведь он не просто принял на себя этот жёсткий и, мягко говоря, самоотверженный обет — не становиться буддой, пока не будет спасено каждое из живых существ. Кшитигарбха — это спаситель из адов. Ведь именно в адских мирах живые существа наиболее подвержены страданиям и разнообразным мучениям. И полем деятельности этого бодхисаттвы являются ады.

Живые существа нашего мира имеют прочную кармическую связь с этим бодхисаттвой. Учение о Кшитигарбхе говорит о приобретении огромных привелегий теми, кто будет относиться к нему с почтением и совершать определённые ритуальные действия со всем уважением и благоговением. Помимо тех плодов, перечисленных выше от имени богини земли, такие существа:

  • не будут рождаться в дурных областях существования;
  • их дурная карма, накопленная в течение 30 кальп, будет уничтожена;
  • им будет обеспечено постоянное рождение в телах знатных и почётных людей
  • и многое другое.

Все эти привилегии, а также нюансы практик поклонения этому величайшему бодхисаттве описывает Кшитигарбха-сутра. «Карма живых существ подобна побегам ползучих растений, которые невозможно обрубить» — говорится в ней. Это очень точное сравнение, ведь бывает очень сложно не совершать какие-то действия, которые приведут к страданиям в будущем.

А занимаясь духовными практиками действительно можно поменять своё мировоззрение и привычки, благодаря которым создаётся новая негативная или позитивная карма.

Но неужели воздаяния за прошлые проступки, то есть созревания плодов своих действий, можно избежать путём поклонения Кшитигарбхе?

Вряд ли это доступно каждому, ведь тогда теряется весь смысл закона кармы. Скорее всего, если живое существо встречается с информацией об этом «могучем муже» и может её использовать, оно уже подготовлено кармически к колоссальным благим плодам, которые приносит эта практика. То есть эта возможность обеспечена заслугами прошлых деяний.

И, возможно, кто-то из читателей этой статьи действительно сможет воспользоваться этим фантастическим инструментом преобразования жизни — как своей, так и близких.

Учение Бодхисаттвы Кшитигарбхи: сутра основных обетов 

По преданию, этот текст обладает неимоверной чудодейственной мощью. Не просто его чтение, всего лишь обладание этим Писанием помогает живым существам спасаться от разного рода страданий. Оно очень ценится и почитается последователями махаянского буддизма.

В этой сутре Будда Шакьямуни проповедует дхарму своей матери, которая после смерти перевоплотилась в более высоком мире.

В сутре описываются события, происходящие на небе Траястримша. Для того, чтобы послушать проповедь Будды Шакьямуни, в этом мире собралось неисчислимое количество будд, бодхисаттв, божеств, драконов, демонов и многих других живых существ. Наряду с матерью Будды, все эти существа также могли задавать свои вопросы Татхагате. В этой сутре описывается часть проповеди и беседы, касающейся великого Бодхисаттвы Кшитигарбхи.

Важность этого Писания подчёркивает ещё тот факт, что в нём Татхагата Шакьямуни призывает всех присутствующих на собрании — от божеств до демонов — охранять эту сутру, чтобы каждый «смог бы постичь радость нирваны».

Бодхисаттва Кшитигарбха: мантра

Одним из способов практик, посвящённых этому бодхисаттве, является повторение его имени. В «Сутре основных обетов...» говорится: если повторить с глубоким почтением его имя 10 000 раз, все беды закончатся. Есть несколько вариантов мантры Бодхисаттвы Кшитигарбхи. Здесь приводится две вариации — короткая и длинная. Во время практики мантры желательно внимание сосредоточить на образе (внешнем или внутреннем) того, кому посвящена практика.

Мантра почитания

Om Ksitigarbha Bodhisattva Yah (Ом Кшитигарбха Бодхисаттвая).

Мантра, устраняющая препятствия

Chhim-bho chhim-bho /
Chim chhim-bho /
Akasha chhim-bho /
Vakara chhim-bho /
Amavara chhim-bho /
Vara chhim-bho /
Vachira chhim-bho /
Aroga chhim-bho /
Dharma chhim-bho /
Sateva chhim-bho /
Sateni hala chhim-bho /
Viva roka shava chhim-bho /
Upa shama chhim-bho /
Nayana chhim-bo /
Prajna sama mone ratna chhim-bho /
Kshana chhim-bho /
Vishema variya chhim-bho /
Shasi tala mava chhim-bho /
Vi ah draso tama hele /
Dama ve yame ve /
Chakrase / chakra vasile /
Kshile phile karava /
Vara varite / hasere prarave /
Parechara bhanadhane /
Aradane / phanara /
Cha chi cha cha /
Hile mile /
akhata thagekhe /
Thagakhi lo /
Thhare thhare mile madhe /
Nante kule mile /
Ang ku chitabhe /
Arai gyire / vara gyire /
Kuta shamamale /
Tongye tongye / tongule /
Huru huru huru /
Kulo sto mile /
Merito / merite /
Чхим-бхо чхим-бхо /
Чим чхим-бхо /
Акаша чхим-бхо /
Вакара чхим бхо /
Амавара чхим-бхо /
Вара чхим-бхо /
Вачира чхим-бхо /
Арога чхим-бхо /
Дхарма чхим-бхо /
Сатева чхим-бхо /
Сатени хала чхим-бхо /
Вива рока шава чхим-бхо /
Ува шама чхим-бхо /
Наяна чхим-бхо /
Праджна сама мони ратна чхим-бхо /
Кшана чхим-бхо /
Вишема вария чхим-бхо /
Шаси тала мава чхим-бхо /
Ви а драсо тама хеле /
Дам ве ям ве /
Чакрасе / чакра василе /
Кшили пхиле карава /
Вара варите / хасере прараве /
Паречара бхандхане /
Арадане / пханара /
Ча чи ча ча /
Хиле миле/
Акхата тхагекхе /
Тхагакхи ло /
Тхаре тхаре миле мадхе /
Нанте куле миле /
Анг ку читабхе /
Арай гьире / вара гьире /
Кута шамамале /
Тонагье тонагье / тонагуле /
Хуру хуру хуру /
Куло сто миле /
Морито / мирита /

Эффективнее будет пользоваться изображениями либо статуэтками во время повторения мантры Бодхисаттвы Кшитигарбхи. Фото изображений, распечатанных самостоятельно, также подойдут. Будет хорошо их вставить в рамку, можно соорудить небольшой алтарь: сутра, образ, лампадка или свеча.

***

В нашем мире множество страданий, более того — в некоторых Писаниях его так и называют: «мир страданий». Но здесь также много инструментов, которые помогают как минимум менять отношение ко многим событиям в нашей жизни, а значит — реагировать иначе, выбирать не страдать. Надо лишь найти свой инструмент и не пройти мимо него. Почитание Бодхисаттвы Кшитигарбхи — один из самых древних и мощных таких инструментов.