Измени себя — изменится Мир вокруг

Бодхисаттва Акашагарбха

Слушать аудио 0:00 / 03:43
Синтезированная речь

В переводе с санскрита «Акашагарбха» — ‘источник пространства’ или ‘сущность пространства’. Бодхисаттва Акашагарбха сочетает в себе добродетели и мудрость подобия Татхагат. Сторона света Акашагарбхи — юг. Он принадлежит к семейству Ратнасамбхавы и выражает собой аскпект даяния. Очень символично, что Акашагарбха выражает собой пространство. Ведь пространство, во-первых, бесконечно, что символизирует бесконечность щедрости и совершенство парамиты даяния — первой из шести парамит, которые надлежит практиковать бодхисаттвам. А во-вторых, пространство — символ самодостаточности, завершённости и в тоже время неуязвимости, ведь пространству невозможно причинить вред. Таким образом, бодхисаттва Акашагарбха символизирует бескрайний океан учения Дхармы, который невозможно постичь ограниченным человеческим умом.

Акашагарбха изображается в теле жёлтого цвета, одетым в монашескую одежду. В руке бодхисаттва держит меч, который отсекает беспокоящие эмоции и омрачения. Также Акашагарбху изображают сидящим в Падмасане. В одной руке он держит все возможные виды драгоценностей, а в другой легендарный камень Чинтамани, который, согласно легенде, может исполнять любые желания. Но вместе с тем камень Чинтамани может также завладеть разумом своего владельца и свести его с ума. Поэтому человек, которому посчастливится завладеть чудодейственным камнем, должен обладать сильной волей, чтобы преодолеть мощную энергетику камня, в противном случае последствия для его владельца будут печальными — он будет всесилен, но пойдёт по демоническому пути развития. Акашагарбха держит этот камень в руке, что символизирует чистоту помыслов бодхисаттвы и его свободу от клеш. Иногда он изображается в теле белого цвета по аналогии с Венерой, с которой отождествляют Акашагарбху. Также встречаются изображения голубого цвета, как символ акаши — пространства.

Почитание бодхисаттвы Акашагарбхи широко развито в тантрическом буддизме, в основном на территории Китая и Японии. Акашагарбха передал своё учение некому махасиддхе Нагарджуне, от которого оно перешло к Нагабодхи. От Нагабодхи учение перешло к Шубхакарасимхе, который и принёс его в Китай в 716 году. В Китай учение пришло позже с монахом, который учился у Шань-Вея — такое имя взял себе Шубхакарасимха. Считается, что Акашагарбха передал своим ученикам особые тайные тантрические практики. Эти практики ученики исполняют строго в период рассвета, так как имя бодхисаттвы Акашагарбхи ассоциируют с Венерой, которая в китайской астрологии называется «рассветной звездой».

Особенно распространены ритуалы, которые проводятся при солнечных и лунных затмениях. Суть практик, связанных с учением Акашагарбхи, в следующем: практикующие начитывают определённые мантры — дхарани бодхисаттвы и концентрируются на «рассветной звезде». Цель данной практики — достичь состояния, которое называется «вступление в уста», когда «рассветная звезда», которая является воплощением бодхисаттвы Акашагарбхи, в входе практики «падает» с неба и залетает в рот практикующему.

В тантрических практиках Акашагарбхи рассматривается концепция пяти элементов, из которых состоит наш мир: воздух, огонь, вода, земля и эфир. Высшим состоянием материи считается эфир, то есть пространство. Именно пространство, акаша, и символизирует Акашагарбха.

Таким образом, медитация на бодхисаттву Акашагарбху, позволяет практикующему достичь именно высшего состояния, в котором может пребывать сознание — состояния пространства, которое ассоциируется с безграничностью, беспристрастностью, свободой от формы, неподвижностью, пустотностью и многими другими качествами.

Бодхисаттва Акашагарбха упоминается в Акашагарбха-сутре. В отрывке, который дошёл до современности, описаны восемь падений бохисаттвы. В сутре описаны наставления Будды Шакьямуни, который рассказывает монахам о нарушениях обетов бодхисаттвы и описывает практику, которая позволяет избавиться от последствий отступления от обетов бодхисаттвы и устранить кармические отпечатки в уме, связанные с этим действием. Суть практики в том, чтобы совершать подношения визуализируемому образу бодхисаттвы Акашагарбхи. Следует также совершать простирания перед образом и обращаться к бодхисаттве по имени. Практику следует совершать на рассвете, и желательно ежедневно. Во время практики следует устремить взор на восток. Если практиковать усердно, то перед практикующим проявится образ Акашагарбхи и освободит практикующего от последствий кармы. В сутре описывается, как Будда Шакьямуни читал проповедь на горе «Халатика» и дал монахам и бодхисаттвам мантры — дхарани для освобождения от негативной кармы. Акашагарбха услышал о том, что Будда Шакьямуни даёт наставления, и решил навестить его на горе «Халатика», чтобы сделать подношение учителю богов и людей. Когда бодхисаттва явился на гору «Халатика», то осветил вокруг всё ярким светом, ярче которого был только свет, исходящий от самого Будды. После чего Будда разъяснил присутствующим безграничное множество совершенств, которыми обладает Акашагарбха, и дал наставление о подношениях и почитании бодхисаттвы Акашагарбхи.