Измени себя — изменится Мир вокруг

Ушниша — признак Просветления

Слушать аудио 0:00 / 04:56
Текст читает: Павел Каминский

Если мы посмотрим на тибетские тханки Будды Шакьямуни, на ведические изображения божеств, например, Шивы — то обязательно обратим внимание на ушнишу, — своеобразную выпуклость на макушке головы, покрытую волосами. Ушниша является обязательным иконографическим признаком Будд.

В Тибете и Таиланде ушниша изображается наподобие наконечника от копья, расположенного на макушке, что, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот драгоценный камень известен буддистам всего мира как «чинтамани», или камень, исполняющий все желания. К этой же парадигме относятся и изображения языка пламени, на макушке. Все это разнообразные варианты изображения ушнишы.

В литературных источниках мы можем также найти множество упоминаний. В «Ушниша Виджая Дхарани Сутре» читаем: «Внезапно ушниша Татхагаты испустила многочисленные лучи света, осветившие миры всех десяти направлений; затем свет вернулся, трижды описал вокруг Будды круги и исчез у него во рту. — Царь Небес, есть дхарани известное как "Ушниша Виджая"». То есть эта дхарани была передана не только словесно, но и с помощью света. Такие примеры есть и в других сутрах. В «Сутре об основных обетах бодхисаттвы Кшитигарбхи» также описывается подобный феномен: «Тогда Почитаемый В Мирах испустил из отверстия на ушнише сотни, тысячи, десятки тысяч коти великих лучей. Он сказал великому собранию, божествам, драконам и прочим существам, принадлежащим к восьми видам сверхъестественных существ, а также людям и нелюдям: "Слушайте, как ныне я, находясь во дворце на небе Траястримша, восхваляю деяния бодхисаттвы Кшитигарбхи». То есть основное содержание сутры также было передано не только словесно, но и посредством разнообразных световых лучей, исходящих из ушнишы.

Научная точка зрения объясняет наличие у Будды пучка волос на макушке тем, что в придворных кругах, где вращался юный Сиддхартха, мужская мода предполагала ношение длинных волос, которые часто укладывали на макушке в подобную прическу. Укладывать волосы в пучок было совершенно необходимо при ношении тюрбана. В старейшей ведической индуистской культуре действительно существовал особый род тюрбана, который наматывался вокруг пучка волос, который именовался ушнишей.

Однако в буддийской культуре это совсем не прическа. Волосы всего лишь закрывают выпуклое образование на черепе, появление которого говорит об обретении высшего всеведения.

Ушниша — это один из «тридцати двух признаков» высшего существа: «Далее, монахи, у великого человека на макушке головы имеется ушниша. То, что у великого человека на макушке головы имеется ушниша, — это, монахи, есть признак великого человека («Тридцать два телесных признака Великого Человека»).

С точки зрения физиологии, ушниша формируется у просветленных существ в том месте черепа, где при рождении находился родничок, то есть шовное соединение, обеспечивающее движение костей черепа в момент прохождения ребенком родовых путей матери. Первоначально оно хрящевое, с возрастом же ткань замещается и превращается в костную. Существует точка зрения, согласно которой именно через родничок, незаросшее костное сочленение, и получает еще не окрепший младенец космическую, божественную энергию. Через него он включен в мировое единство. С возрастом эта связь обрывается, а череп «закрывается» полностью. Однако духовные практики могут менять собственную физиологию, у активно практикующих это соединение снова становится менее плотным, а на уровне высших ступеней развития — череп деформируется, формируя ушнишу.

В проекции на энергетическое тело ушниша соответствует сахасрара-чакре и совпадает с местом выхода основного энергетического канала человека — сушумны, его центрального энергетического столба, и связана с областью изначально чистых пран. Ушниша находится, по сути, за пределами доступных человеческому сознанию измерений, она не имеет размера, пронизывает все пространство и уходит в космос. Человек может взаимодействовать с окружающей реальностью с позиций различных чакр. Взаимодействуя «из ушнишы» он уже сливается с пространством, превращается в единое с ним целое.

Ушниша — это своеобразный «орган», позволяющий общаться с окружающими на тонком плане, так, согласно писаниям, некоторые учения Будда передавал не с помощью слов, а посредством света, исходящего из ушниши.