Истинное Я. Випассана - Випашьяна.

chto-takoe-retrit-1.jpg"Человек начинает искать неизменяющееся тогда,
когда он попробовал и испытал то, что меняется"
Свами Праджнянпад

Мы привыкли наблюдать себя в сменяющих друг друга состояниях. Испытывая одни и те же состояния из года в год - мы ясно понимаем их природу: спад и подьем, радость и грусть. Эти состояния обусловлены свойствами тела, двойственностью и пониманием "я".
Несмотря на знание идеи "невовлеченного наблюдателя", равностного в восприятии проявлений мира - мы находим обьекты привязанности: испытываем счастье и боль, вовлекаемся всем существом в игры.
Такова природа. Майя.
Эмоции, разные состояния - мы легко обнаруживаем и можем обьяснить словами. Мы их познали.

Состояния которые приходят в духовной практике могут отличаться от всего, что до этого испытано. От всего опыта в нынешнем теле.
Випашьяна - такое состояние. Открытие, не поддающееся описанию - трансцендентное (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) состояние в медитации.

Разные страны - разные названия:
Санскрит - Випашьяна - "высшее видение".
Пали - Випассана - "видение всего как есть".
Китайский - Гуань - "ясное видение".
Тибетский - Лхатонг - "божественное видение".

Словом "випассана" чаще всего называют курс медитации и молчания: метод.
Остальные названия - непосредственно Состояние.
Итак, выделяют два этапа медитации: шаматха и випашьяна.

Шаматха
Концентрация на обьекте, на конкретном образе, божестве - этап очищения ума. Медитация, в которой нет отвлечений, но еще существует двойственность: наблюдающий и обьект наблюдения. Когда нет двойственности как таковой - это следующий этап: випашьяна.
О шаматхе на нашем сайте есть хороший материал в этом разделе.

Випашьяна
Проникновение. Ясное видение. Познание природы всего сущего. Прозрение.
Понять, что значат эти абстрактные слова, помогут древние тексты (практике медитации больше двух с половиной тысяч лет!) и наставления Учителей.

"Если вы йогин, не пренебрегайте чтением подлинных источников. Когда йогины читают тексты, они читают их не так, как другие. Йогины находят в текстах инструкции для своего собственного развития, а не поводы для философских диспутов. То есть, они не замечают в этих текстах ошибки, недостатки, спорные моменты, которые можно оспорить. Они не берут эти вещи себе на заметку. Они берут себе на заметку те вещи, которые могут быть восприняты ими как непосредственные наставления для дальнейшей практики. Есть особый вид лебедей, которые, когда они пьют смесь из молока и воды, выпивают только молоко. Подобно этим птицам, извлекайте сущность из текстов."
Геше Джампа Тинлей

Шаматха и випашьяна детально описаны в фундаментальном трактате Ламрим Ченмо "Большое руководство к этапам Пути Пробуждения" Чже Цонкапы - основателя буддийской линии Гелуг:
"Неуклонное, неотступное пребывание мысли на том объекте, на котором она закреплена - это печать Безмятежности (шаматха). А постижение реальности отсутствия самости, избавление таким образом от воззрения о реальности "я" и уподобление горе, которую не могут поколебать противники, это печать проникновения (випашьяна). Так следует их различать."

В книге Ело Ринпоче "Комментарий к практике осуществления безмятежности" приводятся следующие описания:
"Шаматха (тиб. zhi gnas, шинэ) — это умиротворенное пребывание или же спокойное пребывание, то есть состояние, когда наш ум перестал метаться между различными объектами и спокойно пребывает на одном.
Випашьяна (тиб. lhag mthong, лхатонг) — дословно можно перевести как сверхвидение. Имеется в виду то, что это видение, понимание, которое превосходит то, что мы имели на стадии шаматхи."



Випассана


На практике випассана - это курс интенсивных медитаций. То есть медитаций по несколько часов каждый день. Курс предполагает соблюдение особого условия - с которым его чаще всего и ассоциируют - молчания на протяжении всего срока ретрита.
Для чего это нужно? Прежде всего, стоит понимать, молчание - не цель, а способ.
Молчание - свобода от необходимости мыслить из ума той личности, которой мы привыкли себя считать.
Десять дней випассаны - это очищение ума. Чтобы, с ясным умом - узнать себя настоящего.

Можно выделить сделующие аспекты практики:

Растождествление с "я".
Растождествиться с привычным "я" - это перестать мыслить исходя из того "я" которое существует столько лет, сколько существует это тело. На разных уровнях, в зависимости от того как себя осознает конкретный ум.
На срок ретрита человек "снимает" с себя любые установленные обязательства и необходимость выполнять функции в любой сфере. Не нужно ходить на работу или проявлять заботу о семье, взаимодействовать с людьми, видящими определенным образом.
Випассана - это "отпуск от сансары", нахождение вне поля обычной активности.

Вне влияния тех энергий, которые обычно нас окружают.
В молчании, на випассане, человек находится в среде, свободной от почти всех ролей.
Будучи вовлеченными, мы отождествляет себя с видом деятельности в социуме, разными аспектами реальности данного воплощения. То есть, ассоциируем себя с любым видом выделения себя в окружающем мире, выделением частного из целого. Чтобы соединиться с собой подлинным - выйти из ограничений восприятия этой жизни - нужно попробовать отпустить привязанность к пониманию себя через все эти роли.
В отсутствии взаимодействия посредством речи - не приходится давать миру какую то информацию. Обращаться умом к опыту этой жизни.
То есть нет потребности направлять ум к чему-то кроме практики. В этом есть свобода посвящать все время практике.

Благоприятные условия.
Так же, на випассане есть свобода от отвлечения на насущные вопросы. Всего, что касается действий, обусловленных формой существования в теле. Практик обеспечен пищей - не нужно ее выбирать-покупать, готовить. Время на это не тратится. Вопрос быта максимально упрощен. Есть где практиковать и спать, во что тело одеть. Сознание не отвлекается, имея возможность полностью сконцентрироваться.
В "Ламриме" Цонкапы есть целый раздел, посвященный благоприятным условиям для развития основы випашьяны, то есть развития концентрации - шаматхи.

Ело Ринпоче дает описание этих условий:
1) Благое место.
Подходящее место способствует развитию шаматхи, а не препятствует ему. Обычно приводится пять характеристик такого места.
Первая характеристика — пища, одежда и другие средства для существования обретаются легко и беспрепятственно.
Далее, это место не должно быть опасным, ведь если мы находимся в таком месте, где всё время пугаемся, испытываем чувство опасности, мы не можем сконцентрироваться на объекте медитации, постоянно отвлекаемся, — это очень сильно мешает нашему продвижению.
В этом месте должна быть благая земля. «Благая земля» означает, что пребывание в этом месте не вызывает болезней, а наоборот, способствует развитию здоровья, а также в этом месте должна быть хорошая вода и тому подобные вещи, это относится к классификации благого места, благой земли.
Следующее — благие друзья. Говорится о том, что на данной стадии уходить в уединенное затворничество не рекомендуется. Необходимы друзья, спутники. Важно, чтобы эти спутники были подходящими, то есть мы должны иметь одинаковые или похожие обеты нравственности и сходные воззрения. Это должны быть такие люди, которых мы немного стыдимся, то есть мы должны стараться смотреть на них и брать с них пример. Видя, что они усердствуют, мы должны понимать, что нам нужно усердствовать так же. Мы должны стыдиться того, что можем заснуть или начать лениться при них. Нет большой разницы, сколько их, пусть их будет десять, двадцать или более.
Если место очень хорошее, но если днём там будут собираться люди, а ночью в этом месте будет очень громко шуметь вода, то такое место будет неподходящим.
Необходимо найти место, где будет тихо, спокойно. Уединённое место, где днём не собираются люди, а ночью не будет громких звуков, которые бы отвлекали нас. Говорят, что громкие звуки для того, кто развивает в себе концентрацию, подобны острым занозам, шипам.
И ещё один пункт — благое обладание всем необходимым, то есть мы должны в достатке иметь необходимые тексты для того, чтобы в промежутках между сессиями изучать их для более полного понимания того объекта, на котором концентрируемся.
Но если даже мы найдём место, которое внешне будет полезно для развития наших благих качеств, но наш ум будет не подготовлен, это благое место не сильно нам поможет.

2) Понимание достаточности.
Если данные условия для проживания, пропитания не вредны для здоровья, а достаточны для того, чтобы выжить и практиковать, то этого достаточно.

3) Полное избавление от многих деяний.

Кто-то во время реализации шаматхи не забывает заниматься такими вещами как купля-продажа, размышляет об этом и тому подобных действиях. От этого нужно отказаться. Также нужно полностью отказаться от таких дел, как врачевание. Скажем, если лекарь ушел в ретрит, нужно отказаться от таких деяний, как астрологические вычисления или тому подобное, полностью отказаться от таких обычных действий.

4) Чистая нравственность.

5) Полное избавление от всевозможных концепций, связанных со страстями.


Таковы благоприятные условия.

P.S.
Конечно, слова, любые описания не способны передать суть этих явлений.
Слова - уровень ума. Випашьяна - вне ума.
"Познание истинной природы всего" - открывается в практике. Только в практике. Ни в разговоре о ней, ни в чтении. Можно представить себе это интеллектуально, и потом суметь хорошо рассказать, но передать это состояние энергетически может только тот, кто реализовал его сам.
Этим отличаются философы и учителя. Через Учителя идет энергия, способная направить ученика к свету, его истинной сути, его внутренней природе Будды. Открыть в нем Тело Будды.

Так что, как говорил Джойс: "Практикуйте - все придет!"
Ом!


автор статьи Лилия Гапонова

Описание одного из вариантов випассаны в этом разделе