Измени себя — изменится Мир вокруг

Что такое искусство тханка

Само понятие «тханка», или «танка», имеет тибетское происхождение и состоит из слова «тхан», что означает ‘плоский’, и суффикса «ка» — ‘живопись’. Таким образом, тханка — это рисунок с религиозным мотивом на плоской поверхности, который может быть свёрнут в рулон для удобства хранения и транспортировки. Традиционно изображения наносятся красками на хлопковую, реже шёлковую ткань. По одной из версий, традиция рисовать на ткани появилась в Индии во времена Будды Шакьямуни и называлась «пата», по другой версии, тханка–живопись берёт начало в Непале во времена правления династии Пала (VII–X вв.) и происходит от монашеской практики наносить священные изображения на одежду или холст.

Различают четыре типа искусства тханка:

  1. Цогшин — изображения пантеона божеств, относящиеся к разным традициям (Ламрим, Махамудра и так далее). Главный образ — это Будда либо другой высочайшего уровня учитель (Цонкапа, Падмасабхава и другие).
  2. Колесо жизни («Бхавачакра») иллюстрирует шесть миров Сансары: божеств, асуров, людей, голодных духов, животных и мир адов.
  3. Мандала — схематичное изображение божеств и сюжетов в буддийской традиции.
  4. Изображения персонажей различных циклов тантрических учений.
Цогшин — изображение Падмасабхавы

История создания первой танки

В Индии (VI век до н.э.) знатный последователь Будды Шакьямуни по имени Анатхапиндик решил выдать свою дочь замуж за царя Шри-Ланки. Король Шри-Ланки даровал королю Индии (Падны) множество различных драгоценностей. И попросил, чтобы в обмен на эти дары король Индии отправил ему нечто уникальное.

Царь Падны понял, что нет ничего ценнее изображения Будды. Но сложность заключалась в том, чтобы передать подлинный образ Татхагаты («Так Пришедшего» или «Так Ушедшего») с 32 основными и 80 второстепенными знаками просветления. Художники даже не могли увидеть свои работы из-за ярких лучей света, исходившего от тела Будды.

Тогда Благословенный спустился к озеру, где, глядя на его отражение, живописцы запечатлели образ Будды на большом куске ткани, который впоследствии был отправлен в Шри-Ланку.

Большое число желающих пришло тогда в царские покои, чтобы увидеть тханку. Как только люди видели изображение, немедленно падали ниц в благоговении от просветлённого образа Будды Шакьямуни! Такова история создания первой тханки и традиции изображения будд в форме визуального искусства.

Таким образом, ещё до проникновения учения в Тибет в танкописи закрепилась традиция изображения будд, бодхисаттв, мирных и грозных божеств. В Тибете искусство живописи было сформировано под влиянием традиций Индии, Китая и Непала. Тибетская тханка получила наибольшее развитие после свадьбы царя Сонгцен Гампо (VII век) на двух принцессах — непальской и китайской. В качестве приданного принцесса из Непала привезла статую восьмилетнего Будды, а дочь китайского правителя — статую Будды в двенадцатилетнем возрасте. На этих священных изображениях основывались многие поколения художников в искусстве танкописи.

В тибетской живописи тханка строго соблюдаются правила и каноны учения. Она используется в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в оформлении домашних алтарей. Искусство создания тханки считается священным. Неукоснительное следование всем нормам позволит впоследствии совершить ритуал её освящения.

Кроме того, танкопись получила широкое распространение в Китае, Монголии, Бурятии. Этот вид искусства применяют во многих буддийских течениях. В традиции Ваджраяны тханка — важная опора для медитации и входит в число вещей, относительно которых практикующий обязан хранить обет.

Тханка с изображением Будды

Техника создания танки

Процесс создания буддийской тханки непрост и может занимать длительное время: от трёх месяцев до года. Предварительно художник должен пройти очищающие ритуалы и прочитать мантры. Далее начинается кропотливый процесс изготовления тханки, который включал в себя несколько этапов:

  1. Подготовка основы. Обычно выбирали ткань из хлопка либо льна. Форма изделия — традиционно квадрат либо прямоугольник. Размеры могли быть разные: от нескольких сантиметров квадратных до нескольких метров.
  2. Грунтование. Ткань помещали на холсте и покрывали грунтовкой с одной или двух сторон, тщательно полировали. В качестве грунта использовали смесь из мела, сажи, извести и особого клея, который изготавливался из шкур животных.
  3. Эскиз. На подготовленную поверхность холста карандашом из угля наносился эскиз рисунка. Затем прорисовывали контуры красной или черной тушью. Ещё один метод нанесения — это печать рисунка. Изображение вырезалось на доске из дерева, тушью заливали клише и с него делали оттиск. Затем холст грунтовали и обводили рисунок тушью.
  4. Раскрашивание. На готовый эскиз наносили краски натурального происхождения. При изготовлении более ценных тханок использовали серебро, золото. Особым ритуалом была прорисовка глаз, которые как будто открывались уже по завершению картины.
  5. Обшивание. Готовое произведение искусства снималось с каркаса, а затем обшивалось парчой. В завершение лама освящал полотно.

В настоящее время процесс ручного изготовления буддийской тханки отчасти был вытеснен печатью на холсте. Но работы, выполненные по всем каноническим предписаниям, имеют наибольшую ценность!

Создания танки

Стили танкописи

В искусстве тханкописи три основных стиля:

  1. Менри, или непальский стиль. Сформирован во времена жизни первого Далай–ламы. Основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его наставником был Допа Таши Гьяцо — мастер непальского стиля. Менла Дондруб стал известен после того, как создал «драгоценность правильных пропорций» — указал точные размеры тханок, в том числе объёмных, — ступ и скульптур. Особенность живописного стиля менри — насыщенность цветовой гаммы в изображении божеств.
  2. Карма–гадри. Этот стиль был сформирован в Восточном Тибете во времена правления Восьмого Кармапы Микьо Дордже (1507–1554 гг.). Ключевые особенности этого стиля — реалистичные пейзажи, которые выполнены в особой технике, где глубина цвета достигается за счёт многослойного наложения точек. На переднем плане — фигуры божеств и подношения, выполняются в кроющей технике. Восьмой Кармапа Микьё Дордже выявил и обозначил три основные особенности стиля и назвал их тремя драгоценностями гадри-стиля:

    • соответствие форм и манеры изображения индийским канонам;
    • цветовая гамма и текстура были свойственны китайской живописи;
    • ландшафты и композиция были заимствованы в тибетской традиции.

    Тханки в стиле карма–гадри считались редкостью и высоко ценились.

  3. Менсар, или «новый менри». Этот стиль возник позже остальных — в XVII веке. Приобрёл наибольшую популярность в Западном Тибете. Основатель Чойинг Гьяцо (1645 г.р.). Для стиля менсар характерна прозрачность пейзажа, яркие оттенки цветов и насыщенная деталями композиция.

Подводя итог, тханка — это особый вид религиозного искусства, который относится к буддийской культуре. Главная цель — передать просветлённую энергию будд, побуждающую нас идти по пути гармоничного духовного развития. Во благо всех живых существ!

Тханка с изображением Авалокитешвары

Список используемой литературы:

  1. https://www.tg-m.ru/articles/spetsialnyi-vypusk-iskusstvo-buddizma/istoriya-sozdaniya-pervoi-tkhanki
  2. http://www.kunpendelek.ru/library/buddhism/articles/buddhism-history-canons/3742/?ysclid=lb6tczybt97258374640
  3. https://vk.com/@buddasurgut-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-thankopisi-v-stile-gadri
  4. https://lektsii.org/13-745.html
  5. http://gardri.narod.ru/ru/ru_history.htm