— Вы сможете подъехать к 11 утра? Улица Гупар, дом 4. Только не перепутайте: в Калькутте 2 улицы Гупар. В 11 собирается группа на экскурсию. Вы можете к ним присоединиться.
На часах было 9.30 утра. Чтобы собраться, одеться и доехать до незнакомого места в городе с населением в 4,5 млн, полтора часа маловато.
— Да, я буду у вас к 11.
А что мне ещё оставалось? В 10 вечера этого же дня я уезжала из Калькуты. Этот город транзитный в моём путешествии, и у меня было только 2 дня. Мысль о посещении дома, где мальчиком жил и практиковал Парамаханса Йогананда, пришла спонтанно. И весь предыдущий день я пробовала дозвониться в сообщество Йогода Сатсанга Мат и Сарите Гхош, чтобы договориться об экскурсии, но всё безрезультатно. И вот на 2-й день утром мне это удалось сделать.
Калькутта — бывшая столица Британской Индии. Здесь происходили основные события, описанные Парамахансой Йоганандой в «Автобиографии йога», одного из учителей Крийя-йоги. Парамаханса, который вдохновил многие западные сердца и умы на самопознание, провёл свое отрочество на улице Гупар, почти в центре Калькутты. Дом ухоженный и опрятный, стены покрашены в нежно-жёлтый цвет с зелёными ставнями, что не так часто встречается после сезона дождей в Индии. Соседние дома — сероватые и блёклые.
Этот 3-этажный дом — не совсем музей. 3 комнаты в доме, связанные с событиями ранних поисков Бога Йоганандой, действительно сейчас нежилые: в них разместили его фотографии и некоторые его вещи. Посетителям показывают только 3 комнаты. В остальной части дома живёт семья Гхош — Сомнатх и его супруга Сарита, оба — последователи Парамахансы Йогананды. Сомнатх Гхош — внук Сананда Лала Гхоша — младшего брата Йогананды. Супружеской чете около 55 лет, две их дочери уже вышли замуж и живут отдельно. Сейчас это обычный дом, где живёт семья со своими бытовыми и социальными заботами. И о посещении нужно договариваться заранее. Невежливо нагрянуть без предупреждения.
В этом доме Йогананда жил с 13 лет, когда его отца, вице-президента Бенгальско-Нагпурской железной дороги, перевели в Калькутту. Родился будущий мастер йоги в г. Горакхпур, штат Уттар-прадеш. При входе в дом в Калькутте висит табличка: «Здесь жил Парамаханса Йогананда — основатель сообщества Йогода Сатсанда в Индии и Содружества Самореализации в Америке».
Ровно в 11 утра на 1-м этаже в холле дома собралось 7 человек, из них 5 индийцев. Ни один человек не опоздал, что удивительно для Индии.
Нас всех встречает Сарита — на первый взгляд обычная индийская женщина в традиционной тунике и широких штанах — сальвар-камизе, — красной точкой в межбровье, индийским гостеприимством и тонной преданности делу Парамахансы Йогананды. Для неё проведение экскурсии и рассказы о своём Учителе — дело всей жизни. Этот дом открыт для посетителей пару раз в неделю, если хозяева дома. Без амбиций и гордыни хозяйка раз за разом проводит паломников по комнатам и рассказывает одни и те же истории. И делает это с заразительным энтузиазмом. Особенно, по её словам, желание делиться возрастает, если она видит искренний интерес паломников. Тогда Сарита может бесконечно говорить о милости Гуру, его доброте и вдохновляющих историях из его жизни и жизни его последователей, которые к ней стекаются как реки к океану.
Экскурсия началась со 2-го этажа. Мы заходим в пустую комнату, без мебели. На стенах — старые и в основном чёрно-белые фотографии. С фотографий на нас смотрят люди из прошлого века, застывшие для портретной съёмки или групповых фотографий на свадьбах и в паломничестве. Эти фотографии из личного семейного альбома семьи. Некоторые снимки мне уже знакомы по книге «Автобиография йога». Но некоторые я вижу впервые. Стены комнаты выкрашены в голубой цвет. В Индии обои не популярны из-за сезонов дождей, поэтому стены только красят — так практичнее и дешевле. Именно в этой комнате, как рассказывает Сарита, великий йог Бабаджи впервые явился Парамахансе Йогананде.
«Однажды рано утром я сел молиться, твёрдо решив, что не закончу, пока не умру или не услышу голос Бога. Мне просто необходимо было Его благословение и заверение, что я не потеряю себя среди тумана современного утилитаризма. Сердце моё уже смирилось с перспективой путешествия в Америку, но тем твёрже было моё намерение услышать божественное утешение и напутствие.
Я всё молился и молился, подавляя рыдания. Ответа не было. К полудню я был на пределе, голова кружилась и болела, казалось, стоит мне ещё немного нарастить внутреннюю страсть — и мой череп расколется на части.
Тут в дверь моей комнаты на Гупар-роуд постучали. Я пригласил войти, и увидел молодого человека в непритязательной одежде отшельника. Он вошёл в комнату.
«Должно быть, это Бабаджи!» — подумал я изумленно, ибо молодой человек был внешне очень похож на молодого Лахири Махасайю. Он ответил на мою мысль:
— Да, я — Бабаджи, — сказал он приятным голосом на хинди. — Отец наш Небесный услыхал твою молитву, и велел мне передать тебе вот что: следуй заветам твоего Гуру и отправляйся в Америку. Не бойся, ты будешь защищён.
После паузы Бабаджи продолжил:
— Ты — тот, кого я выбрал распространять учение Крийя-йоги на Западе. Много лет назад я встретил на Кумбха Меле твоего Гуру, Шри Юктешвара, и сказал, что пришлю тебя к нему в ученики.
Я молчал, онемев от благоговения. Было очень приятно слышать из уст самого Бабаджи, что это именно он направил меня к Шри Юктешвару. Я пал перед бессмертным гуру ниц. Он милостиво поднял меня на ноги. Рассказав мне многое о моей жизни, он дал несколько личностных наставлений и тайных пророчеств.
— Крийя-йога (это научная техника достижения Бога), — торжественно сказал он в завершение, — в конце концов распространится по всем землям. Она позволит каждому из людей ощутить единого Бесконечного Отца и тем самым поможет установлению гармонии между народами Земли.
Устремив на меня свой исполненный величественной силы взгляд, учитель позволил мне на секунду проникнуть в своё космическое сознание.
Если бы сотни тысяч солнц
Взошли на небе одновременно,
То их сияние
Могло бы напомнить
Сияние Высшей Личности
В этой вселенской форме!
Вскоре Бабаджи направился к двери, предупредив меня:
— Не пытайся идти за мной. Всё равно у тебя не получится.
— Пожалуйста, Бабаджи, не уходите! — закричал я. — Возьмите меня с собой!
— Не сейчас. Потом, — ответил он.
Не совладав с собой, я пренебрёг его предупреждением. Попытавшись погнаться за святым, я обнаружил, что мои ноги словно приросли к полу.
Уже возле двери Бабаджи обернулся и бросил на меня последний любящий взгляд. Подняв руку, он благословил меня и вышел из комнаты.
Несколько минут спустя мои ноги освободились. Я сел и погрузился в глубокую медитацию, неустанно благодаря Бога за то, что он не только ответил на мою молитву, но и осчастливил меня свиданием с Бабаджи. Казалось, прикосновение древнего вечно молодого учителя освятило всё моё тело. Как давно и как страстно я хотел его видеть!»
Выходя из комнаты, некоторые участники нашей группы почтенно склоняются у того места, где Бабаджи явился Парамахансе и своими способностями не позволил следовать за собой.
Центральное место в комнате занимает цветная фотография Парамахансы Йогананды, сидящего на берегу озера. В комнате попросили не фотографировать. Но эту знаменитую фотографию легко найти в Интернете.
Фотография сделана в Лос-Анджелесе в 50-е годы в саду «Всех религий». Сад расположен на берегу озера Lake Shrine, там, где бульвар Сансет впадает в Тихий океан в Лос-Анджелесе, недалеко от знаменитого района Беверли-Хиллз.
Сарита задержалась на этой фотографии и рассказала нам историю возникновения сада «Всех религий». 4 гектара земли ранее принадлежали нефтяному магнату, который планировал построить на территории курортный комплекс с отелями и развлечениями. Всё бы так и случилось, если бы ему не приснился сон. Во сне, вместо отелей и роскоши, был сад «Всех религий», где проходили службы перед большим собранием людей. И этот cон был настолько живым и реальным, что просто так забыть или проигнорировать его не получалось. Сон повторялся снова и снова, как только мужчина засыпал. В конце концов, он не выдержал и нашёл в справочнике единственную организацию, которая называлась «Содружество самореализации. Церковь всех религий».
Далее существует несколько вариантов развития событий. По одной версии, нефтяной магнат поздней ночью набрал номер Содружества — на звонок ответил сам Парамаханса Йогананда. Они договорились встретиться на следующий день, чтобы посмотреть территорию. Парк просто подарили Содружеству. Эту версию рассказала хозяйка дома.
По другой версии, рано утром владелец парка отправил письмо в Содружество и сразу набрал их номер телефона. Гуру лично ответил на звонок и опередил своего абонента, спросив:
— Вы хотите продать свой участок?
— Откуда вы знаете? Моё письмо с предложением к вам ещё не дошло?
— Письмо дойдёт завтра утром, а завтра днём мы можем встретиться, чтобы обсудить сделку и посмотреть на местность, — к удивлению собеседника ответил Парамаханса.
Как бы ни было, далёкий от духовности богатый человек благодаря дивному сну подарил или продал Содружеству сад с озером в окружении холмов и национальных парков, вопреки своим первоначальным коммерческим планам.
Спустя 70 лет в саду проходят богослужения в перестроенной голландской мельнице, уроки медитации, там есть озеро с лебедями, скамейки, водопады, фонтаны, первый в мире мемориал Махатма Ганди с урной, где часть его праха, также есть ретритные дома и пр. Вход парк — за добровольные пожертвования.
Кроме цветной фотографии Йогананды, на берегу озера в Лос-Анджелесе в комнате висят групповые фотографии его семьи.
Оригинал фотографии Лахири Махасайи, учителя Шри Юктешвара, который обучал Йогананду. Про эту фотографию тоже можно прочитать в книге.
«Один из учеников Лахири Махасая, отличный фотограф Ганга Дхар бабу, хвастался, что неуловимому образу учителя от него не убежать. На следующее утро, когда гуру сидел в Позе лотоса на деревянной скамье у плетня, Ганга Дхар бабу пришёл со своей техникой. Приняв все предосторожности для успеха, он ненасытно отснял двенадцать фотопластинок. На каждой из них он вскоре нашёл отпечаток деревянной скамьи и плетня, но лик учителя вновь отсутствовал.
Со слезами на глазах от уязвлённой гордыни Ганга Дхар бабу разыскал гуру. Прошло много часов, прежде чем Лахири Махасая прервал своё молчание замечанием, полным смысла:
— Я — Дух. Может ли твоя камера отразить Вездесущее Незримое?
— Вижу, что нет. Но, святой господин, я от всей души жажду иметь изображение этого телесного храма, единственным обитателем которого является Дух. Раньше я не понимал этого, моё видение было ограниченным.
— Тогда приходи завтра утром. Я буду тебе позировать.
На следующий день фотограф вновь пустил в ход свою камеру. На сей раз святой образ, более не сокрытый незримой завесой, отчётливо проступил на пластинке. Никогда более учитель не позировал для какого-либо другого портрета, по крайней мере, никакого иного портрета я не видел».
В этой же комнате находится оригинал знаменитого портрета Бабаджи, который нарисовал брат Йогананды. Художник никогда не встречался с Бабаджи и никогда не обучался рисованию, но идеально воссоздал образ учителя со слов брата.
И ещё одна фотография с историей.
Фотография сделана во время паломничества в 1935 году во время недолгого визита Йогананды домой после 15 лет жизни в Америке. Это было двухдневное паломничество из Калькутты к Ганга Сагару — почитаемому индуистами месту, расположенному в 110 км от Калькутты, где река Ганга впадает в Бенгальский залив. Других паломников в это же время было тоже достаточно много. До острова Сагар посередине Ганги регулярно ходят паромы.
Когда Парамаханса Йогананда со своей группой и другими паломниками пересекал на пароме Гангу, начался шторм. Небольшой паром стало швырять из стороны в сторону, был риск затопления судна. Люди испугались и запаниковали. Некоторые бросились к Парамахансе в поисках защиты. Человек в шафрановых монашеских одеждах вызывает благоговение в индуистской культуре. Парамаханса, как история донесла до нас этот эпизод из жизни великого йога, попросил всех собравшихся молиться богу и просить у него защиту. Все пассажиры закрыли глаза и обратились каждый к своему богу, к тому образу высшей силы, который был близок именно ему. Через 10 мин над паромом разошлись тучи, и стало светло, ветер утих, волны успокоились.
Капитан судна, мусульманин по вере, бросился к ногам Парамахансы: «Я знаю, что это ваша заслуга в нашем спасении, пожалуйста, помогите и мне: моя работа под угрозой, т. к. я теряю голос от неизвестной болезни, а если я не смогу громко выкрикивать команды своим помощникам на палубе, то больше не смогу зарабатывать и кормить свою семью». Парамаханса успокоил его и пообещал помочь. На следующий день Гуру возвращался с острова на берег на том же пароме. И капитан во всё горло выкрикивал приказы, не испытывая никакой боли, его болезнь чудом была излечена за 1 ночь.
Второй комнатой, куда нас провели, была спальня Бхагвати Чара Гхоша — отца Парамахансы. Мама Парамахансы ушла из жизни, когда сын был ещё очень юн — ему было всего 11 лет. Его отец имел суровый характер. Но, чтобы сгладить боль после утраты матери для своих детей, стал проявлять большую нежность и мягкость. Парамаханса частенько спал с отцом в одной комнате.
Спальня главы семейства тоже мало обставлена. На стенах — множество фотографий семьи Парамахансы, включая портрет отца в полный рост кисти того же художника, который написал портрет Бабаджи.
Здесь хранятся немногочисленные вещи, которыми пользовался Йогананда, когда приезжал в Индию: стул, ручка и камень, который использовался для бумаг на столе. А также стопка его книг современного издательства. Там же есть статуя Будды и Ваджрайогини.
Последняя комната, которая представляет наибольший интерес для практиков, — это мансарда, где мальчиком практиковал Парамаханса: «в небольшой комнатушке под крышей совершал я ежедневные медитации, готовил своё сознание к божественному поиску». Именно из этой комнаты Йогананда сбросил свои вещи перед неудачным побегом в Гималаи: «я поспешно связал вместе одеяло, сандалии, две набедренные повязки, чётки. Снимок Лахири Махасайя и экземпляр Бхагавад-Гиты. Забросив этот свёрток через окно, я бегом спустился с третьего этажа и прошёл мимо своего дяди» (гл. 4).
В этой комнате — алтарь с изображениями Парамахансы Йогананды, Кришны, Иисуса, Лахири Махасайя, Шри Юктешвары. Сарита оставила нашу группу в комнате на 20 минут для медитации.
Некоторых посетителей этой комнаты буквально накрывает волна блаженства. Однажды одна пожилая женщина после медитации в комнате на чердаке полчаса ещё держалась за стену в коридоре и пошатывалась: «Вы, вероятно, думаете, что я пьяна? Нисколько. Меня шатает от силы, к которой я прикоснулась».
На чердаке у алтаря мои мысли успокоились, и дыхание замедлилось. Особую силу я не почувствовала, но спокойнее стала.
После возвращения из Америки Йогананда как-то предложил сёстрам и младшему брату вместе помедитировать на чердаке. Брату не хотелось медитировать. Добрый, но строгий Йогананда даже пожурил его за леность. Парню было всего 15 лет, и он просто наблюдал за медитацией Парамахансы и сестёр. А так как он сидел с открытыми глазами, то заметил, что у одной из женщин во время медитации засветилось лицо. «Я видела образ Кришны, чёткий и ясный. И всю линию Учителей Крийя-йоги», — рассказала она после брату».
После экскурсии на террасе хозяйка нас угощает индийскими сладостями гулаб джамун и чаеми и продолжает делиться уже современными историями.
У неё в руках старенький телефон, она листает фотографии и видео из Вотсаппа, чтобы оживить свои истории. Она доходит до очередного видео и показывает нам итальянского паломника, который приезжает регулярно в Калькутту и навещает дом Гуру с группой своих учеников. На видео улыбающиеся итальянцы передают ей привет. Этот мужчина, имя которого я не разобрала, а может, Сарита его имя даже и не называла (предлагаю называть его Лука для удобства), родился и вырос в Италии, с Парамахансой Йоганандой никогда не встречался, так как родился уже после его смерти.
Однажды в молодости с Лукой произошёл несчастный случай. Он с подпившими друзьями «летел» по трассе, за рулём сидел его пьяный знакомый. На очередном перекрёстке его восприятие замедлилось, как в кино, и парень отчётливо увидел, как на них надвигается другой автомобиль. Единственной его мыслью было: «Господи, помоги мне, спаси меня!» После сильного удара от столкновения его тело выбросило на обочину в 50 м от машины. Все его друзья погибли. А Лука впал в кому. В больнице ему чудилось, что у кровати стоял какой-то незнакомый мужчина. Когда он вышел из комы, то спросил медсестёр, кто приходил его навещать. Но ему ответили: «К вам никто за это время не входил в палату, кроме медперсонала». Это удивило юношу. Он отчётливо помнил образ посетителя.
Но через время ему опять пришло видение того же мужчины. Он сообщил изумлённому Луке, что тот выжил, потому что обратился к высшим силам в момент катастрофы. Прожив негативную карму, его жизнь примет новый оборот, и теперь вся его жизнь должна быть посвящена служению людям.
Этот образ мужчины с длинными волосами, бездонными добрыми глазами буквально преследовал его. Луке хотелось понять, кто приходит к нему в видениях. Он начал поиски в Интернете и через время нашёл фотографию Парамахансы Йогананды на обложке книги «Автобиография йога». «Вот же тот самый мужчина, который меня спас и навещал в больнице!» — подумал он.
С тех пор Лука посвящает жизнь развитию других людей, учит их медитировать, организовывает и проводит паломнические туры в Индию.
Палец Сариты уже пролистывает дальше видео и фото на телефоне.
— Вот, посмотрите: эту фотографию мне прислали из Южной Калифорнии. Недавно там был пожар. И дом одной моей хорошей знакомой, которая родилась в Индии, но переехала в США, был как раз в районе пожара.
На фотографии видны чёрные холмы, соседние дома до основания сгорели, а дом знакомой Сариты даже не тронут.
— Я считаю, что это чудо. Она — последовательница Парамахансы Йогананды. Гуру с нами всегда, и помогает своим ученикам. А ещё, — продолжала увлечённая Сарита, — одна из американских учениц Гуру рассказывала, как была свидетельницей мистического транса Парамахансы Йогананды — он беседовал с Божественной матерью. Вопросы он задавал вслух, ответы приходили через его речь, но в эти моменты голос Гуру преображался, как будто бы был не его. «Я наблюдала за Гуру, — рассказывает его ученица — в момент такого общения. И мне захотелось в этот момент возвышенного состояния Учителя дотронуться до его стоп, чтобы получить благословение самой Матери. Но Учитель прочитал мои мысли и настрого запретил притрагиваться к нему: „Если ты притронешься ко мне в момент Божественного видения, ты испепелишься, т. к. пока не готова пропускать через себя энергию высокой частоты“, — сказал он».
— Эта история мне напоминает историю испытания Рамакришны, — продолжала хозяйка. Он тоже жил и практиковал в Калькутте. Во время своих трансов он общался с Кали, Божественной матерью. Часто это происходило в храме Кали в Калькутте — Дакшинешвар Темпле. Скептики посмеивались над Рамакришной. Ведь тонкий опыт и истинность транса (или самадхи) проверить сложно, и его считали скорее безумным выдумщиком, чем святым. Поэтому однажды критики Рамакришны решили его проверить, подослав в храм женщину лёгкого поведения с целью посмотреть, соблазнится ли Святой красотой девушки и близостью её тела. Во время очередной медитации Рамакришны в храме девушка ловко присела ему на колени, но в то же мгновение отскочила: тело Рамакришны горело — и девушка обожглась. Осознав свою ошибку и признавая высокие достижения учителя, девушка в слезах просила прощения. Многие скептики в тот день стали его последователями и почитателями.
Мы уже давно доели сладости, а Сарита всё продолжала рассказывать свои истории, и слушать её можно было бесконечно. Было такое ощущение, что читаешь продолжение «Автобиографии йога» — та же мистика, которая рациональному уму кажется сказками, а истинно преданным последователям Парамахансы Йогананды помогает усилить веру в йогу и практики саморазвития, медитацию и служение.
Уходить из гостеприимного дома не хотелось. Я сказала Сарите, что переведу некоторые истории для сайта, на что она со свойственной ей преданностью подбодрила меня:
— Это благословение — рассказывать об Учителе другим.
И я ей поверила. Осталось только надеяться, что я вам поведала доверенные мне истории без искажений. Друзья, я постаралась описать истории именно так, как я их услышала и поняла. Возможны неточности. Но неточности по фактам, но не по сути. Надеюсь, вы мне их простите. Это неизбежно, когда одну и ту же историю пересказывают много раз, да ещё и на разных языках, переводя друг другу с бенгальского на английский, с английского на русский, а может, и ещё на какой-то другой язык.
Цель моей путевой заметки — вспомнить ещё раз о великом мастере йоги. Это — для вдохновения, а не для истории. А ещё меня поразила глубина преданности и веры Сариты и других последователей. Мне её истории иногда казались слишком эмоциональными, приукрашенными и полными детской наивности. Некоторые моменты я бы объяснила доводами разума, а не мистикой. Но, с другой стороны, западным практикам любой традиции, бывает, не хватает веры и преданности, которые эта женщина излучала. Парамаханса Йогананда для неё — безусловный авторитет, а мистика и истории призваны лишь укреплять веру на Пути.
Желаю вам гармоничного развития с нужной именно вам долей преданности практике и служению, но и с сохранением разумного подхода.