Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Юмор — инструмент управления обществом

Слушать аудиоверсию 0:00 / 11:29
Синтезированная речь
Юмор — инструмент управления обществом
Юмор — инструмент управления обществом

Смех продлевает жизнь — слышим мы с самого детства. Нам внушают, что совсем неважно над чем и над кем смеяться, ведь сам процесс повышает настроение, увеличивает уровень дофамина в крови и так далее. Но под маской юмора часто продвигаются деструктивные концепции, которые при шутливой подаче минуют критическое мышление и закладываются напрямую в подсознание. Если острую социальную проблему подать под маской юмора, то человек впоследствии перестанет её воспринимать всерьёз. А от того, что эта ситуация игнорируется, она никуда не исчезнет. Вопрос в том, кто и зачем создаёт в обществе шутливое восприятие серьёзных проблем. Последуем древнему принципу критического мышления и зададим вопрос: cui prodest? — кому это выгодно?

Юмор — инструмент управления обществом

Принцип бесструктурного управления обществом кардинально отличается от структурного типа. Самый яркий пример структурного управления — это армия, когда отдаются чёткие приказы конкретным лицам, которые безоговорочно исполняются. В случае бесструктурного управления никто никому ничего не приказывает, не принуждает и якобы не навязывает. Этот тип управления функционирует иначе: создаётся информационная среда, которая не оставляет человеку выбора или же предлагает так называемую иллюзию выбора, то есть выбор из двух заведомо ложных вариантов. При таком подходе формально все являются свободными в своих действиях и в своём выборе. Но на самом деле мировоззрение людей корректируется путём различных психотехник, в том числе через СМИ.

Одним из наиболее мощных инструментов такого управления является юмор. Казалось бы, что может быть опасного в смехе. Давайте разбираться. Существует такое понятие, как критическое мышление. Именно оно не позволяет навязывать вредоносные, деструктивные концепции. Можно ли заставить осознанного человека, который уже владеет определённой информацией, травиться алкогольным ядом или покупать ненужные ему вещи? Вопрос риторический. Но существует методика внедрения деструктивных концепций в социум под названием «окно Овертона». Она позволяет перевести любое явление из разряда недопустимых в разряд нормальных явлений.

Мало кто знает, с 19 июля 1917 года в Российской Империи действовал сухой закон на протяжении 11 лет. Удивительно, но даже после смены власти, советское правительство продолжило инициативу Николая II в борьбе с пьянством. В те годы резко упал уровень преступности. В некоторых городах она была практически полностью искоренена, повысилась производительность труда, смертность от последствий употребления алкоголя была практически на нуле. И видя такие результаты сухого закона, большая часть населения поддерживала инициативу правительства. Сегодня же употребление алкоголя считается нормой, а успехи сухого закона в Российской Империи и даже сам факт его наличия всячески замалчиваются. Почему же трезвый образ жизни стал восприниматься как крайность, а употребление алкоголя стало нормой? Как это произошло? Отчасти с помощью юмора.

Человеческая психика устроена таким образом, что смех является признаком безопасности и комфорта. Когда человеку смешно, он перестаёт воспринимать подаваемую ему информацию как опасную. Проще говоря, то, что смешно, опасным быть не может. Вспомните выступления популярных комиков. Проанализируйте о чём их шутки. Половина на тему алкоголя, половина на тему сексуальной распущенности. Пропорции могут отличаться, но эти две тематики практически всегда превалируют. Алкоголизм выставляется как национальная особенность русских, а сексуальная распущенность подаётся как то, над чем можно шутить. В то время как по данным проекта «Общее дело» в России ежедневно от последствий употребления алкоголя умирают около 2 000 человек. Более 80 % убийств совершается в состоянии алкогольного или другого наркотического опьянения. Неужели национальная трагедия является темой для шуток? Это то же самое, что шутить на тему холокоста.

Шутливая подача деструктивных явлений активно навязывается в обществе. Посмотрите любой юмористический фильм, шоу, передачу, сериал. «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт», «курить вредно, пить противно, а умирать здоровым обидно» и так далее. С высокой долей вероятности можно сказать, что эти поговорки придумали не люди, а те, кто стоят на службе у алкогольных и табачных корпораций. Потому что когда человеку смешно, ему уже не страшно. Смех и страх — это взаимоисключающие эмоциональные реакции. Это, кстати, самый эффективный приём борьбы с фобиями: чтобы обесценить страх, нужно над ним посмеяться. Но если при борьбе со страхами это приносит пользу, то в случае с шутливым восприятием разрушительных процессов в обществе это принесёт невероятный вред.

Обратите внимание на большую часть комедийного контента. Если это фильм или сериал, там обязательно будет хотя бы один персонаж, который злоупотребляет алкоголем. Он будет попадать в смешные и забавные ситуации. Какой посыл это несёт зрителям? Алкоголь — это весело, смешно и разнообразит жизнь. Никто не покажет, как этот человек будет болеть, причинять страдания окружающим или сидеть в тюрьме за то, что совершил в состоянии алкогольного опьянения. И даже если это покажут, то подадут под таким слоем шуток, что заставят зрителя смеяться даже там, где надо плакать. Современные СМИ способны превратить в клоунаду даже самые трагичные события.

Как юмор помог завоевать Европу

С помощью юмора можно даже выиграть войну. Не концептуальную, не мировоззренческую, а самую настоящую — со стрельбой и бомбёжками. И пример тому в истории уже был. В 1940-ом году вышел фильм «Великий диктатор», где Чарли Чаплин, сыгравший Адольфа Гитлера, представил его в шутливой юмористичной форме. Снова вспоминаем особенность человеческой психики: то, что смешно, — опасным быть не может. Следовательно, Европа подсознательно перестала воспринимать Гитлера как угрозу. Печальный итог известен. И ещё интересное совпадение: талантливому актёру Чарли Чаплину поставили памятник в Швейцарии. Уж не за то ли, что он так талантливо убедил всю Европу в том, что Гитлер просто клоун? При этом Гитлер, завоевав всю Европу, Швейцарию не тронул. Вполне возможно потому, что именно там находились «режиссёры», которые разыграли всю эту трагикомедию.

Однако вернёмся к истории современной России. Можно заметить, что именно в 80-ых годах в обществе стали появляться шутки про недостатки жизни в СССР. Принцип довольно типичный для таких методик: закрываются глаза на десятки плюсов, берётся пара незначительных минусов, которые с помощью юмора подают как очень важные. Пресловутый дефицит, бюрократия, сложности с поездками за границу — в анекдотах и шутках приобрели облик трагедии вселенского масштаба. Итог — развал СССР. Разумеется, это не единственная причина, но свою роль эта «шутливая» война сыграла.

Юмористический фронт. Наши дни

Если посмотреть на современные комедийные сериалы и фильмы, то большая часть шуток на тему праздного и безнравственного образа жизни, который подаётся как весёлый и яркий. Можно привести пример некоторых из таких манипуляций.

В популярном комедийном сериале «Интерны» между двумя персонажами происходит спор, кто из них русский. Один из персонажей темнокожий, а второй — коренной москвич. Во время этого спора третий персонаж вставляет реплику: «Кто больше выпьет, тот и русский». Вся дальнейшая серия посвящена тому, что оба спорщика доводят себя до состояния свиней. Учитывая тот факт, что всё это подаётся под маской юмора, у человека отключается критическое мышление. И пока телезритель беззаботно смеётся, ему на подкорку записывается: быть русским — значит быть алкоголиком. 

Другой пример: в сериале «Ольга» девушки обсуждают знакомого парня. И одна из них произносит фразу: «Он какой-то странный. Вдруг он маньяк? Или вообще, веган?». Смешно, забавно, весело. А на подкорку идёт информация: веган хуже маньяка. А потом мы можем видеть агрессивное отношение к людям только потому, что у них отличный от большинства тип питания.

Вот так под маской юмора происходит внедрение деструктивных установок прямиком в подсознание. Любая информация, поданная в виде шутки, минует критическое мышление. Потому что осмысление происходит только тогда, когда человек воспринимает подаваемую информацию всерьёз. Именно поэтому ложь, транслируемая через новости, документальные фильмы и так далее, гораздо менее эффективна. Да, она позволяет формировать мировоззрение по принципу небезызвестного Геббельса: ложь, повторённая тысячу раз, становится правдой. Но чтобы повторить тысячу раз, нужно время, деньги и другие ресурсы. А одна безвинная шутка, которую человек услышал в юмористическом шоу или комедийном сериале, может прочно засесть в подсознание и в нужный момент сработать.

Обращали ли вы внимание, как порой бывает сложно донести людям информацию о вреде того же алкоголя или курения. Это происходит именно потому, что в обществе уже сформировано снисходительное и беспечное отношение к этому явлению. Поэтому реакция в виде фразы: «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт» — встречается очень часто. И несмотря на свою явную нелогичность и даже полную абсурдность, человек вроде бы шутя, не всерьёз продолжает убивать себя. А кто-то делает на этом деньги. И всё, что было потрачено на юмористическую рекламу того или иного продукта, окупается с лихвой.

Важно понимать, что в мире нет ни абсолютного добра, ни абсолютного зла. Всё можно использовать как инструмент. Топором можно и дом построить, и вред нанести. Однако это вовсе не означает, что надо запретить людям использовать этот инструмент. Юмор позволяет по новому посмотреть на какие-то вещи и изменить своё мировоззрение. К примеру, с помощью юмора можно показать людям абсурдность современной системы питания, где переедание и употребление неестественной вредной пищи считается нормой. Быть может, это изменит взгляд общества на традиционное питание. Самым же мощным противоядием от деструктивного юмора является осознанность. Постоянный анализ поступающей информации с вопросом о том, кому может быть выгодно продвижение того или иного контента позволяет выявлять все крючки, на которые современные СМИ пытаются поймать человека.