Измени себя — изменится Мир вокруг

Полезные привычки для детей и их родителей

Слушать аудиоверсию 0:00 / 11:47
Текст читает: Лина Мазалова

Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, уверенными в себе, мудрыми и рассудительными. Чтобы они чувствовали свои истинные потребности во всех сферах жизни: по отношению и к телу, и к работе, и к межличностным связям. Чтобы они были более счастливыми, чем предыдущие поколения.

В погоне за этой целью изучается разного рода литература, проводятся всевозможные курсы и тренинги. Однако на практике часто бывает так, что родитель всё равно теряется перед лицом стрессовой ситуации и ведёт себя не так, как его учили в книжках. Он может выйти из себя, накричать на ребёнка, дать подзатыльник. А ребёнок, повзрослев, всё равно чувствует, что его родители ему чего-то не додали в детстве. Даже если они, в свою очередь, старались быть идеальными.

Почему так происходит?

У родителей не всегда получается применить на практике информацию из книг, потому что в их сознании прочно запечатлены определённые шаблоны поведения, которые они получили от своих родителей. А их родители — от своих родителей. В последних нескольких поколениях российских семей, когда люди боролись за выживание, эти модели, чаще всего, не самые благополучные. Но, как говорил один мудрый человек, «зло должно остановиться на нас».

Это к тому, что если хочешь, чтобы жизнь твоего ребёнка была более гармоничной и светлой, начинать нужно с себя. Сам по себе воспитательный процесс требует от родителя собранности и решимости, внутреннего спокойствия и уверенности, оптимизма и гуманности, рассудительности и креативности, большого количества энергии и самоотдачи. Эти-то качества и нужно культивировать в себе, в первую очередь. А дети будут впитывать их, как мы когда-то впитали какие-то качества своих родителей. И если говорить о развитии полезных привычек у детей, то нужно чётко понимать, что эти привычки, в первую очередь, нужно развивать в себе.

Таким образом, в помощь родителям, которые готовы меняться сами и подавать пример своим детям, перечислим здесь семь самых полезных привычек, которые пригодятся на всю жизнь.

Адекватное питание

На просторах Интернета уже много сказано в пользу вегетарианства. Поэтому не будем здесь особо разворачивать эту тему. Стоит лишь сказать, что исследования последних лет свидетельствуют о развитии многих хронических и смертельно опасных заболеваний именно по причине перегрузки организма животным белком. Выбор каждый делает сам.

Но мало кто поспорит, что питаться здоровой пищей — самая здоровая привычка, которая только может быть. Сюда же можно добавить привычку выражать благодарность перед каждым приёмом пищи. Благодарность тем, кто её выращивал, продавал, готовил. В кругу йогов есть хорошая привычка петь три раза мантру «Ом» перед едой. Если такая практика откликается, то очень позитивно применять её.

Следование своим циркадным ритмам

Циркадные ритмы — это внутренние ритмы человека, которые изменяются несколько раз в сутки под воздействием солнечной активности. Если говорить коротко, то именно эти ритмы отвечают за режим сна и бодрствования. Чаще всего, здоровый, правильно питающийся и активный ребёнок встаёт до рассвета. Часов в пять-шесть. Ложится спать до 21:00. Такой ранний подъём не удобен многим родителям, и они пытаются перестроить ребёнка, намеренно укладывая его спать позже, чтобы он не мешал их «воскресному» сну до полудня.

А потом жалуются, что ребёнок плохо просыпается к школе, рассеян и забывчив. Нарушение естественных для человека ритмов как раз и влечёт за собой проблемы с памятью, энергией и здоровьем. Не зря так много говорится о том, что есть оптимальное время, когда человеку лучше просыпаться и засыпать, и оно напрямую зависит от того, следуем ли мы за своими природными ритмами.

Физическая активность

Поначалу детки очень активные. Они ни минуты не сидят на месте. Всё познают, изучают, двигаются. Со временем уровень активности снижается. Это в каком-то смысле нормально. С возрастом ребёнку требуется больше усидчивости и терпеливости, чем в раннем детстве. Но не до такой степени, когда они становятся «заложниками» стульев и диванов.

И чтобы не пришлось горевать потом по поводу того, что ребёнка «на улицу не выгонишь, одни компьютеры и телевизор у него на уме», нужно с раннего детства показывать ему пример своей физической активности. Вместе проводить досуг, гуляя в парке, играя в подвижные игры, занимаясь йогой или другой, близкой по духу практикой.

Общение с природой

Человеку, живущему в мегаполисе, крайне важно находить время для общения с природой. Время для замедления, переосмысления, наблюдения. Опять же, детки по своей натуре очень близки к ней. Дай им волю, они дни и ночи напролёт будут бегать по улицам и изучать мир вокруг. Но под тяжестью социального бремени эта естественная привычка постепенно угасает.

И вот мы, уже взрослые и нагруженные чередой забот, только в мечтах видим безмятежное пребывание в не тронутых цивилизацией местах. Вот почему так важно не забывать о необходимости сохранения контакта с природой. Обязательно, хотя бы изредка, выезжать с ребёнком за город, показывать звёздное небо, пламя костра, журчащие реки, рассвет и закат, деревья и цветы. Это поможет ему подпитываться энергиями стихий и расти гармоничной личностью.

Удовлетворённость

В йоге это называется «сантоша». Привычка довольствоваться тем, что есть, не развращая сознание материальными желаниями. Не покупать ребёнку много игрушек. Не «заваливать» его горами вкусностей и подарков. Не спешить исполнять все его желания здесь и сейчас. Ведь, по сути, нет смысла постоянно хотеть чего-то нового. И если родители транслируют ребёнку, что с ним всё в порядке, что он хороший, независимо от количества имеющихся у него игрушек, от наличия или отсутствия у него планшета/телефона/самоката, то ребёнку будет спокойней жить. Его ум не будет перегружен нескончаемым потоком сиюминутных желаний.

Он не будет встречать родителя, который возвращается вечером с работы, вопросом: «А что ты мне купил?» Он не будет закатывать истерики в детском магазине по поводу игрушки своей мечты. А будет использовать в качестве игрушек всё, что попадётся ему под руку. Тем самым, исследуя мир и развивая воображение. Отсюда вытекает следующая привычка, которую нужно развивать и поощрять в своём ребёнке.

Творчество

Привычка изобретать, делать что-то своими руками, творить — это даже не привычка. Это врождённая потребность каждого человека. Все дети по своей натуре — исследователи. Это качество в дальнейшем помогает им найти свой истинный Путь. Но эта природная тяга к созиданию очень часто «убивается» жёсткими рамками дисциплины, оценочной позицией взрослых и соревновательной системой, культивируемой в обществе. Сюда же можно прибавить нежелание родителей терпеть «издержки» детского творчества в виде рассыпанной по кухне муки, размазанным по стенам краскам, разбросанным по дому «палкам-камушкам-листикам».

И если с последним фактором можно легко справиться, транслируя ребёнку минимальный набор правил совместного быта и привлекая его к домашним делам, то перечисленные ранее моменты скорректировать гораздо сложнее. Поэтому лучше заранее определить для себя чёткую позицию: хотят ли родители, чтобы их ребёнок по жизни следовал своему внутреннему зову (и тогда они поощряют и разделяют его тягу к творчеству); либо им нужен контролируемый, легко управляемый индивид (для чего в нашем обществе не нужно прикладывать особых усилий).

Проживание поражений

Привычка не избегать неудач, а воспринимать их как жизненный опыт, — ещё одна ценная наука для детей и их родителей. Не стоит пытаться создать своему ребёнку безоблачный радужный мир. Пусть он с детства знакомится с объективной реальностью, в которой есть место радости и печали, счастью и боли, удовлетворённости и неудобству.

Человеку хорошо бы знать, что он может не всем нравиться, и это нормально! Он может споткнуться и упасть, может проиграть и «накосячить», но не станет от этого хуже. Любой имеет право на ошибку! На ошибках учатся. Такое знание избавит его от перфекционизма и разочарований в дальнейшем. В ситуациях поражения для ребёнка лучшей поддержкой от родителей будет их любовь и принятие таким, какой он есть.

Всему остальному его научит жизнь.