Измени себя — изменится Мир вокруг

Путешествие среди облаков

Есть место на этой планете, где находится великая и священная гора Кайлаш. Это Тибет, страна снегов и бескрайних равнин, страна, тесно связанная с учением Будды, Дхармой. Сюда стремятся многие паломники и туристы, влекомые неким внутренним позывом прикоснуться к одной из самых сакральных тайн. Эта тайна находится внутри самого человека, и, достигая Кайлаша, любой человек может в неё заглянуть, если захочет. Итак, путешествие начинается...

А начинается оно с подготовки. Как всегда, с подготовки физического тела, но также и ума, формирования позитивного настроя, происходящего из желания изменить себя, найти в себе то, что сейчас дремлет под покровом обыденности. Есть замечательная поговорка: «Куда бы ты ни пришёл, ты увидишь то, что принёс с собой». Что же мы носим с собой? И чего хотим на самом деле? Вот это нам и предстоит узнать.

После шумных аэропортов, огромных и ярких и, тем не менее, впечатляющих, мы приземляемся неподалёку от Лхасы, столицы Тибета. Постепенно начинается акклиматизация. Теперь мы будем перемещаться из города в город, попеременно меняя высоту, чтобы тело адаптировалось к новым условиям, в которых нам предстоит прожить следующие две недели. И первым пунктом нашего путешествия становится Цетанг, город, где начиналась история нынешнего Тибета, и столица первых королей. Здесь мы проезжаем несколько достопримечательностей, посещаем небольшой буддийский монастырь и постепенно привыкаем к высоте 3500 метров над уровнем моря.

Далее наш путь лежит в саму Лхасу, но перед этим мы делаем небольшой крюк к монастырю Самье — очень важному месту, с которого, по сути, и началось становление буддизма в Тибете. Сам монастырь, окружённый небольшим посёлком, имеет форму мандалы, символической фигуры, означающей абсолютную гармонию. Самье известен тем, что его строили царь Дхармы Трисонг Децен и сам Гуру Падмасамбхава, великий йогин, почитаемый как воплощение Будды Шакьямуни, которое появилось на земле, дабы сохранить и распространить учение. Кроме того, это один из немногих современных монастырей, который сохранил дух буддийской практики. Заходя внутрь, ощущаешь эту самобытность, чувствуется особая спокойная энергия. Погода благоприятствует, и мы едем дальше, в Лхасу.

Удивительный город Лхаса. С каждым годом он становится всё больше, обрастает новыми кварталами, однако, проскользнув мимо скучных новостроек, мы поселяемся в самом сердце исторического и культурного центра города, прямо около храма Джоканг, одного из значимых мест, которое нам предстоит здесь посетить. Здесь, в прекрасных условиях, можно перевести дух, немного отдохнуть, познакомиться, приобрести необходимые вещи и просто погулять по городу, заглянуть в парк вокруг дворца Потала, визитной карточки Лхасы и бывшей резиденции Далай-лам. Традиционно прогулка совершается вокруг храма Джоканг. Можно не спеша идти по дорожке, выложенной белым камнем, сливаясь с потоком паломников и совершая кору (так называется обход почитаемого или священного места). Находясь в Лхасе, мы посетим три важных места: сам храм Джоканг, пещерный комплекс Драк Йерпа и монастырь Ганден.

Наутро после небольшого переезда и подъёма по серпантину ещё на несколько сотен метров выше мы оказываемся у подножия горы, на которой расположена цепь пещер, скрытых под небольшими комнатами-надстройками. Ещё небольшой подъём по ступенькам, на сей раз пешком, — готовимся к коре:) С высоты 4200 метров открывается чудесный вид на долину и ущелье. Это место известно тем, что здесь многие годы занимались медитацией и внутренними практиками сам Падмасамбхава, Атиша, Далай-лама и другие учителя и мастера йоги. Даже сейчас, спустя века, мы можем почувствовать энергию их практик, впечатавшуюся в камни пещер. Помимо характерной для таких мест энергии спокойствия, действительно чувствуется сила и пространство, уходящее далеко за пределы каменных стен. После личных практик и интересного рассказа о Еше Цогьял, духовной спутнице Падмасамбхавы, начинаем обратный путь в Лхасу, где мы посетим храм Джоканг.

Джоканг на тибетском означает «дом Джово». Это большой храм в центре города, а называется он так потому, что в нём находится одна из статуй Будды Шакьямуни, которая по легенде была сделана с самого Будды, была им благословлена и сохранилась до нашего времени. Вот почему тысячи паломников стремятся попасть в Джоканг, чтобы увидеть её, и совершают обход вокруг храма. И мы тоже заходим внутрь после рассказов гида об истории храма. В действительности, это редкая удача и благая карма попасть сюда, пройтись, увидеть, почувствовать. Во время очередной прогулки вокруг Джоканга, обсуждая события прошедшего дня, мы пришли к пониманию, что, несмотря на внешнюю простоту, посещение и пещер, и статуи Джово, — всё это оставляет тонкий след где-то во внутреннем мире, осознать который получается только спустя время.

Ганден, наверное, один из самых больших монастырских комплексов, которые мне доводилось видеть. Он находится также за городской чертой, и после привычного для этих мест подъёма по серпантину, открывается взору, впечатляя величественной панорамой. На протяжении многих веков Ганден выполняет функцию буддийского монастыря-университета, где монахи традиционно изучают 10 наук. Основатель этого монастыря Цонкапа является важной и почитаемой фигурой в истории тибетского буддизма. В своё время именно благодаря ему монашеская система, пришедшая в упадок, была реформирована, и было положено начало традиции Далай-лам. На этом наше пребывание в Лхасе подходит к завершению, и мы готовимся к череде переездов, которые в итоге приведут нас к Кайлашу.

Следующий город на пути, Шигадзе — второй по величине город в Тибете, а также монастырь Ташилунпо, резиденция Панчен-лам, в котором находится самая большая статуя будды Майтрейи, который будет учить в далёком будущем. Начинаются длинные переезды, постепенно становится меньше цивилизации и больше пространства, климат становится чуть суровее, однако погода продолжает благоприятствовать. На горизонте виднеются снежные шапки Гималаев. И затем, после спуска на высоту почти в два раза ниже, у границы с Непалом, снова всё меняется — возрастает влажность, появляются туманы, горы покрываются лесом. В этот раз мы решили посетить городок Киронг, вблизи которого находятся сразу два знаковых места. Первое — это пещера, в которой медитировал Падмасамбхава, когда прибыл в Тибет. До пещеры мы прошли несколько километров по живописной лесной местности, больше напоминающей Непал. Второе — гора, где великий йогин Миларепа медитировал в пещерах 3 и 6 лет и затем на высокой площадке ушёл из этого мира. Здесь наоборот пришлось проехать немного в горы и преодолеть крутой подъём, но это того стоило. Места оказались очень сильными, и мы непременно постараемся снова сюда вернуться.

Спуски и подъёмы, много ходьбы — каждый день здесь приближает и готовит нас к коре вокруг Кайлаша. И вот очередной переезд, и мы оказываемся на высоте около 4700 метров, в привычном тибетском пейзаже. Ночёвка на высоте была непростой, и утром мы продолжили путь к озеру Манасаровар. Всем не терпелось увидеть Кайлаш хотя бы издалека — ведь нам предстоит ещё один этап акклиматизации перед корой, но на этот раз горизонт был покрыт облаками, и нам удалось увидеть лишь нижнюю половину горы. Зато озеро, как всегда, порадовало своей бирюзовой гладью и спокойствием. На берегу было тепло и не очень ветрено, и удалось немного побыть на берегу и попытаться успокоить ум, концентрируясь на его водах.

Последние дни, перед тем как мы вернемся к Кайлашу, перед корой, у всех участников ощущается больше спокойствия. Похоже, что акклиматизацию проходит не только тело, но и ум, которому поначалу было нелегко находиться в столь непривычной обстановке. Как будто на низком старте мы останавливаемся в Пуранге, отдыхаем, заезжаем ещё в пару интересных мест — пещеру просветления и храм Корча. Сегодня вечером будем обсуждать подготовку к коре, маршруты, ночёвки, сбор вещей и, конечно, позитивный настрой:)

И вот наступает последний день перед выходом на кору. Проезжаем перевал на высоте 5200 метров. На большой высоте иногда возникает такое чувство, что ты находишься на другой планете, вокруг только горы, облака порой проходят так близко, что кажется можно потрогать их рукой. По пути заезжаем в пещеру Чиу близ озера Манасаровар — место, где Падмасамбхава медитировал и ушёл в свет. Пещера очень сильная, а снаружи одновременно солнце и сильный ветер. Нам предстоит небольшой переезд, после которого, обогнув озеро Манасаровар, мы окажемся в городке Дарчен, этаком «базовом лагере» Кайлаша. Здесь путники отдыхают перед корой, покупают необходимые вещи, а в русском ресторане можно встретить загорелых людей с горящими глазами, которые возбуждённо обсуждают, как прошла кора, или планируют очередной выход в горы. Сегодня вечером будет общий сбор, завершающие приготовления, и всё это чем-то напоминает космонавтов, готовящихся подняться над нашей планетой. Вот бы и космонавты перед вылетом пели мантру Ом:)

Утро. Выходим. После завтрака упаковываем вещи в мешки для яков и садимся в специальные автобусы, которые довезут нас до местечка под названием Тарбоче, откуда путешественники начинают кору вокруг Кайлаша. Далее в моём рассказе следует двухдневная пауза, потому что на заметки совершенно не было времени:) Тем не менее, я хорошо помню маршрут и немного опишу события, которые происходили в эти дни, по памяти.
Первая часть пути, около 15 километров, проходит по дороге, огибающей Кайлаш с запада. Это живописное и широкое ущелье. Путь не очень сложный, подъёмов практически нет, зато есть прекрасная возможность прочувствовать особенности передвижения на высоте почти 5000 метров:) Вскоре справа открывается вид на западное лицо Кайлаша, который сразу проявляет своё величие. Каждый идёт по-своему: кто-то фотографирует, кто-то просто наслаждается горными пейзажами или же идёт, сосредоточившись или начитывая мантры. Мне нравится ходить кору, отключая все лишние мысли, насколько это возможно, и отдаться незримому потоку, который движет меня вперёд. В этом году мы останавливаемся в новом отеле у Северного лица, и, в самом деле, разница с теми гестхаусами, в которых мы были в прошлые поездки, огромная. Здесь мы отдыхаем, прислушиваемся к своим ощущениям, ведь ночь нам предстоит провести на высоте около 5100 метров. Те, у кого остаются силы, посещают монастырь, расположенный неподалёку, за рекой. Рядом с монастырём расположена одна из пещер Миларепы — ещё одна возможность посетить сильное место. На такой высоте телу «равнинного» человека бывает непросто, но благодаря команде и дружеской поддержке всем удаётся отдохнуть и подготовиться ко второму, самому сложному дню. Утром нам предстоит преодолеть перевал Дролма Ла, а вместе с ним, возможно, и некоторые свои ограничения.
Перевал Дролма Ла назван в честь Зелёной Тары — бодхисаттвы, проявившейся в женской форме, которая из сострадания помогает и защищает всех живущих, очень почитаемой в традиционно буддийских странах. На этом перевале находится много различных артефактов с громкими именами и своими легендами, таких как Долина Жизни и Смерти, Топор Кармы и так далее. Но самое интересное не в этом и даже не в красивейших горных панорамах, которые открываются с восходом солнца. Высота перевала около 5700 метров и сам подъём для большинства представляет серьёзную аскезу. Здесь самое время вспомнить о таком понятии, как аскеза, и что она даёт. Самое важное — это преодоление себя, некоего внутреннего изнеженного нытика, привязанного к тёплой постели, магазинам, вкусной еде и интернету; преодоление всего привычного, что за годы жизни застыло камнем преткновения в нашем уме; возможность отдышаться и замереть на миг в этой прозрачной ясности. Все эти переживания очень индивидуальны, невозможно их описать, только пережить самому, открывшись происходящему.
Перевал открывается как море молитвенных тибетских флажков от края до края с узкой тропинкой между ними. На этот раз было морозно, повсюду лежали островки снега, и это стимулировало меня скорее пройти перевал, мысленно поблагодарив незримые силы за помощь и Сурью за спасение от пронизывающего холода.

Традиционно позавтракав горячей водой и овсянкой в чайном домике по другую сторону перевала, я не спеша продолжаю путь. Солнце ещё не полностью выглянуло из-за гор, ручьи покрыты корочкой льда, свежий ветер, шум реки, валуны с выбитой мантрой «Ом Мани Падме Хум», редкие тибетцы в одиночку или семьями, спешащие по своим делам или совершающие кору простираниями. В такой атмосфере проходят оставшиеся на этот день 10 километров пути уже по прямой дороге до второго отеля, тоже нового, который оказался приятной копией того, что был накануне. Второй день — это самый длительный переход, и, конечно, он утомляет. Подкрепившись рисом с овощами — стандартным тибетско-китайским блюдом, я посвятил остаток дня встрече участников возле отеля. Несмотря на усталость, мне было очень интересно со всеми общаться и помогать. Заселившись и пообедав, все поднимались к ещё одной пещере Миларепы, которая находится в храме над отелем. Перед тем как остановиться в этой пещере, Миларепа проявлял сиддхи, чтобы показать действенность буддийской практики бонскому магу, вызвавшему его на соревнование. Поэтому пещера называется «Пещера Чудес». В ней также очень характерная спокойная энергия.
День был непростой, но снова, благодаря общей поддержке, всё проходит благополучно. До завершения коры остаётся всего ничего, километров семь по той же дороге. Однако вторая ночёвка позволяет снизить нагрузку и дать отдых телу, и, кроме того, немного задержаться в этих местах. Уставшие, но довольные сегодняшними подвигами тела и духа, мы располагаемся на заслуженный отдых.

Утром третьего дня у всех неожиданно появляются силы:) Все, кто хотел выйти в 6.30 и в 7 утра, выходят в 6, быстро собрав мешки с поклажей для яков. Незаметно светает, открываются разноцветные отроги гор, река внизу ущелья. И, действительно, вся группа берёт хороший темп, и практически все проходят остаток пути до самого Дарчена, не дожидаясь автобуса, который должен был помочь нам, как и вначале, преодолеть несколько километров от гор до города. Конечно, мы все утомились, хотим вернуться в привычные условия, и это хорошо. Я уверен, и опыт подтверждает, что практически всех без исключения участников впереди ждут новые осознания и перемены в жизни, именно те перемены, которые позволят немного иначе посмотреть на себя и мир вокруг — немного добрее, немного сострадательнее и чуть более ответственно.

Так и завершается наша кора вокруг Кайлаша и наша Большая экспедиция в Тибет. Пока молчаливые, а может, просто уставшие, мы едем в автобусе назад в Лхасу, а затем и по домам, унося с собой частичку энергии спокойствия Кайлаша, чтобы передать её дальше.

Благодарю Андрея Верба и Екатерину Андросову за организацию, а также участников, с которыми, вероятно, мы встречаемся уже не первую жизнь, и, надеюсь, ещё увидимся на стезе йоги 🙏

Возможно, этот рассказ вдохновит и вас, уважаемый читатель, совершить это путешествие с клубом OUM.RU. Присоединяйтесь, по возможности 🙏

Большая экспедиция в Тибет