Содержание
- Что такое дхарана и зачем она нужна
- Методы для развития концентрации
- Правильный подход к практике: как избежать перенапряжения
- Дхарана в восьмиступенчатой системе йоги Патанджали
- Уровни сознания и их связь с чакрами
- Три уровня дхараны согласно Упанишадам
- Препятствия на пути практики дхараны и способы их преодоления
- Заключение
- Часто задаваемые вопросы (FAQ)
- Список литературы
Зачем нужно обуздывать свой ум и развивать концентрацию? В каком случае наша деятельность будет эффективнее: когда ум собран или когда он рассеян? Ответ очевиден. Ум с высокой концентрацией подобен лазерному лучу — он обладает огромной силой. Рассеянный же ум напоминает тусклый, размытый свет. Обузданный и сконцентрированный ум становится мощным инструментом на пути саморазвития и в практике йоги. Всем великим деятелям, вошедшим в историю, было присуще это качество, что напрямую влияло на продуктивность их работы.
Практика дхараны — это процесс тренировки и дисциплинирования ума, в результате которого достигается устойчивое сосредоточение. Конечной целью этой практики является объективное осознание реальности, которое достигается через полный контроль над деятельностью ума.
Когда тело закалено асанами, ум очищен огнём пранаямы, а чувства обузданы пратьяхарой, садхака (духовный искатель) достигает шестой ступени йоги, называемой дхараной. Здесь он сосредоточивается целиком на одном объекте или задаче, в которую погружён полностью. Чтобы достичь этого состояния полного погружения, ум должен быть успокоен.
Б. К. С. Айенгар, «Йога-дипика: прояснение йоги»
Что такое дхарана и зачем она нужна
Дхарана — шестая ступень в восьмеричной системе йоги, описанной мудрецом Патанджали. Буквально этот термин означает ‘удержание’ или ‘сосредоточение ума в одной точке’. Это развитая сила воли, которая не позволяет уму отклоняться от выбранного объекта. Сильный, сконцентрированный ум следует собственным решениям, тогда как слабый и рассеянный ум принимает одно решение, а по факту выполняет другое.
Ум, вритти и цель йоги
Рассеянный ум подвержен влиянию вритти — неупорядоченных волн, или колебаний ума. В «Йога-сутрах» Патанджали ключевой афоризм гласит: «Йогаш читта вритти ниродха», что переводится как ‘Йога есть прекращение колебаний ума‘ или ‘остановка внутреннего диалога’. Этого состояния можно достичь даже с помощью простой концентрации на дыхании, но устойчивость результата напрямую зависит от опыта практикующего. Если ум подвержен влиянию вритти, он становится препятствием на пути к познанию своей истинной природы. Если же ум обуздан и сконцентрирован, он превращается в незаменимый инструмент для духовного роста.
Концентрация и интеллектуальный труд
Следует понимать, что обуздать ум и достичь полной концентрации зачастую сложнее, чем получить учёную степень. При научной работе развивается способность оперировать большим количеством концепций, и концентрация, безусловно, важна. Однако дхарана как остановка внутреннего диалога требует совершенно иного уровня усилий и преодоления препятствий, которые создаёт сам ум. Важно понимать, что дхарана — это не просто интеллектуальное усилие, а глубокая психоэнергетическая практика, которая ведёт к трансформации сознания.
Методы для развития концентрации
На начальных этапах для развития концентрации используют различные объекты, помогающие сфокусировать внимание. Важно, чтобы объект был приятен для практикующего, — это способствует более лёгкому и эффективному сосредоточению.
Вот некоторые из распространённых методов:
- Концентрация на точке. Фокусировка взгляда или внутреннего внимания на неподвижной точке.
- Осознанное дыхание. Наблюдение за вдохами и выдохами, их ритмом и глубиной.
- Внешние объекты. Сосредоточение на предмете, например цветке или статуэтке.
- Тратака. Практика пристального созерцания пламени свечи, развивающая устойчивость взгляда и ума.
- Визуализация. Концентрация на мысленном образе божества, просветлённой личности или геометрической фигуры (янтры).
- Концентрация на мантре. Сосредоточение на вибрациях звука при повторении мантры вслух, шёпотом или мысленно.
Правильный подход к практике: как избежать перенапряжения
Чтобы практика концентрации была эффективной, важно держать ум одновременно расслабленным и собранным, избегая перенапряжения. Чрезмерное усилие вызывает быстрое утомление, а в крайних случаях может привести к психическим расстройствам. Утомление — это естественная защитная функция, оберегающая нашу психику от перегрузок.
Проведём аналогию с выполнением асан (поз в йоге). Принимая ту или иную позу, мы задействуем только определённые группы мышц. Если напрягать мышцы, которые не участвуют в асане или давать непосильную нагрузку, можно получить травму. Разумный подход — это постепенное увеличение нагрузки. Так же следует поступать и в практике концентрации.
Барьер лайи: что делать при засыпании
В процессе концентрации может возникнуть барьер лайи — состояние сонливости, оцепенения или неосознанности. Это происходит, когда сознание ещё не готово к восприятию тонких энергий, возникающих при глубоком сосредоточении. Не следует насильно преодолевать это состояние. Вместо этого нужно постепенно отодвигать барьер за счёт регулярной и терпеливой практики. Когда сознание очищается, а ум стабилизируется, способность проводить более высокие вибрации энергии возрастает, и барьер лайи исчезает естественным образом.
Дхарана в восьмиступенчатой системе йоги Патанджали
Патанджали предложил систему, состоящую из восьми ступеней, последовательное освоение которых ведёт к духовному росту. Эти ступени делятся на две группы:
- Бахиранга-йога (внешняя йога):
- Яма (этические принципы взаимодействия с миром)
- Нияма (правила личной дисциплины)
- Асана (физические позы)
- Пранаяма (дыхательные практики)
- Антаранга-йога (внутренняя йога):
- Пратьяхара (отвлечение чувств от внешних объектов)
- Дхарана (концентрация)
- Дхьяна (медитация)
- Самадхи (состояние просветления)
Дхарана относится к внутренним практикам и следует за пратьяхарой — направлением внимания внутрь. Фундаментом же для всей практики служат этические принципы ямы и ниямы. Например, следование принципу сатьи (правдивости) обеспечивает успех в дхаране, помогая видеть истинную суть вещей и избегать иллюзий, которые создаёт наш необузданный ум.
Уровни сознания и их связь с чакрами
Задача практик концентрации и медитации — поднять сознание с грубого материального уровня до уровня чистого, изначального сознания, то есть от муладхара-чакры к сахасрара-чакре. Препятствием на этом пути является именно необузданный ум. В йогической традиции уровни сознания связаны с семью основными энергетическими центрами — чакрами.
| Чакра | Таттва (первоэлемент) | Способ восприятия | Уровень сознания (краткая характеристика) |
|---|---|---|---|
| Сахасрара | Вне элементов | Чистое сознание | Слияние с Абсолютом, высшая реальность |
| Аджня | Манас (ум) | Интуиция, мысль | Ментальный уровень, центр управления |
| Вишудха | Акаша (эфир) | Слух | Пространство звука и самовыражения |
| Анахата | Вайю (воздух) | Осязание | Уровень чувств, эмоций и сострадания |
| Манипура | Агни (огонь) | Зрение | Центр воли, силы и трансформации |
| Свадхистхана | Апас (вода) | Вкус | Уровень ощущений, желаний и творчества |
| Муладхара | Притхви (земля) | Обоняние | Базовый, инстинктивный уровень выживания |
Три уровня дхараны согласно Упанишадам
В Упанишадах, древних философских текстах, описаны три последовательных уровня дхараны, которые ведут практикующего от внешнего мира к глубочайшим слоям сознания.
Бахир-лакшья: концентрация на внешних объектах
Бахир-лакшья (‘внешняя цель’) направлена на пробуждение энергетических каналов — нади.
- Практика начинается с бхучари-мудры — фокусировки на мизинце вытянутой руки или другой точке перед собой. Когда концентрация становится устойчивой, физический объект убирают, сохраняя фокус в пространстве. Признаком успеха считается появление синего цвета при закрытых глазах, что указывает на пробуждение канала иды (лунного, женского канала)
- Следующий этап — акаши-мудра, при которой взгляд направляется вверх, в точку в пространстве. Её можно сочетать с шамбхави-мудрой (взгляд в межбровье). Признаком совершенства в этой практике является видение золотого света, что означает пробуждение канала пингалы (солнечного, мужского канала)
Мадхья-лакшья: переход к внутреннему опыту
Мадхья-лакшья (‘промежуточная цель’) выполняется на уровне ментального сознания и подсознания.
Концентрация на пространствах сознания
На этом этапе выделяют три области для концентрации:
- Чидакаша-дхарана. Концентрация на пространстве ума (читты), связанном с областью между вишудхой, аджней и сахасрарой. Здесь происходит работа с внутренними формами, цветами и символами
- Хридакаша-дхарана. Сосредоточение на пространстве сердца, между манипурой, анахатой и вишудхой. На этом этапе происходит работа с эмоциями, их осознание и выход за их пределы
- Дахаракаша-дхарана. Концентрация на пространстве между муладхарой, свадхистханой и манипурой, связанная с образами и энергиями трёх нижних чакр
Вьома-панча-дхарана: работа с пятью тонкими пространствами
Следующий шаг — работа с пространством бессознательного, связанная с пятью тонкими пространствами (вьома-панчака). Здесь важно отметить, что описания этих состояний символичны и отражают глубокие медитативные переживания, а не буквальные образы.
- Гунатата-акаша — пространство за пределами качеств (гун), воспринимаемое как круг солнечного света или огня
- Парамакаша — ‘сверхпространство’ — глубокое тёмное пространство с мерцающим светом, подобным звезде. Познаётся через медитацию на пустоту (шунью)
- Махакаша — ‘великое пространство’ — ослепительный внутренний свет, подобный свету в центре Солнца
- Таттва-акаша — пространство, из которого зарождаются все элементы (таттвы). Здесь исчезает двойственное восприятие мира
- Сурья-акаша — пространство Солнца — светящееся пространство чистого, незапятнанного Атмана (индивидуальной души)
Антар-лакшья: погружение во внутреннюю реальность
Антар-лакшья (‘внутренняя цель’) — это последняя стадия дхараны, предполагающая психическое осознание за пределами обычного опыта. Её успешное освоение означает переход к дхьяне (медитации).
- Дхарана-даршан (внутреннее видение). На этом этапе практикующий начинает видеть (а не воображать) центральный энергетический канал сушумна-нади. Внутри него видна брахма-нади — огненная нить, по которой движется энергия кундалини в виде светящейся точки
- Нада (внутренний звук). Когда кундалини достигает аджня-чакры, появляется внутренний звук (нада), идущий изнутри. Тексты описывают 10 последовательных звуков: от жужжания пчёл и звука флейты до колокольного звона и раскатов грома
- Достижение опыта акаши. Завершение практики дхараны знаменуется появлением голубого света в области аджня- и анахата-чакр. Это означает установление связи с акашей — изначальным информационным полем Вселенной
Таким образом, становится ясно, что дхьяна (медитация) — это не просто сидение с закрытыми глазами, а глубокая и серьёзная практика, которой предшествует сложный путь освоения концентрации.
Препятствия на пути практики дхараны и способы их преодоления
- Иллюзорные видения. Продукты деятельности ума и накопленный жизненный опыт могут проявляться в виде ярких образов. Их следует осознавать, но не вовлекаться, мягко возвращая внимание к объекту концентрации. Помогает также чтение духовной литературы и сосредоточение на возвышенных образах.
- Преждевременное пробуждение кундалини. На глубоких стадиях концентрации может произойти спонтанный подъём энергии. В этом случае необходима консультация с очень опытным наставником, который сам прошёл через подобный опыт.
- Увеличение чувственности. При проработке свадхистхана-чакры может усилиться тяга к чувственным удовольствиям. Преодолеть это можно, сознательно поднимая энергию на более высокие центры с помощью мантр или концентрации на образах, не связанных с материальным миром.
- Активация болезней. Ускорение тока энергии может спровоцировать обострение скрытых или хронических заболеваний, что является частью процесса очищения. Однако это не отменяет необходимости здравого подхода. Если симптомы острые, продолжительные или вызывают беспокойство, необходимо обратиться к врачу. Самолечение или игнорирование серьёзных проблем со здоровьем недопустимо. Рекомендуется также проконсультироваться с опытным преподавателем йоги, чтобы скорректировать практику.
- Разочарование в практике. Прогресс редко бывает линейным. Будут дни взлётов и падений. Важно сохранять терпение, помнить о цели и продолжать регулярные занятия, не привязываясь к немедленному результату.
- Обострение чувствительности. На определённом этапе может появиться раздражительность, обостриться восприятие звуков и запахов. Это временное явление, которое проходит по мере стабилизации нервной системы.
- Избыток практик. Не стоит пытаться освоить всё и сразу. Лучше выбрать одну-две основные техники и выполнять их регулярно, доводя до совершенства.
- Чрезмерная общительность. Пустые разговоры растрачивают психическую энергию, необходимую для концентрации. В обычной жизни старайтесь ограничивать праздное общение. Идеальные условия для практики — соблюдение мауны (обета молчания), что возможно на ретритах.
- Неорганизованность. Дисциплина и чёткий режим дня — основа успеха в любой деятельности, и особенно в практике концентрации.
- Несбалансированное питание. Тяжёлая, несвежая или избыточная пища негативно влияет на состояние ума и энергии. Рекомендуется лёгкое, саттвичное (чистое) питание в умеренных количествах.
- Напряжённость и привязанность к результату. Это одно из главных препятствий. Практику следует выполнять в состоянии собранности, но без напряжения. Не нужно ждать чудес. Всё произойдёт в своё время, согласно приложенным усилиям и вашей карме.
Заключение
Практика дхараны — это мощный инструмент для познания своей истинной природы и высшей реальности. Следует помнить, что ум сильно привязан к материальному миру и будет создавать препятствия на каждом этапе. Руководства из священных писаний подобны рецепту в поваренной книге — они дают основу, но для приготовления настоящего блюда необходим личный опыт.
Только благодаря регулярной практике можно научиться различать правильные и неверные действия. Интуитивные озарения, которые могут возникать, часто являются плодом опыта, накопленного в том числе и в прошлых жизнях. Доверяйте своей интуиции, но всегда проверяйте её здравомыслием и не пренебрегайте советами опытных наставников.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. С чего лучше начать практику дхараны новичку?
Начинайте с самых простых и доступных техник. Лучший вариант — концентрация на собственном дыхании. Просто сядьте в удобную позу с прямой спиной и наблюдайте за естественным процессом вдоха и выдоха. Также можно использовать концентрацию на пламени свечи (тратаку) или на простой точке, нарисованной на стене.
2. Сколько времени нужно уделять практике каждый день?
Регулярность важнее продолжительности. Начните с 5–10 минут в день, но делайте это ежедневно, в одно и то же время. Постепенно, когда ум станет более устойчивым, вы сможете естественным образом увеличить время практики до 20–30 минут и более.
3. Дхарана и медитация — это одно и то же?
Нет, это разные, хотя и связанные, ступени. Дхарана — это активный процесс удержания внимания на одном объекте, требующий волевого усилия. Когда концентрация становится непрерывной и лёгкой, без усилий, она переходит в дхьяну — медитацию. Дхьяна — это состояние потока, полного поглощения объектом созерцания.
4. Обязательно ли для практики сидеть в позе лотоса?
Нет, не обязательно. Важно найти любую устойчивую и удобную позу с прямой спиной, в которой вы можете находиться неподвижно в течение всей практики. Это может быть сидение на стуле (не опираясь на спинку), на подушке для медитации в позе по-турецки (сукхасане) или в любой другой комфортной для вас асане.
Список литературы
- Айенгар Б. К. С. Йога Дипика: прояснение йоги / пер. с англ. — М. : Альпина нон-фикшн, 2021. — 494 с.
- Йога-сутры Патанджали / пер. с санскр. и коммент. Е. П. Островской и В. И. Рудого. — М. : Наука, 1992. — 180 с.
- Упанишады: в 3 кн. / пер. с санскр., исслед. и коммент. А. Я. Сыркина. — М. : Ладомир, 1991. — Кн. 1–3.
Пратьяхара (санскр. pratyahara — ‘отбрасывание, уклонение от конкретного объекта мысли, абстрагирование’) — практика контроля над чувствами, благодаря которой они не входят в контакт со своими объектами и следуют природе ума.