Во многих школах йоги часто встречается такой термин, как «атмавичара». Данное определение состоит из двух санскритских слов – «атма» и «вичара». «Атма» в переводе с санскрита означает «дух» или «высшее Я», то есть истинное «Я» человека. Именно об этой субстанции Кришна говорил Арджуне в Бхагавад-гите: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело». И далее в этой же главе описывается, что душа меняет материальные тела так же, как «человек, снимая старые одежды – надевает новые». То есть «атма» – это то, что неразрушимо, это истинное «Я» каждого живого существа. Что же касается слова «вичара», то оно переводится с санскрита как «познавательная медитация» или «размышление».
Термин «вичара» Патанджали упоминает в 17 сутре главы первой. В переводе Свенссона сутра звучит так: «Познавательная медитация (вичара) сопровождается размышлением, различением, радостью и ощущением «я есмь». Таким образом, вичара – это своего рода медитативная практика.
Что же такое «атма-вичара»? Исходя из перевода этих двух слов, можно дать такое определение: это – познавательная медитация, направленная на познание своего истинного «Я».
Как утверждают писания (в частности Бхагавад-гита, во второй главе которой чётко описано, что такое душа), «атма» присутствует в каждом из нас. И чтобы познать своё «высшее Я», необходимо разотождествить себя со всем, чем мы не являемся. Наша личность напоминает луковицу. Слой за слоем, снимая пласты своего сознания, мы постепенно движемся к истинной сути.
Можно сказать, что внутри луковицы, кроме этих слоёв ничего нет – пустота. И это сравнение также очень любопытное. Идея о том, что первоосновой всех вещей является пустота – часто встречается в размышлениях мудрецов прошлого. Так Будда утверждал: «Как на пустоту взирай ты на этот мир. Разрушив обычное понимание себя, ты поборешь и смерть».
Здесь также речь идёт и об «атма-вичаре» – предлагается разотождествить себя с привычными представлениями о собственной личности и познать «пустоту». Обещание о том, что будет побеждена смерть, не следует воспринимать, как физическое бессмертие. Речь идёт о том, что познав свою истинную вечную природу, человек более не отождествляет себя с временным физическим телом, и потому становится бессмертным.
Также стоит верно понимать концепцию «пустоты» – речь не идёт об отсутствии чего быто ни было. Скорее, речь идёт о том, что нельзя описать словами – том, что лежит за пределами материального понимания. И именно это постигается в процессе «атма-вичары».
Такое явление, как «атма-вичара» можно рассматривать в двух аспектах – практическом и философском. Прочитав наставления мудрецов, можно на уровне ума принять идею о том, что мы не являемся материальным телом. Но если выскочившая из-за поворота машина вызывает у нас чувство страха, это явный признак того, что, даже обладая знанием о вечном «атмане», мы продолжаем отождествлять себя с материальным телом. Проблема в том, что привязанность к материальному телу и отождествления себя с ним – очень глубоко сидит в нас, ведь весь наш опыт текущей жизни говорит нам о том, что наше тело – это и есть мы.
Второй аспект «атма-вичары» – практический. И именно он позволяет не просто принять идею о том, что мы являемся вечной душой, а пережить этот опыт лично. Великий йогин Рамана Махарши предлагал следующую практику «атма-вичары»: постоянно находится в размышлении над вопросом «Кто я?». Это главный вопрос, на который нужно найти ответ. Постоянно задавая себе этот вопрос, мы будем всё глубже погружаться в свою истинную суть.
Также важно отслеживать свои мысли и действия, задавая себе вопросы, к примеру: «Кто переживает эти ощущения?», «У кого возникла мысль?», «Кто совершает действие?». Такая постоянная практика осознанности позволяет разотождествить своё истинное «Я» со своим умом и телом.
Рамана Махарши о результате «атма-вичары» говорил следующее: «При повторении такой практики ум развивает силу пребывать в своем источнике». То есть этими вопросами – мы постоянно возвращаем свой ум (который часто сравнивается с беспокойной обезьяной) к поиску источника.
Таким образом, «атма-вичара» – это самоисследование, медитативная практика, направленная на познание своего истинного «Я», путём отсекания всего того, чем мы не являемся. Можно долго предаваться философскому пустословию о том, что мы не являемся ни этим телом, ни этим умом, но пока это не пережито на личном опыте – глубинные привязанности к ощущениям, переживаемыми органами чувств, будут сохраняться. Практика «атма-вичары» позволяет разрушить эту иллюзию и, отбросив всё лишнее, познать свою истинную суть, которая не подвержена ни разрушению, ни смерти.
Не стоит, однако, отвергать и философский аспект «атма-вичары». Теоретическое понимание этого вопроса также очень важно, ведь чтобы двигаться, нужно знать куда и иметь перед собой цель. Теоретическое изучение вопроса «атма-вичары» позволяет поставить себе цель познать себя, как вечный «атман», разотождествив себя с умом и телом.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.