Измени себя — изменится Мир вокруг

«Махабхарата» о питании мясом

Махабхарата. Том 13, Анушасанапарва, «Книга наставления»

Глава 113

Юдхиштхира сказал:

— Ненасилие, ведические обеты, медитация, контроль чувств, отречение и преданное служение учителю, что из всего этого приносит человеку наибольшую заслугу?

И Брихаспати отвечал:

— Все шесть приносят большую заслугу и являются способами очищения. Об этом я поведаю, слушай внимательно, о вождь Бхаратов! Я объясню тебе, что приносит наивысшую пользу людям.

Знай, кто практикует всеобъемлющее сострадание, тот идёт наивысшим путем. Кто преодолеет три порока – страсть, ненависть и неведение – обнаружив их во всех существах* (*и практикуя всеобъемлющее сострадание), тот, поистине, достигает успеха, а кто ищет лишь собственное счастье, критикует и осуждает других невинных существ, тот никогда не обретёт блаженства в будущем мире.

Лишь тот, кто видит всех существ как часть себя самого и поступает с ними так, как поступал бы с самим собой, никого не осуждая и существенно преодолевая свой гнев, тот способен обрести благо. Даже боги, которые желают постоянного местожительства, не могут распознать следы такого человека, который стал душой всех существ и видит их как самого себя, так как он больше не оставляет следов* (*то есть, не накапливает больше карму).

Никогда не следует причинять другим то, что может навредить тебе самому. Коротко говоря, это правило справедливости и нравственности. Кто не поступает сообразно этому и руководствуется страстью, тот оскверняется несправедливостью* (*и накапливает пороки).

В бедности и богатстве, в счастье и горести, в приятном и неприятном должно постоянно наблюдать следствия, зависимые от тебя самого* (*и от накопленной кармы). Каждое существо, которому ты причиняешь вред, когда-нибудь обратится против тебя и так же причинит тебе вред. Каждое существо, которому ты помогаешь, обратится когда-нибудь к тебе и так же тебе поможет. На это тебе следует обращать внимание при всех деяниях. Так я тебе разъяснил утонченный путь праведности* (*Дхармы).

Вайшампаяна продолжал:

— После того, как учитель богов, наделённый превосходным интеллектом, так говорил царю Юдхиштхире, он перед нашими глазами поднялся на небеса.

Глава 114

Вайшампаяна сказал:

— Потом царь Юдхиштхира, исполненный энергией и первый среди всех красноречивых мужей, спросил своего деда, который лежал на ложе из стрел.

Юдхиштхира спросил:

— О всеведущий! Риши, брахмины и боги, руководствуясь предписаниями Вед, единогласно восхваляют путь великого сострадания. Поэтому я спрашиваю тебя, о царь: как может человек, который принес другим вред словами, мыслями и делами, очистить себя от страданий?

И Бхишма ответил:

— Брахма изрёк, что добродетель сострадания и ненасилия содержит четыре предписания. Если хотя бы одно из них не будет соблюдаться, то добродетель сострадания считается непринятой в расчёт. Как все четвероногие животные плохо ходят на трёх ногах, так и сострадание не может процветать, если одна из четырёх заповедей отсутствует. И так же, как отпечатки ног всех других животных помещаются в отпечаток ноги слона, все добродетели содержатся в этом сострадании.

Человек может оскорблять других словами, мыслями и поступками. Вначале следует очистить поступки, потом слова, и в конце – мысли. А тот, кто в соответствии с этим предписанием ещё и воздерживается от потребления мяса, тот очищает в себе три другие причины неправедности.

Мы услышали, что изречения Брахмы рассматривают потребление мяса как четвертую причину причинения вреда наряду с тремя другими причинами. Потребление мяса создаёт зависимость в словах, мыслях и деяниях. Из-за этого мудрые и отречённые люди воздерживаются от потребления мяса.

О Царь, слушай меня, я объясню тебе, какой порок присущ потреблению мяса. Мясо других животных – это ни что иное, как мясо собственного сына. Кто ел бы его в своем сумасшествии, считался бы самым мерзким среди людей. Как соединение отца и матери даёт потомство, так причинение вреда другим существам приносит многократные рождения, полные страданий.

А поскольку язык – причина вкуса, то писания объясняют, что вкус является причиной привязанности. Неважно, как вкушается мясо, хорошо ли оно приготовлено и варилось ли оно с употреблением меньшего или большего объема соли, оно повышает страсть и порабощает ум. Как может такой чёрствый человек, питаясь мясом, услышать тонкую музыку божественных барабанов, раковин, лир и арф?

Мясоеды высоко хвалят потребление мяса и одурманиваются вкусом, который они провозглашают как нечто особенное и неописуемое. Но даже такое восхваление имеет изъяны. В древних повествованиях часто слышится, как праведные люди жертвуют собственную плоть, чтобы защитить плоть других существ, и благодаря таким достойным поступкам поднимаются на небеса.

Таким образом, о правитель, добродетель сострадания связана с этими четырьмя предписаниями. Так я тебе поведал о той добродетели, которая включает в себя все другие.

Глава 115

Юдхиштхира сказал:

— Ты уже часто объяснял, что ненасилие (ахимса) – наивысшая добродетель. В Шраддхах же, которые проводятся в честь предков, должно на благо себе жертвовать разные виды мяса. Это ты сам говорил относительно предписаний для Шраддх. Но как добывать мясо, не убивая существ?

Тут я вижу противоречия в твоих учениях, и у меня возникают сомнения насчёт потребления мяса. Какие заслуги и какие пороки связаны с мясом? Какой грех в убийстве живого существа для потребления его мяса? Какая заслуга в потреблении мяса живого существа, которое убили другие? Каковы заслуги и пороки того, кто убивает живое существо для кого-то другого, или того, кто ест мясо, которое он покупал у других?

О Безгрешный, поведай, пожалуйста, об этом! Я желаю в этом удостовериться. Поистине, как обрести долголетие, силу, здоровье и благополучие на этом пути?

Бхишма сказал:

— О потомок Куру, слушай про заслуги отказа от потребления мяса. Слушай, как я разъясняю эти превосходные предписания в соответствии с истиной.

Тем высокодуховным людям, которые желают здоровье, красоту, долголетие, интеллект, духовную и телесную силу и хорошую память, должно воздерживаться от всех вредоносных деяний. На эту тему, о потомок Куру, было много обсуждений между риши. Слушай их мнение, о Юдхиштхира.

Кто с устойчивостью обета отказывается от потребления алкоголя и мяса, о Юдхиштхира, тот имеет настолько великую заслугу, будто бы он каждый месяц проводил жертвоприношения коня. Семь божественных риши, валакхильи (группа низших божеств – мудрецы-карлики) и те риши, которые пьют лучи солнца, с великой мудростью восхваляют отказ от мяса. Также Саморожденный Ману провозгласил, что человек, который не ест мясо, не забивает живых существ и не побуждает убивать, является другом всех существ. Такой человек не может быть подавлен ни одним существом, так как он пользуется их доверием и похвалой праведных.

Также высокодуховный Нарада учил, что человек, который пытается увеличить свою плоть потреблением мяса других, получит много проблем. А Брихаспати говорил, что тот, кто воздерживается от алкоголя и мяса, обретает высокие заслуги даров, жертвоприношений и покаяний. И я тоже думаю, что заслуга отказа от потребления алкоголя и мяса равна заслугам почитания богов ежемесячным жертвоприношением коня на протяжении ста лет.

Благодаря лишь одному только отказу от потребления мяса человек считается устойчивым почитателем богов жертвоприношениями или благотворителем, который жертвует дары, или аскетом, который выполняет строгое самоотречение.

Кто по привычке ел мясо и отказался от него позже, обретает этим поступком великую заслугу, равную изучению всех Вед или же достижениям всех жертвоприношений, о Бхарата. Ибо крайне сложно отказаться от потребления мяса после того, как привык к его вкусу. Поистине, для такого человека весьма трудно выполнять высокий обет отказа от мяса, обет, который утверждает всех существ в бесстрашии по отношению к нему. Тот знающий, кто преподносит всем живым существам дар безопасности, без сомнений рассматривается в этом мире как жертвователь жизненного дыхания. В этом заключается добродетель, которую мудрые люди восхваляют. Таким людям жизненное дыхание других существ так же дорого, как и своё собственное.

Люди, обладающие интеллектом и чистой душой, обращаются с другими существами так, как они бы того желали от других [по отношению к себе]. Однако заметно, что даже образованные люди, которые пытаются достичь наивысшего блага в форме Освобождения, полностью не свободны от страха смерти. Что же говорить о тех невинных и обычных существах, которые привязаны к своей жизни, и которых забивают алчные люди, дабы ими насытиться?

Поэтому пойми, о правитель, что отказ от потребления мяса является наивысшей опорой небесной религии и благополучия. Ибо ненасилие считается наивысшей добродетелью и даже наивысшим отречением. Оно является и наивысшей истиной, из которой происходят все жизненные цели. Мясо не получается из травы, дерева или камня. Для этого нужно убить живое существо* (*которое подобно нам), а это великий порок, присущий потреблению мяса. Боги, которые существуют за счет ритуальных восклицаний (сваха), сладкого напитка (свадха) и нектара, посвящают себя искренности и правде. Тот же, кто удовлетворяет лишь свой вкус, должен быть известен как ракшас, который полон страстей.

Тот, кто воздерживается от потребления мяса, о царь, никогда не будет вынужден бояться других существ, независимо от того, где он находится – в дикой местности или в недоступной крепости, днём, ночью или в сумерках, в открытых городских местах, в собраниях людей, перед поднятым оружием или в местах, где опасаются диких животных или змей. Такому человеку все доверяют, и все ищут его защиту. Он не вызывает страха в других, и поэтому сам не должен страшиться.

Если бы никто не ел мясо, никто не был бы вынужден для этого забивать животных. Ибо мясник, который забивает животных, делает это для тех, кто ест мясо. Если бы мясо считалось несъедобным, никому бы не приходилось забивать животных. Поэтому из-за мясоедов так много животных вынуждены умирать от руки человека.

О превосходный, так как жизнь людей, которые забивают живых существ или побуждают к забою, сокращается, становится ясным, что каждый, кто желает себе благо, должен отказаться от потребления мяса. Те страстные люди, которые поощряют забой животных, никогда не найдут покровителей, когда будут в них нуждаться. Они, словно хищники, всегда станут чувствовать, будто их преследуют.

Ради силы и энергии, из-за алчности и замутненного разума или из-за общества с грешниками возникает этот порочный образ мыслей. Кто стремится увеличить свое мясо, потребляя мясо других, тот будет испытывать великий страх в этом мире, и после смерти примет рождение в низких семьях и племенах.

Великие мудрецы, которые посвятили себя обетам и самообузданию, провозгласили, что воздержание от мяса достойно всякой похвалы, оно ведёт к благородной славе и открывает путь на небеса, а также является великим благом для всех существ. О сын Кунти, всё это я давным-давно услышал от Маркандеи – в то время, когда этот риши рассказывал о пороках потребления мяса.

Кто ест мясо животных, которые желают жить, но напрямую или косвенно забиваются им, тот накапливает грех убийства – деяния, полного жестокости.

Кто покупает мясо, тот убивает живых существ своим богатством.

Кто ест мясо, тот убивает живых существ своей страстью.

Кто привязывает, ловит и убивает животных, тот убивает их своим насилием.

Таковы три вида забоя и таким образом – убийства. Даже тот, кто сам не ест мясо, но поддерживает процесс забоя, оскверняется этим пороком.

Кто отказывается от потребления мяса и проявляет сострадание ко всем существам, не может быть подавлен ни одним существом, он обретает долголетие, здоровье и счастье.

Также мы слышали, что заслуга отказа от потребления мяса выше, чем дары золота, коров и земли. Поэтому не стоит есть мясо животных, которых не посвятили богам и предкам в жертвоприношениях (Сноска 1), в соответствии со священными предписаниями, и которые таким образом умерли без смысла.

1. Существует мнение, что в текущей эпохе (кали-юга) не существует таких браминов, что были бы в состоянии трансформировать негативную энергию, которая выделяется при убиении животного. Согласно таким понятиям даже ритуальное убийство животного, посвященное богам или предкам, не рекомендуется (прим. переводчика главы).

Без сомнений такой человек отправится в ад. Кто, напротив, ест мясо, которое освятили в жертвоприношении и как дар преподнесли браминам в качестве еды, тот накапливает лишь мало пороков. Любая другая мотивация, соответственно, связана с наибольшим грехом.

Невежественный человек, что убивает животных ради насыщения, накапливает грех убийства. Грех того, кто лишь ест животных – меньше. Кто следует праведным путём ритуалов и жертвоприношений, которые предписываются Ведами, но всё равно убивает живое существо из-за привязанности к потреблению мяса – тот, без сомнений, станет обитателем ада. Поэтому всегда достойно преодолевать привычку мясоедения. Кто заготавливает мясо, поддерживает этот процесс, забивает животных, покупает их мясо, продаёт, готовит или ест – все они считаются мясоедами.

Сейчас я по этому поводу приведу ещё один авторитет. Слушай, что Брахма, будучи всевышним водителем, сам разъяснил и провозгласил через Веды.

Сказано, о вождь царей, что путь действенных задач создан в первую очередь для домохозяев, и меньше для аскетов, которые стремятся к Освобождению. Сам Ману сказал, что мясо, которое освящено мантрами и должным образом, в соответствии с ведическими предписаниями, преподнесено в честь богов и предков в жертвоприношениях, является чистым. Другое же мясо считается бесполезно забитым, и его не стоит есть, поскольку убийство ведёт к пороку и в чистилище. Поэтому, о вождь Бхаратов, никогда не стоит, как ракшас, есть такое мясо, обретённое запретными способами против священных предписаний.

Поистине, никогда не стоит есть бесполезно забитое мясо, ибо это против священных предписаний. И кто желает обезопасить себя от каких бы то ни было бедствий, должен полностью отказаться от него.

Мы также слышали, что в прошлой кальпе люди, которые желали достойных обителей, совершали жертвоприношения семенами растений вместо того, чтобы жертвовать для этого посвящённых животных. Будучи исполнены сомнений относительно влияния мяса, риши расспросили Васу, повелителя чедиев. Даже несмотря на то, что царь Васу знал, что следует избегать мяса, он ответил, что оно, преподнесённое в жертвоприношении, пригодно в пищу, о правитель. В тот же миг Васу из-за этого мнения потерял способность подниматься на небеса и упал на землю. А поскольку он и там повторил своё мнение, он был вынужден дополнительно опуститься под землю. (См. MHB 12.338)

Также случилось, что высокодуховный Агастья благодаря своей аскезе на благо человечества раз и навсегда посвятил диких оленей богам. Поэтому больше нет необходимости очищать этих животных, чтобы преподнести их богам и предкам в качестве жертвоприношения. Если преподносить предкам это мясо в соответствии с ведическими предписаниями, тогда они удовлетворяются. Слушай меня, о царь царей, что я буду рассказывать в дальнейшем. О безгрешный, отказ от мяса несёт с собой блаженство и заслугу, равную ста годам суровых аскез. Поистине – это и моё мнение.

Особенно в светлую лунную половину месяца картика следует отказаться от мяса. Это считается очень достойным.

Кто в течение 4 месяцев сезона дождей воздерживается от потребления мяса, обретает четыре прославленных достижения, долголетие, славу и власть.

Кто на протяжении всего месяца картика воздерживается от всякого мяса, преодолевает все страдания и будет жить в блаженстве.

Кто постоянно, на протяжении месяцев, отказывается от потребления мяса, тот обретает благодаря своему ненасилию обиталища Брахмы.

О сын Притхи, многие цари давних времен, которые стали душой всех существ и узрели истину во всех проявлениях – а именно то, что является Я и не-Я – воздерживались от потребления мяса либо на протяжении всего месяца картика, либо на протяжении всей светлой лунной половины этого месяца.

К ним принадлежат Набхага, Амбариша, высокодуховный Гайя, Аю, Анаранья, Дилипа, Рагху, Пуру, Картавирья, Анируддха, Нахуша, Яяти, Нрига, Вишваксена, Шатабинду, Юванашва, Шиби, сын Ушинары, Мучукунда, Мандхатри и Харишчандра. Они всегда жили праведно и никогда не говорили лжи.

Следуй за ними, о Юдхиштхира! Ибо праведность – вечная цель жизни. Благодаря одной только праведности Харишчандра гуляет по небесам как вторая луна (царь Солнечной династии, известный добродетелью и щедростью. Боги предложили ему в награду рай Индры, но Харишчандра согласился войти в рай лишь после того, как вместе с ним были взяты на небо его родичи, друзья и подданные). Также другие цари: Сеначитра, Сомака, Врика, Райвата, Рантидева, Васу, Шринджайя, Душманта, Карушма, Рама, Аларка, Нала, Вирупашва, Ними, Джанака, Айла, Притху, Вирасена, Икшваку, Шамбху, Швета, Шагар, Аджа, Дхундху, Суваху, Харьяшва, Кшупа и Бхарата, о правитель, отказывались от потребления мяса в месяц картика и достигали за счёт этого небес, где они великолепно сияют в обители Брахмы, почитаемые гандхарвами и апсарами.

Поистине, эти люди высокого духа, которые практиковали непревзойдённую добродетель ненасилия, смогли тем самым достичь местожительства на небесах. Те праведники, которые с рождения держаться в стороне от мяса и алкоголя, могут даже считаться муни. Кто практикует эту добродетель воздержания от наслаждений и является примером для других, тот никогда не будет вынужден идти через ад, даже если он порой ещё грешит.

О царь, тот, кто слушает или читает эти заповеди о воздержании от потребления мяса, которые так благотворны и восхваляются риши, тот очищается от пороков и обретает великое блаженство благодаря исполнению всех его желаний.

Он также, несомненно, ещё в этой жизни получит большое уважение своих ближних. Если ему встретятся бедствия, он легко освободится от них. Если он заболеет, то быстро излечится, и если его настигнут беспокойства, то он их легко рассеет.

Такой человек никогда уже не будет вынужден рождаться в мучительных телах птиц и других диких животных. Будучи рождён среди людей, он достигнет великолепия, огромного богатства и долгой славы.

Так я рассказал тебе, о царь, всё, что нужно было рассказать относительно воздержания от потребления мяса, в соответствии с ведическими предписаниями деяния и не-деяния, как это провозгласили риши.

Глава 116

Юдхиштхира сказал:

— Увы, те жестокие люди, что пренебрегают разнообразным питанием и страстно желают употреблять в пищу только мясо, живут как великие ракшасы! Увы, они не наслаждаются разновидностями пирогов и сочных трав, луковиц и других растений так, как наслаждаются мясом. Поэтому мой ум полностью растерян.

Мне кажется, если люди будут продолжать жить так, то не будет ничего, что могло бы сравниться со вкусом мяса. Поэтому, о могучий, я желаю ещё раз услышать про пороки потребления мяса и заслуги, обретаемые отречением от него. О вождь Бхаратов, тебе известны все жизненные уроки. Так поведай же мне подробно о предписаниях относительно этого.

Расскажи мне, что съедобно, а что несъедобно. Разъясни мне, о прародитель, что такое мясо, откуда оно происходит и какие заслуги и пороки связаны с ним.

Бхишма сказал:

— Всё так, как ты говоришь, о могучерукий. Нет ничего на земле, что превосходило бы вкус мяса, и ничего, что было бы полезнее для людей, которые слабы и худы, страдают от болезни, привыкли к половому влечению или устали от поездок туда и обратно. Ибо мясо быстро умножает силу и побуждает к действию. В связи с этим нет пищи, которая была бы лучше, чем мясо, о уничтожитель врагов. Тем не менее, о радость Куру, великие заслуги сопровождают отказ от мяса. Слушай внимательно мой рассказ об этом!

Нет, пожалуй, никого более жёстокого, чем тот, кто хочет умножать своё мясо мясом других живущих. Ибо для существ в этом мире нет ничего дороже собственной жизни. Поэтому должно сострадать жизни других, как и своей собственной.

Без сомнений, о сын, мясо берёт своё начало в жизненном семени. Поэтому существуют определённый порок в потреблении мяса и определённая заслуга в отказе от него. Только если мясо является чистым в соответствии с ведическими предписаниями и преподнесено в качестве жертвоприношения, человек остается свободным от порока, ибо мы услышали, что животных создали для жертвоприношений. Кто с другим намерением ест мясо, тот следует обычаям ракшасов. Послушай меня, я перечислю предписания, которые в связи с этим установили для кшатриев.

Они не накапливают порок, если едят мясо оленя, которое они добыли за счет своих собственных усилий, поскольку однажды Агастья посвятил всех оленей в дикой местности богам и предкам. Поэтому охота на оленей не осуждается. Также не существует охоты без риска собственной жизни. Угроза для охотника и дичи одинакова – либо умирает животное, либо охотник. Из-за этого, о Бхарата, даже царские мудрецы имеют привычку охотиться. Таким поведением они не накапливают пороки. Воистину это деяние не является греховным, и всё же, о радость Куру, не существует более высокой заслуги для этого и следующего мира, чем практика сострадания ко всем живым существам.

Человеку, наполненному состраданием, не нужно больше бояться. Таким безвредным людям, которые исполнены сострадания, принадлежит как этот, так и потусторонний мир. Знающие цели жизни говорят, что добродетель достойна называться добродетелью, если она предусматривает ненасилие к существам. Человек с чистой душой должен всегда действовать с таким состраданием. Поэтому любое мясо должно посвящать в жертвоприношениях во славу богам и предкам, дабы оно стало хави (чистой жертвенной пищей).

Человек, который посвятил себя великому состраданию и постоянно поступает с другими умиротворяюще, больше не будет страшиться никаких существ. Ибо сказано, что все существа перестают нагонять на него страх. Ранен ли он, упал ли, лежит ли простираясь, слаб ли или преследуется ли иным образом – все существа будут его защищать. Поистине, они это будут делать при любых обстоятельствах и в любом месте. Ни змеи, ни дикие животные, ни духи и ни ракшасы не смогут ему навредить. Во всех опасных ситуациях он будет свободен от любого страха, так как ни одно животное больше не будет его бояться. Ибо не было, нет и никогда не будет дара, превосходящего саму жизнь.

Любое живое существо привязано больше всего к своей жизни. Смерть является для них трагедией, о Бхарата. Когда приближается смерть, тела всех существ дрожат. Везде можно увидеть, как они переносят рождение, болезнь, старость и смерть в этом океане мира, постоянно уходя из него и возвращаясь вновь. Любое живое существо страдает от смерти. Даже рождение болезненно и переносится с трудом. Пока существа растут в материнской утробе, они варятся в острых, кислых и горьких соках тела, окруженные мочой, слизью и калом. Там они вынуждены в беспомощном состоянии жить внутри матки, и вновь и вновь их толкают и давят.

Таким образом, мы видим, что те существа, которые желают мяса, варятся уже в материнской утробе, будучи полностью беспомощными. А после того, как они обретут различные перерождения, они будут вариться в аду по имени Кумбхипака (букв. «в больших котлах» – собственно ад). На них нападают и их убивают, и они, таким образом, крутятся в колесе перерождений. Кто приходит на эту землю, тот превыше всего любит свою жизнь. Поэтому все люди с очищенной душой обязаны практиковать всеобъемлющее сострадание ко всем чувствующим существам. О царь, тот, кто воздерживается от любого вида мяса от рождения, без сомнений обретает великую славу на небесах.

Кто ест мясо животных, которые хотят жить, тот сам будет съеден животными. В этом у меня нет сомнений. Отсюда и произошло слово мясо (санскр. «манса») со смыслом: «он («са») будет есть меня («мам»), равно как я ел его». Это, о Бхарата, является глубинным смыслом мясоедения. Кто убивает, того будут убивать. Это та участь, которая повторяется в круге перерождений.

Кто ведёт себя враждебно с другими, сам окажется жертвой других в похожей ситуации. Какая бы карма ни накапливалась в различных телах, её следствия должны переживаться в телах похожих.

Ненасилие – высшая добродетель. Ненасилие – высший самоконтроль. Ненасилие – высший дар. Ненасилие – высшее отречение. Ненасилие – высшее жертвоприношение. Ненасилие – высшая сила. Ненасилие – лучший друг. Ненасилие – высшее счастье. Ненасилие – наивысшая истина. А также ненасилие – глубокое и наивысшее учение.

Подношения во всех жертвоприношениях, омовение во всех священных водоёмах и все дары в соответствии со священными писаниями не приносят столько заслуги, сколько приносит отречение от насилия. Это отречение человека, который воздерживается от всех повреждений, поистине неисчерпаемо. Такой преисполненный сострадания человек считается постоянно проводящим жертвоприношение. Человек, преисполненный сострадания, является отцом и матерью всех существ.

Это, о вождь Куру, всего лишь некоторые заслуги ненасилия, так как, по большому счёту, заслуги, связанные с ним, неисчислимы, даже если бы их обсуждали на протяжении ста лет.