Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Закон рецепторного импринтинга

Слушать аудиоверсию 0:00 / 08:20
Текст читает: Елена Казанцева
Закон рецепторного импринтинга
Закон рецепторного импринтинга

Большинство из нас пребывает в иллюзии, что мы сами делаем выбор относительно того, что, как и в каких количествах употреблять. Однако если даже рассматривать этот вопрос с сугубо физической точки зрения, то иллюзию «свободы выбора» очень легко разрушить.

Зачем мы едим?

Для начала следует рассмотреть вопрос: «Для чего нам нужна пища?» Если посмотреть на то, как сегодня питаются люди, то становится очевидным, что в большинстве случаев пища — это, в первую очередь, жажда вкуса, а не просто питательных веществ, которые необходимы нашему организму для полноценного существования. Стоит также обратить внимание на то, как в обществе насаждается культ еды. Различные передачи на тему приготовления пищи, рецепты в интернете, газетах, журналах. А теперь вспомните, какое слово чаще всего звучит в слоганах подобных изданий? Это слово «вкусно». 

Справедливости ради стоит заметить, что хотя бы на втором месте иногда мелькает слово «полезно», но на первом месте всегда — «вкусно». Исключений практически не бывает. Таким образом, сегодня вся пищевая промышленность ориентирована на то, чтобы максимально эффективно раздражать рецепторы нашего языка. Именно наши вкусовые рецепторы отвечают за то, какой вкус мы ощущаем. Вдумайтесь только: люди тратят кучу денег и уйму времени (порой больше половины суток) на то, чтобы только вызвать раздражение рецепторов своего языка.

Рецепторный импринтинг

Итак, что же такое жажда вкуса? Здесь уже подключается психическая составляющая. Чаще всего, чувствуя так называемый «голод», мы испытываем желание нашего ума пережить определённые вкусовые ощущения. То есть мы желаем потребить именно ту пищу, которая сможет вызвать максимальное раздражение рецепторов языка, которые, в свою очередь, по нейронным связям передадут это раздражение в соответствующие отделы головного мозга. Эти отделы среагируют выбросом дофамина и других гормонов, которые отвечают за чувство удовольствия. Вот и весь принцип, по которому мы балуем себя вкусной едой. И именно этот принцип взяли на вооружение пищевые корпорации. Однако здесь всё не так просто.

Что же такое рецепторный импринтинг? Когда человек рождается, его рецепторы — это чистый лист. Их можно настроить как на адекватную пищу, так и подсадить ребёнка буквально на любую дрянь, хоть на пиво. И это далеко не преувеличение: есть такие родители-экспериментаторы, которые готовы на, мягко говоря, смелые эксперименты. Таким образом, если ребенку с детства давать вредную пищу, то это создаст наркотическую зависимость на всю оставшуюся жизнь, которую вытравить из себя будет крайне сложно.

выбор питания
Выбор питания

Часто можно видеть, как детском садике часть детей вполне спокойно ест кашу, суп и иже с ними. А есть такие дети, которые наотрез отказываются питаться адекватной пищей. Дело в том, что если ребёнка с раннего детства подсаживать на очень яркие вкусы, то его рецепторы становятся менее чувствительными, и потом простая нормальная еда человеку кажется безвкусной. И самое печальное, что с возрастом всё только ухудшается: человек совсем отходит от адекватной пищи и начинает питаться так, как требуют его искалеченные вкусовые рецепторы. Причём чаще всего интенсивность вкусов увеличивается так же, как в процессе наркотической зависимости наркоман всё время увеличивает дозу, чтобы преодолеть растущую толерантность организма к наркотическому средству.

Что такое толерантность? Это процесс, в ходе которого организм (или, в нашем случае, вкусовые рецепторы) адаптируется и повышает со временем свою индифферентность относительно регулярно действующего раздражителя. Таким образом, чтобы регулярно получать удовольствие от того же сладкого (или любого другого вкуса — неважно), человек вынужден будет постоянно увеличивать дозу сахара или покупать всё более насыщенные усилителями вкуса продукты. Да и сами производители постоянно увеличивают планку вкусовых ощущений, потому что понимают все эти законы: рано или поздно потребители адаптируются под определённую вкусовую насыщенность — и продукт перестанет быть для них вкусным.

Это типичное развитие наркотической зависимости.

Формирование зависимости

Как же пищевые корпорации используют закон рецепторного импринтинга? Обратите внимание, сколько сейчас на прилавках различных сладостей, которые ориентированы исключительно на детей дошкольного возраста. Это сладости с изображениями на упаковке различных героев мультиков, сказок, с красочными названиями «мультяшной» тематики. Для чего это делается? Ребёнок, который пока не пробовал сладкое, скорее всего, вряд ли захочет какой-нибудь батончик, где нарисован хищный оскал злобного льва или что-нибудь в таком духе, ориентированное уже больше на молодежь. А теперь представьте: мама с ребёнком идёт по супермаркету и ребёнок видит какую-то конфету, с обёртки которой ему улыбается такой «родной» и любимый герой мультфильма. Реакция, скорее всего, будет весьма предсказуемой: ребёнок буквально инстинктивно потянется за этой конфетой и, учитывая уровень осознанности и адекватности современных родителей, конфета, скорее всего, будет куплена. Всё. Это для ребёнка приговор.

выбор питания

Говорят, что самыми опасными являются те наркотики, зависимость от которых формируется с самой первой дозы. Однако в нашем обществе принято умалчивать, что зависимость от сахара как раз формируется с самой первой конфеты, запиханной нам в рот сердобольной бабушкой, желающей потешить внучка. Итак, первая съеденная конфета, подло привлекшая внимание ребёнка изображением героя любимого мультфильма, становится для него первой дозой. Дальше ребёнок попросит купить эту конфету ещё раз, затем ещё и ещё, а потом маме надоест бегать в магазин за определённым видом конфет, и она щедро отрежет ребёнку кусок торта, купленного для всей семьи. Дальше формирование зависимости будет уже практически полётом в пропасть. Ребёнок начнёт требовать сладкий вкус регулярно, и объёмы потребляемого будут расти в геометрической прогрессии ровно до тех пор, пока не достигнут либо границ материальных возможностей семьи, либо границ адекватности родителей. Как ни прискорбно признать, но второй вариант бывает крайне редко.

Этот принцип действует не только со сладким. Человека можно подсадить на любой вкус: чипсы, орешки, сухарики формируют толерантность рецепторов к солёному, снижая их чувствительность. Таким образом, искалечив вкусовые рецепторы ребёнка, можно вырастить из него идеального потребителя, который, повзрослев, будет регулярно носить деньги в ближайший супермаркет, скупая то, чем адекватный хозяин собаку не накормит. В отличие от родителей, которые закармливают своих детей всей это дрянью. Неужели мы относимся к своим детям хуже, чем к собаке? Нет, конечно; просто подсаженные сами на всю эту дрянь, с забитыми яркими вкусами рецепторами мы перестаём вести себя адекватно в плане выбора пищи. И, как следствие, в плане воспитания ребёнка. Хотим ли мы такого же будущего для своего ребёнка? Хотим ли мы, чтобы он на всю жизнь стал пищевым наркоманом, который будет, как зомби, носить деньги в магазин и опустошать полки с вредной пищей? Хотим ли мы, чтобы он так же подсадил потом на это своих детей? Это наш и только наш выбор. Об этом стоит задуматься каждому.