Содержание
Чтобы выяснить, что означает смирение, нужно узнать, от чего нам придётся отталкиваться на пути к смирению. Противоположное качество — гордыня в самом невежественном проявлении.
Восприятие себя исключительным, более развитым, чем окружающие, блокирует путь к знанию о том, как обрести смирение, а это необходимое качество для духовного развития, потому что духовность обретается через осознание себя частичкой общего целого.
Что такое смирение
Смирение — с-мир-ение, то есть примирение с миром вокруг, примирение означает объединение.
Смирение — это принятие концепции своей неотделимости от общего целого, соединение с неким божественным Абсолютом, Богом, Высшим разумом, нирваной, потоком ума, Вселенной и т. п.
Но как это связано со смирением? Напрямую: если мы считаем себя единственными и неповторимыми, отдельными от общего целого личностями, совершенно независимыми от мира и его законов, то мы никогда не сможем продвинуться в саморазвитии, пока не поймём обратное.
Также нельзя принижать значение личности: личность бывает менее развитая и более развитая. Отличие в том, что менее развитая личность, как только себя осознаёт, впадает в эгоцентризм: считает себя лучше других, чем-то совершенно отдельным. Такой человек идёт по головам для достижения корыстных целей.
Более развитая личность тоже осознаёт свою индивидуальность, но эту индивидуальность она направляет на благо общего целого, а не на реализацию корыстных желаний. Эго у такой личности тоже есть, но оно применяется как инструмент для взаимодействия с окружающим миром, для защиты от манипуляций.
Отличие смирения от принятия
Смирение — более широкое понятие, чем принятие. Принять можно что-то отдельное от мира, какую-то его часть, например свою работу или близких. Смирение же настроено на мир во всех его проявлениях. Кто развил глубокое смирение, автоматически должен был пройти стадию принятия себя, своей жизни — именно так проверяется глубина смирения.
Легко принять то, что на тебя напрямую не влияет, но это не будет смирением. Именно в близких взаимоотношениях, где судьба проявляется во всей силе, видно смиренен человек или нет.
Смирение в буддизме
Буддизм рассматривает смирение как добродетель. В буддийском тексте о Маха Каруне (великом сострадании) смирение — одно из десяти священных качеств, приписываемых Бодхисаттве Авалокитешваре — Будде Сострадания. В этом контексте смирение — естественный побочный продукт высших духовных достижений, которые превосходят эго так же, как четыре благородных состояния ума: любовь, сострадание, сочувствующая радость, невозмутимость.
Однако буддизм Махаяны также выступает за смирение как моральную заповедь. Она часто выражается в терминах увещевания против высокомерного или надменного отношения. Будучи признаком эгоцентризма, гордыня рассматривается как препятствие принятию учений Будды и продвижению к духовному освобождению. Буддийские практики верят, что только смиренный ум может легко распознать свои загрязнения жажды (или жадности), отвращения (или ненависти), невежества, тем самым вступая на путь освобождения.
Квинтэссенция смирения проявляется в осознании практикующим того, что он — никто или ничто. Это состояние просветления приходит, когда он превосходит все мирские желания, иллюзии, ментальные конструкции, ярлыки, связанные с эго. Буддизм называет это пустотой — отсутствием иллюзорного эго. На глубинном психологическом уровне, когда человек осознаёт, что он — ничто, он также является всем. Это означает, что благодаря безусловной любви и состраданию человек теперь связан со всеми вещами и всеми существами. Больше нет «я» или «моё». Мы все едины.
Некоторые буддийские практики делают такой большой акцент на смирении, что готовы уступить другим в любой ситуации, которая включает в себя спор или раздор. Буддийский мастер пишет, что он всегда считает себя наименее знающим и способным по сравнению с другими людьми. Этот подход рассматривается как способ «смирить» эго, чтобы облегчить духовное освобождение. Вопрос о том, подходит ли такая практика для всех, остаётся открытым.
Буддийский принцип «отсутствия разногласий» требует, чтобы практикующий воздерживался от ссор или борьбы за личные интересы. «Отсутствие разногласий» подразумевает смиренное эго, через которое может сиять свет просветления. В этой связи можно провести параллель между буддийским подходом и христианским учением о том, что тот, кто смиренен перед Богом, возвышен Им.
Психолог и буддийский учитель медитации Джек Корнфилд отмечает, что только когда человек развивает здоровое «я» наряду с глубоким осознанием пустой природы самоидентификации, он может полностью открыть «истинное я», которое сияет через всё наше существо со всеми его божественными качествами.
Хотя смирение важно для буддизма, в конечном счёте духовные достижения связаны со «срединным путём»: уравновешенность личности, которой не свойственны высокомерие или самоуничижение. Таким образом, может возникнуть семантический вопрос о том, что мы подразумеваем под смирением. Обязательно ли это подразумевает недооценку собственной ценности и заслуг? С истинно буддийской точки зрения ответ — «нет». Мы можем добавить следующие критерии для определения подлинного смирения:
- Ведите себя без высокомерия, самомнения и других эгоистических тенденций, таких как ревность и желание покрасоваться.
- Уважайте других, проявляйте к ним подлинный человеческий интерес без желания понравиться или произвести впечатление.
- Придите к объективному и честному пониманию собственных сильных и слабых сторон, осознанию того, что далеки от совершенства и вам ещё многое предстоит узнать, улучшить.
- Хотя самоуничижение не является частью смирения, необходимо признать, что биологическое «я» предполагает наличие слабостей и невежества, а истинное «я», характеризуется такими божественными качествами как любовь, сострадание, радость, мудрость.
При таком понимании буддисты могут смело говорить о смирении как о норме личного поведения и знаке высших достижений, согласующимся с буддийским «срединным путём».
Смирение в христианстве
Павел говорит в «Послании к Ефесянам» 4:2:
«Будьте совершенно смиренны и кротки, будьте терпеливы, переносите друг друга с любовью».
В «Послании к Филиппийцам» 2:3 он говорит:
«Ничего не делайте из эгоистичного честолюбия или тщеславия, скорее в смирении цените других выше себя».
Есть ещё десятки библейских стихов о добродетели смирения. И даже Иисус Христос «смирил себя и стал послушным смерти, даже смерти на кресте»
(Филиппийцам 2:8).
Смирение — это основная христианская ценность и ключ к тому, как христиане относятся друг к другу.
Христианские принципы смирения
Мы мало думаем о себе
Есть разница между здоровым самосознанием и пагубным вниманием к собственной внутренней жизни. Быть смиренным означает потерять одержимость собственными чувствами, потребностями, желаниями, переключить внимание на других людей. Это не значит, что происходящее в наших умах и сердцах неважно, но главные роли в наших жизнях принадлежат не нам.
Признание людей детьми Божьими
Мир ценит людей по их достижениям. Мы даже говорим о том, чего кто-то «стоит», то есть сколько у него денег. Для христиан чья-то ценность основана на их сотворённости. Они созданы по образу и подобию Божьему. Церковная жизнь не всегда легка. Люди раздражают нас по самым разным причинам. Человек, который надоедает или чьи взгляды приводят в бешенство, — это дитя Божье, заслуживающее абсолютного терпения и уважения.
Легкомысленное отношение к чувству собственного достоинства
Смиренные люди не возражают, если они проигрывают спор, потому что они уверены в любви Божьей. Потребность всегда быть правыми — признак неуверенных в себе людей. Они подкрепляются одобрением или согласием окружающих. Скромные люди не нуждаются в одобрении других людей. Это не значит, что они не будут бороться за то, во что верят, но они могут быть великодушны по отношению к своим противникам.
Не принимать успех всерьёз
Успех может прийти в разных формах. Для одних людей — это мирской успех, хорошая работа, большие зарплаты. Для других — это уважение сверстников или счастливая семейная жизнь, или ценная роль в церкви. Смиренные люди знают, что любые формы успеха — это благословения от Бога, а не привилегии. Мы имеем их потому, что они нам даны, а не потому, что их заслуживаем. Их наличие ничего не говорит о том, кто мы в глазах Бога.
Поддержание отношений с Богом
К. С. Льюис писал: «Гордый человек всегда смотрит на вещи и людей свысока; и, конечно, пока вы смотрите вниз, вы не можете видеть то, что выше вас». Смиренные люди не смотрят вниз, они смотрят вверх, и то, что они видят огромную любовь Бога к своему творению, определяет, как они видят всех остальных.
Смирение в исламе
Тот, кто поддаётся высокомерию, считает себя человеком более важным и высоким, чем кто-либо другой. Он пытается своими речами, поступками, отношением унизить других людей. Нравственная черта, противоположная высокомерию, — смирение, оно добродетель в духе человека.
Аллах Всевышний сказал: «И не ходите по земле с ликованием, ибо вы не можете прорезать землю и достичь гор в высоту».
Цитируя Лукмана Мудрого, Он говорит: «И не отворачивай своего лица от людей с презрением, и не ходи по земле с превеликим ликованием, воистину, Аллах не любит самодовольных хвастунов. И следуй правильному пути в своих хождениях и понижай голос, конечно, самый ненавистный из голосов — это рёв осла».
Обращаясь к Святому Пророку Мухаммеду, Он говорит: «И сделай себя смиренным перед верующими».
Он также сказал: «И будьте смиренны перед тем, кто следует за вами из числа верующих».
Святой Пророк Мухаммад сказал: «Воистину, смирение увеличивает достоинство того, кто им наделён. Будьте смиренны — и Аллах возвысит вас».
Он также сказал: «Большинство из тех, кто попадает в ад, — высокомерные».
Он также сказал: «Воистину, самые любимые из вас для меня и самые близкие к моему положению в Судный день — лучшие из вас по природе и смирению, а самые далёкие из вас от меня — тщеславные, то есть высокомерные».
Имам Али Повелитель Правоверных сказал: «Самый уродливый из пороков — высокомерие».
Имам Али также сказал: «Самое вредное бедствие для интеллекта — это высокомерие».
«Остерегайтесь иметь высокомерие, потому что это величайший грех и самый низменный недостаток; это также украшение сатаны».
«Смирение возвышает вас, а высокомерие делает вас презренными».
Имам Али советовал генерал-губернатору, которого он назначил править Египтом, так: «Будьте смиренны с людьми, встречайте их мягко и принимайте с весёлым лицом».
Имам Джафар ас-Садик сказал: «Это смирение — быть довольным тем, что сидишь на более низком месте, приветствовать каждого встречного, отказаться от борьбы, даже если ты правдив, и быть несчастным из-за похвалы людей за своё благочестие».
«Остерегайтесь быть надменными и высокомерными, потому что высокомерие подобно одежде для величия Аллаха. Того, кто соперничает с Аллахом в Его величественном одеянии, Аллах сломает и опозорит в Судный день».
«Продолжайте любить бедных мусульман, всякий, кто презирает их и проявляет к ним высокомерие, ускользает от религии Аллаха. Аллах презрит его и пошлёт на него Свой гнев».
Имам Муса аль-Казим сказал: «Смирение означает, что ваше поведение по отношению к людям должно быть таким же, какое вы хотели бы ожидать от них».
«Есть степени смирения. Одна из них — понять свои заслуги и возможности и использовать их должным образом, с чистым сердцем. Такой человек не должен вести себя с людьми так, как ему самому не нравится. Он воздаст за дурные поступки добрыми делами, сдержит свой гнев и простит людей, а Аллах любит делающих добро».
Имам Али аль-Рида сказал: «Всякий, кто приветствует бедного мусульманина иначе, чем он приветствует богатого, будет разгневан Аллахом в Судный день».11
Смирение в индуизме
Одна из поразительных особенностей индуистской этики — это значение, которое придаётся смирению в духовной и социальной практике. Смирение прежде всего означает признание того, что «я не важен», или «я не особенный», или «я не важнее других». Многие взрослые индусы, особенно те, кто чрезвычайно успешен, проявляют поразительное смирение в своём поведении, которое другие культуры часто принимают за слабость.
Из Священных Писаний известно, что смирение практикуется не только людьми, но и богами, небесными существами. Когда индусы старшего поколения подходят к благочестивым людям, они смиренно кланяются. Пожилой индус не чувствует стыда или унижения, кланяясь или прикасаясь к стопам человека, которого он считает честным и добродетельным.
Бхагават Гита о смирении
Это писание — суть всей индуистской философии. В ней один из сильнейших воинов, Арджуна, общается с Кришной, эманацией бога Вишну, перед масштабной войной Кауравов и Пандавов, двоюродных братьев и их союзников. Арджуна не уверен в том, что эта война необходима, так как на другой стороне находятся его многочисленные друзья и родственники, но Кришна путём глубоких философских рассуждений мотивирует Арджуну вступить в битву.
«Стремись достичь Меня, поклоняясь с непоколебимой волей;
И, если ты не можешь поклоняться непоколебимо,
Работай для Меня, трудись в угодных Мне Делах,
Ибо тот, кто трудится правильно из любви ко Мне,
Наконец достигнет меня! Но если в этом
Твоё слабое сердце потерпит неудачу, принеси Мне свою неудачу!
Найди прибежище во мне! Пусть плоды труда уйдут,
Отрёкшись от надежды на Меня, с самым смиренным сердцем, так ты и придёшь ко Мне;
Ибо, хотя знание выше, чем усердие,
Всё же поклонение выше, чем знание, а отречение ещё выше.
Рядом с отречением — очень близко пребывает вечный покой!»
В этом стихе отмечается особая роль смирения в деле достижения единения с Богом и мирозданием: «…с самым смиренным сердцем…».
В следующем стихе перечислены качества знания, одним из которых является смирение:
«Что это такое, это «поле» жизни,
Какими качествами оно обладает, и откуда оно,
И почему оно меняется, и способность,
Которая его вызывает, и могущество этого,
И как это происходит — услышь всё это от Меня!
Элементы, сознательная жизнь, ум,
Невидимая жизненная сила, девять врат
Тела и пять областей чувств;
Желание, неприязнь, удовольствие и боль,
Глубоко сплетённая мысль и настойчивость бытия —
Смирение, правдивость и безвредность,
Терпение и честь, благоговение перед мудрыми.
Чистота, постоянство, самообладание,
Презрение к чувственным наслаждениям, самопожертвование,
Осознание несомненности зла
В рождении, смерти, старости, болезни, страдании и грехе;
Отрешённость, непривязанность к дому,
Детям, жене и всему, что связывает людей;
Вечно спокойное сердце в добрых
И злых проявлениях судьбы, с твёрдой волей. Поклонение
Мне — только Мне! Неустанно;
Любя всякое уединение и избегая шума
Глупых толп; Стремясь решительно
Достичь восприятия Сверхдуши
И благодати, чтобы понять, какой святости
Так можно достичь, — вот истинная Мудрость, князь!
А то, что иначе, — это невежество!»
Смирение в психологии
Понимать смирение можно не только как добродетель, но и как психологическую черту. На базовом уровне смирение означает, что человек ценит и продвигает свои интересы выше других. Оно тесно связано со скромностью и справедливостью, а также подразумевает точное видение себя — умение не думать о себе более высоко (или более низко), чем это уместно.
Уортингтон (2017) выделяет три составляющие смирения:
- точное самовосприятие;
- скромная самооценка;
- ориентация на других.
Он отмечает, что недавний рост числа исследований, изучающих смирение, совпадает с развитием позитивной психологии и разочарованием в ограниченности индивидуалистических добродетелей. Наряду с состраданием, прощением, альтруизмом, благодарностью и сочувствием, смирение относится к «группе добродетелей, которые связывают общество воедино»1.
Уортингтон (2017) далее выделяет виды смирения:
- интеллектуальное смирение — открытость наших взглядов, убеждений, мнений;
- культурное смирение — способность признавать достижения других культур и учиться у них2.
Другие подвиды смирения — политическое и духовное.
В то время как основой смирения является ориентация на других, Тангни (2009) выделил шесть внутриличностных аспектов смирения:
- готовность видеть себя правдиво;
- точное восприятие нашего места в мире;
- способность признавать свои ошибки и ограничения;
- открытость;
- низкая самофокусировка;
- понимание ценности всех вещей.
Смирение как сила характера
Мы также можем понять смирение как силу характера. Это важнейший моральный аспект личности, который проявляется в скромности, эмпатии, признании и уважении других на более глубоком уровне, точном понимании и владении своими ограничениями4.
Смирение можно рассматривать как противоположность гордости, высокомерию, завышенному чувству собственной важности. Оно основано на фундаментальном заботливом, сострадательном отношении к другим.
Наконец, смирение можно рассматривать как важнейший аспект «мышления роста», описанного Кэрол Двек (2006). В рамках её работы смирение подразумевает не только признание недостатков, но и активное стремление преодолеть их. Речь идёт о готовности перенимать лучшие практики у других, учиться на своих неудачах.
Таким образом, смирение неразрывно связано с обучаемостью, включающую постоянную самокоррекцию и самосовершенствование.
Почему так важно смирение
Скромное мышление оказывает значительное положительное влияние на когнитивные, межличностные навыки и навыки принятия решений. Смирение напрямую связано со способностью и готовностью учиться. Скромные люди лучше учатся и решают проблемы5.
Скромные ученики, искренне открытые для обратной связи, часто обгоняют своих более талантливых от природы сверстников, которые настолько высоко ценят свои способности, что отвергают все советы. Исследования показали, что смирение более важно, чем IQ для того, чтобы прогнозировать эффективность6.
Кроме того, смирение лидеров способствует доверию, вовлечённости и творческому мышлению внутри команд, что приводит к большей производительности7. Смирение также связано с увеличением положительных эмоций и способствует самопрощению8.
Смирение укрепляет социальные функции и связи. Смирение уменьшает стресс от взаимодействия с людьми, что приводит к улучшению не только психического, но и физического здоровья9.
Отсутствие культурного смирения приводит к склонности делать недостоверные предположения о других, чувствовать своё превосходство и завышать оценку своих знаний и талантов10.
Примеры смирения
Знаменитая троица по-настоящему смиренных людей: Ганди, Нельсон Мандела и мать Тереза. Все они героически отдавали силы служению идеалам, неустанно трудились над улучшением условий жизни других людей.
И всё же они оставались скромными и непритязательными в отношении своих поразительных достижений, никогда не привязывали их к собственной личности. Они смиренно служили не своему эго, а более великой цели.
Как научиться смирению
Чем более невежественен человек, тем дальше он от смирения. Чем человек благостнее, тем больше в нём смирения. Когда человек борется с миром за «свою правду», он находится в страсти или невежестве. Благостный человек понимает, что в мире всё гармонично и справедливо, хотя иногда это неочевидно.
Научиться смирению возможно только повышая свой духовно-нравственный уровень. Это достигается регулярной духовной практикой, концентрацией на духовно развитых личностях, направлением сил и энергии на благо других людей. Нужно изучать жизнеописания святых, альтруистичных людей, создать дома алтарь с изображениями тех, кто вдохновляет к духовной жизни, и практиковать, мысленно почитая и кланяясь святости.
В наше время правят страсть и невежество, поэтому смирение считается слабостью, сравнивается с унижением собственного достоинства, но, на самом деле, смирение — это глубокая мудрость, постичь которую очень непросто.