Измени себя — изменится Мир вокруг

Духовный рост: что это такое и как проявляется

Слушать аудио 0:00 / 12:16
Текст читает: Павел Каминский

Есть одна короткая притча про священника и блудницу. Жили они по соседству, и священник каждое утро видел, как блудница возвращается после своих ночных приключений, и каждый день он в своих мыслях осуждал её. И вот прошло время, оба они оставили свои физические тела и предстали перед Богом. И Бог блудницу отправил в рай, а священника — в ад. Священник, конечно, в полном недоумении вопрошает у Бога, мол, как же так, что за вопиющая несправедливость?

А Бог ему поведал, что блудница каждое утро, возвращаясь домой, молилась Богу и просила у него дать ей сил встать на духовный путь и бросить своё мерзкое ремесло, а священник только и делал, что осуждал блудницу. И Бог очень справедливо рассудил, кто из них шёл по духовному пути, а кто лишь притворялся. Так что же такое духовный рост, и как не перепутать суть и форму?

  • Духовный рост — это движение от материального к духовному.
  • Этапы духовного развития.
  • С чего начать духовный рост?
  • Признаки духовного развития человека.
  • Степень духовного развития определяется уровнем свободы.

Духовный рост — это движение от материального к духовному

Жизнь в материальном мире можно сравнить с деревом. На разных ветвях этого дерева растут листья, и у них есть полная иллюзия того, что каждый из них существует сам по себе. Лишь немногие в процессе самопознания начинают замечать, что все они связаны ветками между собой, а источник у них один — корень, который их питает. Но даже не это самая главная иллюзия, в которой пребывают живые существа. Самая главная иллюзия в том, что листья полностью убеждены, будто их шелест и движение — это их собственная природа.

Но мы-то знаем, что листок начинает шевелиться и шелестеть лишь тогда, когда его касается ветер. Ветер вечного сознания. Главный секрет заключается в том, что осознание «я — листок» возникает не у листка, а у ветра.

Каков смысл данной метафоры? Мы такие же листья, которые считают, что каждый из нас растёт сам по себе. Мы не замечаем, что часто воюем с теми листьями, с которыми связаны одной веткой, и у всех нас один источник, который питает нас. Но самое главное, мы отождествляем себя с материальным телом и так же, как эти гипотетические листья из нашего примера, рассуждаем о том, что шевелиться и шелестеть — это природа физического тела, а не того ветра вечного сознания, который пронизывает всё.

С чего же начинается духовный рост? Как начать духовно расти? Первое, что нужно сделать, — хотя бы на уровне ума, чисто философски, теоретически понять, что мы не это тело, мы — нечто большее. Духовный рост и саморазвитие начинаются именно с этого. Все мы в детстве читали сказку о Снежной Королеве. Но мало кто задумывался, почему Снежная Королева дала Каю такое странное задание — складывать из льдинок слово «вечность» — и пообещала, что когда он это выполнит, то станет «сам себе господин».

В самом деле, как связаны вечность и то, чтобы стать самому себе господином? Логичнее было бы складывать слова «свобода», «счастье», «независимость» или, исходя из материалистических представлений западного мира, и вовсе какое-нибудь понятие из финансовой сферы — «золото» или «богатство».

Но нет, Кай складывал именно слово «вечность», и именно это должно было привести его к состоянию свободы. Сложно судить о том, что имел в виду автор, но весь этот сюжетный ход очень похож на глубокую метафору, в которой зашифрована трансцендентная суть. Суть проста: Снежная Королева дала Каю медитативную практику. Он должен был медитировать на аспект вечности, то есть осознать себя вечной душой. И тогда стал бы сам себе господином.

Именно осознание того, что мы не являемся физическим телом, что в нас есть вечная божественная искра, позволяет обрести начальную свободу от материального мира. Это дает возможность начать духовный рост и обрести осознанность. Осознающий себя вечной душой или хотя бы теоретически это предполагающий обретает умение разделять главное и преходящее.

С точки зрения реинкарнации мы сможем забрать с собой в будущее рождение только карму и опыт. Всё остальное является временным и напрочь лишено смысла. Нет, какая-то деятельность в материальном мире может быть средством для достижения духовных целей, поэтому облачаться в шафран и отрекаться от всего — это путь не для всех. Но важно понимать, что и зачем мы делаем. И проблема в том, что часто смысл жизни сводится к поддержанию этой самой жизни в физическом теле. То есть всю жизнь мы тратим на то, чтобы обслуживать физическое тело, которое обречено на смерть.

А о существовании своей бессмертной основы многие даже не подозревают. И наша задача на начальном этапе — сместить фокус внимания с материального на духовное. Иначе всё наше развитие сведётся к совершенствованию физического тела, повышению уровня материального существования и так далее. С позиции вечности смысла в этом, в общем-то, никакого. А наша задача — анализировать ценность происходящего именно с позиции вечности. Будет ли важно то, что мы делаем, хотя бы через год, не говоря уже о более продолжительной перспективе?

Этапы духовного развития

Конечно, нет никаких определённых критериев оценки того, как далеко мы продвинулись на духовном пути. Духовный путь — это не карате, где на каждом уровне мастерства выдаётся пояс особого цвета. Впрочем, даже и там это разделение весьма условное. И чёрный пояс не всегда признак великого мастера. На духовном пути всё ещё сложнее.

Наверное, прохождение этапов духовного развития определяется изменением реальности вокруг нас. Истинный духовный рост можно увидеть по тому, как живут близкие нам люди. Если они несчастливы и причиной несчастий часто являемся мы сами, значит, какое-то эгоистичное у нас развитие получается, и к духовности это не имеет никакого отношения. Когда мы меняемся, неизбежно изменяется и окружающая действительность. Если люди рядом с нами становятся счастливее, по этому признаку и можно отмечать этапы духовного развития.

Сначала, конечно, наше окружение, мягко говоря, не будет разделять наши новые увлечения. Скорее всего, наша внезапная трезвость, вегетарианство, чтение писаний и поездки на всякие ретриты и випассаны будут прокомментированы очень грубо и просто: «В секту попал». Это нормально. Наша реальность будет меняться не сразу. Тревожно, если этот этап затягивается. Если проходят месяцы, а то и годы, а окружающие по-прежнему говорят нам о секте, стоит задуматься: может, мы, и правда, в неё попали.

Но, если постепенно близкие люди начинают признавать, что ваш образ жизни более гармоничный, здоровый и правильный, значит, вы на верном пути. Если вы замечаете, что те, кто ещё вчера вас осуждал, вдруг сами начинают задумываться о трезвости, вегетарианстве и ретритах, значит, восхождение на вершину Горы происходит.

С чего начать духовный рост

Как уже сказано выше, для начала нужно хотя бы на уровне умозрительного философствования осознать свою вечную природу. Для этого можно почитать какие-нибудь вдохновляющие книги. Важно понимать, что попытка запечатлеть в книгах высшую истину подобна попытке сфотографировать ветер. На снимках будет что угодно, кроме самого ветра. Разного рода писания могут нам указать путь движения, направление, на которое нужно обратить внимание. Но ощутить ветер истины можно, только если самому выйти в поле.

О бессмертии души говорят практически все религии. Есть какие-то разногласия в мелочах, но в основном все едины: истинная природа человека бессмертна и не подвержена разрушению. Особенно подробно вопрос бессмертия души рассматривается в «Бхагавадгите», преимущественно во второй главе.

Признаки духовного развития человека

Лакмусовая бумажка нашего уровня развития — это наш альтруизм и непривязанность к материальному миру. Если эти качества усиливаются, значит, мы на верном пути. Но важно, чтобы оба качества гармонично сочетались друг с другом. В Индии есть люди, которые всю жизнь посвящают тому, что сидят с поднятой вверх рукой. Аскеза такая. Так и хочется спросить: «Ну и дальше что?» Просидел всю жизнь с поднятой рукой, а что дальше-то? Ну да, настойчивость, упрямство, но какая польза от этого самому человеку, не говоря уже об окружающих?

Таким образом, непривязанность и аскетизм, во-первых, должны быть естественными и, во-вторых, не противоречить здравому смыслу. А самое главное, сочетаться с альтруизмом. Если мы отказались от глупых развлечений, это только половина дела. Дальше нужно уметь направить эту энергию и время на полезную деятельность.

Иначе смысла в этом ноль. Поэтому признаки духовного развития — это альтруизм и непривязанность. И чем более проявлены в нас эти качества, чем гармоничнее они взаимодействуют друг с другом, тем выше уровень нашего развития.

Степень духовного развития определяется уровнем свободы

Может быть, белка, которая крутится в колесе (перерождений) думает о том, что она свободна, а перебирать лапками без всякого смысла и цели — это её собственный выбор. И может быть (даже не может, а точно), человек, который каждый год покупает новый смартфон, потому что реклама ему рассказала, что вчерашний вышел из моды, тоже думает, что это его собственный выбор. Но, объективно говоря, оба персонажа исполняют чужую волю.

Проходя стадии духовного развития, мы становимся всё более свободными. Свободными от привязанностей, а самое главное — от заблуждений, догм, шаблонов и так далее. Уровень духовного развития человека определяется именно степенью его свободы. Сегодня понятие свободы сильно искажено в нашем обществе. Как говорится в Библии, «свобода от греха, а не свобода грешить».

Разумеется, для человека нет никаких запретов или правил, есть лишь принцип свободы воли. Человек сам выбирает, каким наставлениям следовать, а какие игнорировать. Но важно понимать, что все правила должны исходить не из страха «гореть в аду», а из здравого смысла. Как писал апостол Павел, «всё мне позволительно, но не всё полезно».

Не употреблять алкоголь потому, что в какой-то книжке за это анонсированы адские муки, — это, мягко говоря, начальный уровень развития. Мотивация страха крайне ненадёжна и временна. Истинная свобода от греха — это понимание того, что употребление алкоголя бессмысленно, скучно и закрывает путь к духовному развитию. Кто-то может сейчас поспорить с тем, что это скучно, но всё познаётся в сравнении. Познание себя в ходе медитативных практик и блаженство, которое ощущает человек в состоянии этого медитативного покоя, никогда не сравнится с наркотическим дурманом и беспамятством.

Этим и отличаются уровни духовного развития. Сначала мы принимаем на веру некие догмы и мотивированы страхами попасть в ад, перевоплотиться в белку и так далее. Но постепенно мотивация меняется, и мы становимся свободными от пороков не потому, что боимся расплаты, а просто потому, что нам больше не интересна подобная деятельность. Ибо зачем пить воду из болота, если у нас есть нектар?

Это и есть свобода. Смысл не в том, чтобы стать аскетом и отречься от всего. Смысл в том, чтобы обрести всё внутри себя. Один индийский святой говорил: «Меня называют отрешённым от мира, но в чём моё отречение? Я отказался от жалких мирских игрушек ради вечного блаженства. А вот мирские люди — истинные отрёкшиеся, но они даже не знают, от чего они отреклись».

Именно такая свобода является признаком высокого духовного развития. Если человек счастлив без всяких внешних условий и свободен от материальных потребностей не потому, что ему так предписывает религия, а просто потому, что многое ему уже не нужно и не интересно, — это и есть признак высокого духовного развития личности.