Все страхи, а также все беспредельные страдания берут начало в уме
Шантидэва
Так писал в своём философском трактате буддийский монах Шантидэва, который славился своей мудростью и успехами в духовной практике. И с этим сложно поспорить. К примеру, откуда берётся гнев? Обратите внимание, что ваша реакция на то или иное событие может отличаться в зависимости от вашего настроения. Один и тот же поступок человека может вызвать совершенно противоположные реакции. И единственный, кто заставляет нас страдать, — это наш собственный ум, который попросту «научился» гневаться, завидовать, осуждать, бояться, обижаться и так далее.
Взять простой пример: человеку в общественном транспорте наступили на ногу. Что поделать, бывает в нашей жизни такое, не совсем приятное огорчение. В случае, если «жертвой» стал человек, практикующий йогу, медитацию и так далее, скорее всего, он отнесётся к этому спокойно, как к маленькому недоразумению. А теперь представим себе, к примеру, любителя компьютерных игр, который всю ночь «сражался» где-нибудь на фронтах Второй мировой, — мало того, что его нервная система взвинчена подобным времяпрепровождением, так он ещё и не выспался, а с утра простимулировал себя чашкой кофе. Скорее всего, такой человек «взорвётся» даже от малейшего раздражителя. А уж если ему наступили на ногу, это и вовсе будет рассматриваться как личное оскорбление.
И разница в этих двух случаях вовсе не в том, что первый человек хороший, а второй — плохой. Разница в том, что у них разное состояние ума. И каждый реагирует, исходя из своего состояния. И самое интересное в этой истории то, что раздражитель-то один и тот же, а реакция разная. И совершенно очевидно, что агрессивная реакция любителя игр ни к чему хорошему не приведёт. Будда сравнивал гнев с раскалённым углём, который, чтобы кинуть в другого, нужно сначала взять в руку и неизбежно обжечься самому.
Поэтому последуем наставлению Шантидэвы, который писал:
«Молю вас, сложив ладони у сердца: всеми силами сохраняйте памятование и бдительность».
Шантидэва
Попробуем разобраться в том, что такое ум и как с ним работать, чтобы он был нашим слугой, а не господином.
- ум — «надстройка» над нашим истинным «Я»;
- природа не терпит пустоты;
- беспокойный ум — источник всех страданий;
- методы успокоения ума: глубокое дыхание, физические нагрузки, здоровый сон, медитация.
Попробуем выяснить, как можно обрести контроль над умом, рассмотрим методы от наиболее простых до более сложных.
Что такое ум
Ум — это своего рода «программа», которая позволяет нам жить в этом мире. Душа имеет нематериальную природу и живёт по несколько другим законам, поэтому, воплощаясь в материальном мире, она нуждается в некоей «программе», которая позволит ей адаптироваться к материальному миру. Поэтому ум — это не хорошо и не плохо. Часто можно слышать, как ум объявляют едва ли не источником всего зла, но это не совсем верно. Тут можно привести сравнение с собакой. Если это бешеная собака, которая бегает по улице и кусает всех подряд (кстати, очень похоже на действие беспокойного ума), то, понятное дело, что ничего хорошего в этом нет. Но это же вовсе не значит, что теперь нужно истребить всех собак в городе. Проблема не в собаке, а в том, что она ведёт себя неадекватно.
То же самое и с нашим умом — он несёт в себе опасность лишь в том случае, если мы теряем над ним контроль. Можно привести пример с автомобилем: пока мы им управляем, он наш друг, средство передвижения и так далее. Но как только, к примеру, откажут тормоза, автомобиль становится опасным. С умом та же история — нужно просто научиться его контролировать.
Природа не терпит пустоты
Не думайте о розовом слоне. Думайте о чём угодно, только не о розовом слоне. О чём вы сейчас подумали? Именно о слоне и даже не о красном или синем — именно о розовом. По такому принципу работает наш ум. Если нас терзают негативные мысли, самое неразумное, что можно сделать, — это пытаться с ними бороться. Чем больше мы пытаемся не думать о розовом слоне, тем больше этот образ будет овладевать нашим сознанием.
Также вряд ли сработают попытки «не думать вообще». Природа не терпит пустоты. Как только в сознании образовывается пустота, она тут же заполняется либо той же мыслью, которую мы попытались «выкинуть», либо какой-нибудь другой. И всё, что мы можем сделать, — это заменять негативные мысли на позитивные, чтобы для деструктивного мышления просто не осталось места. Это могут быть планы на будущее или какие-нибудь философские рассуждения, самое главное, избегать гневных мыслей, осуждения окружающих, негативных «пророчеств» относительно будущего и так далее. Уже немало сказано о том, что мысли материальны. Можно в это верить, можно не верить. А лучше, проверить на личном опыте — попробуйте заменить свои мысли на более светлые, и, возможно, жизнь изменится к лучшему. Но чтобы это сделать, нужно научиться успокаивать ум.
Практика успокоения ума
Как мы уже выяснили, беспокойный ум — источник всех страданий. Как писал Шантидэва:
«Число враждебных существ неизмеримо, как пространство. Их всех одолеть невозможно, но, если победишь гнев — покоришь всех врагов».
Шантидэва
То же самое говорил и царь Соломон: «Кроткий ответ отвращает гнев». И речь здесь идёт не только о внешнем спокойствии, а больше о внутреннем. Если в нас нет гнева, то и окружающие люди постепенно перестанут к нам его проявлять, ибо подобное притягивает подобное.
Многие, наверняка, слышали совет в стрессовых ситуациях «сосчитать до десяти». Это самый простой пример отвлечения внимания. Отвлекаясь на счёт, мы абстрагируемся от стрессовой ситуации и начинаем мыслить более рационально.
Одна из наиболее эффективных практик успокоения ума, которая сможет быстро помочь непосредственно в стрессовой ситуации, — это глубокое дыхание. Обратите внимание: ритм дыхания и процесс мышления связаны. Когда мы волнуемся — начинаем поверхностно и быстро дышать, и напротив, если мы дышим медленно и глубоко — мыслительный процесс замедляется и успокаивается. Эту особенность можно использовать для успокоения ума. Для этого в психотравмирующей ситуации, нужно начать глубоко и медленно дышать. Разумеется, если это применимо к конкретной ситуации. Когда на вас несётся машина, нужно убегать, а не пытаться успокоиться.
Но если речь идёт о том, когда какой-то человек или ситуация начинают вызывать у вас гнев или раздражение, то эта практика будет как нельзя кстати. То же самое можно посоветовать, когда вас охватывает волнение, например, во время экзамена — глубокое и медленное дыхание позволит вернуться в спокойное состояние.
Эта дыхательная практика — экстренный метод, который позволяет быстро успокоить ум и начать мыслить рационально. Но чтобы снизить общую склонность ума к беспокойству, следует к вопросу подходить комплексно.
Методы успокоения ума
Если вышеописанная практика может помочь в экстренных ситуациях, то далее мы рассмотрим методы, которые позволят в принципе стать более спокойным человеком.
Самое простое — это физическая активность. Во время занятий физкультурой человек невольно попадает в лёгкое медитативное состояние «здесь и сейчас». И это позволяет постепенно натренировать привычку быть в этом состоянии постоянно. Как бонус физическая активность оздоравливает тело и укрепляет нервную систему.
Гораздо большим эффектом обладает практика хатха-йоги. Когда в тех или иных асанах человек испытывает лёгкий дискомфорт (ключевое слово здесь — «лёгкий», ибо фанатизм приводит к травмам), это позволяет сделать наш ум более устойчивым к переживанию негативных впечатлений.
Также на общее снижение беспокойства и раздражительности влияет сон. Существует мнение, что большая часть важных, в том числе для нервной системы, гормонов вырабатывается во время сна примерно с 10-ти вечера до пяти утра. И если человек не спит по ночам или поздно ложится, это негативно скажется на состоянии нервной системы.
Что касается дыхательных практик — их можно использовать не только в стрессовой ситуации, но и в качестве повседневной тренировки. Это позволит научиться успокаивать ум более эффективно.
Также на беспокойство ума влияет питание. Энергия первична — материя вторична. К примеру, мясная пища содержит в себе энергетику страха, страданий, гнева, и, если человек погружает в себя эту, с позволения сказать, «еду», всё перечисленное будет присутствовать в его жизни. Также искусственная, рафинированная еда, фаст-фуд, возбуждающие нервную систему продукты, такие, как кофе, тоже расшатывают общее здоровье организма и нервную систему, в частности.
Также рекомендуется отказаться от компьютерных игр и фильмов, которые пробуждают в нас различные негативные состояния: страх, агрессию, беспокойство. То же самое можно сказать про просмотр новостей. Новостные выпуски специально акцентируют внимание людей на негативе, потому что запуганными людьми проще управлять. Так и хочется вспомнить профессора Преображенского с его бессмертной цитатой: «Не читайте газет».
Самая же главная тренировка ума — это, конечно же, медитация. Причём важно понимать, что медитация — это не просто посидеть полчаса в «лотосе», а затем бежать, суетиться и жить прежней жизнью. Есть хорошая поговорка о том, что «йога не должна ограничиваться ковриком». Медитация должна стать нашим повседневным состоянием. Медитировать просто ради самого процесса — это то же самое, что всю жизнь тренироваться в спортзале, но так ни разу и не решиться поехать на соревнования. И медитация — это и есть наша тренировка ума и качеств характера, а повседневная жизнь — это соревнования. И как говорила одна олимпийская чемпионка: «Моей главной соперницей всегда была я сама». Об этом же говорил и Будда.
«Победи себя и выиграешь тысячи битв»
Будда
Эти слова сказаны именно о контроле за своим умом. Ведь только наш ум заставляет нас сомневаться в своих силах в самый ответственный момент. Ни один соперник не сможет победить нас, пока мы сами не поверим в то, что можем проиграть. Ни один раздражитель не сможет вывести нас из себя, пока мы сами не позволим себе разгневаться.
Обуздать свой беспокойный ум — это великий духовный подвиг. И тот, кому это удалось, поистине святой человек, достигший высот контроля над собой. Как говорил Эйнштейн: «Подлинная ценность человека в первую очередь определяется мерой и смыслом, в каких он сумел освободиться от своего «я». И под словом «Я» в данном случае имеется ввиду наш беспокойный ум, с хаотичной деятельностью которого мы себя отождествляем. И тот, кто подчинил себе свой ум, обретает настоящую свободу. Ведь истинная свобода бывает только одна — это свобода от иллюзий, которые «строит» наш ум.