Содержание
- Картикея — сын Шивы и Парвати
- Картикея — сын Шивы (Рудры). Санаткумара
- Имена Шри Картикеи
- Изображение Картикеи. Обитель Кумара
- Бог Картикея — учитель йогинов и лучший из мудрецов
- Картикея — юное Солнце
- Почитание Картикеи. Храмы, статуи, фестивали, посвящённые Муругану
- Картикея — бог планеты Марс
- Уроки, преподносимые богом Скандой
Как Солнце рассеивает мрак,
«Махабхабхарата», книга III, глава 221
как огонь сжигает сухую траву,
как ветер разгоняет облака,
так славный Сканда одолел врагов своею мощью.
Картикея, или Карттикея, (санскр. कार्त्तिकेय, Kārttikeya (IAST) — шестиликий бог войны, сын Шивы и Парвати, старший брат Ганеши, воспитанник звёздных дев Криттик1 (Плеяды), воин-философ, наделённый величайшей силой знания и мудрости. Его также именуют как Сканда, Кумара, Гуха, Муруган, Махасена, Вишакха, Брахманья, Субрахманья и множеством других имён, известных нам из древних и средневековых писаний. Покровитель воинов, защитников, в праведном бою сокрушающих вероломного врага, — он противостоит невежеству, являющемуся самым главным врагом человека, и являет собой олицетворение таких качеств, присущих славному храброму воину, как уверенность, решительность, мужество, целеустремлённость, сила, смелость, мудрость, честность, справедливость, самоотречение, способность жертвовать собой.
Он Йогешвара — владыка всех йогинов, словно Солнце, рассеивающий тьму беспокойства и уныния, вспыхивающих в сердцах. Он является богом-покровителем воинственной планеты Марс. Картикея — победитель демона невежества Таракасура, захватившего всё мироздание. Он непостижимый дайтьями и людьми, погружёнными в суету мирских дел. Картикея является наставником на Пути познания Истины, помогает преодолеть преграды в виде омрачений и возвысить сознание. Он является одним из первых существ, вышедших из изначального огня мироздания, — сын огня (Кумара, дэва огня, рудра). Преданный Дхарме, лучший из мудрецов, познавший суть бытия. Он вечно юный, сияющий чистым светом разума, один из «перворождённых», Санаткумара. Блистающий, словно восходящее Солнце, чья душа безгранична, а мощь невообразима. Благородный в своих помыслах, вечно юный герой, стоящий во главе небесного воинства, мудрый полководец божественной рати.
Картикея — сын Шивы и Парвати
Слышно также, что рождение знаменитого божества Гухи полно всяческих тайн: то ли он сын Агни, или же сын Криттики, то ли он сын Рудры, либо он сын Ганги.
«Махабхарата», книга I, глава 127
Легенды о Картикее в различных источниках существенно различаются. В «Рамаяне» он предстаёт как сын Агни и Ганги, в «Махабхарате» — как сын Шивы и Парвати (Шалья-парва и Анушаса-парва) или как сын Агни и Свахи (Вана-парва). В эпической поэме Калидасы «Кумарасамбхава» (V в. н. э.) — «Рождение бога войны» — в семнадцати песнях повествуется история Кумара Картикеи, рождённого Шивой и Парвати. Также он предстаёт как один из сынов Брамхы, сын Криттик или Ганги. Рассмотрим легенды о рождении Кумара подробнее.
В «Махабхарате» (книга IX, глава 43) описано его рождение Шивой и Парвати. Сотворённый ими золотой зародыш его был подхвачен Агни, который был не в состоянии выдержать мощное сияние, исходящее из него, ибо оно сжигало самого бога огня, и Агни передал его водам величественной Ганги, которая также была не в состоянии выдержать ярое сияние, поэтому она отнесла его на почитаемую бессмертными гору Химаван, которая, приняв божественный зародыш, воссияла златым светом. Там младенец, сжигающий горе всех миров, рос, наполняя своей мощью всё мироздание. Криттики, увидев его в тростниках, пожелали усыновить огненное дитя. Когда он вырос, его красота и величие затмили всё вокруг. Дабы лицезреть божественное дитя, наделённое великой силой, к нему явились семь Божественных Матерей, восемь Васу2, Адитьи3, Данавы4, рудры5, змеи, сам Брахма, Вишну, Шива, Шакра и другие боги, гандхарвы6, божественные мудрецы во главе с Брихаспати. С целью выразить почтение всем родителям сразу, Картикея предстал одновременно в четырёх обликах: как Сканда он направился к Шиве, как Шакха — к Агни, как Вишакха — к Парвати и как Найгамея — к Ганге.
«Сканда пурана» (I раздел, часть II, глава 29) повествует, что породили Картикею Махадев и Парвати, ибо они суть изначальные родители его. И здесь же сказано, что Карттикея является сыном бога огня Вахни. На первый день своего явления на свет он был подобен комочку плоти, на второй принял свой облик, на третий обрёл облик ребёнка, на четвёртый он полностью вырос, на пятый день произошло его посвящение. Агни вручил ему огненное оружие — копьё Шакти. Картикея для защиты от духов и предотвращения пресечения ими границы был провозглашён владыкой Упаграхов7, Ветал8, Шакини9, Пишачей10.
Как гласит «Махабхарата», искрой Рудры была создана гора Швета, а на ней искрой Агни был рождён Картикея. В «Рамаяне» (книга I, глава 36) повествуется о рождении Картикеи из ослепительного света, излучаемого сиянием созданных богом Агни горы Швета и небесного леса Шара. Здесь же описывается, что он был порождён Шивой при помощи Земли, Агни и Вайю. В «Вишну пуране» (глава XV, 116) рассказывается, что Кумар Картикея — сын Агни, рождённый «в зарослях тростника небесного леса Шара». Его сыновьями были Шакха и Вишакха, Найгамея и Приштхаджня. Также здесь повествуется о том, что он является потомком Криттик. При этом «Харивамша-пурана» описывает рождение в зарослях камыша Кумара Картикеи, или Сканды, как сына Аналы, одного из восьми Васу11, у которого затем родились Шакха, Вишакха и Найгамея.
В Араньяка-парве (глава 214) «Махабхараты» повествуется, что его породили бог Агни и богиня Сваха. Он явился на свет на второй день лунного месяца и принял облик с одним телом, но с шестью головами, двенадцатью руками и двенадцатью глазами. На четвёртый день лунного месяца он предстал как Гуха — сияющий, как Солнце. Так, Рудра, воплотившись в огне, а Ума, обернувшись Свахой, породили Сканду на благо всем мирам.
Окутанный огромной багровой тучей, рассекаемой молнией, он сиял, словно Солнце, взошедшее среди алых тяжёлых туч.
«Махабхарата», книга III, глава 214
На пятый день он издал клич, держа в руках грозный лук Разрушителя Трипуры — Шивы, и привёл в трепет всех существ мира. Казалось, что он своими устами выпивал три мира один за другим. Натянув лук, он метал стрелы в гору Швету, окружённую тысячами ракшасов, и копьём расколол её вершину, а также обрушил гору Краунчу12 (сына Химавана). Он остановил разрушение после того, как Земля в отчаянии призвала к его милости.
В этот день, согласно Араньяка-парве, богиня Шри посетила Сканду, поэтому его почитают на пятый день светлой половины лунного месяца, именуемый как Шрипанчами. В этот же день Девасена, именуемая также как Шаштхи, Лакшми, Аша, Сукхапрада, Синивали, Куху, Садвритти и Апараджита, стала супругой Сканды. Шестой же день именуют Великим, ибо в этот день Карттикея достиг своего предназначения.
Согласно «Бхагавата пуране», Картикея является сыном Агни и его супруги Криттики. В «Рамаяне» (Книга I, глава 37) Картикея — сын Агни и Ганги (одно из имён Картикеи — Гангея, что означает «сын Ганги»). Согласно эпосу, они породили сияющее, словно золото, существо, которое коснувшись земли, стало Джамбунадой. Его сияние преобразилось многочисленными металлами, обогатившими землю, а золото Джатарупа сиянием своим, ярким, подобно огненному пламени сияющему, осветило всё вокруг. Из этого света был рождён Кумара. Он обладал невероятной силой, и, будучи совсем маленьким ребёнком, вызывал демонов на бой, поэтому богами он был признан как военачальник небесной рати.
Кроме того Картикея является сыном Криттик (имя Карттикея означает «сын Криттик»), вскормленным их божественным молоком, а также является их воспитанником. Согласно легенде, описанной в «Махабхарате» (книга I), зародыш, явленный в мир энергиями Шивы и Парвати, приняли шесть Криттик и родили шестерых сыновей, позднее воссоединившихся в едином облике с шестью головами, двенадцатью руками и глазами.
Криттики сказали: “Он будет нашим сыном и прославится на весь мир”.
«Рамаяна», книга I, глава 37
Все легенды о рождении бога Картикеи повествуют о том, что он суть божественная искра, порождённая Шивой и Шакти, которая была принята Агни, поэтому он также имеет и природу огненную, и передана им священным водам Ганги, где в белых цветах речного камыша родился шестиликий младенец, и шесть звёзд Криттик (Плеяды) вскормили его своим духовным молоком.
Картикея — сын Шивы (Рудры). Санаткумара
Некоторые думали о нём как о могущественном сыне Прародителя, — Санаткумаре, старшем среди сынов Брахмы. Другие принимали его за сына Махешвары, а иные — за сына Вибхавасу. Некоторые говорили о нём как о сыне Умы, Криттик или Ганги.
«Махабхарата», книга IX, глава 45
Как один из восьми рудр, рождённых из изначального огня Вселенной на заре времён, Кумара является духовным сыном Брахмы. Сотворение Вселенной происходило при участии Санаткумары. В «Вишну пуране» (Книга I, глава VIII) повествуется о творении Брахмой Рудры в начале кальпы. Рудра, испустивший семь яростных криков, породил ещё семь рудр. Брахмой им были даны имена: Бхава, Шарва, Ишана, Пашупати, Бхима, Угра, Махадева, и определены для них следующие царства: Солнце, вода, земля, воздух, огонь, пространство, Брахман, Луна — всё это были тела восьми рудр. Их сыновьями соответственно стали: Шанайшчара (Сатурн), Шукра (Венера), Лохитанга (Марс), Маноджава (Химават), Сканда, Сварга (Небо), Сантана, Будха (Меркурий). Кумары — сыны Рудры, считаются прародителями высшего «Я» и самосознания в человеке, силой, пробуждающей высший разум, направляющей к Истине, ведущей по пути самопознания и духовного развития.
В «Харивамша пуране» Картикея описывается как всепроникающий Санаткумара. Здесь рассказывается о творении мира Брахмой, породившем в самом начале творения семерых Праджапати, рождённых умом, — «Манасапутры»: Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Васиштха. Он родил четырёх мудрецов, Санаткумару и других, которые отказались от продолжения рода, оставшись вечно чистыми, словно младенцы, их мудрость величественна, и они свободны от чувств, страстей и привязанностей.
После тысячи махаюг сна Всевышний проявляет свою творческую активность. Вишну проявляется как Брахма, Шива, Индра, все локапалы, Солнце, Луна, Огонь, Ветер, Океан, семеро риши, и во многих других обликах. Все они суть части его Виратрупы. Бесконечно славный Санаткумара и прародители Ману также части его великой формы, подобно пылающему огню творца всех живых существ.
«Харивамша пурана», книга I, глава 41
Все сыновья Брахмы приступили к творению Вселенной. От них пошли все роды человеческие. Санаткумара является старшим сыном, рождённым разумом творца Брахмы. Санаткумара именуется здесь также как Гангея13.
Как Санаткумара он также предстаёт в наставлениях мудреца Маркандеи. В «Чхандогья Упанишаде» (часть 7) Санаткумара в беседе с Нарадой об Атмане, о том, что важно почитать в жизни, и как это приведёт к Освобождению, предстаёт как Сканда:
«Тому, кто очищен от грязи, Санаткумар указывает путь по ту сторону тьмы. Он есть Сканда».
Имена Шри Картикеи
Наиболее известными именами Картикеи являются следующие: «Гуха» — сокрытый в сердцах, «Сканда» — изливающий свет, «Махасена» — командующий великой армией, «Кумар» — вечно юный.
В «Сканда пуране», в гимне Махасене, приведены 108 имён Картикеи, среди которых такие как: Бала, Швета, Нагараджа, Гангея, Раудри, Шиватма, Брахманья и другие.
В «Рамаяне» он описывается такими эпитетами, как могущественный герой, подобный пламени, сияющему отблесками огня. В «Махабхарате» он предстаёт как великий полководец, предводитель могущественного войска, Махасена, блеском подобный молодому Солнцу, душа которого необъятна. Могучерукий, великий душою герой, отмеченный неодолимой мощью и наделённый великим могуществом. Сильнейший из сильных, благородный воин, овеянный славой. Лучший из богов, златоокий, блистающий Сканда. Любимец трёх миров, податель даров, красноликий властелин, могущественный бессмертный воин, разрушитель дайтьев14, искоренитель рода дайтьев, чтимый и восславляемый премудрыми, прославленный бог, величавый сын Паваки, божественный владыка йогинов, одарённый великой мощью.
В 217 главе Араньяка-парвы «Махабхараты» описаны спутники Сканды, появившиеся на свет от удара ваджры Индры. Это были юные духи, которые всегда сопровождают Картикею во время битв. Поэтому Сканду также именуют «отцом детей». Его зовут также Бхадрашакхой, который суть главный из шести ликов Сканды, и в этом облике, считается, что он сотворил небесную Шакти (так гласит 217 глава III книги «Махабхараты»).
В «Сканда пуране» (I раздел, часть II, глава 29) его величают лучшим во всех трёх мирах, златотелым владыкой, чарующим, рассеивающим страх праведным сыном дочери гор, благодетелем всех миров, «семидневным богом», владыкой и учителем йогинов. Его же здесь ещё величают как Шараджанмана — рождённый в лесной чаще.
Изображение Картикеи. Обитель Кумара
Эти доспехи, копьё, могущество, воинственный пыл, красота, верность истине, неуязвимость, святость духа, неподверженность заблуждениям, защита своих последователей; беспощадность к врагам и охрана миров — всё это от рождения присуще Сканде!
«Махабхабхарата», книга III, глава 218
Картикея изображается, как правило, в виде юноши с одной или шестью головами, у него также может быть двенадцать рук. Чаще всего на изображениях он предстаёт с божественным копьём Гухашакти, которое, согласно писаниям, наполнено неподвижным светом и необычайной силой. Также он может быть вооружён луком (символ победы), булавой (олицетворение божественной силы), мечом (рассекающим путы невежества), диском (сражающим врагов). Иногда в его руках знамя с изображением петуха (олицетворение храбрости и мужества), лотос (символ чистого высшего знания), также две руки его могут быть сложены в защитную абхая-мудру и благословляющую варада-мудру. Ваханой бога Картикеи является сверкающий павлин, являющийся символом благородства и бесстрашия.
В «Махабхарате» (книга III, глава 218) его образ представлен так: под золотым зонтом, словно в ореоле ярого пламени, на колеснице, сияющей подобно Солнцу, созданной Харой, запряжённой тысячей львов прекрасногривых. На Картикее сияют златые доспехи, а лик его украшает алый венок, на нём повязана золотая гирлянда, созданная Вишвакарманом, он облачён в чистейший пурпур, с красным петухом на знамени, дарованном ему Агни. А книга XIII «Махабхараты» описывает Сканду как восседающего на павлине со смертоносным копьём в руках и колокольчиками, выглядящего подобно Агни.
В «Сканда пуране» он сияющий юностью, обладающий златыми доспехами и ожерельями, облачённый в красные одеяния, с красной гирляндой, красноглазый.
На некоторых изображениях можно увидеть Картикею в окружении двух его супруг: Валли и Девасены15.
Обителью Кумара считается гора Швета, искрой Рудры созданная, на которой Картикея был рождён и оберегаем Криттиками. Покрытая чудными лесами, прекрасная, словно залитая лучами Солнца, Мандара с её ущельями, славилась она «цветущими рощами сантанаки, олеандровыми лесами, массивами коралловых деревьев, зарослями китайской розы и ашоки, чащами кадамбы и обилием необычайных зверей и редких птиц» («Махабхарата», книга III, глава 220). В «Махабхарате» (книга II) упоминается о любимой Картикеей стране Рохитаке, изобилующей дарами земными, которую также можно считать одной из его обителей. В книге IX «Махабхараты» повествуется об обители Сканды Плакшарадже, о месте священных омовений на берегу Сарасвати, именуемым также «вторым небом», там были побеждены дайтьи, и Кумара был посвящён богами в сан предводителя армии небес.
Согласно «Шива пуране», его обителью является гора Краунча, где он устраняет все грехи тех, кто является сюда лицезреть его. Как гласит легенда, сюда он отправился после поражения в состязании с братом Ганешей, в котором он проигрывает, ибо победу мог одержать тот, кто первым смог бы пересечь всю Вселенную, — и в то время как Картикея на своей вахане павлине спешил преодолеть бескрайние просторы Вселенной, являющиеся миром проявленного бытия, Ганеша обошёл вокруг своих родителей Шивы и Шакти, олицетворяющих мироздание, пояснив, что материальный мир является проявлением высших энергий божественных Отца и Матери — источника всего сущего в мире, поэтому всей Вселенной для него и являются его родители.
В месяце Карттика16 боги, святые мудрецы и великие подвижники отправляются туда лицезреть Кумару. Тот, кто получает даршану Сканды в криттика накшатру в месяце Карттика, избавляется от всех грехов и, несомненно, обретает все желаемые плоды.
«Шива пураны», раздел 4, глава 13, тексты 29–30
Бог Картикея — учитель йогинов и лучший из мудрецов
Картикея является учителем и наставником мудрецов, раскрывающим им сокровенное знание.
В 215 главе Араньяка-парвы «Махабхараты» сказано, что мудрец Вишвамитра был первым, кто обрёл покровительство Сканды. Он воспел ему хвалу, совершил обряды почитания на благо миров.
Картикея наставляет мудреца Маркандею, открывая ему божественную Истину. Их беседа продолжалась восемнадцать лет, хотя для мудреца это время пролетело, словно один день. Благодаря милости Санаткумара Маркандея был наделён божественным зрением, с помощью которого обрёл способность прозреть высшее знание.
Из тела Гухи, великого героя, готового сражаться, исходили Дхарма, правдивость, отсутствие заблуждения, великолепие, прибежище, невредимость, власть, мастерство и милость.
«Сканда пурана», I раздел, часть II, глава 31
Он считается покровителем йогинов, поскольку он ведёт по Пути духовного самосовершенствования всех искателей Истины, помогает в постижении Знания и направляет на Путь к освобождению.
Святые верховные мудрецы просят его, покорившего все миры и вернувшего им спокойствие, быть покровителем трёх миров, дарующим благо, наделяющим силой и мудростью («Махабхарата», III, 218). Сам Индра, царь богов, просит его стать Владыкой трёх миров, ибо он признаёт, что сила Картикеи безгранична.
Историю о противостоянии Индры и Картикеи, произошедшем до этого, рассказывают такие писания, как «Махабхарата» (III.216) и «Сканда пурана». В них описывается битва между Индрой и Скандой: «от удара ваджрой царя богов появился ещё один воин Вишакха, или Шакха, с копьём в руке и в золотых доспехах, блистающий подобно пламени конца времён. От следующего удара ваджрой Индры появился Найгамейя. Все трое ринулись на Индру в бой. Тогда Индра признал своё поражение, а Сканда даровал ему прощение».
Сканда оставляет трон небесный дэвраджу Индре, а сам решает быть полководцем богов и во исполнение воли божественной, следуя пути своей высшей Дхармы, стать защитником земли и повергнуть данавов.
В доспехи света облачённый бог Картикея — избавитель мира от невежества
Поднявшись на колесницу, он заблистал, словно алое пламя конца мира.
«Махабхарата», книга III, глава 218
Сканда является полководцем небесного воинства, возглавляя которое, он одержал множество славных побед над тёмными силами, являющимися олицетворением невежества.
В «Махабхарате» (книга IX, глава 44) и «Сканда пуране» (I раздел, II часть «Кумарика кханда», глава 30) описано, как на посвящение Картикеи в военачальники явились Рудра, Вишну, Брахма, Сурья, Чандра, Митра, Варуна , Кала, Яма, Дхарма, одиннадцать Рудр, восемь Васу, двенадцать Адитьев, двое Ашвинов, Шри, Сарасвати, Ума и другие супруги богов, божественные мудрецы, святые подвижники и другие небожители, а также планеты, земля, небо, веды, реки, моря.
Боги даровали Картикее многочисленных благородных спутников и войско непобедимое, способное сокрушить любого врага, — все они по быстроте были подобны стремительному ветру. Также к ним присоединились сокрушительницы врагов — спутницы Картикеи — группы матерей, которыми проникнуты все три мира («Махабхарата», книга IX, глава 45). Боги даровали ему оружие: Агни передал ему дротик, сверкающий ослепительным блеском, и знамя; Пашупати — огромное войско, обладающее невиданной мощью, состоящее из бхутов; Вишну — гирлянду Ваджаянти, дарующую владельцу силу и неодолимую мощь; Ума его одарила одеянием чистым, незагрязняемым, великолепием подобным Солнцу; Ганга божественный сосуд камандалу ему даровала; Брихаспати дал ему жезл (посох) величественный; Гаруда — своего сына Маюру, павлина пёстрохвостого; Аруна — петуха Тамрачуду; Варуна — аркан и козла, наделённого силой доблестной; Творец всех миров — победу во всех сражениях.
Первое из славных деяний Картикеи описано в Араньяка-парве «Махабхараты» (глава 221), в «Сказаниях о беседах Маркандеи», — в окружении своего огромного войска Сканда вступил в битву с дайтьями в защиту небожителей, когда владыка небесной рати своим величественным разящим копьём убил демона Махишу, Трипаду, Храдодару и тысячи дайтьев были сожжены палящими лучами грозного оружия армии Картикеи. Так были уничтожены все данавы, притеснявшие богов с давних пор, а сын Огня за один день покорил три мира. Свирепая битва богов с дайтьями, данавами и ракшасами, в которой Махасена, подобный подводному огненному пламени в океане на пути дайтьев вспыхнувшему, словно пожар, уничтожающий сухую траву, одолевает войско Тараки и убивает его, после чего получает сан предводителя небесного войска. Картикея расколол гору Краунчу, поскольку в ней укрылся могучий сын Бали — Бана. Дротик, пущенный им во врага, всегда возвращался к нему в руки. Так, одержав славную победу над тёмной ратью, Картикея вернул мир и спокойствие в мироздание.
«Сканда пурана» (I раздел, II часть, 32 глава) так описывает грозную битву богов и дайтьев: земля затрепетала, а с небес посыпались звёзды — вся Вселенная погрузилась в хаос смятения, когда начиналась битва Дхармы и Адхармы, Тарака-майя битва, случившаяся на 7-й день от рождения Картикеи. Он должен был одолеть могучего демона Тараку до заката. Тарака атаковал несколько раз Сканду, но всегда Картикея отражал удар своим копьём, которое непременно возвращалось к нему обратно. Тысячи дайтьев были повержены грозным копьём Шакти, другие — знаменем Картикеи, некоторые пали от звука колокола, остальных сразили помощники и соратницы Сканды — Матери. На закате Солнца он выпустил копьё в Тараку, сопровождая его такими словами:
«Если Дхарма преобладает в мире, если Дхарма всегда побеждает, тогда пусть этот Дайтья будет убит праведностью Истины».
После чего копьё пронзило сердце Тараки, он был повержен. Силой праведности было уничтожено невежество. Вселенная возликовала и наполнилась благостью.
Картикея — юное Солнце
Б. Г. Тилак в своей книге-исследовании «Арктическая родина в Ведах» высказывает предположение, что бог Агни, являющийся вершиной неба, подобен Сурье, поскольку, согласно древним писаниям, Солнце на закате входит в Агни и выходит из него на восходе. Как сказано в «Ригведе», Агни сливается с сиянием Солнца и сам светит на небе (VIII, 44.29). А Картикея — это утреннее юное Солнце — дитя златорукое (Хираньяхаста), которое было даровано Ашвинами Вадхримати (I, 116.13). Сканда был обронён (утерян) и возвращён вверх семью реками (матерями) (VIII, 96.1). По версии Тилака армия богов, возглавляемая Картикеей, — это дни, а утреннее Солнце, олицетворяемое Картикеей, лучами пробивает на солнечном пути по небосводу хребты горы Краунча.
Почитание Картикеи. Храмы, статуи, фестивали, посвящённые Муругану
Картикея особенно почитается в Южной Индии, где его прославляют по имени Муруган. В штате Тамилнад на юге Индии находятся шесть священных обителей Муругана, каждая из которых имеет свою уникальную историю. Во всех храмах проводятся пуджи и ритуалы, посвящённые богу Сканде.
Храм Палани Муруган, или Арулмигу Дандаюдхапани Свами. Расположен в предгорьях холмов Палани в районе Диндигул, в ста километрах к юго-востоку от Коимбатура и к северо-западу от Мадурая.
Храм Свамималай Муруган, или Сваминатхасвами. Находится в Свамималае, в 5 км от Кумбаконама на берегу притока реки Кавери, в 250 км от Ченнаи, столицы штата Тамилнад. Святилище Муругана расположено на вершине холма высотой 18 м.
Древний индуистский Храм Тиручендур Муруган (историческое название Джаянтхипурам). Расположен в восточной части города Тхиручендур, в 60 км к юго-востоку от Тирунелвели, в 40 км от Тутикорина и в 75 км к северо-востоку от Каньякумари. Храмовый комплекс находится на берегу Бенгальского залива.
Храм Тируппарамкунрам Муруган, или Субраманья Свами. Расположен в 8 километрах от Мадурая в Индии. Помимо Муругана, в главном святилище храма размещены идолы Шивы, Вишну, Ганеши и Дурги.
Храм Тхирутхани Муруган. Стоит на холме, имеющем 365 ступеней17, в 87 километрах от Тхируттани.
Храм Пажамудирчолай Муруган. Расположен в 25 километрах к северу от Мадурая, на вершине лесистого холма.
Множество храмов Картикеи есть также в штате Керала: Храм Атиямбур Шри Субрахманья в города Канхангад в округе Касарагод, Храм Субрахманья Свами в Паянуре, Храм Панмана Субрахманья Свами в Панмане, Храм Шри Субрахманья Свами в Харипаде.
Также почитают Картикею в храмах таких штатов Индии, как Андхра-Прадеш (Храм Субраманьям Свами), Карнатака (Храм Кукке Субрахманья), Дели (храмовый комплекс Малай
Мандир), Харьана (Храм Пехова в Харьяне), Пенджаб (Храм Ахалешвар), г. Чандигарх (Храм Шри Свами), Химачал-Прадеш (Храм Картик Свами), Мадхья-Прадеш (Храм Картикея Мандир), Гуджарат (Шри Баламуруган Девастханам), Махараштра (Храм Картик Свами Тирумал Муруган).
Также Картикею особо почитают на Шри-Ланке, в Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Юго-Восточной Азии.
На Шри-Ланке Картикея почитается как божество-хранитель. На всём острове расположены храмы, посвящённые Сканде: Катарагама, Наллур Кандасвами, Селла Чаннити, Мавида Пурам Кандасвами и другие.
В Малайзии у входа в пещеры Бату, недалеко от Куала-Лумпур, установлена 42-метровая статуя Муругана — самая большая в мире. Также в стране находятся несколько храмов, в которых почитается Картикея: храм Арулмигу Балатхандаютхапани, храм Наттуккоттай Четтиар, храм Шри Маратхандавар Бала Дхандаютхапани Алайам, храм Шри Кандасвами Ковиль, храм Саннасималай и храм Каллумалай.
Вторая по высоте, 16-метровая статуя Муругана расположена рядом с храмом Шри Раджа Раджешвари Амман Ковиль в Индонезии.
Крупный индуистский храм Шри Тхендаютхапани и ещё несколько храмов, посвящённых Картикее, находятся в Сингапуре.
Также статуи и храмы Картикеи можно найти далеко за пределами Индии, в таких странах, как: США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Швейцария, Южная Африка, острова Фиджи.
Картикея — бог планеты Марс
Воинственная планета Марс (или Мангала) как одна из Наваграха18 — девяти планет в ведической астрологии Джьотиш. Считается, что планета Марс тождественна богу войны Картикее. Он главнокомандующий над битвой тёмной и светлой сторон мироздания в духовном аспекте и управляет войнами на мирском плане. Считается, что почитание Картикеи позволит нейтрализовать пагубное влияние Марса, когда оно проявляется.
Без решимости, смелости, настойчивости в стремлении одолеть и покорить свою низшую природу, чем и руководит Марс, невозможно продвинуться на Пути духовного самосовершенствования. Он наделяет человека силой воли, уверенностью и бесстрашием на Пути. Благими чертами, которыми обладает Марс, являются скорость, стремительность, твёрдость, решимость. Однако есть и противоположные качества, которыми он наделяет, — жестокость, резкость, грубость, бескомпромиссность. Он же даёт способности к самовыражению, самопожертвованию и возможность отречения от чего-либо.
Божественная сторона Марса отражена в природе бога войны Сканды. Он олицетворяет собой чистую огненную энергию, стремительно движущуюся к победе, то есть к осуществлению поставленной цели. Он непобедимый воин, с самого рождения одолевающий демонов. Человека он наделяет верой в себя. Он олицетворяет собой дух самопожертвования.
Марс управляет в человеке его низшей природой, и он же помогает её преодолеть. Это проявляется в каждом из нас как борьба со своими омрачениями, что требует от нас самоотречения — умения подняться над своей самостью и Эго и преодолеть проявления своей низшей природы. Путь Марса — это карма-йога, которая обнаруживает в нас проявление таких качеств, как сострадание и самоотречение. Считается, что любые крайности, которые находят проявление в нашей жизни, — это энергии Марса, под их влиянием человек, который ещё не поднялся над своей низшей природой и находится под её влиянием, пребывает в рабстве собственных чувств и эмоций, которые в результате приводят к противостоянию и возникновению конфликтных ситуаций. Если мы будем проявлять в своей жизни осознанность, то не позволим себе сбиться с пути, находясь под влиянием излишних эмоций, влекущих в бездну невежества.
Уроки, преподносимые богом Скандой
Считается, что шесть ликов Сканды символично являют собой шесть проявлений, держащих человека в плену самоограничений, но они должны быть преобразованы в светлые качества, поскольку, исчерпывая в себе влияние самости, человек постепенно обретает гармонию.
Эти проявления: кама (желание), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (ложное впечатление, привязанность), мада (тщеславие), матсарья (зависть, мстительность).
Когда из-за ложного самоотождествления человек принимает своё «Я» за физическое тело, свои чувства или мысли, суждения, он подвержен таким проявлениям, как гнев, жадность, желания, привязанность. Иллюзия двойственности и обособленности от внешнего мира ведёт к противостоянию — так рождается гнев (кродха) как результат непринятия чего-либо, что было отвергнуто нами, с чем мы не согласны и не желаем присутствия этого в своей жизни. Гнев проявляется как защитная реакция нашего Эго, которая возникает в связи с тем, что появляется угроза нарушения той мнимой целостности нашего «Я», с которым мы отождествляем себя. Всё, что задевает наше Эго, пробуждает гнев. А такими проявлениями мы строим значительный барьер на Пути к духовному росту.
Жадность (лобха) — также результат отгороженности Эго, стремящегося к удовлетворению своих желаний и к накопительству, — когда человек чувствует свою значимость, обладая большим количеством материальных благ.
Желания (кама) имеют такую природу, что они бесконечны и никогда не могут быть удовлетворены. Пока человек находится в сетях желаний, он не может испытать истинную радость жизни. Поскольку пребывая в вечной погоне за удовольствиями, он и не замечает, как быстротечно ускользает его жизнь. А радость жизни возможно познать, лишь покинув пределы обусловленного и ограниченного мира своего Эго.
Желанием всё мирозданье одето.
«Бхагавад-Гита»
Желание — недруг познанья и света.
Враг мудрости — мудрость ввергает в пыланье,
То алчное пламя в обличье желанья.
Человек, осознавший свою истинную суть, понимает, что в этом мире ему ничто не принадлежит, и не стремится накапливать то, что неизбежно останется за порогом.
Привязанность (моха) вызвана тем, что материальный мир воспринимается как единственно реальный, поскольку его человек в состоянии воспринять объективно. Но в противоположность такому типу мышления существует другое, когда человек понимает, что та картина мира, которая доступна ему посредством восприятия с помощью органов чувств, не является полной и единственно существующей.
Кроме того, ложное самоотождествление ведёт человека в сети тщеславия (мада), вызванного тем, что он гордится своими мнимыми достоинствами. Если возникает гордыня, значит, достоинства пока не обладают природой добродетели, а являются результатом активности Эго, укрепляющего свои позиции посредством возвышения себя над другими. Когда нам кажется, что мы всё знаем и достигли всех возможных вершин — это верный признак остановки на Пути духовного развития. Если гордыня овладела сознанием человека, то он начинает испытывать зависть (матсарья) к другим, полагая себя более достойным иметь то, чем владеют они. Это ведёт к проявлению таких качеств, как ненависть, мстительность и жестокосердие.
Очищение от всех этих проявлений происходит благодаря культивированию в себе противоположных светлых качеств. Тьма растворяется под воздействием света. Так, любовь побеждает гнев (кродха); жадность (лобха) искореняется бескорыстным даянием и щедростью; желания (кама) от стремления угодить себе перенаправляются к стремлению принести благо миру и всем живым существам; тщеславие (мада) и зависть (матсарья), возникающие как следствие гордыни, преодолеть возможно лишь смирением и служением во благо всех живых существ.
В мире не может быть спокойствия и гармонии, если его наполняют тщеславие и страх. Чтобы избавиться от страхов, нужна храбрость. Помимо выявления в себе качеств, препятствующих продвижению по Пути эволюционного восхождения, и искоренения оных, Картикея также напутствует проявлять смелость, которая подразумевает собой отсутствие страхов. Даже если человек уверен, что ничего не боится, то в глубине души всегда можно обнаружить какие-то опасения и переживания, пусть и не явно проявляемые в его жизни. Если на пути духовного самосовершенствования у нас появляются какие-либо страхи и сомнения, это говорит о том, что, достигнув определённого момента, дальше мы идти пока не готовы. Как правило, страхи присущи лишь нашей самости, личности, с которой мы временно отождествляемся в земной жизни. Эта майя — иллюзия обособленного «Я» и являет собой суть невежественного восприятия бытия, в котором пребывает большинство людей. Одержать верх над своим Эго и одолеть своих внутренних врагов, препятствующих духовному восхождению, — это уроки, которые преподносит нам Картикея, победивший в битве с дайтьями и повергнувший олицетворение невежества Таракасура.
P. S. Картикея напутствует нас прекратить бороться с тем, что нас не устраивает вовне, а в первую очередь обратить свой взор на себя. Тщетны наши попытки борьбы с внешним миром, который является всего лишь отражением внутреннего. Это словно пытаться изменить отражение в зеркале, которое может измениться, только когда изменится тот, кто смотрит в зеркало. Но люди, пребывающие в невежестве, как правило, изо всех сил пытаются изменить «отражение», не прилагая никаких усилий изменить себя. Человек, способный подняться над маленьким мирком своей личности, живёт в Духе, он поистине свободен, а самость более не является препятствием на Пути, поскольку он больше не зависит от неё. Одержать победу над самим собой, одолеть тьму в себе значит преодолеть её и вовне.