Содержание
- Агни, призываемый во время праздников и церемоний
- Древневедические обряды с призыванием бога Агни
- Бог Агни в Ведах
- Бог Агни в древневедических эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна»
- Бог Агни в пуранах, упанишадах и других древних источниках знаний
- Изображение Агни-дэва
- Имена Агни
- Супруга и сыновья Агни-дэва
- Мантра Агни
О, Агни, даруй нам сияющий свет!
«Самаведа», I.1.1.10
Пусть он станет нашей могущественной поддержкой!
Ты — зримый нами Бог!
О, Агни! Веди нас благоприятной стезёй к процветанию.
«Иша Упанишада», 18 стих
О, бог, знающий все пути.
Удали от нас совращающий грех.
Мы воздадим тебе величайшую хвалу.
Агни (санскр. अग्नि — огонь) — бог огня, один из главных богов ведического пантеона. Агни олицетворяет огонь, явленный в нашем мире как дарующий тепло и свет, разгоняющий тьму, огонь жертвенных костров, возжигаемых во время обрядов и ягьи, где он является неотъемлемой частью священного действа, проявляющийся как посредник между богами и людьми. Агни — бог алтаря и домашнего очага. Сам по себе видимый и ощущаемый нами огонь является лишь грубой формой проявления Агни в материальном мире. Но бог огня является олицетворением чистоты и благочестия, символом жизни, преобразующей силой, трансформирующей грубое в тонкое.
Агни проявляет себя в энергии Кундалини, которая суть огонь трансформации сознания человека. Поднимая огонь Кундалини по центральному энергетическому каналу Сушумне, имеющему огненную природу, человек «зажигает» и очищает огненные центры — чакры. Агни очищает всё, с чем соприкасается. Он есть огненная сила мудрости, рассеивающая тьму невежества. Огонь присутствует везде и во всём: он суть источник всего сущего, он — жар солнца, жар в нас. Каждое живое существо, по сути, есть средоточие огненной энергии, силы Агни, — огненная искра жизни есть в каждом из нас.
Агни проявляет себя также как духовный жар — Тапас 1 (саскр. तपस्), разжигающий внутренний огонь, сжигающий энергетические «загрязнения», дисциплинирующая практика которого приводит к воссиянию духовной силы, позволяющей нам прозреть новые грани бытия, возвышающей нас на новые ступени золотой лестницы духовного самосовершенствования. Космический жар (тапас) в «Ригведе» представлен единым космогоническим принципом («Ригведа», X.190.1).
Так, Агни во внешнем своём проявлении предстаёт как пламя свечи, костра, — так он являет себя в нашем мире в зримой форме, как тепло и свет — в невидимой (ощущаемой) форме, тогда как внутренним атрибутом его является сознание, но суть Агни за пределами восприятия материального мира.
Бог Агни в благостном аспекте выступает как защитник от бед и напастей и податель благ, но также Агни может проявлять себя и в грозном аспекте, сжигающем, уничтожающем, ибо имеет ту же природу, что и Рудра. Также Агни по сути своей преобразующая сила, «воскрешающая» энергия. Огонь является одной из стихий природы, одним из пяти стихийных элементов, среди которых: «джала» (или «ап») — вода, «притхиви» — земля, «вайю» — воздух, «теджас» — огонь и «акаша» — эфир (пространство).
Он суть махабхута (санскр. महाभूत) — основополагающая субстанция, или единый элемент Вселенной2. Агни является локапалой (санскр. लोकपाल)3 юго-запада. Элемент огня непосредственно связан с Манипура-чакрой. Агни проявляется как огонь пищеварения, или желудочный огонь, поддерживающий жизнедеятельность нашего организма. Бог огня является адитьей — одним из сыновей Адити и Кашьяпы, имена которых находим в «Ригведе»: Варуна, Митра, Сурья, Чандра, Камадева, Агни, Индра, Мартанда. Небесной обителью огненного бога является Агни-лока. Он является одним из богов «ведической тримурти»: Агни, Ваю (или Индра) и Сурья, изначального триединства божественных сил мироздания, почитаемого в ведические времена до появления богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так, ведическая тримурти представляет собой проявление в единстве различных форм солнечного бога. Разгоняющий тьму Агни почитается как известный в трёх мирах губитель мрака — первое творение Всевышнего прародителя. Считается, что «Ригведа» произошла от Агни, «Яджурведа» — от Ваю, «Самаведа» — от бога Сурьи — так сказано в упанишадах.
В верованиях разных народов, расселившихся с единой некогда прародины, божественная огненная стихийная сила, созидающая и в то же время разрушающая, являющаяся источником света и тепла в нашем мире, явлена под различными именами, но обладает единой сутью, так, бог огня: у римлян — Вулкан, у греков — Гефест, в иранской мифологии — Атар4, у славян — Семаргл, или Огнебог.
Огонь, по сути своей, есть эфир в чистом виде. Эфир есть созидательная среда, породившая первоэлементы, он содержит в себе всё сущее, тогда как все существа содержат в себе огонь в латентном состоянии. Изначальный хаос (тьма, инертность) преображается возникшим в нём движением — появляется свет, жизнь. Огненная природа жизни — суть, которую несёт в себе Агни. Первоначальное порождение Вселенной — Агни несёт свет, дарит жизнь, приводит в движение изначальное пассивное космическое бытие. Поэтому Путь света — эволюция, путь тьмы — противоположный, отмеченный отсутствием движения.
Агни, призываемый во время праздников и церемоний
Помимо поддержания огня в доме, Агни почитают во время проведения особых обрядов возлиянием в священный огонь очищенного масла, именуемых как агни-хотра (санскр. अग्निहोत्र), иногда огню передают жертвования семенами или молоком. Агни призывают во время фестивалей и праздников, где он присутствует и как свидетель обетов, и как жрец богов, принимающий дары, и как символ света, побеждающего тьму. Огонь является центральной фигурой в таких праздничных церемониях, как «Саптапади» (санскр. ‘семь шагов’) — один из свадебных обрядов, когда жених и невеста совершают священный обход вокруг огня, пылающего на алтаре, свидетельствующего их взаимные обеты друг другу. Повторяется обход семь раз. Таким образом, здесь Агни является божественным свидетелем обещаний, даваемых друг другу на всю жизнь вступающими в семейный союз.
Агни всегда присутствует во время проведения пуджи (санскр. पूजा) — обряда почитания богов.
Также без Агни не обходятся такие фестивали Индии, как осенний Дивали и весенний Холи. Дивали5 (санскр. दीपावली) — это пятидневный фестиваль огней, отмечаемый в октябре-ноябре; в эти дни зажигают масляные лампадки — дия-огоньки, олицетворяющие победу света над тьмой. Как символ божественной энергии Агни сопровождает праздник весеннего равноденствия Холи6 — фестиваль красок. Этот день, как правило, выпадает на полнолуние. Здесь он проявляется в пылающих всепоглощающим жаром кострах, в которых сжигают чучело, что также являет собой олицетворение победы добра над злом.
Древневедические обряды с призыванием бога Агни
Обряд Агни-Хотра описан в «Ригведе», где Агни предстаёт как агни-хотар, то есть жрец огня:
Агни-хотар с прозорливостью поэта, Истинный, с ярчайшей славой,— Бог с богами да придёт!
«Ригведа», I.1.5
Он принимает жертвования и дары богам и передаёт их, вознося огненным пламенем в их священные небесные обители.
В «Бхагавата-пуране» (песнь IV.4) описывается ритуал преобразования материальной энергии посредством медитации на элемент огня, в результате которого душа покидает тело. Об этом повествует легенда о Сати, которая, обратившись ликом к северу, погрузилась в медитативное состояние и подняла энергию вверх, уравновесив прану и апану, подняла воздух жизни удану, соединив с разумом, к сердцу, затем к горлу и межбровью. После медитации на огненный воздух в теле — анила-агни, она, очистившись от грехов, воспламенила своё тело и покинула его.
В «Бхагавата-пуране» (XI.31) описывается, как Кришна вознёсся в божественную небесную обитель: «Кришна посмотрел на Брахму и, перенеся его «Я» в своё, закрыл свои лотосоподобные глаза. Применив йогический способ, называемый агни-дхарана, он не сжёг свое тело, которое услаждало сердца всех людей. После этого Он отошёл в свою обитель».
Бог Агни в Ведах
Я приветствую ярко пылающего Агни Как Хотара, несущего всё (для обряда), жертвующего лучше всех.
«Ригведа», IV.1.19,20 ‘К Агни’
…Пусть Агни, выбирающий себе помощь богов, Будет милостив к нам, Джатаведас!
Весь первый гимн «Ригведы» посвящён Агни, все остальные гимны начинаются с обращения к Агни, кроме VIII (к Индре) и IX (к Соме), — таким образом, мы видим, что в ведические времена Агни почитался как один из главных богов, именно с почитания его имени начинали славления богов в те далёкие времена.
Агни именуется Ангирасом в гимнах «Ригведы», наделяющим сокровищами Савитаром, владеющим добром Бхагой, Рибху, которому поклоняются, Адити, Бхаратой, Рудрой, а также триждырождённым (на небе, земле и в водах), также к нему обращаются как семилучевому богу, озаряющему тьму, пастырю закона, царящему в обрядах, самому юному и прекрасноликому, взмывающему алыми ветрами, неся благословение домашнему очагу, кого принимают в доме как главу рода.
В «Ригведе» он встречается восемь раз в гимнах апри, в которых огонь призывается перед жертвоприношением. Гимны-апри выполняют функцию приглашения богов на обряд, в частности, обращённые к Агни гимны призваны умилостивить бога огня, которого именуют как Нарашанса (восхваляемый), Танунапат (сын самого себя) и Тваштара (созидатель). В этих гимнах его прославляют как прекраснозажжённого чистого хотара, просят сопровождать ради блага, передать жертвование богам, дабы смогли они им насладиться.
Агни призывают как властвующего над обрядами, сына силы, благосклонного и щедрого, друга богов, вестника, свет дарующего Вивасвата, охватывающего всё своим величием, достойного поклонения, дарителя богатства, высшего источника света — Солнца. Агни, согласно «Ригведе», рождённый из вод, из камня, деревьев, растений. Агни — это свет на небе, свет среди людей, свет мысли и вдохновение поэта. Агни восхваляется как мощно пылающий костёр, пламя которого достигает небес. Он возница колесницы, запряжённой семью конями с семью языками (III.6.2). Он «просвечивающий изнутри в десяти местах обитания» (X.51.3) и в то же время «имеющий три прибежища» (III.20.2). Также в Веде гимнов он — рождённый из трёх истоков: океан, небо и воды. Он обладающий тройственной природой, тройственной силой и имеющий три головы (I.146.1). Здесь же Агни суть Солнце, восходящее на востоке, он назначил и распределил времена года (I, 95.3). Он — подобный Солнцу свет неба, пробуждающий зарю (III.2.14). Мы видим, что Агни в представлениях предков имеет неотделимую связь с Солнцем, светом небесным. Он, дарующий тепло, являет свою животворящую силу во Вселенной. В священной Веде гимнов «Ригведе» обращения к Агни столь же многочисленны, как и к Индре — одному из главных богов ведического пантеона. «Ригведа» начинается с восхваления бога Агни, с приглашения его к обряду. Здесь он выступает как жрец богов, к которому обращаются, дабы он как посредник передал подношения богам. К нему взывают, как правило, предваряя обряд, возжигая жертвенный священный огонь, пламенем своим связующий божественную обитель и земной мир.
В «Ригведе» (II.1) Агни отождествляется с Праджапати — он суть двенадцать богов: Индра, Варуна, Вишну, Митра, Анша, Тваштар, Арьаман, Рудра, Пушан, Савитар, Бхага, Рибху; и пять богинь: Ида, Сарасвати, Бхарати, Адити, Хотра.
В гимнах священных Вед Агни проявляет свою энергию на трёх уровнях: как огонь небесный, в солнечном яром свете проявленный, как огонь, возникающий в атмосфере в виде ослепительных молний, пространство рассекающих, а также как земной огонь, возжигаемый людьми.
Рождение Агни описывается в Ведах как проявление от трения двух древесных палочек друг о друга. Третагни (‘три огня’) — тройственная суть огня, или огненная триада, возникает в процессе символического «трения» двух палочек древа мудрости и знания Ашваттха. Считается, что изначально был единый священный огонь, но, согласно ведической легенде, царь Пуруравас потерял подаренный ему полубогами гандхарвами священный огонь и добыл его вновь трением двух дощечек, и он сделал его тройственным: Гархапатья — огонь домашнего очага, Дакшина — огонь жертвоприношений, Агавания — огонь возлияний. Кстати, есть мнение, что древний символ Солнца — крест (древнерусское «крес» означает «огонь») изображается таким образом в связи с тем, что изначальный процесс сотворения живого пламени, или живого огня, производился трением двух древесных палочек, расположенных крест накрест, что порождало искру огня.
Древнейшая Веда славлений «Самаведа» начинается с посвящений богу огня, все гимны первой книги первой части обращены к Агни, а также глава вторая книги VII второй части Веды полностью посвящена Агни. В «Самаведе» Агни почитается как лучший свершитель обрядов, пребывающий между небом и землёй, глава и вершина небес, хозяин земли, смотрящий во всех направлениях, ведающий всем живым, непреодолимый, могущественный, вездесущий, многоликий, прославленный, всепоклоняемый, справедливый бог. Здесь он предстаёт также как мудрец, всеведающий Джатаведа, владеющий всеми знаниями, он — Вайшнавара, он — дитя вод, он — дарующий магические силы Пушан, он — бык с огненной шерстью, он — старший из Ангирасов, он — самый могущественный Потар, Танунапат, Нарашансу, Диводаса, Павамана. К нему, небесному покровителю, избранному самим Ману, обращаются как к солнцу, на которое могут все смотреть, как к яркому сияющему дару зари Ушас, как посыльному небес, покрывающему ночь светлыми одеяниями своими. К нему, искусному в обрядах, чистому Хотару, взывают, чтобы он, своим пламенем ярым преобразуя материю в тонкую энергию и вознося подношения на небеса, явил жертвования богам, дабы заручиться их помощью и поддержкой.
В «Самаведе» также повествуется, что Агни, богу всей пищи, совершают возлияния молока и священного масла. Он прославляется как бог домашнего очага, дорогой друг дома и желанный в каждом доме гость, охранитель, всеведающий посланник, дарующий процветание. Он — полный любви ко всему, что есть и будет, в своих прекрасных огненных формах, он сияет подобно Всевышнему. К нему обращаются с просьбой снискать милость Митры, Варуны и вод. Его, покровителя благостной силы, просят послать пищу, отвести неудачи прочь, явить тройную защиту, даровать героическую силу и высокую славу. Так же, как и Индра, он прославляется как наносящий Вритрам смертельный удар и как разрушитель крепостей, как уничтожающий демонов и ракшасов, как самый могущественный завоеватель, сын Силы. Некоторые гимны «Самаведы» обращены сразу к двум богам Индре и Агни, как к неразлучным победителям, уничтожающим врагов, одним деянием потрясшим 99 крепостей, удерживаемых Дасой. Агни из рода Бхаратов, дваждырождённый, обладающий сотней жизней, ярко светящий немеркнущим светом, распространяющий своё сияние на три светлых царства и рождённый, чтобы принести силу ариям. Здесь к нему обращаются также как к главному священнику пяти племён.
В «Атхарваведе» есть упоминание о том, что Агни передаёт души ушедших из жизни в небесную обитель, где они пребывают до возрождения вновь на земле (эту роль впоследствии, в постведических текстах духовной литературы, выполняет бог Яма). Здесь же он предстаёт как Индра, освещающий небеса ярким сиянием.
В «Яджурведе» Агни являет свою разрушительную силу в образе Рудры и предстаёт как «сатарудрия».
В упаведе7 — «Аюрведе» — Агни предстаёт как пылающий огонь пищеварения — ярым пламенем сияющий огонь в человеческом теле. Чем ярче пылает пламень огненный в организме человека, тем крепче его здоровье. Огонь как одна из таттв (элементов) проявляет свою огненную энергию в каждом из нас — мы можем прочувствовать эту силу, явленную богом Агни, в своём организме. Итак, согласно учению «Аюрведы», существует несколько видов Агни. Джатхар-агни (на санскрите «джатхара» — ‘желудок’) — огонь пищеварения. Он считается главным Агни в организме человека, ибо после приёма пищи питательные элементы сначала попадают в желудок и двенадцатиперстную кишку, где и подвергаются воздействию Джатхар-агни, который запускает процесс «переваривания» пищи и трансформации её в необходимые организму составляющие. Он же разделяет пищу на основную часть и отходы. Этот Агни подразделяется, в зависимости от эффективности процесса пищеварения, на 4 категории, что в свою очередь связано с преобладающим воздействием одной из дош8: Вишамагни (переменная эффективность; воздействие Вата-доши), Тикшагни (высокая эффективность; воздействие Питта-доши), Мандагни (низкая эффективность; воздействие Капха-доши) и Самагни (нормальная эффективность; сбалансированное воздействие дош). Бхутагни отвечает за трансформацию пищи в питательные элементы, из которых состоит организм. Для каждого элемента есть свой Агни, преобразующий их в энергию: Партхива-агни (элемент земли), Апья-агни (элемент воды), Теджас-агни (огонь), Ваявья-агни (ветер), Набхаса-агни (эфир). Дхатвагни объединяет семь агни, соответствующих определённому типу тканей организма, так, благодаря Дхатвагни происходит в организме процесс усвоения питательных веществ определёнными тканями тела.
Древнее учение Аюрведы учит, что огненные энергии в организме играют важную роль для поддержания крепкого здоровья, и если мы хотим, чтобы Агни всегда функционировал справно и эффективно, то следует помогать своему организму — питаться свежей и легкоусвояемой пищей и в меру, то есть столько, сколько организму необходимо для пополнения энергии. Почитая Агни, проявленного как огонь пищеварения, мы внимательнее относимся к тому, чем питаем свой организм, что станет частью нас самих и в какую энергию трансформирует Агни пищу, ибо это, само собой разумеется, отразится на состоянии нашего ума, тела и души.
Бог Агни в древневедических эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна»
О, Агни, ты — уста всех богов, ты уносишь жертвенное масло. Скрытый, ты движешься внутри всех существ, о, лучезарный! Высочайшие мудрецы говорят, что эта Вселенная сотворена тобою. Ведь без тебя весь мир немедленно погибнет, о, Пожиратель жертв!
О, Агни, ты сжигатель, но ты и созидатель, ты сам Брихаспати. Ты — оба Ашвина, ты — Яма, Митра и Сома, ты — Анила
«Махабхарата», Адипарва, глава 220
В «Махабхарате» Агни предстаёт уничтожающим сонмы скопившихся вместе злых духов, способствуя этим наступлению другой юги на исходе минувшей. Здесь одарённый великим блеском Агни — создатель, хранитель и разрушитель мира, восьмиликий уноситель жертвований богам, единый и тройной — он установитель кармы. Агни, принявший свою пылающую форму, охватывающую всё вокруг семью огненными языками, по просьбе Арджуны и Дашархи сжигает лес Кхандаву, что являет собой предзнаменование конца Двапара-юги9. За помощь, оказанную Арджуной в сожжении леса Кхандавы, Агни даровал доблестному сыну Панду и Кунти божественный лук Гандива, издающий глубокий пронзительный звук, словно рёв носорога10.
В «Махабхарате» (I часть, 5 глава) семипламенный Агни упоминается как некая огненная суть, находящаяся внутри всех существ, словно свидетель всех заслуг и грехов. В шестой главе Адипарвы эпоса повествуется о проклятии Бхригу, которое он наслал на Агни, нарекая его «Всепожирающим», за то, что бог огня рассказал ракшасу о жене Бхригу Пуломе, и тот похитил её, но, ослеплённый впоследствии ярким сиянием явившегося на свет сына Пуломы Чьяваны11, обратился в пепел. В седьмой главе Агни с негодованием обращается к проклявшему его Бхригу, объясняя, что нельзя насылать проклятие за то, что он сказал правду, — он не мог поступить иначе, ибо обманом или сокрытием правды можно погубить своих предков и семь поколений в роду. Он не может стать «Всепожирающим», ибо он, пребывая в различных формах во время жертвенных возлияний12 огню при совершении обрядов, является «ртом» богов и предков, через который они вкушают жертвования (в новолуние — предки, в полнолуние — боги). Но чтобы проклятие подействовало, он извлёк себя из всех алтарей и жертвенников, после чего обряды перестали свершаться, и в трёх мирах, поддерживаемых Агни, был нарушен порядок. Тогда творец мироздания Брахма обратился к Агни: «Ты являешься творцом всех миров и их разрушителем, поддерживаешь три мира и управляешь обрядами, являешься средством очищения и находишься внутри всех существ, ты — величайшая всеочищающая сила, рождённая твоей же мощью. Получай свою долю и долю богов от жертвоприношений, совершаемых в твоих устах». Тогда Агни исполнил просьбу Брахмы, и жертвенные обряды возобновились.
«Махабхарата» повествует о великой битве богов и демонов, воплощённых на земле на рубеже эпох в преддверии Кали-юги. Так, братья пандавы были рождены от богов и являлись их частичными воплощениями: Юдхиштхира — от бога Дхармы, Бхимасена — от Ваю, Арджуна — от Индры, а Накула и Сахадева от Ашвинов. А царевич Дхриштадьюмна, наследник трона панчалов, брат Драупади13, великий герой, глава армии пандавов во время сражения на Курукшетре, был рождён из пламени жертвенного огня на алтаре, из которого он вышел облачённый в боевые доспехи и на златой колеснице, — является частичным воплощением бога Агни. Так гласит 61 глава Адипарвы величайшего ведического эпоса.
В первой части (главы 219 и 220) «Махабхараты» Агни принимает физическую форму «с всклокоченными волосами, имея своим возницею ветер, шумя подобно облаку», преследует асура Майю, пытаясь его сжечь, но после того, как Майе была дарована защита Арджуны, Агни останавливается. Так, во время пожара в лесу Агни оставляет шестерых обитателей леса нетронутыми своим ярым пламенем: Ашвасену, Майю и четырёх птиц из породы шарнгаков14. Агни обещает также восславившему его отшельнику Мандапале пощадить его сыновей.
В 223 главе Адипарвы Дрона обращается к Агни как к жарколучистому, красноокому и красногривому пожирателю жертв и просит его о спасении, дабы прошёл он окольным путём, не тронув их своим ярым всесжигающим пламенем: «Обратившись в солнце, о, Огонь, запирая при помощи лучей воды земли и все соки, производимые ею, и во время дождей испуская их вновь в виде ливня, – ты здесь, о Шукра, вызываешь их к жизни. Будь же нашим благосклонным защитником, не губи нас сегодня».
В «Махабхарате также упоминается о том, что Агни в ведические времена был одним из главных богов и входил в божественную триаду (Агни, Индра и Сурья), но в эпическую эпоху с установлением рабовладельческого строя в обществе эта триада отошла на второй план, уступив место новым божествам: Брахме-творцу, Вишну-хранителю и Шиве-разрушителю.
В книге Лесной (глава 207) «Махабхараты» рассказывается легенда о том, как Агни удалился в лес, дабы предаться подвижничеству, а великий Ангирас превратился в подобие великого бога огня и залил весь мир ярчайшим светом, пробуждая в Агни стремление вновь стать прежним пожирателем жертвований, рассеивающим мрак, а также о порождении Агни для Ангираса сына огня — Брихаспати. В книге «Лесной (главы 208–213) «Махабхараты» перечислены божественные проявления, отмеченные огненным сиянием, здесь подробно описывается весь клан Огней. В 210 главе повествуется о появлении пятицветного огня — яркопламенного Панчаджаньи, от которого пошло пять родов. После 10 000 лет подвижничества, он породил грозное пламя, которое явило богов Шиву, Индру, Ваю, Агни и сыновей для отцов, его породивших: Прапидхи, Брихаттару, Бхану, Саубхару и Анудатту, которые почитаются основателями пяти родов. Также им были созданы пятнадцать других богов, которые похищают на земле и на небесах приносимое в жертву, уничтожают и портят. Поэтому жертвоприношения огню осуществляются на алтаре, ибо тогда они не смеют приблизиться к нему.
В «Махабхарате» повествуется об оружии Агни: Агнее и Сударшане. Арджуна получил от Агни оружие Агнея, которое находилось под покровительством бога огня. Любимое оружие Кришны — Сударшана (‘красивый’, ‘приятный взору’) — диск, который даровал ему Агни за помощь при сожжении леса Кхандавы, — словно бумеранг, пущенный во врагов, диск всегда возвращался обратно в руки обладателя.
На страницах величайшего древневедического эпоса «Рамаяна» божественная лучезарная тончайшая огненная субстанция появляется не раз — Агни, является одним из центральных элементов поэмы. Как повествуется в «Рамаяне», сердце Рамы всегда очищалось при соприкосновении с божественной субстанцией Агни, ибо Рама по сути является воплощением Джняны, высшего принципа мудрости и высшего знания. На страницах эпоса он упоминается среди пяти могущественных богов: Индра, Сома, Яма, Варуна и Агни, каждый из которых олицетворяет определённые качества: «Агни — рвение, Индра — доблесть, Сома — мягкость, Яма — кара, Варуна — забывчивость». Он свидетельствует клятву дружбы и верности между Рамой и Сугривой.
Также Агни является отцом одного из ванаров, доблестного и сияющего, словно огонь, Нилы15. Рама использует оружие16 бога огня — метательное копьё Агни-астру в битве с демонами-ракшасами Маричи и Субаху, которым повергает их. Также Агни-астру он применяет во время битвы на Ланке, когда, пущенная в гущу мрака, она озаряет всё вокруг ослепительным волшебным сиянием. Агни предстаёт как создатель горы Швета и небесного леса Шара, сиянием подобных огню, из которого появился на свет славный Карттикея, подобный самому Агни. Тело Рамы проявилось на земле из жертвенного пламени как дар священному алтарю Агни.
Когда Сите суждено было стать пленницей Раваны, она передала своё божественное сияние в священное хранилище бога Агни, превратившись временно в обычную женщину, подверженную воздействию иллюзии Майи, но божественная суть Ситы восстаёт из огня после проведения обряда испытания огнём. Этот обряд был описан в древневедическом эпосе «Рамаяна», когда Сита, воплощённая богиня Лакшми, супруга правителя династии Рагху и аватара Вишну — Рамы, прошла через огненное пламя Агни, тем самым доказав свою чистоту и безгрешность. Вследствие длительного пребывания в плену в царстве асуров на Ланке, дабы избавить от сомнений в её чистоте и непорочности, она совершила Агни-парикшу — обряд, в котором бог Агни подтверждает её безгрешность и незапятнанность тем, что она выходит из огня невредимой. Она, преисполненная беЗстрашием, приблизилась к огню и произнесла следующие слова: «О, Принимающий священные дары! Ни мыслью, ни словом, ни действием я ни на шаг не отступала от верности Раме, моему Повелителю. О, Великий Очиститель! Ты обитаешь в сердце каждого живого существа. Стань для меня таким же прохладным и освежающим, как сандаловая паста!», после чего она вступила в яркое пламя, тогда Агни явился в образе брамина и вывел из огня Ситу, нетронутую жарким огненным пламенем, тем самым подтвердив её чистоту.
Также Агни явился божественным свидетелем священного семейного союза Ситы и Рамы во время проведения церемонии Саптапади. Бог огня проявляет свою силу также, когда царство ракшасов Ланка было объято пламенем огненным и сожжено дотла Хануманом.
Бог Агни в пуранах, упанишадах и других древних источниках знаний
В упанишадах Агни предстаёт как беЗсмертный принцип в человеке, рассеивающий тьму невежества и поднимающий к высшим уровням сознания.
Согласно пуранам, в человеке есть три вида Агни (в тройном аспекте Агни являет себя в человеке): кродха — огонь гнева, кама — огонь желания и удара — пищеварительный огонь. Здесь Агни также описывается как принимающий жертвы через соблюдение поста, отрешённости и прощения.
Согласно «Вишну-пуране» (I,10.14), Агни был старшим сыном Брахмы. Здесь он суть Абхиманин, который возник из уст Всевышнего прародителя.
Ты — Пуруша, с тысячью голов, с тысячью глаз, с тысячью ног, тот, который охватывает всё. <…> От глаз твоих порождено солнце, от жизненного дыхания — ветер, а Луна — от твоего разума, твои жизненные дыхания рождены от главной силы, ото рта порождён огонь!
«Вишну-пурана», книга I, глава 12, тексты 58,65
«Агни-пурана» является одним из 18 древнейших трактатов, маха-пуран17, который, согласно легенде, был поведан богом огня мудрецу Васиштхе, и впоследствии записан легендарным Ведавьясой. Пурана повествует о творении Вселенной, об устройстве мироздания, о космических циклах времени, здесь описана родословная прародителей человечества, а также она содержит описания деяний божественных воплощений Рамы и Кришны на земле. В ней описаны разнообразные ритуалы и обряды, мантры, правила посвящения, особенности различных обетов, обязанности людей различных каст. Агни передал Васиштхе основы таких ведических знаний, как Джйотиш, Аюрведа, Дханурведа, Васту.
В «Шатапатха Брахмане» (V.2.3) Агни — это все божества, поскольку в Агни каждый предлагает всем божествам жертвования и дары. Отец Агни и сын Агни суть единый Атман Праджапати (VI.1.1).
В «Бхагавата-пуране» описан процесс сотворения мироздания, в результате которого Всевышний проявляет из себя множество богов, среди них Агни, рождённый от рта18 Творца.
В «Чхандогья Упанишаде» (IV часть, 6 глава) рассказана легенда о мальчике Сатьякаме Джабале, который, постигая суть бытия, возжёг огонь и, расположившись за ним лицом к востоку, обратился к Агни, вопрошая его, что есть Брахман. Агни поведал мальчику: «Земля — часть его стопы, так же, как и воздушное пространство, небо, океан. Поистине, дорогой, это четырёхчастная стопа Брахмана, названная беЗконечной. Кто, зная это, почитает четырёхчастную стопу Брахмана как беЗконечную, тот становится беЗконечным в этом мире, беЗконечные миры приобретает тот, кто, зная это, почитает четырёхчастную стопу Брахмана как беЗконечную». Метафора о стопе Брахмана говорит о его абстрактном принципе, о том, что он наполняет собой всё сущее в мире и пребывает везде и во всём.
Шестая часть «Майтри Упанишады» повествует о том, что, совершая подношения на алтаре, следует чтить священный огненный жар манрой «Ом», произносимой трижды: в огне, солнце и в дыхании, ибо возлияние в огонь идёт к Солнцу, которое лучами его проливает дождём на землю и от этого возникает пища, составляющая все живые существа:
«Возлияние, должным образом поднесённое на огне, восходит к солнцу. От солнца рождается дождь, от дождя — пища, от неё — потомство».
Четвёртая глава «Кена Упанишады» содержит аллегоричную историю о том, что первые боги, познавшие Брахмана, — Агни, Ваю, Индра, — ближе всего соприкоснулись с ним, поэтому превосходят других богов.
«Прашна Упанишада» также аллегорично повествует о богах, заботящихся о живых существах и озаряющих их тела, коими являются: «Эфир, воздух, огонь, вода, земля…», которые суть пять составляющих Высшей праны, что поддерживает и освещает тела живых существ, ибо, если она выходит из тела, то все они следуют за ней: «Она горит огнём и солнцем блещет, и льёт дождём, и дары раздаёт. Она — земля и воздух, боги, Раи, что есть, что не есть и что вечно будет».
Также об Агни упоминают «Джабала Упанишада», где Агни предстаёт как прана, которая является его местопребыванием; в «Майтраяни Упанишаде» Агни — очищающая сила. В «Савитри Упанишаде» Агни — это Савитар, а земля — Савитри, и вместе они в единстве нераздельном пребывают. В «Рудра-хридайя Упанишаде» все боги являются проявлениями Рудры, в том числе и Агни: «Рудра порождает семя, зародыш которого суть Вишну, Шива есть Брахма, а Брахма — Агни. Рудра наполнен Брахмой и Вишну. Весь мир наполнен Агни и Сомой». «Брихадараньяка Упанишада» (глава V, Брахмана 15, текст 4) описывает Агни, как основанного на речи от сердца. «Йога-Кундалини Упанишада» описывает процесс поднятия огненной энергии, преодолевающей все грантхи, пронизывающей все чакры-лотосы на пути к тысячелепестковой Сахасраре, приводящей к освобождению.
В «Законах Ману» (часть II, глава XII, 123) Агни ассоциируется с Высшим Пурушей, сияющим словно золото, непостижимым вечным Атманом.
Согласно «Бхагавата-пуране» (V.16), златая обитель творца мироздания бога Брахмы находится на вершине вселенской горы Меру и окружена восемью обителями властителей планетарных систем19, среди которых обитель бога огня — Теджовати.
В «Бхагавата-пуране» (VI.6) он предстаёт как один из Васу20 — богов, являющихся олицетворением природных явлений.
Изображение Агни-дэва
Бог Агни изображается четырёхруким, в красном одеянии, с красным ликом, золотисто-коричневыми волосами и глазами цвета огненного, а также с большим животом, что символизирует его как принимающего все подношения, проходящие через его пламя. Как правило, его голову окружает ореол огненного пламени. Ваханой бога Агни является красная коза или баран — олицетворение силы и стойкости. Когда он изображается без ваханы, то в этом случае он предстаёт на колеснице, запряжённой семью алыми лошадьми. Иногда он изображается с кожей чёрного цвета, двухголовым, имеющим три ноги и четыре руки. В руках он держит чётки, олицетворяющие его роль в обрядовых и молитвенных священнодействиях; топор — символ власти над тьмой, им разрубаются узы привязанностей и наваждений майи; пылающий факел — символ огня; веер — атрибут, используемый для разведения костра; жертвенный ковш, которым черпает он подношения; копьё — символ преодоления препятствий на Пути духовного роста; лотос, олицетворяющий духовное просветление и чистоту сознания. Две его головы, извергающие пламя, символично представляют собой два вида огня: огонь домашнего очага и жертвенный огонь. Иногда он изображается с семью языками, аллегорично «слизывающими» жертвенное топлёное масло, полученное им в качестве подношения.
Имена Агни
Имя «Агни» (अग्नि) на санскрите имеет корень в своей основе «анчу», что означает ‘знать’, ‘перемещать’, ‘идти’, ‘понимать’, ‘поклоняться’. Таким образом, значения его имени на санскрите следующие: всезнающий, всевластный, осознанный, почитаемый. Имена бога Агни символизируют определённые аспекты его сущности. Под различными именами к нему обращаются в Ведах. В Пуранах проявления разных качеств, присущих Агни, представлены символично в его детях и внуках. Одним из наиболее часто встречающихся обращений к богу огня в «Ригведе» является «Вайшванара», что означает «всенародный», или «тот, кто относится ко всем одинаково», «огонь во всех его проявлениях». В «Махабхарате» также его именуют семипламенным, жарколучистым, красноглазым, лучезарным, красногривым. Его именуют также тем, кому возницею служит ветер.
Рассмотрим некоторые из имён, которыми обращаются к Агни и почитают его:
Павака — «очищающий», или Павана — «очищающий», «очистительный» — под этим именем Агни часто упоминается в «Махабхарате».
Вибхавасу — «богатый блеском».
Читрабхану — «ярколучистый».
Дхумакету — «тот, у кого вместо знамени дым».
Шукра — «яркий, сверкающий»
Хавьявахана — «уноситель жертв».
Кришнавартман — «тот, чей путь чёрный», то есть оставляющий после себя чёрный путь.
Апам-напат — «отпрыск вод», «огонь в водах». Вода, действительно, является одной из форм огня. Это можно увидеть и по её физическим свойствам — состоящая из водорода (легко воспламеняющийся газ) и кислорода (сильный процесс горения в кислороде) вода имеет природу огненную.
Танунапат — божественный зародыш, сын самого себя, «саморождённый» («Шатапатха Брахмана», VI.1.2).
Матаришвану — тайное имя бога огня, отождествляется с Агни в некоторых гимнах Вед («Ригведа», I.164.46).
Также в «Ригведе» он предстаёт как стремящийся к размышлению Абхимани, чистый, светлый и удивительный Нарашанса.
Саптаджихва21 — пылающий семью языками пламени.
Сатарудрия — имеющий ту же природу, что и Рудра.
Крайавад — кремирующий огонь погребального костра, сжигающий тело, возносящий душу.
...И когда он умирает, и когда его помещают в огонь, он рождается вновь из огня, и огонь поглощает только его тело. Как он рождён от отца и матери, так он рождён и от огня
«Шатапатха Брахмана», II.2.4.8
Джатаведас — «всеведающий», «знающий все рождения и преемственности», «обладающий всем созданным в мире» или «знаток всех творений». Огонь, передающий дары богам, как символ силы воли, соединённый с мудростью.
Супруга и сыновья Агни-дэва
Супругой Агни является прекрасная лотосоокая богиня Сваха, имя которой всегда звучит во время совершения жертвоприношений в огненное пламя. Имя «Сваха» (санскр. स्वाहा) означает ‘добро’, ‘пожалование’, ‘почитание’, ‘приветствие’. Как повествует «Бхагавата-пурана» (песнь IV, 4.1), Сваха является дочерью сына Брахмы Дакши и дочери Ману Прасути. У бога огня и Свахи родился сын Сканда (бог войны). У Агни, как гласит «Бхагавата-пурана» (VI.6), было две жены: Дхара, давшая рождение их сыновьям, начиная с Дравинаки, и Криттика, с которой у них родился сын Сканда, или Картикейя. В «Махабхарате» (III книга, гл. 214) Сканда — сын Агни и Свахи. Однако в «Рамаяне» о нём повествуется как о сыне Агни и Ганги. Согласно «Рамаяне», богиня Ганга вдохновляет Агни на рождение сына. От их союза происходит сияние, словно золото, — Джамбунада, которое превращается в серебро, и его лучи порождают медь, железо, цинк и свинец. Так, огненное сияние преобразилось в многочисленные металлы. Это, порождённое сиянием, золото, сверкающее, как огонь, стало именоваться Джатарупа. Всё вокруг засияло золотым светом, и этот свет породил Кумара — Карттикейю. При этом в «Махабхарате» (Шалья-парва и Анушаса-парва) он предстаёт как сын Шивы и Парвати. Согласно легендам, Карттикея, или Сканда, считается сыном Шивы и Парвати, сотворившим зародыш бога войны, а Агни, принявший образ голубя, перенёс зародыш в Гангу, где купались шестеро апсар (Криттики22), они и родили на свет Сканду — бога с шестью головами, двенадцатью руками и глазами23. «Махабхарата» также помимо сына Агни Кумары повествует ещё о троих сыновьях, родившихся после: Шакхе, Вишакхе и Найгамее.
Также в пуранах повествуется о троих сыновьях Агни и Свахи: Павака (очиститель), Павамана (очищение), Шучи (чистота), у них было 45 внуков — символичных проявлений различных аспектов огня. Так как это дети и внуки бога Агни, они являются его частичными проявлениями, таким образом, всего существует 49 богов огня24, или первоначальных огней, они принимают подношения во время совершения обрядов. Конечно, это аллегории, — пураны иносказательно повествуют о 4925 качествах, проявлениях огненной энергии в различных аспектах, — «семипламенный» Агни семикратно проявляется в разных формах. Считается, что овладевший всеми 49 «огнями» в себе человек достигает совершенства. В «Ваю-пуране» описаны все качества, присущие различным огням, так: Павака являет собой проявление электрического огня, Павамана — «порождённый трением», Шучи есть солнечный огонь. Внуки Агни являются проявлениями огненной энергии: Шучи породил Хавьявахану — огонь богов, Павака породил Кавьяваану — огонь питрисов, Павамана — Сахаракшу — огонь асуров.
Мантра Агни
Да будет первой, о, боги, колесница Агни, выжимающего сому! Наша торжественная речь да одержит верх над злоумышленниками! Признайте эту речь и дайте ей процветать! О, Агни, дружа с тобой, да не потерпим мы вреда!
«Ригведа», I.94.8
Обращаясь к огненной стихии, проявленной богом Агни в нашем мире, мы призываем его светлую пламенную силу, очищающую и разжигающую внутренний огонь. Так, воспеванием мантр мы призываем Агни-дэва, дарующего крепкое здоровье, уверенность, выносливость, несокрушимую силу воли, процветание и богатство духовное. Он несёт силу, просветляющую наше сознание от тьмы невежества и озаряющую наш Путь к познанию и духовному самосовершенствованию. Если мы хотим получить благословение бога огня, то повторение мантр, посвящённых ему, поможет нам в этом.
Есть мантры, восславляющие бога огня одним из его имён, как например:
Ом Агнайе намаха
Ом Джатаведасе намаха
Мантры Агни являются очищающими и возжигающими внутреннее пламя, они приносят ощущение наполненности светлой энергией огненного божества:
Om Shri Agni Surya Djaya Ram
или
Om Ram Agnaye Namah
Также среди «огненных» мантр существует одна из вариаций Гаятри-мантры — Агни-гаятри, воспевание которой призывает мощную энергию Агни:
ऊँ महाज्वालाय विद्महे अग्नि मध्याय धीमहि | तन्नो: अग्नि प्रचोदयात ||
Om Maha Djvalya Vidmahe
Agni Devaya (Madhya) Dhimahi
Tanno Agnih Prachodayat
P. S. Бог Агни, энергия которого пронизывает всё вокруг, есть великая первичная огненная сила, проявляющаяся в различных аспектах в нашем мире. Овладение огненной энергией посредством воли и умение управлять ей являются одними из первоочередных задач человека на данной ступени эволюции.
Так, стремясь к благам высшим, Мы восхвалили могучего Агни. Да переправит он нас через все враждебные происки, Словно на лодке через реку, он, обладающий прекрасной силой духа!
«Ригведа»,V.25
Пусть Агни ярким светом озарит наш разум!
Ом!