Содержание
Творец Вселенной, нерождённый, неизменный,
«Маркандея-пурана», глава 42, «Рождения Брахмы»
Прибежище движущихся и неподвижных творений,
Брахма есть Первопричина, Хранитель и Разрушитель,
в нём заключено всё сущее.
В ведической культуре Вселенную сотворил бог Брахма. Он — центральная фигура Тримурти (санскр. त्रिमूर्ति — 'три лика'), божественной триады, куда также входят Вишну и Шива. В этом союзе роли чётко распределены: Брахма создаёт мир в начале времён, Вишну хранит его на протяжении всего цикла существования, а Шива разрушает его в конце времён, чтобы освободить место для нового творения.
Этот божественный союз воплощает идею троичности Вселенной: три бога — лишь разные аспекты, или ипостаси, единой божественной сути. Как говорит эпическая поэма «Хариванша-пурана»: «Он есть Вишну, он также есть и Шива, и Шива есть также и Брахма: одно существо, но три бога — Шива, Вишну, Брахма».
Брахма и акт сотворения мира
Парадокс Брахмы в том, что он — творец всего сущего, но одновременно и первое сотворённое существо во Вселенной. Согласно мифам, он проявил мир из вселенского яйца Махадивьи, плавающего в изначальной пустоте. Сам Брахма в этот момент восседает на лотосе, который растёт из пупа Вишну — первоосновы всего сущего.
Здесь важно понять символизм. Изначальная пустота — это не ничто, а абсолютное всё, непроявленный потенциал. Брахма, содержа в себе всю будущую Вселенную, проявляет её, придаёт ей видимую форму. Сам корень слова «брахма» означает 'расширение', 'увеличение'. Он эманирует из себя природу, превращая абстрактную вечность в конкретную, зримую материю.
- Лотос символизирует чистоту, совершенство и духовное пробуждение. Как его семя уже содержит образ будущего цветка, так и Брахма проявляет мир по своему внутреннему прообразу.
- Вселенское яйцо — это символ Вселенной, проявленной из единого центра-зародыша, «сгустка» энергии всех будущих живых существ.
Тотчас же введя меня в иллюзорное состояние силой Своей Майи, Шива в ходе Своей Лилы, поместил меня в Лотос, растущий из пупа Вишну. Вот почему я стал известен как 'Рождённый в лотосе' и как 'Золотой зародыш'.
«Шива-Махапурана», глава 7
Вся наша проявленная реальность, согласно этой концепции, — сон Брахмы. Мы существуем под покровом майи (санскр. माया — 'иллюзия', 'видимость'), воспринимая этот сон как единственную действительность.
Интересно, что современная астрофизика подтверждает: Вселенная постоянно расширяется. Это удивительным образом перекликается со сведениями из древних Пуран. В них говорится, что изначально диаметр Вселенной составлял 500 миллионов йоджан (около 8 млрд км), но к концу времён он достигнет 9,5 млрд км.
В конечном счёте, сам Брахма и есть Вселенная, а каждая её частица — его проявление.
Брахма — лишь причина сотворяемого при совершении творения, и от него исходят энергии-шакти сотворённого… за исключением этой единственной причины, нет иной, которой бы мир был обязан своим существованием.
«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 51-52
Космические циклы: день и ночь Брахмы
Образ спящего и бодрствующего Брахмы лёг в основу ведической концепции времени — грандиозной системы космических циклов. Когда Брахма бодрствует, длится его «день», и Вселенная существует. Когда он засыпает, наступает «ночь», и Вселенная растворяется, чтобы проявиться вновь с его пробуждением.
Жизнь самого Брахмы длится сто божественных лет — это 311 040 000 000 000 (311,04 триллиона) земных лет. Этот гигантский период называется Маха-кальпа (санскр. महाकल्प — 'великий век'). Когда жизнь Брахмы заканчивается, наступает Маха-пралайя (санскр. महाप्रलय — 'великое разрушение') — период непроявленности, который длится столько же. Затем рождается новый Брахма, и цикл начинается заново.
Иерархия космического времени
Чтобы осознать масштаб этих циклов, рассмотрим их от большего к меньшему:
- Маха-кальпа (жизнь Брахмы): 100 лет Брахмы (311,04 трлн земных лет).
- Год Брахмы: 3,11 трлн земных лет.
- Сутки Брахмы: состоят из дня и ночи. Их общая длительность — 8,64 млрд земных лет.
- Кальпа (день Брахмы): период активности Вселенной, равный 4,32 млрд земных лет. Он равен по продолжительности ночи Брахмы.
- Пралайя (ночь Брахмы): период покоя и частичного разрушения, когда природа «отдыхает». Если ночь Брахмы — это сон природы, то Маха-пралайя — это полное возвращение к истоку, обнуление всего сущего до следующего великого цикла.
День Брахмы (Кальпа) делится на ещё более мелкие циклы:
- Манвантара: период правления одного из прародителей человечества, Ману. За день Брахмы сменяется 14 Ману.
- Маха-юга (или Дивья-юга): великая эпоха, состоящая из четырёх юг. В одной Кальпе — 1000 Маха-юг.
- Четыре юги:
- Сатья-юга (Золотой век): 1 728 000 лет.
- Трета-юга (Серебряный век): 1 296 000 лет.
- Двапара-юга (Бронзовый век): 864 000 лет.
- Кали-юга (Железный век): 432 000 лет.
Согласно ведическим расчётам, сейчас мы живём в Кали-югу 28-й Маха-юги, которая началась в 3102 г. до н. э. Это означает, что мы прожили чуть больше 5000 лет этой эпохи, и до её завершения осталось около 427 000 лет.
Иконография: как изображают Брахму
Брахму традиционно изображают с четырьмя ликами, обращёнными к четырём сторонам света. Это символизирует его всеведение и контроль над сотворённым миром. Четыре лика также связывают с четырьмя Ведами или четырьмя югами.
В руках он держит атрибуты, каждый из которых несёт глубокий смысл:
- Скипетр (или ложка для возлияний): указывает на его роль покровителя священных ритуалов (яджн).
- Камандалу (сосуд с водой): содержит воду священной Ганги, символ первичной, животворящей субстанции.
- Акшамала (чётки): используются для отсчёта вселенского времени.
- Кника (Веды) или цветок лотоса: символы знания или проявленного космоса.
Его вахана (ездовое животное) — божественный лебедь, олицетворяющий мудрость и способность отличать истинное от ложного. Иногда Брахма восседает в колеснице, запряжённой семью лебедями, которые представляют семь миров (лок).
Сарасвати: божественная супруга и творческая энергия
Жена Брахмы — Сарасвати (санскр. सरस्वती — 'полноводная'), богиня знания, мудрости и искусств. Она — его шакти, женское проявление его же творческой энергии. Если Брахма — это творящий дух, то Сарасвати — это Пракрити, изначальная природа, материальная первопричина, которую он оплодотворяет своим замыслом.
Она покровительствует наукам, ремёслам и считается создательницей санскрита и алфавита деванагари (санскр. देवनागरी — 'божественное письмо'). Её изображают как прекрасную женщину в белых одеждах, символизирующих чистоту. Подобно Брахме, её ваханой служит лебедь. Часто рядом с ней изображают павлина — символ красоты, мудрости и бессмертия.
Сарасвати помогает всем, кто стремится к истинному знанию, кто хочет выйти за рамки привычных представлений и познать суть бытия.
Первые творения Брахмы
В начале времён Брахма силой своей воли последовательно создаёт четыре типа существ. Этот процесс аллегорически связан со временем суток и тремя гунами (качествами материальной природы):
- Асуры (демоны): созданы из тела ночи, проникнутого тамасом (гуной невежества и инерции).
- Дэвы (боги): созданы из тела дня, наполненного саттвой (гуной благости и ясности).
- Питары (прародители): созданы из тела вечерних сумерек, когда Брахма думал о себе как об отце мира.
- Люди: созданы из тела утренних сумерек, проникнутого раджасом (гуной страсти и деятельности).
Так, все сотворённые существа, от богов до людей, несут в себе отпечаток времени своего создания и подвержены влиянию трёх гун.
…создав четыре основных вида существ — богов, асуров, питаров и людей, он далее создавал подвижные и неподвижные вещи… Все существа наделяются теми же свойствами, какими были наделены когда-то, и так неизменно происходит снова и снова, при каждом творении.
«Маркандея-пурана», глава 45 «Порядок Творения»
Сыновья Брахмы, рождённые из разума
Чтобы помочь себе в творении, Брахма породил силой духа девять сыновей, великих мудрецов (риши), которые стали прародителями всех живых существ.
Вот имена этих сыновей:
- Маричи: рождён от души Брахмы.
- Атри: от глаз.
- Ангирас: от уст.
- Пуластья: из правого уха.
- Пулаха: из левого уха.
- Крату: из ноздрей.
- Дакша: из большого пальца правой ноги.
- Бхригу: из кожи.
- Васиштха: из разума.
Варны: социальное устройство от Брахмы
Согласно Пуранам, Брахма создал и четыре варны (сословия), наделив каждое своей дхармой (долгом) и кармой. Их происхождение из частей тела Творца также символично:
- Брахманы (жрецы, учителя): появились из уст Брахмы. Символизируют мудрость, знание и речь.
- Кшатрии (воины, правители): из рук или груди. Символизируют силу, власть и защиту.
- Вайшьи (торговцы, ремесленники): из бёдер. Символизируют опору, богатство и поддержание жизни общества.
- Шудры (слуги, рабочие): из стоп. Символизируют служение, смирение и основу, на которой стоят все остальные.
Брахмастра: оружие невиданной силы
Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая,
«Рамаяна»
Была сотворённая Брахмой стрела роковая,
Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!
Брахма создал брахмастру (санскр. ब्रह्मास्त्र — 'стрела Брахмы') — божественное оружие, которое активировалось не физической силой, а произнесением священных мантр. Владеть им могли лишь великие воины, познавшие науку звуковых вибраций.
Действие брахмастры было подобно космическому пожару Самвартака, который сжигает Вселенную в конце времён. Оно распространялось на все три мира, и противостоять ему могла лишь другая брахмастра. Однако столкновение двух таких стрел привело бы к полному уничтожению мироздания.
За пределами образа: как понимать Брахму
Образ человекоподобного божества с четырьмя головами — это антропоморфное представление, метафора, которая помогает нашему уму ухватить непостижимые концепции. Брахма — это не просто персонаж, а сам принцип творения, вечного расширения и проявления жизни из единого божественного источника.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. Почему Брахме поклоняются гораздо меньше, чем Вишну и Шиве?
Это один из самых интересных парадоксов индуизма. Существует несколько мифологических объяснений, но основная философская причина в том, что функция Брахмы — творение — уже свершилась. Он запустил Вселенную, и теперь её судьба в руках хранителя Вишну и разрушителя Шивы, чьё вмешательство в дела мира более актуально для верующих. Его работа завершена до следующего цикла, поэтому фокус поклонения смещён на других богов триады.
2. В чём разница между Брахмой и Брахманом?
Это ключевое различие, которое часто вызывает путаницу.
- Брахма (с ударением на первый слог) — это личностный бог-творец, одна из ипостасей Тримурти.
- Брахман (с ударением на второй слог) — это безличный,
абсолютный, всепроникающий дух, высшая реальность, из которой
возникает всё сущее.
Можно сказать, что Брахма — это первое и главное проявление безличного Брахмана в форме, доступной для понимания.
3. Что символизируют четыре головы Брахмы?
Четыре головы символизируют несколько вещей одновременно:
- Четыре стороны света: его всеведение и всеприсутствие.
- Четыре Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа — основы священного знания.
- Четыре юги: Сатья, Трета, Двапара и Кали — четыре эпохи в космическом цикле.
4. Какое отношение Брахма имеет к практике йоги?
Напрямую Брахме не посвящают йогические практики, как, например, Шиве (которого считают первым йогом). Однако понимание концепций, связанных с Брахмой, обогащает духовный путь. Идеи майи (иллюзии), космических циклов и единства всего сущего в божественном источнике — это фундаментальные понятия философии, на которой базируется йога. Медитация на этих идеях помогает осознать природу реальности и своё место во Вселенной.
5. Является ли Брахма вечным и бессмертным?
Нет, и это ещё один его парадокс. В отличие от абсолютного Брахмана, бог-творец Брахма имеет конечный, хотя и невообразимо долгий, срок жизни — 100 божественных лет (311,04 трлн земных лет). Его «рождение» и «смерть» — это метафоры, описывающие начало и конец великого цикла творения Вселенной. После его смерти наступает период покоя, а затем рождается новый Брахма для создания нового мира.
Я славлю того, кто есть всё. Властелина всего, бесконечного, нерождённого, непостижимого, нераздельного, Нараяну, мельчайшего из всего самого мелкого, обширнейшего из всего самого обширного! Он — тот, кто есть всё, от кого возник этот (мир); он — бог всех богов, он — высшее (прибежище) высших целей! «Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 39–41 В ведической традиции бог Вишну (санскр....
