Измени себя — изменится Мир вокруг

Брахма: бог-творец, чья жизнь равна вечности Вселенной

Творец Вселенной, нерождённый, неизменный,
Прибежище движущихся и неподвижных творений,
Брахма есть Первопричина, Хранитель и Разрушитель,
в нём заключено всё сущее.

«Маркандея-пурана», глава 42, «Рождения Брахмы»

В ведической культуре Вселенную сотворил бог Брахма. Он — центральная фигура Тримурти (санскр. त्रिमूर्ति — 'три лика'), божественной триады, куда также входят Вишну и Шива. В этом союзе роли чётко распределены: Брахма создаёт мир в начале времён, Вишну хранит его на протяжении всего цикла существования, а Шива разрушает его в конце времён, чтобы освободить место для нового творения.

Этот божественный союз воплощает идею троичности Вселенной: три бога — лишь разные аспекты, или ипостаси, единой божественной сути. Как говорит эпическая поэма «Хариванша-пурана»: «Он есть Вишну, он также есть и Шива, и Шива есть также и Брахма: одно существо, но три бога — Шива, Вишну, Брахма».

Брахма и акт сотворения мира

Парадокс Брахмы в том, что он — творец всего сущего, но одновременно и первое сотворённое существо во Вселенной. Согласно мифам, он проявил мир из вселенского яйца Махадивьи, плавающего в изначальной пустоте. Сам Брахма в этот момент восседает на лотосе, который растёт из пупа Вишну — первоосновы всего сущего.

Здесь важно понять символизм. Изначальная пустота — это не ничто, а абсолютное всё, непроявленный потенциал. Брахма, содержа в себе всю будущую Вселенную, проявляет её, придаёт ей видимую форму. Сам корень слова «брахма» означает 'расширение', 'увеличение'. Он эманирует из себя природу, превращая абстрактную вечность в конкретную, зримую материю.

  • Лотос символизирует чистоту, совершенство и духовное пробуждение. Как его семя уже содержит образ будущего цветка, так и Брахма проявляет мир по своему внутреннему прообразу.
  • Вселенское яйцо — это символ Вселенной, проявленной из единого центра-зародыша, «сгустка» энергии всех будущих живых существ.

Тотчас же введя меня в иллюзорное состояние силой Своей Майи, Шива в ходе Своей Лилы, поместил меня в Лотос, растущий из пупа Вишну. Вот почему я стал известен как 'Рождённый в лотосе' и как 'Золотой зародыш'.

«Шива-Махапурана», глава 7

Вся наша проявленная реальность, согласно этой концепции, — сон Брахмы. Мы существуем под покровом майи (санскр. माया — 'иллюзия', 'видимость'), воспринимая этот сон как единственную действительность.

Интересно, что современная астрофизика подтверждает: Вселенная постоянно расширяется. Это удивительным образом перекликается со сведениями из древних Пуран. В них говорится, что изначально диаметр Вселенной составлял 500 миллионов йоджан (около 8 млрд км), но к концу времён он достигнет 9,5 млрд км.

В конечном счёте, сам Брахма и есть Вселенная, а каждая её частица — его проявление.

Брахма — лишь причина сотворяемого при совершении творения, и от него исходят энергии-шакти сотворённого… за исключением этой единственной причины, нет иной, которой бы мир был обязан своим существованием.

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 51-52
космос, туманность
Под покрывалом майи мы принимаем сон Брахмы за единственную реальность, не видя мира за пределами иллюзии

Космические циклы: день и ночь Брахмы

Образ спящего и бодрствующего Брахмы лёг в основу ведической концепции времени — грандиозной системы космических циклов. Когда Брахма бодрствует, длится его «день», и Вселенная существует. Когда он засыпает, наступает «ночь», и Вселенная растворяется, чтобы проявиться вновь с его пробуждением.

время, радуга, космос
311 триллионов земных лет — всего лишь один день в жизни Брахмы, чей век зовётся Маха-кальпой

Жизнь самого Брахмы длится сто божественных лет — это 311 040 000 000 000 (311,04 триллиона) земных лет. Этот гигантский период называется Маха-кальпа (санскр. महाकल्प — 'великий век'). Когда жизнь Брахмы заканчивается, наступает Маха-пралайя (санскр. महाप्रलय — 'великое разрушение') — период непроявленности, который длится столько же. Затем рождается новый Брахма, и цикл начинается заново.

Иерархия космического времени

Чтобы осознать масштаб этих циклов, рассмотрим их от большего к меньшему:

  • Маха-кальпа (жизнь Брахмы): 100 лет Брахмы (311,04 трлн земных лет).
  • Год Брахмы: 3,11 трлн земных лет.
  • Сутки Брахмы: состоят из дня и ночи. Их общая длительность — 8,64 млрд земных лет.
  • Кальпа (день Брахмы): период активности Вселенной, равный 4,32 млрд земных лет. Он равен по продолжительности ночи Брахмы.
  • Пралайя (ночь Брахмы): период покоя и частичного разрушения, когда природа «отдыхает». Если ночь Брахмы — это сон природы, то Маха-пралайя — это полное возвращение к истоку, обнуление всего сущего до следующего великого цикла.

День Брахмы (Кальпа) делится на ещё более мелкие циклы:

  • Манвантара: период правления одного из прародителей человечества, Ману. За день Брахмы сменяется 14 Ману.
  • Маха-юга (или Дивья-юга): великая эпоха, состоящая из четырёх юг. В одной Кальпе — 1000 Маха-юг.
  • Четыре юги:
    1. Сатья-юга (Золотой век): 1 728 000 лет.
    2. Трета-юга (Серебряный век): 1 296 000 лет.
    3. Двапара-юга (Бронзовый век): 864 000 лет.
    4. Кали-юга (Железный век): 432 000 лет.

Согласно ведическим расчётам, сейчас мы живём в Кали-югу 28-й Маха-юги, которая началась в 3102 г. до н. э. Это означает, что мы прожили чуть больше 5000 лет этой эпохи, и до её завершения осталось около 427 000 лет.

творец вселенной брахма
Четыре лика Брахмы, смотрящие в стороны света, отражают его мудрость, связь с Ведами и югами

Иконография: как изображают Брахму

Брахму традиционно изображают с четырьмя ликами, обращёнными к четырём сторонам света. Это символизирует его всеведение и контроль над сотворённым миром. Четыре лика также связывают с четырьмя Ведами или четырьмя югами.

В руках он держит атрибуты, каждый из которых несёт глубокий смысл:

  • Скипетр (или ложка для возлияний): указывает на его роль покровителя священных ритуалов (яджн).
  • Камандалу (сосуд с водой): содержит воду священной Ганги, символ первичной, животворящей субстанции.
  • Акшамала (чётки): используются для отсчёта вселенского времени.
  • Кника (Веды) или цветок лотоса: символы знания или проявленного космоса.

Его вахана (ездовое животное) — божественный лебедь, олицетворяющий мудрость и способность отличать истинное от ложного. Иногда Брахма восседает в колеснице, запряжённой семью лебедями, которые представляют семь миров (лок).

сарасвати, супруга брахмы
Сарасвати — шакти Брахмы, воплощение его творческой силы: если он — замысел, то она — сама материя, готовая принять форму

Сарасвати: божественная супруга и творческая энергия

Жена Брахмы — Сарасвати (санскр. सरस्‍वती — 'полноводная'), богиня знания, мудрости и искусств. Она — его шакти, женское проявление его же творческой энергии. Если Брахма — это творящий дух, то Сарасвати — это Пракрити, изначальная природа, материальная первопричина, которую он оплодотворяет своим замыслом.

Она покровительствует наукам, ремёслам и считается создательницей санскрита и алфавита деванагари (санскр. देवनागरी — 'божественное письмо'). Её изображают как прекрасную женщину в белых одеждах, символизирующих чистоту. Подобно Брахме, её ваханой служит лебедь. Часто рядом с ней изображают павлина — символ красоты, мудрости и бессмертия.

Сарасвати помогает всем, кто стремится к истинному знанию, кто хочет выйти за рамки привычных представлений и познать суть бытия.

бесконечность
В начале творения Брахма последовательно порождает четыре типа существ, отражая этапы развития вселенной через аллегории времени суток и взаимодействие трёх гун

Первые творения Брахмы

В начале времён Брахма силой своей воли последовательно создаёт четыре типа существ. Этот процесс аллегорически связан со временем суток и тремя гунами (качествами материальной природы):

  1. Асуры (демоны): созданы из тела ночи, проникнутого тамасом (гуной невежества и инерции).
  2. Дэвы (боги): созданы из тела дня, наполненного саттвой (гуной благости и ясности).
  3. Питары (прародители): созданы из тела вечерних сумерек, когда Брахма думал о себе как об отце мира.
  4. Люди: созданы из тела утренних сумерек, проникнутого раджасом (гуной страсти и деятельности).

Так, все сотворённые существа, от богов до людей, несут в себе отпечаток времени своего создания и подвержены влиянию трёх гун.

…создав четыре основных вида существ — богов, асуров, питаров и людей, он далее создавал подвижные и неподвижные вещи… Все существа наделяются теми же свойствами, какими были наделены когда-то, и так неизменно происходит снова и снова, при каждом творении.

«Маркандея-пурана», глава 45 «Порядок Творения»
брахма и сарасвати
Силой духа Брахма создал девять великих риши — мудрецов, положивших начало всем формам жизни

Сыновья Брахмы, рождённые из разума

Чтобы помочь себе в творении, Брахма породил силой духа девять сыновей, великих мудрецов (риши), которые стали прародителями всех живых существ.

Вот имена этих сыновей:

  • Маричи: рождён от души Брахмы.
  • Атри: от глаз.
  • Ангирас: от уст.
  • Пуластья: из правого уха.
  • Пулаха: из левого уха.
  • Крату: из ноздрей.
  • Дакша: из большого пальца правой ноги.
  • Бхригу: из кожи.
  • Васиштха: из разума.

Варны: социальное устройство от Брахмы

Согласно Пуранам, Брахма создал и четыре варны (сословия), наделив каждое своей дхармой (долгом) и кармой. Их происхождение из частей тела Творца также символично:

  • Брахманы (жрецы, учителя): появились из уст Брахмы. Символизируют мудрость, знание и речь.
  • Кшатрии (воины, правители): из рук или груди. Символизируют силу, власть и защиту.
  • Вайшьи (торговцы, ремесленники): из бёдер. Символизируют опору, богатство и поддержание жизни общества.
  • Шудры (слуги, рабочие): из стоп. Символизируют служение, смирение и основу, на которой стоят все остальные.
кришна с арджуной на колеснице, махабхарата
Брахма создал брахмастру — оружие, приводимое в действие не силой, а мантрами, доступное лишь воинам, постигшим тайны звука

Брахмастра: оружие невиданной силы

Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая,
Была сотворённая Брахмой стрела роковая,
Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!

«Рамаяна»

Брахма создал брахмастру (санскр. ब्रह्‍मास्‍त्र — 'стрела Брахмы') — божественное оружие, которое активировалось не физической силой, а произнесением священных мантр. Владеть им могли лишь великие воины, познавшие науку звуковых вибраций.

Действие брахмастры было подобно космическому пожару Самвартака, который сжигает Вселенную в конце времён. Оно распространялось на все три мира, и противостоять ему могла лишь другая брахмастра. Однако столкновение двух таких стрел привело бы к полному уничтожению мироздания.

За пределами образа: как понимать Брахму

Образ человекоподобного божества с четырьмя головами — это антропоморфное представление, метафора, которая помогает нашему уму ухватить непостижимые концепции. Брахма — это не просто персонаж, а сам принцип творения, вечного расширения и проявления жизни из единого божественного источника.


Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Почему Брахме поклоняются гораздо меньше, чем Вишну и Шиве?

Это один из самых интересных парадоксов индуизма. Существует несколько мифологических объяснений, но основная философская причина в том, что функция Брахмы — творение — уже свершилась. Он запустил Вселенную, и теперь её судьба в руках хранителя Вишну и разрушителя Шивы, чьё вмешательство в дела мира более актуально для верующих. Его работа завершена до следующего цикла, поэтому фокус поклонения смещён на других богов триады.

2. В чём разница между Брахмой и Брахманом?

Это ключевое различие, которое часто вызывает путаницу.

  • Брахма (с ударением на первый слог) — это личностный бог-творец, одна из ипостасей Тримурти.
  • Брахман (с ударением на второй слог) — это безличный, абсолютный, всепроникающий дух, высшая реальность, из которой возникает всё сущее.
    Можно сказать, что Брахма — это первое и главное проявление безличного Брахмана в форме, доступной для понимания.

3. Что символизируют четыре головы Брахмы?

Четыре головы символизируют несколько вещей одновременно:

  • Четыре стороны света: его всеведение и всеприсутствие.
  • Четыре Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа — основы священного знания.
  • Четыре юги: Сатья, Трета, Двапара и Кали — четыре эпохи в космическом цикле.

4. Какое отношение Брахма имеет к практике йоги?

Напрямую Брахме не посвящают йогические практики, как, например, Шиве (которого считают первым йогом). Однако понимание концепций, связанных с Брахмой, обогащает духовный путь. Идеи майи (иллюзии), космических циклов и единства всего сущего в божественном источнике — это фундаментальные понятия философии, на которой базируется йога. Медитация на этих идеях помогает осознать природу реальности и своё место во Вселенной.

5. Является ли Брахма вечным и бессмертным?

Нет, и это ещё один его парадокс. В отличие от абсолютного Брахмана, бог-творец Брахма имеет конечный, хотя и невообразимо долгий, срок жизни — 100 божественных лет (311,04 трлн земных лет). Его «рождение» и «смерть» — это метафоры, описывающие начало и конец великого цикла творения Вселенной. После его смерти наступает период покоя, а затем рождается новый Брахма для создания нового мира.

Это интересно
Бог Вишну: суть, мантры и символы для духовного пути

Я славлю того, кто есть всё. Властелина всего, бесконечного, нерождённого, непостижимого, нераздельного, Нараяну, мельчайшего из всего самого мелкого, обширнейшего из всего самого обширного! Он — тот, кто есть всё, от кого возник этот (мир); он — бог всех богов, он — высшее (прибежище) высших целей! «Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 39–41 В ведической традиции бог Вишну (санскр....