Герои Махабхараты. Абхиманью

ведическая культура

Абхиманью был сыном Арджуны и Субхадры, племянником Кришны. Будучи ещё во чреве своей матери, Абхиманью узнал от Арджуны секрет проникновения в военную формацию чакравьюху, что считалось практически невозможным. Арджуна рассказывал Субхадре тонкости военного дела. Абхиманью внимательно слушал и запоминал способ входа в чакравьюху в ходе битвы. Когда же Арджуна собрался продолжить, и объяснить способы выхода из неё, Субхадра заснула и Абхиманью так никогда и не узнал этой важной военной тайны.

Детство Абхиманью прошло в Двараке, в обществе Субхадры и Кришны. Его обучали Прадьюмна, сын Шри Кришны, его великий отец Арджуна, Кришна и Баларама. От отца, Арджуны, и деда, Индры, Абхиманью унаследовал мужество и воинскую доблесть. Поскольку он был наделён всеми выдающимися качествами отца, его считали равным Арджуне.

Абхиманью был самым прославленным из всех Пандавов и Кауравов своего поколения. Учитывая его добродетели и способности, его считали самым достойным наследником трона Хастинапура. Арджуна устроил брак Абхиманью с Уттарой, дочерью царя Вираты. Когда, в течение последнего года своего изгнания Пандавы скрывались в царстве Матсья, Арджуна играл роль учителя танцев Уттары. В конце периода изгнания, царь Матсьи, узнав, кто были его гости, предложил Уттару Арджуне в жёны. Арджуна относился к принцессе как к дочери и, вместо того, чтобы жениться на ней самому, попросил её руки для сына.

ведическая культура

Абхиманью было шестнадцать, когда он принял участие в битве на Курукшетре. Воины, с которыми он сражался, превосходили его опытом и годами, однако он демонстрировал мужество и доблесть, которые значительно превосходили его возраст, опыт и уровень подготовки.

Тринадцатый день битвы оказался решающим для победы. Дрона, главнокомандующий Кауравов, создал воинское формирование чакравьюху. На стороне Пандавов только Арджуна и Кришна знали, как одолеть её. Однако они находились на другом конце поля битвы и ничего не знали.

Дрона, во главе формирования, обрушился на Пандавов. Видя гибель своих воинов, Юдхиштхира попросил Абхиманью помочь. Абхиманью понимал, что идёт на верную гибель, ведь он знал лишь как войти в чакравьюху, но ему неизвестно, как оттуда выйти. Юдхиштхира, Бхима, Накула, Сахадева и другие воины должны были следовать за Абхиманью и помочь ему выбраться из сложного положения, однако их планам не суждено было исполниться. Джаядратха, царь Синдху, сражавшийся на стороне Кауравов, воспользовался подаренной ему Шивой возможностью в течение одного дня единолично сдерживать Пандавов и не пустил их за Абхиманью.

Абхиманью не имел знаний и понимания стратегии, необходимых для победы. Оказавшись в чакравьюхе, он атаковал всех подряд и убил многих, однако, он не знал, в каком направлении ему двигаться и блуждал в поисках выхода. Понимая, что не сможет выбраться из этой битвы, Абхиманью сражался со всей армией Куру, пытаясь выстоять. Во время битвы он поверг около 10 000 пеших солдат, наездников и воинов на слонах.

ведическая культура

С приближением ночи Дурьодхана спросил Дрону, как можно убить Абхиманью. Дрона ответил: «Внимательно рассматривая его, сумел ли кто-то из вас разглядеть какой-либо недостаток в этом юноше? Он бросается во все стороны. Однако сумел ли кто-то из вас найти в нём уязвимое место? Посмотрите, как легка рука и сколь быстры движения этого льва среди людей, этого сына Арджуны. Когда его колесница движется, то можно увидеть лишь его лук, настолько быстро он натягивает тетиву и выпускает стрелы. Воистину, этот убийца враждебных героев, сын Субхадры, радует меня, хотя его стрелы вогнали меня в ступор. Даже самые могущественные воины, полные гнева, не могут разглядеть в нём изъяны. Я не вижу никаких различий между обладателем Гандивы и этим легкоруким юношей, обрушивающим на врагов дождь из стрел».

Карна заметил: «Мучимый стрелами Абхиманью, я остаюсь на поле битвы лишь потому, что таков мой долг воина. Воистину, его стрелы ужасны. Наделённые энергией огня, они ослабляют моё сердце».

Дрона ответил: «Абхиманью молод, его доблесть велика. Его броня неуязвима. Я научил его искусству защиты. Этот покоритель враждебных городов прекрасно знает науку ношения доспехов. Однако метко выпущенными стрелами ты сумеешь отсечь его лук, тетиву, узды его коней, поразить самих коней и его двух колесничих. О, могущественный лучник, о, сын Радхи, если способен, сделай это! Таким образом вынуди его отступить, затем порази его. Пока он держит в руках лук, его неспособны одолеть даже боги вместе с асурами. Если желаешь, лиши его колесницы и лука».

ведическая культура

Тогда Карна выбил из рук Абхиманью лук, Критаварман убил его лошадей, а Крипачарья убил двух его колесничих. Остальные воины одновременно атаковали его своими стрелами. Лишившись лука и колесницы, Абхиманью взял в руки меч и щит и атаковал врагов. Дрона выбил из его рук меч, а Карна уничтожил щит. Тогда Абхиманью поднял с земли колесо и бросился на Дрону. Кауравы отразили его атаку и разбили колесо в щепки.

Абхиманью с булавой в руках бросился на Ашваттхаму. Ашваттхама выпрыгнул из колесницы и спасся бегством, в то время как Абхиманью разрушил его колесницу.

Затем Абхиманью убил Каликейю и около 800 его воинов. После он напал на сына Духшасаны и уничтожил его колесницу. Они повалили друг друга на землю. Сын Духшасаны первым поднялся на ноги и в тот момент, когда Абхиманью попытался встать, ударил его по голове. Удар оказался смертельным.

Вступив в чакра-вьюху, Абхиманью был обречён на гибель, поскольку шансов её покинуть у него не было, однако он без колебаний сделал это. А когда он остался один и лишился лука, его окружили воины, обрушившие на него град из стрел. Таким образом, он погиб не в открытом бою на поле битвы, а был убит в западне, которую устроили Кауравы. Убийство Абхиманью не спасло Кауравов – его гибель стала поворотным моментом в ходе войны. На четырнадцатый день Пандавы практически разгромили армию противника.

ведическая культураAbhimanyu_01.jpg