Измени себя — изменится Мир вокруг

Гуру дэвов Брихаспати — бог планеты Юпитер

«Преклоняюсь пред тобою, о Брихаспати, бог планеты Юпитер,
Наставник всех дэвов и святых мудрецов.
Златоликий и премудрый повелитель всех трёх миров.

«Наваграха Стотра». Гимн Юпитеру

Брихаспати (санскр. बृहस्पति), или Брахманаспати, — в ведической мифологии олицетворение планеты Юпитер, Гуру (духовный учитель) богов, владыка священной мудрости, сакральной речи, верховный жрец-наставник небожителей, владыка брахманов, знаток всех мантр, бог священной речи и слова изречённого, благодаря которому передаётся знание, одарённый благородным разумом, один из 28 Вьяс, принесших знание. Он является владыкой Вед, как и Брахма. Он олицетворение Дхармы. В различных древних текстах предстаёт также под именами Пурохита («верховный жрец»), Вачаспати («владыка великого слова»). Брихаспати является сыном риши Ангираса, поэтому его также именуют сыном огня — Ангирасой. В Удьогапарве «Махабхараты» (V.29) описывается, как Брихаспати достиг положения наставника дэвов благодаря погружению в глубокое сосредоточение «с обузданной душой, ведя воздержанную жизнь, как подобает брахману, обуздав чувства и отринув удовольствия». Считается, что за покаяние, совершённое им, Шива даровал ему милость быть Гуру дэвов и стать покровителем планеты Юпитер.

Имена Брихаспати

Имя Брихаспати (Bṛhaspati) состоит из двух частей: bṛhas— означает ‘ритуал, обряд’; pati— ‘владыка, повелитель’, поэтому одним из значений имени является «Повелитель обрядов», «Владыка ритуалов», «Господин молитвы». Ещё один вариант интерпретации имени: «pa» (защищать) и корень «bṛhat» (большой), что означает «Управляющий всей Вселенной», самый великий среди великих. Также в ведах его именуют Брахманаспати. Его величают поэтом поэтов (Kaviḥkavīnām), великим владыкой священного слова (Jyeṣṭharājābrahmaṇām), «сладкоязыким» (Mandrajihvaḥ), владыкой коров (Gopati), тем, кто ведёт песню (Gāthānyaḥ), вкладывает блистательную речь в уста певцов, вдохновляет их (Dadhāmidyumatīmvācam).

Во славу Брихаспати воспевают его 108 имён в Śrī Br̥haspati Aṣṭōttara Śatanāmāvaliḥ:

Om gurave namah | guna-karaya | goptre | gocaraya | gopatipriyaya | gunine | guna-vatam-srestaya | gurunam-gurave | avyayaya | jetre || 10 ||

jayantaya | jaya-daya | jivaya | anantaya | jaya-vahaya | angirasaya | adhvarasaktaya | viviktaya | adhvara-krt-paraya | vacas-pataye || 20 ||

vasine | vasyaya | varisthaya | vag-vicaksanaya | citta-sudhikaraya | srimate | caitraya | citra-sikhandi-jaya | brhad-rathaya | brhad-bhanave || 30 ||

brhas-pataye | abhista-daya | suracaryaya | suraradhyaya | sura-karyakrtodhyamaya | girvana-posakaya | dhanyaya | gis-pataye | girisaya | anaghaya || 40 ||

dhi-varaya | disanaya | divya-bhusanaya | deva-pujitaya | dhanur-dharaya | daitya-hantre | daya-saraya | daya-karaya | daridriya-nasanaya | dhanyaya || 50 ||

daksinayana-sambhavaya | dhanur-minadhipaya | devaya | dhanur-bana-dharaya | haraye | angirasabda-sanjataya | angirasa-kulodbhavaya | sindhu-desadhipaya | dhimate | suvarna-kaya || 60 ||

catur-bhujaya | hemanga-daya | hema-vapuse | hema-bhusana-bhusitaya | pusyanathaya | pusyaraga-mani-mandana-manditaya | kasa-puspa-saman-abhaya | indradi-deva-devesaya | asamana-balaya | sattva-guna-sampat-vibha-vasave || 70 ||

bhusurabhista-daya-kaya | bhuri-yasase | punya-vivardhanaya | sarma-rupaya | dhanadhyaksaya | dhanadaya 7 | dharma-palanaya | sarva-vedartha-tattva-jnaya | sarvapad-vinivarakaya | sarva-papa-prasamanaya || 80 ||

svama-tanu-gatamaraya | rig-veda-parakaya | rksa-rasi-marga-pracarakaya | sadanandaya | satya-sandhaya | satya-sankalpa-manasaya | sarvagama-jnaya | sarva-jnaya | sarva-vedanta-vide | brahma-putraya || 90 ||

brahmanesaya | brahma-vidya-visaradaya | samanadhika-nirmuktaya | sarvaloka-vasam-vadaya | sasurasura-gandharva-vanditaya | satya-bhasanaya | brhaspataye | suracaryaya | dayavate | subha-laksanaya || 100 ||

loka-traya-gurave | srimathe | sarvagaya | sarvato-vibhave | sarvesvaraya | sarvadatustaya | sarva-daya | sarva-pujitaya || 108 ||

брихаспати на слоне

Изображение Брихаспати

Брихаспати изображается, как правило, с золотым телом, синими ногами, с ореолом звёздным над головой и в жёлтом одеянии. У него может быть две руки, в которых он держит кувшин с водой и чётки, либо четыре руки, в которых могут быть различные атрибуты: лотос, чётки, палка, булава, сфера, горшок с водой. Согласно тексту «Агни-пуран», его изображения должны украшаться ожерельями из рудракши. Его ваханой (ездовым животным) является слон — олицетворение процветания. В писаниях он предстаёт восседающим на своей колеснице, запряжённой восемью рыжими лошадьми, либо на лотосе, и всегда он облачён в одежды златого цвета. В «Ригведе» его описывают следующим образом: «обладающий сотней крыльев, с золотым топором, его везут мощные рыжие кони».

Божественный мудрец Брихаспати в Ведах

Этот бог далеко распространился по сравнению с другими богами: Все эти миры объял Брахманаспати.

«Ригведа», II.23

В Ведах Брихаспати предстаёт как пронизывающий просторы, поэт из поэтов, яснозвучащий и вдохновенный певец, наделённый поэтическим даром, обладающий великой славой и несгибаемой силой, прозорливый, лучший царь молитв, достойный жертвований, добрый пастух Брахманаспати, союзник, приносящий награды. Он неодолимый, неуступчивый бык, победоносный Ангираса, мчащийся на призыв, испепеляющий и подавляющий врага грозного, победитель в сражениях, шествующий во главе небесного воинства Индры, всепобеждающего и всеуничтожающего.

В «Атхарваведе» (Веде заговоров и заклинаний) Брихаспати является жрецом-брахманом богов. К нему, «руками истины» дарующему сто лет жизни и отпускающему петлю смерти, обращаются, дабы освободил он от проклятия и от пребывания в царстве Ямы (VII.55). Также в «Атхарваведе» он упоминается в совместных гимнах-обращениях с Индрой, Савитаром и другими богами. Наряду с Индрой и Варуной его почитают как «пастуха мироздания» (VII.86). К нему взывают в гимнах III.26–27 как к одному из богов-покровителей сторон света, как к богу-повелителю верхнего направления.

Несколько гимнов «Ригведы» посвящены только Брихаспати (I.190, II.23, II.25,IV.50, VI.73). Гимнами взывают к нему, сладкозвучному и ярко блистающему, к которому прислушиваются все боги, к кому стекаются хвалебные песни, словно реки к океану. Его, вместе с Индрой, владеющим небесным и земным добром, приглашают прийти в дом почитающего их к жертвенному возлиянию для питья нектара Сомы. Его восхваляют как неодолимого могущественного быка, того, кому трудно сопротивляться, «расколовшего загоны для коров». К нему обращаются, дабы защитил он стадо коров от нападений. В гимне III.62 хвалебными песнями во время обрядов призывают почитать чистого Брихаспати, «быка народов», имеющего множество обличий и не терпящего обмана. В гимне IV.50 он предстаёт как «семиротый», с семью поводьями, рождённый от великого света высшего неба, живущий в трёх мирах, отец, которому принадлежат все боги, силой раздвинувший края земли, отворивший закрытые каменные колодцы, расколовший сковавшую воды скалу, отпустивший запертых коров и силой своей могучей разогнавший мрак в разные стороны, «ревущий через два мира», бык с троякими рогами, наделённый силой могучей (V.43). В гимне VI.73 он прославляем как перворождённый, разрушающий крепости, не имеющий себе равных в покорении вод и Солнца.

В «Самаведе» к нему обращаются в совместных гимнах с Индрой (часть II:IX.3.2,IX.3.3, IX.3.9), Агни и Савитаром (часть II: VI.3.10). Его призывают лететь вперёд на своей колеснице и быть защитником и победителем в сражениях. Обращёнными к нему строками заканчивается последний гимн (часть II:IX.3.9) «Веды песнопений»: «О, Брихаспати, подари нам Своё покровительство!».

Символизм в Ведах

О Брахманаспати, да будем мы все дни Колесничими легко управляемого богатства, состоящего из жизненной силы!

«Ригведа», II.23.18

Согласно версии Бала Гангадхара Тилака, Брихаспати предстаёт в Ведах как первый жрец и главный жертвователь, который возвращает зарю на землю после длительного мрака. Что также символично отражается в истории о похищении супруги Брихаспати Тары Сомой. В гимне IV.6.1 «Атхарваведы» он описывается как первый жрец, имеющий 10 голов и 10 ртов, в гимне XX.88.4 он же описан имеющим 7 ртов. В Веде гимнов «Ригведе» Брихаспати прославляют как «семижды-творящего» или «имеющего семь коров» (saptagum) (X. 47. 6). В гимне IV.50.4 он «семиротый» и с семью поводьями, а в X.67.1 гимне он предстаёт как обладающий мыслью «семиглавой». Б. Г. Тилак, согласно арктической теории изначальной прародины ариев, относит эти определения к числу жертвоприношений, длящихся от 7 до 10 месяцев до наступления длительной ночи (в арктическом регионе Солнце уходит за горизонт на продолжительное время), в которой Индра сражается в Валой и в конце года одолевает его. Жертвоприношения свершались в поддержку Индры в этой битве и с целью освобождения Солнца из плена ночного мрака.

Завершение года знаменуется наступлением долгой ночи, именуемой на санскрите Диргхатамас (дословно переводится как ‘долгая тьма’). В «Махабхарате» (книга I, глава 98) рассказывается о том, как Брихаспати проклял сына своего брата Утаттхьи, когда тот ещё находился во чреве матери, он родился слепым, и имя ему было дано Диргхатамас («Погружённый в длительный мрак»).

брихаспати

Брихаспати предстаёт как помощник Индры в деле освобождения коров, сокрытых во тьме, которую рассеивает он и освещает небеса (II.24.3). Расколов скалу священным словом (II.24.1), ломая каменные преграды (X.67.3), он выпускает коров (I.62.3), или вместе с Индрой они «отпускают запертых коров» (I.83.4, II.23.18, X.108.6–11), спустив океан во мрак Вритры. При этом коровы освобождаются из «семивратного загона» (X.40.8), пылом ярым он выводит на свет коров (IX.68.6) и в небесах распределяет их, дабы растеклись они потоком в разные стороны (II.23).

Для твоей Брихаспати славы разверзлась скала, когда ты, о
Ангирас, выпустил стадо скота.

«Ригведа», II. 23. 18

Существуют различные версии того, что могут символизировать коровы в гимнах Вед: либо они олицетворяют собой жертвоприношения, либо утренние зори, либо богатство и изобилие. Существует также версия, что коровам уподоблены гимны и священная речь, поскольку в гимнах Вед загон с коровами открывают, изрекая «божественное слово», и находят «высшее имя коровы и трижды семь высших имён матери», что можно интерпретировать как высшее сакральное знание или тайный язык. Как сказано в «Брихадараньяка Упанишаде» (V.8.1): «Речь следует почитать как молодую корову, жизненное дыхание — как бык, разум — как её телёнок».

Верховный Гуру богов Брихаспати в древних эпических сказаниях и пуранах

В «Махабхарате» Брихаспати описывается как достославный божественный мудрец, наделённый великим могуществом, лучший из потомков Ангираса, обладающий богатством подвигов, преподавший науку морали Индре, обладающий высокой долей, лучезарный, лучший из дваждырождённых. В пуранах он предстаёт как многоумный, одарённый возвышенным умом, владыка речи.

Брихаспати является сыном Ангираса — одного из семи риши (сынов Брахмы), порождённого из уст Творца мироздания, и являющегося посредником между богами и людьми. Согласно «Махабхарате» (книга Лесная, глава 207), Ангирас явился в мир подобием Агни, разгоняющего мрак, и затмил его своею мощью, когда тот удалился в лес, дабы предаться подвижничеству. Он напутствовал Агни вновь стать «всепожирающим уносителем жертвований», позволяющим людям благодаря ему достичь небес, а также просил сотворить ему сына. Тогда у Ангираса благодаря Огню родился первенец по имени Брихаспати.

Ангирас и Шраддха — родители Брихаспати. Согласно «Бхагавата-пуране», у них было двое сыновей: старший Утаттхья и младший Брихаспати, а также четверо дочерей: Куху, Синивали, Раку, Анумати. В «Дэвибхагавата-пуране» также упоминается имя младшего брата Брихаспати — Самварта. В Араньякапарве (III.208) «Махабхараты» перечислены имена сыновей Огня Ангираса: Брихадджьотис, Брихаткирти, Брихадбрахма, Бриханманас, Бриханмантра, Брихадбхаса, а также Брихаспати; и дочерей: Бханумати, Рага, Синивали, Арчисимати, Хавишмати, Хавишмати, Махамати, Куху (Экананша).

Здесь же говорится, что супруга Брихаспати по имени Чандрамаси подарила ему шесть сыновей — огней жертвоприношений, и одну дочь. Сын Брихаспати по имени Кача был учеником наставника асуров Шукрачарьи. Он был отправлен дэвами к Шукачарье с целью получить у него знание об оживлении мёртвых «Сандживани». Овладев наукой оживления, он стал могуществом равен Брахме и остался жить у учителя в течение 1000 лет, после чего вернулся в обитель дэвов.

Брихаспати является дядей божественному зодчему Вишвакарману, сыну его сестры Йогасиддхи, объемлющему своею мыслью весь мир, творцу тысячи искусств («Вишну пурана», книга I, глава 15).

Имя Брихаспати также упоминается в «Йога Васиштхе» (V.8 «История о Бхасе и Виласе»), повествующей о двух мудрецах Брихаспати и Шукре, живущих в обители Атри на вершине всеобъемлющей горы Сахьи, высотой в три мира один над другим.

История о похищении Чандрой супруги Брихаспати Тары

Тара («Звезда»), является супругой Брихаспати, чьё похищение Чандрой привело к великой битве богов и асуров. История о похищении Сомой супруги Брихаспати описана в пуранах следующим образом: бог Луны пригласил многих дэвов на Раджасуйя-Ягью, однако вместо Брихаспати на священнодейство вместо Гуру прибыла его супруга Тара, сердце которой покорил светлоликий Чандра, и осталась в его обители. Тогда Брихаспати, страдающий от разлуки со своей любимой супругой, потребовал от Чандры, нарушившего Дхарму похищением жены своего Учителя, вернуть ему Тару.

Ты – великий грешник, дурно поступающий, порицаемый мудрыми,
И ты не заслуживаешь места среди богов,
Освободи же Тару, без неё я не вернусь домой,
Или я прокляну тебя, похитителя супруги своего учителя.

Дэвибхагавата-пурана», книга I, глава 11

На что Чандра ответил ему, что Тара находится у него по своей воле, а не по принуждению, и он не может заставить её уйти. Тогда началась битва между богами. Шива был на стороне Брихаспати, а Шукра поддержал Сому. Вследствие этой войны пострадали все пять стихий природы. Индра попросил Брахму остановить разрушительную войну, но и просьбам Брахмы не внимал Чандра, тогда Брахма наслал на него проклятие. После этого Чандра сам вернул Тару Брихаспати, тогда Гуру простил Чандру и снял проклятие Брахмы. Считается, что Буддха (бог планеты Меркурий) является сыном Тары и Чандры.

брихаспати

Беседы Брихаспати и Ману в «Махабхарате»

В книге XII «Умиротворение. Основа Освобождения» в главах 201–206 повествуется о беседе Ману и Брихаспати. Гуру богов и Ману рассуждают о целесообразности и значимости обрядов и мантр, писаний, жертвоприношений, о том, каков источник всего сущего и как был порождён весь этот мир, в чём смысл существования человека в материальном мире. В беседе повествуется о способах Освобождения:

«Всё телесное есть область страдания и удовольствия, и кто желает Освобождения, должен покинуть и то, и другое».

Также об отношении к органам чувств, о связи с физическим телом, о путях познания Атмана путём отрешения от привязанностей к проявленному миру, об Освобождении, достигаемом путём направления манаса и буддхи в Запредельное. А также о том, что жизнь дана человеку для познания и обретения опыта, которые способствуют духовному росту и эволюции сознания:

Лишь, будучи непричастным к желанному и к нежеланному, возможно обрести Освобождение.

О необходимости следования обрядам и о целесообразности оных: «Запредельное — вне пути исполнения обрядов; ведомому камой в гимнах дана обрядность, но отрешившийся от привязанностей и желаний, внемлющий беЗпредельному — свободен в Духе, и он лишь существует вне предписаний совершать обряды. Атман — это всепричина, высочайшая Душа, он суть Запредельное — невидимое, неощутимое, не сущее и не не-сущее, непреходящее, оно ни горячо, ни холодно, ни мягко, ни твёрдо, ни кисло, ни терпко, ни сладко, ни горько, не звучит, не благоухает, образа не принимает. В нём, непреходящем, нет двойственности и страданий — он суть безграничное вечное бытие. Так, оно не подвластно восприятию органами чувств и качествами не обладает. Лишь тот, кто отстранился от чувств и отвратил «вкус от вкусного, обоняние от запахов, слух от звуков, кожу от касаний, глаз от зримого», тот Запредельное прозревает». Также Гуру богов и Ману обсуждают науку об обретении знания: «познание Истины доступно лишь тогда, когда чувства успокоены, иначе они не позволят постичь Высшее знание, как рябь на поверхности воды не позволяет разглядеть отражение в ней. Человек, не познавший внутреннее «Я», Запредельного не достигает. Но пока человек влеком к предметам чувств, он Божественную суть в себе не прозревает».

Воплощения Брихаспати на земле в прежние юги

В древних текстах повествуется о различных явлениях на землю божественного мудреца Брихаспати. В «Рамаяне» (книга I) описывается, как боги воплотились на земле в качестве спутников Вишну (Рамы), при этом Брихаспати дал рождение великой обезьяне Таре — царице страны ванаров Кишкиндхи, обладающей такими чертами своего божественного родителя, как преданность, честность, мужество.

В «Махабхарате» (книга I, глава 61) говорится о том, что Дрона — герой, наделённый великой силой, наставник пандавов и кауравов, «произошёл от части достославного божественного мудреца Брихаспати». Он проявляет качества славного воина и знатока Вед: «совершенный в военной науке и Ведах». Также о нём сказано как об обладающем качествами обоих наставников противоборствующих сил: Брихаспати и Шукрачарьи. Отцом Дроны был мудрец Бхарадваджа — сын Брихаспати, великий подвижник, обладающий великой мудростью.

Астрономические явления, описанные в Рамаяне и Махабхарате, где упоминается Брихаспати (Юпитер)

«Рамаяна» (книга II) повествует о «времени, назначенном брахманами», когда Раму изгоняет в лес на 14 лет его отец Дашаратха, связанный обещанием супруге Кайкее исполнить любое её пожелание, коим и стало изгнание Рамы из дворца: «взошла звезда Пушья, Луна прибывала, а Брихаспати занял самое высокое положение». Далее описывается время, когда Рама покинул дворец и мир погрузился во тьму: «Тришанку, Лохитанга, Брихаспати, Будха и другие планеты на своём пути к Луне встали и приняли неблагоприятное положение на небе».

В книге VIII «Махабхараты» (глава 68) описано астрономическое явление, когда «Брихаспати притесняет Рохини, сиянием уподобившись Солнцу и Луне». Это был момент гибели Карны, когда всё небо объял мрак, а кометы падали непрерывным потоком с небес.

«Махабхарата» (книга III, глава 188) так повествует о наступлении новой эпохи по окончании нынешней Кали-юги: «Луна, Солнце, Тишья, Брихаспати сойдутся в одном созвездии, и тогда начнётся Крита-юга».

Согласно пуранам, Тишья станет на оси Лунных узлов, значит, этот момент также будет отмечен затмением. Когда в одном созвездии будут находиться Луна, Солнце и Юпитер, определить нетрудно, но по поводу того, что такое Тишья, существуют различные версии: одни предполагают, что это может быть невидимый спутник («вторая луна»), другие склоняются к версии, что Тишья — лунный астеризм, состоящий из трёх звёзд в знаке Рака, это также может быть накшатра Пушья, астеризм «Пояс Ориона» в одноимённом созвездии, состоящий из трёх светил, или звезда Сириус в созвездии Большой Пёс. Если рассматривать последние две версии, то указанному событию не суждено никогда случиться, ибо в этих созвездиях указанного соединения быть не может. Однако вполне возможно, Тишья имеет отношение к созвездию Стрельца. В иранской мифологии существует сказание о борьбе небесного всадника на белом коне — бога-громовержца Тиштрьи, с демоном засухи Апаошей. Тишья, как и Тиштрья, — имя стрелка, из своего лука, являющегося орудием судьбы, сражающего врага и способного принимать различные облики, в том числе и белого коня. Его имя в мифологии однозначно связано с окончанием эпохи Кали.

Брихаспати — бог планеты Юпитер в ведической астрологии

Брихаспати (Юпитер) является одной из планет Наваграха ведической астрологии, среди которых также Сурья (Солнце), Чандра (Луна), Шани (Сатурн), Мангала(Марс), Будха (Меркурий), Шукра (Венера), Раху и Кету (лунные узлы). Это самая большая планета — газовый гигант — в нашей Солнечной системе. Юпитер совершает свой путь вокруг Солнца в течение 12 лет (считается, что этот цикл лёг в основу 12-летнего цикла восточного календаря). Брихаспати описывается как планета Юпитер в древнейших астрономических текстах, таких как: «Ариабхатия» (V в. н. э.) астронома Ариабхаты, «Панча-сиддхантика» (VI в. н. э.) Варахамихиры, «Кхандакхадьяка» (VII в. н. э.) Брахмагупты, «Шишьядхивирдхидатантра» (VIII в. н. э.) индийского астронома Лаллы и астрономический трактат «Сурья-cиддханта» (V–XI в. н. э.).

Согласно тексту «Бхагавата-пураны», Юпитер — выше Марса и ниже Сатурна на 200 тысяч йоджан, и один знак зодиака он пересекает в течение периода Париватсара (период обращения Брихаспати (Юпитера) — как известно, в одном созвездии Юпитер пребывает в течение года. Влияние его считается благоприятным для брахманов.

Юпитер считается покровителем дня недели четверга. В индуистском календаре четверг посвящён Вишну и Брихаспати и носит название Брихаспативар (Врихаспативар) или Гурувар. Поэтому четверг считается особо благоприятным для почитания Брихаспати.

Юпитер считается одной из самых благоприятных и доброжелательных планет в карте рождения, являя собой олицетворение мудрости, духовности, преданности, великодушия, щедрости, милосердия, сострадания, нравственности, процветания. Брихаспати предстаёт как духовный учитель и наставник, владыка речи, знаток Дхармы, дарующий защиту и указующий Путь, владыка ритуалов и священнодействий, дарующий блага. Рассмотрим качества, представленные Брихаспати, подробнее далее в статье.

брихаспати

Гуру Брихаспати — духовный учитель и наставник. Владыка речи

Снова приди, о, Повелитель речи, вместе с божественной мыслью.
О, Повелитель добра, пребудь со мною.
Да будет во мне сокровенное слово!

«Атхарваведа», I.1.1–2

Брихаспати, согласно пуранам, считается одним из 28 Вьяс, сказителей пуран, рождавшихся в Двапара-юги, который явился в четвёртую Двапара-югу и принёс знание Вед.

Юпитер выполняет роль Гуру, рекущего истину, которую за ним повторяет ученик. Как известно, знания раньше передавались от учителя к ученику устно. Поэтому Учитель Брихаспати являет себя как владыка слова. Юпитер отвечает за уважительную и почтительную речь. В Ведах Брихаспати почитается как «царь созданного для богов священного слова», в «Махабхарате» он «величавый владыка слова» — Вачаспати (Vācaspati) благородный, лучший из красноречивых.

Гуру — тот, кто ведёт нас по Пути постижения истины и направляет нас к свету самопознания. Мы, следуя его мудрым наставлениям, преодолеваем преграды, являющиеся результатом нашего невежества. В Ведах его славят как обладающего благородным умом, лучшего из божественных мудрецов и знатоков Вед. В Адипаве (I.213) «Махабхараты» и «Бхагавата-пуране» упоминается о великославном ученике Брихаспати по имени Уддхава, не уступавшем никому в мудрости.

Брихаспати (Юпитер) отвечает за преданность духовным наставникам и учителям. Неуважение к знаниям и своим учителям приводит к тому, что человек теряет способность усваивать полученные знания и воспринимать высшие истины. Если сравнивать влияние Юпитера и Сатурна, то Шани является строгим и справедливым учителем, и все уроки, преподнесённые им, заслуженно пришли к нам, ибо имеют благую цель, как исправить нашу негативную карму, так и направить на верный путь. А Брихаспати — тот, кто ведёт за руку, сопутствует нам своими наставлениями и указаниями, помогая преодолевать трудности на Пути и избегать ошибок.

Помимо этого, Юпитер соединяет в себе два аспекта в единстве: любовь и мудрость.

«Бхагавата-пурана» повествует о том, как Брихаспати, выступая учителем многомудрым, предотвратил страшное жертвоприношение, устроенное Махараджем Джанамеджайей с целью мести за смерть его отца, погибшего от смертельного укуса змея Такшаки (царя нагов). Махарадж желал отправить в пламя огня жертвоприношения всех змей мира, также самого Такшаку и Индру, поскольку к нему обратился царь змей за помощью. Брихаспати, мудрый наставник богов и мудрецов, попросил царя прекратить это жертвоприношение, ибо целью его было причинение вреда другим, и в результате этого деяния уже многие невинные существа погибли. Он напутствовал царя «достойно переносить превратности судьбы». Махарадж прислушался к совету Брихаспати и остановил жертвоприношение.

В «Сканда-пуране» (книга I, «Кумарикакханда», глава 16) Брихаспати как мудрый наставник напутствует Индру, каким образом можно одержать победу над противником, и даёт ему знания о четырёх видах политики: мир (саман) следует применять в отношении благородного противника, дары (дана) — в отношении жадного, разделение внутри стана врага (бхеда) — в отношении нерешительного врага и наказание (данда) применяется к злобному врагу. В отношении напавших на дэвов данавов он советует применить лишь наказание, поскольку противник в данном случае лишён благих качеств, а «злонравный никогда не сможет стать благонравным, даже если он обласкан и хорошо защищён, он никогда не лишится своих природных свойств».

Нам важно научиться «слышать» мудрые подсказки Гуру, дабы Путь свой мы могли бы свершать легко и беЗпрепятственно. Тому, кто путь жизненный проходит осознанно, встречает меньше преград. В «Ригведе» сказано, что Брихаспати ведёт добрыми указаниями и защищает всех почитающих его, поэтому его просят «создать лёгкий выход» (I.106). К нему взывают, чтобы он усмирил злодеев, отгонял от преданных всех тех, кто плетёт козни, наказал всех недоброжелателей и истощил враждебные происки завистников. Он предстаёт как наиболее благожелательный к тем, кто восхваляет его (V.42). Брихаспати просят, чтобы он их переправил невредимыми через все лишения и преграды, создал легко преодолимые пути для молитвы и всегда защищал (VII.97).

Брихаспати — знаток Дхармы. Бог, дарующий защиту

О Брихаспати! Рассеяв мрак,
Ты восходишь на сверкающую колесницу Вселенского закона,
Страшную, подавляющую недругов,
Убивающую ракшасов, находящую небо.

«Ригведа», II.23.3

Юпитер считается олицетворением Дхармы, нашего внутреннего нравственного закона. В «Ригведе» он предстаёт как «восходящий на блистающей колеснице Вселенского закона» и верный высшему закону, а в «Махабхарате» прославляем как знаток Дхармы. Он контролирует соблюдение справедливости, порядка и закона.

И здесь также за нравственность ответствуют и Юпитер, и Сатурн, только Брихаспати создаёт законы нравственности, а Шани следит за их соблюдением. Брихаспати отвечает за следование высшим идеалам и сострадание ко всему сущему.

Он указует Путь всем, кто верен ему. В Ведах его именуют дальновидным и прокладывающим путь тем, кто следует его обету, то есть Пути Дхармы, и в гимнах «Атхарваведы» его просят даровать им защиту от злоумышленников (VII.53).

От хорошего продвигайся к лучшему!
Да будет тебе Брихаспати наставником, идущим впереди!

«Атхарваведа», гимн VII.9 «На удачу»

В «Ригведе» его призывают как охранителя, спасителя и защитника, в «Самаведе» к нему обращаются как к уничтожающему демонов и прогоняющему врагов. Таким образом, он всегда сопутствует и поддерживает тех, кто следует верному Пути Дхармы, оберегая и защищая от сил, сбивающих с верного пути.

Брихаспати — владыка ритуалов и священнодействий

Под его управлением находится вся духовная деятельность. Он отвечает за следование духовному учению, выполнение ритуалов, обрядов, чтение мантр и совершение духовных практик. В «Ригведе» его величают «ставшим Матаришваном при обряде» (I.190), породившим все мантры. К могущественному Брихаспати, почитаемому древними мудрецами прежде всех и получающему первую долю, взывают с просьбой даровать блага обретения высшей силы и продвинуться вперёд благодаря мантрам. Он устроитель обряда «с чёрной спиной», он суть основа жертвоприношения (V.43). В гимне VI.73 Брихаспати — «сидящий впереди всех перед алтарём». В «Махабхарате» он «знаток мантр». В Адипарве «Махабхараты» (I.71) сказано, что Брихаспати был избран дэвами домашним жрецом для совершения жертвоприношений, тогда как асуры выбрали в наставники Ушанаса (Шукрачарью). Также Брихаспати упоминается в «Махабхарате» как совершивший обряды по случаю рождения Картикеи (IX.43) и свадебный обряд Сканды и его супруги Дэвасены (III.218), совершив жертвенное возлияние огненному пламени, являющемуся свидетелем священных обетов. Книга IX (глава 40) «Махабхараты» ведёт свой сказ о совершённом Брихаспати обряде на берегах реки Сарасвати, в месте священных омовений, во благо дэвов, вследствие чего асуры были сокрушены богами в сражении.

Брихаспати (Юпитер) — дарующий блага

Юпитер считается планетой удачи, благополучия и процветания. Под его управлением находится богатство, изобилие, добро. Он упоминается в нескольких гимнах-заговорах «Атхарваведы» на защиту, на удачу, на здоровье и долгую жизнь (II.13, II.29, III.11, VII.17, VII.53), его описывают как дарующего блеск процветания, защищающего от проклятий, наполняющего светом удачи. В «Ригведе» Брихаспати, счастье и благо установившего для Ману, просят даровать «богатство в тысячу коней».

Юпитер считается самым щедрым и великодушным, поэтому в гимнах «Ригведы» он почитается как приносящий множество даров. В гимне VI.73 он упоминается как «завоевавший все блага». Он самый дружелюбный и словно отец — щедрый даритель благ, обладатель всего избранного.

В Джьотиш также по планете Юпитер в натальной карте определяют детей. В «Ригведе» находим гимны, в которых его просят прибыть на зов и вдохнуть жизнь в потомство, а также даровать сыновей (IV.50).

брихаспати на белом слоне

Мантры Брихаспати

Существуют различные способы почитания Брихаспати, среди которых воспевание мантр. Читают мантры с целью выразить почтение божеству или ослабить негативное влияние планеты Юпитер (если такое имеется в карте рождения). Перечислим некоторые из них.

Биджа-мантры Брихаспати

ОМ БРИМ БРИХАСПАТАЕ НАМАХ
ॐबृहस्पतयेबृंनम:।
Ещё одна из основных мантр Гуру:
ОМ ГРАМ ГРИМ ГРАУМ САХ`ГУРУВЕ НАМАХ
oṃgrāṃgrīṃgrauṃsaḥgurūvenamaḥ॥
ॐग्रांग्रींग्रौंसःगुरूवेनमः॥

Гаятри-мантра Брихаспати

Гаятри-мантра Бихаспати — это модификация традиционной Гаятри-мантры из «Ригведы» (III.62.10). Существуют различные вариации этой мантры, посвящённые разным божествам.

ОМ СУРААЧАРЬЯ ВИДМАХЕ
СУРАСРЕШТАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО ГУРУ ПРАЧОДАЯТ
Ом. С почтением восславим наставника богов.
Да осветит и озарит он наш разум.

Мантра Брихаспати из Ригведы (III.62.6)

ВРИШАБХАМ ЧАРШАНИНАМ ВИШВАРУПА МАДАБХЬЯМ БРИХАСПАТИМ ВАРЕНЬЯМ
वृषभंचर्षणीनांविश्वरूपमदाभ्यम्।बृहस्पतिंवरेण्यम्॥३।६२।६
vṛṣabhaṁcarṣaṇīnāṁviśvarūpamadābhyam| bṛhaspatiṁvareṇyam|| 3|62|6

О, Великомудрый! Мы восславляем Тебя, Гуру Брихаспати, во благо обретения высшего знания и успеха во всех благих начинаниях. Ты самый величайший. Нерушимы твои благословения, и обретаем мы силу, следуя за тобой!

Наваграха-мантра Брихаспати 

ДЭВАНАМЧА РИШИ-НАМ ЧА ГУРУМ КАНЧАН-САННИБХАМ
БУДДХИ БХУТАМ ТРИ-ЛОКЕШАМ ТАРН НАМАМИ БРИХАСПАТИМ
Deva-nam cha rishi-nam cha gurum kanchan-sannibham
Buddhi bhutam tri-lokesham tarn namami brihaspatim
Вознесём славу Гуру Брихаспати, богу-покровителю планеты Юпитер
Наставнику и духовному учителю богов и мудрецов.
Он наделён мудростью светлой.
Лик его сияет златым светом.
Владыке трёх миров почтение!

Янтра Брихаспати. Янтра Юпитера

Как известно, Юпитер является самой благотворной из всех девяти планет Наваграха. Однако, если, согласно Джьотиш, в карте рождения Юпитер слабый, он может дать безответственность, скупость, тенденции к осуждению и критике, грубой речи, проявление неуважения к учителям, отсутствие морали и проблемы с детьми. То есть все качества, противоположные тем, которые присущи Брихаспати. Гуру-янтра, или янтра Юпитера, применяется в таких случаях. Янтра может быть выполнена в тиснении на медной пластине. Идеальным временем для установки янтры в доме считается день Юпитера — четверг. Как правило, устанавливается она в северо-восточном направлении. Янтра Брихаспати усиливает излучаемые Юпитером энергии благости, то есть все качества, которыми он наделяет: сострадание, стремление к духовному росту, великодушие, щедрость.

Храмы, посвящённые Брихаспати

Одним из самых известных храмов Брихаспати является Шри Брихаспати Мандир (Шри Брихаспати Дхам) в Джайпуре (штат Раджастхан), где установлен позолоченный идол Гуру дэвов с длинными волосами и бородой, в его руках четыре Веды. Также Брихаспати посвящены следующие храмы в Индии: храм Шри Брихаспати Мандир, расположенный в Варанаси (штат Уттар-Прадеш), Шри Дэвгуру Брихаспати Мандир (город Удджайн, штат Мадхья-Прадеш), Шри Брихаспати Мандир (Чауки, штат Махараштра), Шри Брихаспати Мандир (Сураж Кунд парк, город Мирут, штат Уттар-Прадеш), Шри Брихаспати ковиль, расположенный в храме Шивы (Lord Tiruvalleeswarar Temple) в Ченнаи (штат Тамил-Наду), Шри Брихаспати ковиль в храме Шри Сурьянаар ковиль (Тирувидаймарудур, Тханджавур, штат Тамил-Наду).

Чему учит и напутствует нас Брихаспати

Брихаспати учит нас видеть учителей во всём, что нас окружает, ибо вся наша жизнь — это очень мудрая школа. Каждый человек, встречающийся нам в жизни, является нашим учителем. Любая ситуация, трудности, с которыми мы сталкиваемся, также чету-то учат нас. Любой источник знания, через который оно к нам приходит, является нашим учителем, выступая посредником, через который богами даровано нам знание, дабы вести нас по Пути духовного самосовершенствования. Будь то книга, фильм (https://oum.video/) или статья, которые оказывают на нас благотворное влияние и направляют на Путь самопознания. По сути, знание сокрыто в каждом из нас, мы лишь припоминаем его, благодаря нашим учителям, которые помогают нам его в себе раскрыть. И в любых трудных жизненных ситуациях важно помнить, что дискомфорт испытывает наше Эго, но первоочередной задачей человека является эволюционное восхождение, а не удовлетворение беЗконечных и ненасыщаемых потребностей, поэтому важно научиться воспринимать трудности как благие уроки, а не тяжкие испытания и наказания.

Важно также с уважением и почтением относиться к каждому учителю в нашей жизни, ибо любое проявление неучтивости и оскорбления учителей является адхармой, нарушением Вселенского закона справедливости, поддерживающего в равновесии наш мир. Испытывая благодарность ко всему, что нас ведёт по Пути, и благодаря чему мы обретаем мудрость и растём духовно, мы проявляем уважение к самому высшему нашему духовному наставнику, Всевышнему.

Потеря знания — вот чем может обернуться оскорбительное отношение к любому его источнику. Любые проявления непочтения к учителям приводят к тому, что мы становимся не способны воспринимать знание в этой жизни или в следующей. Мы будто закрываем сами себе канал восприятия и познания истины.

Умение распознавать истину также является даром Брихаспати и даётся тому, кто уважает знание и не мотивирован эгоистичными целями в его обретении. Либо мы стремимся к познанию для себя лично, чтобы оно способствовало только нашему росту и развитию, либо знание нам необходимо в целях принести благо всем живым существам — Брихаспати видит, какова наша мотивация, и справедливо «распределяет», кому будет дано познать Истину, а кого ещё больше опутает заблуждение. Как сказано в Ригведе: «молитву может понять лишь тот, кто способен различать (vivikvān)» (III.57.1). Только тот, кто обладает чистым, незамутнённым эгоистичными тенденциями, восприятием реальности, способен к постижению Истины. Пока наше Эго довлеет над нами, мы не можем постичь истинную суть знания. Поэтому велика вероятность того, что наш духовный путь может превратиться в очередную игру ума и станет своеобразной «уловкой» Эго, препятствующей нашему духовному росту.

Человеку, вставшему на Путь духовного развития, необходимо чутко наблюдать жизнь, ибо всё происходящее с ним и все обстоятельства, в которых он оказывается, непременно несут в себе благой урок. Поэтому надо научиться с благодарностью принимать всё, что с нами происходит и чему учит нас жизнь, а также узреть сокрытое благо в каждой ситуации и трудности и благодарить их, за то, что они проявились и чему-то нас научили.

В глубине души следует быть благодарными всем, кто присутствует в нашей жизни. Пусть и неосознанно, но все мы друг для друга являемся учителями. Обиды на других людей являются, в первую очередь, признаком незрелости духа, поскольку показывают, насколько крепко наше Эго держит нас в невежестве ложного самоотождествления. Нам не нравятся какие-то люди, и мы стремимся избегать их, хотя именно они проявились в нашей жизни неспроста и пришли с важным уроком, отражая собой те качества, которые мы в себе стараемся не замечать. 

Брихаспати выступает против любой критики и осуждения. Прикрываясь обличением чужих недостатков, Эго, как правило, скрывает свои. Ибо порицаемое нами в других есть в нас и должно быть изжито, поскольку является преградой на пути эволюционного восхождения. Когда какое-то негативное проявление искоренено в нас, мы постепенно перестаём его подмечать в своём окружении, поскольку урок был «выучен». Мир так устроен — случайно ничего не происходит в нашей жизни, всё направляет нас и чему-то учит. Помните, что бог в каждом из нас, а Эго является своеобразным «фильтром», через который пронизывает божественный свет. И то, насколько чист этот «фильтр», настолько чище наше восприятие бытия, ибо незагрязнённое сознание не позволит Эго довлеть над собой.

Что нам может мешать в продвижении по Пути? В первую очередь, это наши амбиции и эгоизм. Важно осознать, что знания не могут быть средством достижения эгоистичных целей, и Эго, злоупотребляя знанием, может стремиться к превосходству над другими. Знания открываются и могут быть восприняты, лишь когда цель их обретения благородная. Только понимая истинную ценность знания, возможно постичь его глубинную суть.

И самое главное — необходимость делиться знаниями. Передача знания никогда не должна прерываться. Чтобы исцелить мир от окутавшей его тьмы невежества, необходимо распространять свет знания! Если вы передаёте знание другим во благо их духовного развития, и делаете это беЗкорыстно, то Брихаспати всегда будет поддерживать вас в продвижении по Пути.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите смахните вправо
Примечания
  •  – Он считается небесным прототипом домашнего жреца царя.
  •  – Полярная ночь на северном полюсе продолжается в течение 174 дней.
  •  – В «Ригведе» упоминаются 7 риши. Позднее в пуранах упоминается девять сыновей Брахмы, имена их: Бхригу, Пуластья, Пулака, Крату, Ангирас, Маричи, Дакша, Атри и Васиштха.
  •  – В писаниях сказано, что супругу брата полюбил Брихаспати и всячески притеснял его, по этой причине Самварта ушёл в лес отшельником, отказавшись от всего своего богатства.
  •  – Тот, кому присущи желания.
  •  – Тот, кому присущи желания. 6 Тогда как Брахма породил из себя царя медведей Джамбавана, Индра — Бали, Сурья — Сугриву, Вишвакарман — Налу, Агни — Нилу, Вайю — Ханумана.
  •  – Ванары — полулюди-полуобезьяны, герои «Рамаяны».
  •  – Герои эпоса «Махабхарата», «потомки Панду», сыновья царя Панду: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадев.
  •  – Герои эпоса «Махабхарата», «потомки Куру», сто сыновей Дхритараштры.
  •  – Три креста в созвездии «Южного креста».
  •  – Планета Марс.
  •  – Накшатра Рохини (санскр. ‘красная’) — звёздное скопление (5 звёзд) вблизи звезды Альдебаран в созвездии Тельца.
  •  – Сатья-юга — эпоха праведности и чистоты.
  •  – То есть в одном доме сойдутся Солнце, Луна, Юпитер, Кету (или Раху).
  •  – Накшатра Пушья в созвездии Рака. Её божеством считается Брихаспати.
  •  – На белом коне, согласно пророчеству, и должен явиться аватар Калки в конце Кали-юги.
  •  – Считается, что планета Марс тождественна богу войны Картикее.
  •  – Большую часть его состава образуют водород и гелий.
  •  – 12 лет чередования знаков животных и 5 стихий дают 60-летний цикл восточного календаря.
  •  – Йоджана — мера длины, составляет 13,824 км.
  •  – В «Дэвибхагавата-пуране» рассказывается о 28 Вьясах, принесших знание Вед, их имена: Брахма, Праджапати, Шакра, Брихаспати, Сурья, Яма, Индра, Васиштха, СарасватаРиши, Тридхама, Тривриша, Бхарадваджа, Антарикша, Дхарма, Эйаруни, Дхананджая, Медхатитхи, Врати, Атри, Гаутама, Уттама, Ваджасрава Вена, Сома, Прикавин, Бхаргава, Шакти, Джатукарнья, Кришна Двайпаяна.
  •  – Уддхава, согласно пуранам, был лучшим другом Кришны.
  •  – Как известно, Венера является планетой любви, однако эта сила, находясь под управлением Брихаспати, проявляется как высшее чувство, очищенное от власти эмоций, а Шукра (Венера) освобождает любовь от ментальных ограничений.
  •  – Этот гимн «Атхарваведы» сопровождает различные ритуалы почитания Брихаспати.
Благодарности и пожелания