Падма Пурана. История Сомашармы

Некогда жил брахман по имени Сомашарма (Герой этого сказания не является сыном Шивашармы, о котором повествуется в первой истории, – совпадают их имена). Он жил в святом месте, называемом Ваманатиртха, на берегу реки Ревы. Его жену звали Сумана. Сомашарма и Сумана были очень бедны и, кроме того, у них не было сыновей. По этой причине Сомашарма был очень несчастен.

Сумана посоветовала своему мужу встретиться с прославленным мудрецом Васиштхой, поскольку он, возможно, подскажет им, как они могут обрести сына.

Сомашарма отправился в обитель Васиштхи. «Почему я беден, и почему у меня нет сыновей?» – спросил он мудреца. «Ты беден из-за грехов, совершенных в твоей предыдущей жизни, – ответил мудрец. – Позволь мне рассказать тебе твою историю».

В своей предыдущей жизни Сомашарма был рожден шудрой. Он всю жизнь занимался земледелием и уходом за домашними животными, и накопил большое богатство. Но он никогда не подавал милостыни, и также он никогда не стремился слушать священные писания или посещать места паломничества. Он всегда был занят только преумножением богатства. Эти грехи стали причиной, по которой в следующей жизни Сомашарма стал бедняком.

«Но если я совершил грехи, как я мог тогда родиться брахманом в этой жизни? – спросил Сомашарма. – Почему я не родился снова как шудра?»

«Ты родился брахманом, поскольку совершил некоторые благие деяния в своей предыдущей жизни, – ответил Васиштха, – я поведаю тебе также и о них».

Когда Сомашарма был шудрой в своем предыдущем рождении, один образованный брахман, преданный Вишну, посетил его. Сомашарма принял брахмана как почетного гостя.

Половина лунного месяца, в течение которой луна прибывает, называется шуклапакша, а одиннадцатый лунный день называется экадаши. Следующий день был как раз экадаши во время шуклапакши, и брахман соблюдал особый религиозный обет (врата) в этот день. Видя, что брахман выполняет этот ритуал, Сомашарма решил также последовать ему. Это благочестивое действие обеспечило Сомашарме рождение брахманом в следующей жизни.

«То, что ты должен делать теперь, – это молиться Вишну. Только один Господь Вишну может облегчить твою судьбу и даровать тебе сына», – сказал мудрец.

Тогда Сомашарма и Сумана отправились на берег реки Ревы, к священному месту Капиласангама. Там они начали возносить молитвы Вишну и практиковать медитацию.

Возникало множество помех во время медитации Сомашармы. Он видел ядовитых змей, диких зверей, привидений и демонов рядом с собой. Но он не обращал на них никакого внимания, продолжая свою медитацию. Жар, холод и дожди заставляли его страдать, но он оставался неподвижным.

Со временем Господь Вишну предстал перед Сомашармой. Его тело было голубым, он был одет в желтые одежды. Его глаза были подобны лотосам, и он держал в своих руках разнообразное оружие.

«Я доволен твоими молитвами, – сказал Вишну. – Что я могу сделать для тебя? Какой дар ты хотел бы избрать для себя?»

«Пожалуйста, пусть твоим даром будет моя преданность тебе. Пожалуйста, пусть я больше не буду бедным и пусть у меня родится сын, который станет твоим преданным», – попросил Вишну брахман.

Господь Вишну даровал ему эти благословения.

У Сомашармы и Суманы родился сын по имени Суврата.

Много лет назад царь по имени Ритадхваджа правил городом Видишей. Сына Ритадхваджи звали Вали, у которого был сын Рукмангада. У Рукмангады и его жены Сандхьявали родился сын Дхармангада. Дхармангада был преданным Вишну, и после смерти он отправился на Вишнулоку, в обитель Вишну. Он провел на небесах одну тысячу юг и после этого родился как Суврата.

Начиная с раннего детства, Суврата молился Господу Вишну. Он называл всех своих друзей различными именами Вишну. Он победил голод и жажду, практикуя медитацию. Когда Суврата стал взрослым, то отправился на гору Вайдурья к реке Нармаде, и занимался там медитацией в течение сотни лет.

Вишну даровал ему благословение, по которому Суврата и его родители должны были отправиться на Вишнулоку и пребывать там весьма продолжительное время.