Измени себя — изменится Мир вокруг

Касты в Индии

Слушать аудио 0:00 / 09:49
Синтезированная речь

Говоря о ведическом обществе, нельзя не упомянуть о кастах, точнее, варнах. Существует четыре варны: шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы. Насколько оправдано разделение людей на касты и актуально ли это сейчас? Действительно ли все люди разделяются по неким признакам и возможно ли в течение жизни перейти из одной касты в другую? В этих и других вопросах попробуем разобраться.

  • Существование кастовой системы
  • Касты в Индии
  • Касты в древней Индии
  • Высшая каста в Индии

Существование кастовой системы

Что такое «индийские касты»? Какие касты существовали в Индии? Чем отличаются между собой представители различных каст? В XVIII главе «Бхагавад-гиты» даётся такое пояснение отличий между кастами: «Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трём гунам материальной природы». Три гуны материальной природы — это три качества, или три вида, энергии, которые обуславливают материальный мир: невежество, страсть и благость. И, как верно подмечено, именно преобладание той или иной гуны определяет представителя той или иной касты.

Касты древней Индии — это не просто какие-то ступени социальной лестницы. Считается, что в древности мудрец определял касту рождённого ребёнка уже в детстве. И в идеале эта каста определялась не по происхождению, то есть у брахманов далеко не всегда рождался брахман, а у шудры не всегда рождался шудра. Потом, конечно, эта система претерпела искажения — и касту стали определять именно по факту рождения в той или иной семье, но об этом поговорим позже.

Что можно сказать об актуальности кастовой системы? Наверняка вы в повседневной жизни замечали, что у каждого свои наклонности. Кто-то с детства тяготеет к боевым искусствам, а кого-то нельзя оторвать от книг. И если в первом случае человеку навязывать чтение книг, а во втором — тренировки в спортзале, ничего хорошего из этого не выйдет. У каждого в этом мире свой путь: тигра нельзя заставить питаться бананами, а человек не должен есть мясо, хотя последнее для кого-то может быть большим открытием. Одним словом, каждый должен следовать своей природе.

Касты в Индии

Попробуем выяснить, какие качества отличают представителей каст между собой. Какие касты существовали в Индии? Там же, в XVIII главе «Бхагавад-гиты» перечислены отличительные способности всех четырёх каст. Каста брахманов отличается такими качествами: «Умиротворённость, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности».

Таким образом, брахманы — это йоги, учителя, аскеты, мистики и так далее. Нет, это немного не те йоги, которые сегодня ходят в фитнес-зал и делают асаны для здорового позвоночника. К касте брахманов относились духовные учителя очень высокого уровня. И в их жизни преобладала гуна благости: чаще всего они были свободны от мирских привязанностей, не отождествляли себя с материальным телом, и их деятельность была направлена на распространение знаний. В этом была их Дхарма. У каждой касты есть своя Дхарма, то есть предназначение. В славянской культуре касте брахманов соответствовала каста волхвов.

Следующая каста — кшатрии. Это каста воинов в Индии. В славянской культуре их называли витязями. В «Бхагавад-гите» про воинов сказано следующее: «Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой — всё это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга».

Чуть ранее, в этом же тексте, говорится, что «для кшатрия нет ничего лучше, чем сражаться за устои религии». Тут важно отметить, что речь идёт не о современном понимании религий, которые отстаивают не закон, порядок и духовность, а просто борются за сферы влияния. В данном контексте под религией следует понимать именно духовность, справедливость и закон. И в этом Дхарма кшатрия — бороться с любым проявлением несправедливости.

Важно понимать, что, конечно, понимание справедливости у каждого своё. Но в древней Индии пониманию справедливости общество учили именно брахманы, основываясь на своём опыте и писаниях.

Следующая каста — это вайшьи. В «Бхагавад-гите» про них сказано следующее: «Земледелие, защита коров и торговля — таковы занятия, соответствующие природе вайшьев». Важный момент относительно защиты коров: в ведическом обществе коровы считались священными животными, поэтому данные слова следует понимать как метафору. Скорее, речь идёт о том, что вайшьи должны вести бизнес, который не вредит окружающей среде: ни животным, ни растениям, ни экологии. То есть если представитель касты вайшьев продаёт колбасу, то он нарушает свою Дхарму.

Далее — шудры. Сейчас широко распространено некое снисходительно-пренебрежительное отношение к шудрам: считается, что они недалеко ушли в своём развитии от животных. Но это искажённое представление. Точнее, речь идёт об эпохе Кали-юги, в которую в общем-то все касты так или иначе нарушают Дхарму: брахманы делают бизнес на религии, кшатрии защищают не справедливость, а свои интересы, вайшьи любой ценой готовы зарабатывать деньги, даже в ущерб другим, а шудры чаще всего просто деградируют. Но изначально смысл кастового разделения был в том, что каждая каста выполняет ту форму служения обществу, которая максимально соответствует сильным сторонам представителей этой касты.

Итак, о шудрах в «Бхагавад-гите» сказано следующее: «предназначение шудр — заниматься физическим трудом и служить другим», а не деградировать и заниматься саморазрушением, как это проявляется в эпоху Кали-юги. К примеру, в писаниях говорится, что шудры в благостные времена умели строить хрустальные мосты. Вот такой был уровень развития у так называемой низшей касты.

Касты в древней Индии

Мы рассмотрели четыре индийские касты, точнее, как уже было сказано, варны. Рассмотрим варны в Индии кратко в виде таблицы.

Брахманы Распространение духовных знаний, образование, совершение религиозных ритуалов
Кшатрии Управление, защита закона и порядка, ведение войн
Вайшьи Торговля
Шудры Физический труд

И разделение на высшие и низшие касты весьма условное. В писаниях говорится, что шудры произошли из ног Брахмы, вайшьи — из живота, кшатрии — из плеч, а брахманы — из головы. И разве можно сказать, что какая-то из частей тела менее важна, чем другие? Поэтому в идеале смысл кастовой системы был в том, чтобы каждый мог служить обществу в силу своих способностей.

Высшая каста в Индии

Индийские касты — это реализация принципа «от каждого по способностям и каждому по потребностям. Поэтому нельзя сказать, что есть какая-то высшая каста и какие-то низшие. Чтобы брахманы могли читать лекции, кшатрии должны обеспечить безопасность, вайшьи — обеспечить продовольствием, а шудры — построить помещение, в котором эти лекции можно читать. И все 4 основные касты Индии призваны гармонично сосуществовать.

Конечно, в Кали-югу имеют место искажения. И сегодня касты древней Индии превратились в разделение людей на высших и низших. Причём высшие и низшие касты определяются не по способностям, а по рождению, то есть в семье брахманов всегда рождается брахман, а в семье шудр — шудра, и не важно, что чаще всего всё обстоит наоборот. И ребёнок из семьи брахманов может просто не обладать нужными для брахмана качествами, а ребёнок из семьи шудр может быть очень духовно развит уже с детства.

Но такова реальность, что сегодня касты в Индии — это метод дискриминации по происхождению и социальному статусу. Появились так называемые неприкасаемые и, наоборот, те, кто считают себя чуть ли не богами, а смысл — служение обществу, исходя из своих особенностей, — утерян безвозвратно. Но, в принципе, для Кали-юги это нормально.

Если почитать «Махабхарату», то можно сделать вывод, что истинный кшатрий никогда не стал бы мириться с таким упадком духовности, закона и порядка, который мы можем наблюдать сейчас. И если бы на земле остался хотя бы один такой кшатрий, он бы смог изменить ситуацию, потому что в более благостные времена на земле были поистине великие воины, каждый из которых стоил целой армии.

Это были не просто люди, которые могут держать меч, они в том числе были духовно развиты и обладали максимально гармоничным мировоззрением. А сегодня даже те, кто в Индии называет себя брахманами, часто не дотягивают и до уровня шудр, которые жили в более благостные времена. К примеру, говорится, что шудра обусловлен четырьмя мотивациями: еда, сон, размножение и безопасность.

Но важно понимать, что шудра Сатья-юги умел правильно питаться, правильно спать, секс был для него исключительно как инструмент продления рода, а свою безопасность он отстаивал, исходя из понимания мироустройства. Поэтому даже эти простейшие мотивации исполнялись в соответствии с Дхармой. А сегодня всё наоборот: даже религиозные ритуалы, к сожалению, чаще всего остаются именно ритуалами, давно лишёнными сути и смысла. Поэтому проблема каст в современной Индии связана с общей деградацией общества в эпоху Кали-юги.

В славянской культуре также существовала кастовая система. А именно: волхвы, витязи, веси и смерды. И тоже смысл изначально был в том, что каждая каста служит обществу в силу своих возможностей. А сегодня всё исказилось. Упрощённо говоря, касты отличаются между собой уровнем альтруизма. У брахманов он близок к 100 %, у кшатриев — процентов на 75, ну и далее в такой же пропорции. Поэтому принадлежность к той или иной касте должна определяться не происхождением, а уровнем альтруизма. И это то, чего не хватает в современной кастовой системе Индии.

Поэтому высшая каста — это не те, кто называет себя брахманами или какими-то иными титулами. Как писал Роберт Бёрнс: «Бревно останется бревном и в орденах, и в лентах». А высшей кастой можно считать альтруистов. И самое главное, чтобы попасть в эту касту, не нужно обладать «правильным рождением», связями, социальным положением или ещё чем. Чтобы стать альтруистом, надо, собственно, просто им стать.

И если разделение на касты будет исходить из уровня альтруизма, мы сможем вернуться к изначальному смыслу кастовой системы. И снова настанет Сатья-юга — период развития, расцвета и благости. Ведь Сатья-юга, как и Кали-юга, существуют лишь в нашем коллективном сознании. Больше, собственно, им просто негде существовать.