Измени себя — изменится Мир вокруг

Махаганапати в Ранджангаоне

Shree Shambhuvarprada Sutapasa Namna Sahastra Swakam|
Datwa Shree Vijay Padam Shivkar Tasme Prasanna Prabhu||
Ten Sthapit Eva Sadgunavapu Kshetre Sadatishtati|
Tam Vande Manipurke Ganapati Devam Mahant Mudra

Значение мантры:

«Господь Шившанкар получил благословение, поклоняясь Шри Ганеше. Я приветствую Шри Ганешу, который живёт в Манипуре, Я приветствую Шри Ганешу, принёсшего дар Махадеву, Я приветствую Шри Ганешу, чья внешность прекрасна и приятна. Я приветствую Шри Ганешу, который является образцом хороших качеств».

Махаганапати означает ‘могучий Ганапати’. У Махаганапати обычно восемь, десять или двенадцать рук. Шившанкар победил Трипурасура (демона), поклоняясь Махаганапати. С тех пор его полное имя Трипурари Варадо Махаганапати (одно из святых имён Шивы — Трипурари, оно было дано после победы над Трипурасуром).

История Махаганапати

Эта история восходит ко времени Трета-юги. Великий мудрец Грицамада создал мантру: «Гананам Тва Ганапатиа». Теперь его имя принято упоминать перед произнесением этой мантры.

Однажды у риши Грицамада был очень сильный кашель. Из макроты появился красноватый ребёнок. Он сказал Грицамаде: «Я твой сын. Когда я вырасту, я покорю все три мира и одержу победу над богом богов Индрой». Чтобы взрастить в своём амбициозном сыне качество преданности, Грицамада обучил его мантре «Гананамтвам Ганапати Хавамахе» и посоветовал поклоняться Гаджанану.

Ребёнок повторял мантру пять тысяч лет и восхвалял Ганапати. Когда Ганеша появился перед ним, мальчик в качестве дара попросил господства над всей вселенной, исполнения всех своих желаний и контроля над людьми, якшами и гандхарвами. Ганапати сказал: «Только Господь Шива сможет победить тебя. Я дарую тебе три города из железа, золота и серебра. Пока ты будешь находиться в них, ты никем не сможешь быть побеждён. Имя твоё будет — Трипура. Все твои желания будут исполнены. Погибнуть ты можешь лишь от стрелы Махадева».

Трипурасур вернулся и победил всех в трёх мирах. Он подчинил себе царя богов Индру и царя змей Васуки.Господь Вишну, Господь Брахма и другие дэвы укрылись от Трипурасура в Гималаях. Господь Шива и богиня Парвати укрывались на горе Мандара (Mandar). У Трипурасура родилось два сына: Чанда и Прачанда. Одному он передал царство Брахмалоку (обитель Господа Брахмы), другому — Вишнулоку (обитель Бога Вишну).

Божественный мудрец Нарада пришёл помочь Богам. Он поведал им историю Трипурасура и подчеркнул, что только Господь Шанкара может убить демона. Мудрец посоветовал поклоняться Ганеше и повторять мантру «ОМ». Боги поклонялись Ганапати. Он появился перед ними и научил их стотре (древнеиндийский гимн, восхваление): «Pranamya Shirasa Devam Gauri Putram Vinayakam».

Эта «Sankatnashanam Ganapati-stotra» читается для избавления от опасности или бедствия.

Ганапати сказал:

«Всякий, кто произнесёт эту стотру, будучи в опасности, получит мою защиту. Я уничтожу Трипуру с помощью Шанкары».

Затем Ганапати в облике брамина отправился в обитель Трипуры и сказал ему:

«О, царь! Я прошёл обучение как брахман и владею более чем шестьюдесятью четырьмя способностями (качествами). Меня называют «Каладхар». Услышав о твоём величии, я пришёл встретиться с тобой». Трипурасур сказал ему: «Каладхар, покажи мне, что ты можешь, если ты сумеешь меня поразить, возможно, я отдам свою жизнь за это».

Каладхар сказал:

«О, царь! Я дам тебе три летающие колесницы, с их помощью ты сможешь переместиться в любую точку мира. Никто не сможет уничтожить их. Ты получишь всё, что захочешь, кроме Господа Махадева».

Трипурасур был очень доволен таким даром и сказал, что Каладхар теперь может просить всё, что только пожелает. Каладхар попросил идола Чинтамани, которым владеет Господь Шанкара.

Трипурасур отправил своего посланника на гору Мандара и высокомерно потребовал идола Чинтамани. Господь Шива отказался отдать Чинтамани. Между ними завязалась война. Боги, ганы и сам Шива начали сражение в спешке, забыв поклониться Ганеше перед началом битвы.

Колесница Господа Шивы сломалась прямо на поле битвы. Боги были побеждены, а Парвати была вынуждена оставить Мандару и вернуться к отцу в Гималаи.

После победы Трипурасур поднялся на гору Мандар и нашёл идола Чинтамани. Когда Трипурасур возвращался обратно, идол внезапно исчез из его рук. Восприняв это как плохое предзнаменование, Трипурасур вернулся с тяжёлым сердцем.

После поражения Богов, все три мира погрузились в хаос.

Мудрец Нарада напомнил Господу Шиве, что они потерпели поражение, потому что он забыл помолиться Ганеше перед началом войны. Он сказал: «Трипурасур порадовал Ганешу своим долгим покаянием. Ты должен доставить ему большее удовольствие. Только тогда ты сможешь одержать победу».

Господь Шива согласился с этим и уединился в Дандакаранье. Находясь в Позе лотоса, он повторял шестислоговую мантру Ганапати. В это время Гаджанана появился из его лица в странной форме: у него было пять лиц, десять рук, луна на гребне, гирлянды голов на шее и змея. Он выглядел, как Господь Шанкара и Гаджанана.

Он сказал Господу Шиве:

«В будущем, когда бы Вы ни вспомнили обо мне, я буду появляться перед Вами и устранять все препятствия. После воспевания биджа-мантры пошлите стрелу в Трипурасура. Как только все его три города будут сожжены, вы сможете легко его убить. Я поведаю Вам Сахастранам-стотру (повторение тысячи имён). Воспевая её, вы одержите победу повсюду. Враги будут повержены, и вы получите всё, что пожелаете.

Когда Махадев прочитал Ганеша-сахастранам, Ганапати предстал перед богами. В этом месте Господь Шива основал храм Ганеши, а вокруг него — город под названием Манипур, который сейчас называется Ранджангаон.

После этого Господь Шива вернулся, чтобы сразиться с демоном. На этот раз он сделал себе особую колесницу. Притхви (земля) стала колесницей. Солнце и Луна были колёсами. Брахмадев стал кучером. Меру был луком. Вишну стал стрелой, Ашвины Кумары (божественные близнецы-всадники) были лошадьми. Прочитав Ганеша-Сахастранам, Господь Шива выпустил стрелу в Трипурасура. Три города, принадлежащие демону, были сожжены, а сам он упал замертво. Прана (жизнь) вышла из его тела в форме джйоти (пламени) и вошла в тело Шившанкара. Асур достиг мокши (освобождения). Боги вернулись в места своего божественного обитания. Мудрецы продолжили изучать Веды. Все три мира пребывали в гармонии. Господа Шанкару стали называть Трипури — победитель Трипурасура.

Храм Махаганапати

Храм обращён на восток. Возле величественных ворот располагаются изображения хранителей-привратников: Джайя и Виджайя. Главный храм по своей архитектуре напоминает храмы периода Пешвы и построен так, чтобы солнечные лучи попадали прямо на мурти Шри Ганеши. Махаганапати сидит со скрещенными ногами и смотрит на восток. У него широкий лоб и повёрнутый влево хобот.

Говорят, что настоящий идол Махаганапати спрятан в подвале под храмом. У него десять хоботов и двадцать рук. Медитация на мурти Махаганапати называется «дхьяна». Идол обычно не выставляется на всеобщее обозрение. Он был спрятан из-за боязни мусульманского вторжения. Этого Ганешу зовут Махотката. Однако попечители храма опровергают эти слухи.