Измени себя — изменится Мир вокруг

Огнебог Семаргл — бог стихии огня и вестник междумирья

«И тогда одна искра малая на
Сыру Землю-Матушку упала.
И от искорки той занялась Земля,
и взметнулся пожар к небу синему.
И родился в вихре огненном
Семаргл — Сварога сын.
Ярый бог, словно Солнце Красное,
озаряет он всю Вселенную.
Сам он Свет, идущий от Солнца.
Он и Жар, и Сварожье Пламя!
Властелин Огня!
Он Сварожич — Огненный бог!»

«Песни Птицы Гамаюн»

Семаргл, или Симаргл, — бог огненной стихии русского ведического пантеона, младой Сварожич, рождённый в Кузне Небесной, покровительствующий огню первозданному, огню домашнего очага, дарящему тепло и свет, и живому огню, возжигаемому во славу Богов на требах и обрядах, посредник между небом и землёй и вестник богов, для которого не существует никаких преград. Он Светоч, прогоняющий тьму, ярым пламенем сжигая и свет белый от неё очищая.

Он бог-целитель, хвори изгоняющий, — когда поднимается температура, считается, что Огнебог Семаргл ярым жаром хворобу прогоняет и от тёмной напасти организм очищает. Он покровительствует всем, кто Душою чист, Сердцем открыт, следует в своей жизни по Пути Прави и соблюдает заповеди Богов. Семаргл — светлый мудрый бог огненной стихии ярой, оберегающий от невзгод. Он опаляет огнём ярым силы тёмные, мир кривдою, с пути Прави уводящей, застлавшие. Семаргл — всеведающий, вещий бог, сведущий во всех тайнах мироздания.

Он принимает дары и требы от людей и возносит их богам в Сваргу Светлую. Огнебог Семаргл — исток животворящей силы, ибо без тепла и света нет жизни на земле. Священной птицей Огнебога является сокол Рарог — вихрь огненный, птица огнепёрая, жаром светоносным сияющая в небесах. Славят Семаргла все четыре главных святодня1 в году, все обряды которых связаны с очистительной силой огня. Без него не проходит ни одно священнодейство, его призывают на всех традиционных народных праздниках.

Семаргл: символы и его прообразы. Версии происхождения

Много разных версий о том, кто такой славянский бог Семаргл, высказывают исследователи прошлого. Согласно одной из версий2, однозначное сходство прослеживается с божеством из иранской мифологии, именуемым как Симург, или Птица Саэна (mərəγō saēnō), или Сэн-мурв (Sēnmurw). Во времена правления иранской династии парфянских царей Аршакидов (III в. до н.э. – III в. н.э.) и персидской династии сасанидов (III–VII вв. н.э.) он был изображён на эмблеме Ирана. Огонь был для персов святыней, и неспроста образ огненного Семаргла красовался на гербе Ирана в те далёкие времена. Авестийское божество справедливости и счастья Симург — вечная царь-птица, зерцало света, покровительствующая людям, ей подвластны все природные стихии, пережившая не один раз гибель и возрождение мира, ведающая тайны прошлого, настоящего и будущего. В зороастризме описывается образ Симурга, который сидит под изначальным мировым древом посреди океана Воурукаша, а от взмаха его крыла разлетаются жизнетворящие семена по всему свету. Его имя упоминается в суфийской поэме «Беседа птиц3» (Мантик-аль-Тайр) Аттара4.

Мы можем обнаружить великую мудрость, сокрытую в повествовании этого сказочного сюжета — сказ ведётся о том, как птицы, олицетворяющие собой чувства, препятствующие на Пути искателя Истины, избирают себе царём Симурга и ищут его по всему свету, преодолевая различные трудности и преграды. От своего наставника они узнают, что дворец Симурга (sainamarga — ‘птица с вершины’ или ‘верховная птица’) расположен на вершине горы Каф за семью морями, которая принадлежит к горной кольцевидной гряде, окружающей таинственную землю. Не все достигают цели путешествия, кто-то погибает при перелёте, кто-то не выдерживает испытаний на Пути и возвращается обратно.

Преодолев семь долин и семь морей, остаётся только тридцать птиц (персидское si-morgh — ’30 птиц’), которые находят его обитель в огромном озере, в котором они обнаруживают не лик Симурга, к которому они стремились, а свои отражения… Так открылась им вся суть постиженья. Преодолев столько испытаний на Пути, они, наконец, познали, что Симург — это и есть каждая из них и все они вместе взятые: «тридцать птиц в едином имени летают, сохраняя и секрет, и свет в себе». Эта поэма-притча о том, что Бог суть совокупность всего сущего, а не нечто существующее отдельно от всех нас, далёкое и недостижимое. Он пребывает всюду и в каждом из нас.

Существует легенда о Симурге, которая гласит, что он живёт несколько сотен лет, а когда его сын подрастает, он бросается в огонь, уносящий его в вечность. Это вещая птица счастья, бог справедливости и страж междумирья.

«Если взор твой не видит Симурга черты,
То и сердцу зеркальной не знать чистоты.
Как сокровище, скрыт он, и блещет
В зеркале мира красы его тайна.
И когда он явить себя миру решил,
Он затмил своим блеском сиянье светил.
И в лучах его солнцеподобного блеска
Сотни тысяч теней обозначились резко.
К этим птицам, сверкавшим по дальним просторам,
Вездесущим своим обратился он взором.
Образ птиц всего мира, всё их существо —
Это тень многомудрой природы его».

А. Навои «Язык птиц»

Классическим изображением Симурга считается образ, выгравированный на золотом сосуде из каменных курганов Хакасии, Копёнского Чаа-таса (примерно VIII в. н.э.), также сохранилось множество изображений Симурга на миниатюрах, сабельных клинках XIII–XIV вв. н.э.

Похожая легенда о вещей птице под названием «История о Бхушунде» описана в «Йога-Васиштхе» (VI.2). Эта история о мудрой великой птице Бхушунде, живущей на древе Куте. Это дерево исполняет желания, листья его сделаны из золота и серебра, а расположено оно в одном из уголков на священной горе Меру. Бхушунда был свободен от всех желаний и привязанностей, долгожитель, тело которого не подвержено смерти, мирное существо, достигшее состояния высшего просветления. Он пережил момент разрушения мира, объединив своё сознание со стихиями природы: когда двенадцать Солнц испепеляли всё вокруг, он объединялся с водной стихией и оставался нетронутым стихией огня.

Когда ветер веял с неимоверной силой, он объединялся со стихией земли, и, как гора, оставался непоколебим. Во время буйства водной стихии, когда происходил потоп, он объединялся со стихией воздуха. Потом, пребывая в глубоком сне, просто ждал наступления нового цикла существования Вселенной. Таких разрушений ему довелось пережить десять. Он единственный, кто пережил ночь Творца мироздания. Он помнит время, когда не было жизни на Земле, и её поверхность была покрыта лавой. Когда на Земле правили демоны.

Когда лишь половина полярной области была освещена, на остальной части не было ни дня, ни ночи, не светили ни Луна, ни Солнце. Также он помнит и время, когда не было Земли, а мудрецы и боги жили в воздухе. И такое время, когда не было никого, только темнота царила вокруг. Эта легенда указывает на то обстоятельство, что сказания о бессмертной вещей птице, мудром наставнике имели место в ведические времена. И, по всей видимости, дошли до нас из глубины тысячелетий и существовали с изначалья времён.

Согласно ещё одной версии академиков-историков, образ Семаргла пришёл к нам «через скифо-сарматское посредничество», ибо у скифов, саков, сарматов существовало божество Симаргл, или Симург (Сен-мурв), в образе небесного крылатого пса.

Существует предположение5, что имя Семаргла произошло от соединения двух имён ассирийских божеств Сима и Регла, имеющих отношение к поклонению огню. Хотя вполне возможно, что имя было ошибочно разделено на два переписчиками рукописей. Об этом более подробно мы поговорим далее в статье.

Этимология имени Семаргл. Что означает Семаргл

Разберём основные версии о происхождении имени бога Семаргла, основываясь на которых, постараемся выяснить, откуда оно к нам пришло.

Если версия о происхождении имени Симаргл от двух имён Сима и Регла имеет под собой реальную основу, то, возможно, смысл сводится к тому, что имя Огнебога Сварожича Семаргл означает не что иное, как «семипламенный огненный свет». На это предположение наводит версия о происхождении имени Семаргла исследователя прошлого А. С. Фаминцына. Согласно его версии, «Семаргл» — два слова Сим и Регл, слитые переписчиками летописей в одно имя, представленное в различных старинных памятниках следующим образом: Симарьгл, Семаргл, Сима Рьгла, Сима Регла, Симаергля, Simaergla и др. Наиболее верным из всех возможных чтений сего имени Фаминцын предлагает такое: Си(е)ма Ерьгла.

При этом, по его мнению, вторая часть имени Ерьгл имеет прямое отношение к имени бога Ярило (Ерыла — предположительно, имеет место замещение буквы «ы» на «ьг» при переписке). Что касается первой части имени, он предполагает, что возможное значение его связано с древнеиталийским термином Semo6, то есть «гений или полубог».

Хотя его версия сводится к тому, что имя Симаргл относится к богу Яриле, всё же, смею предположить, что, если первая часть имени может указывать на число «семь», а значение второго — «ярый свет», то в этом случае имя Семаргл вполне может означать «семипламенный бог огня», что вполне отражает суть огненную, ибо свет высшего пламени незримого оком первозданного огня проявляется на Земле в семеричном огне, явленном нашему восприятию. В мифологических сказаниях его также окрашивают эпитетом «семисильный», это означает, что несёт он в себе силу семи огней.

«Из искры божественной, на Землю упавшей, разгорелся огонь яркопламенный, и родился из той искры Семаргл Сварожич на коне златогривом масти серебряной. Где проедет семисильный бог, там след огненный остаётся»

Есть также гипотеза востоковеда, филолога и историка Н. Я. Марра о том, что Семаргл может иметь значение «семиглавый бог». Эту версию он высказывает на основании изучения древнеосетинских сказаний о семиглавом боге.

Выше мы рассмотрели различные версии происхождения образа Семаргла, согласно которым, имеет место однозначное фонетическое сходство с именами авестийского божества вещей птицы Симург: Sainamarga (‘верховная птица’), персидское Si-morgh, означающее ‘Симург’ или также ’30 птиц’, Mərəγō Saēnō — Птица Саэна, или Sēnmurw — Сэн-мурв, скифо-сарматское божество — крылатый пёс Симург. В башкирской и казахской мифологии это божество предстаёт под именами Самрау и Самұрық, таджикское божество Симурғ — вещая птица и верховный бог.

Как мы видим, всё это различные трансформации одного и того же имени, которые появлялись при формировании мифологии отдельных народов, разделившихся и вышедшей из одного Истока, Пра-Родины Арктогеи. Не смею навязывать читателю свою точку зрения, поэтому рекомендую ознакомиться с трудами некоторых исследователей ведической культуры и наследия наших предков, поддерживающих теорию полярной прародины индоевропейцев, и сделать свои выводы: Б. Г. Тилак («Арктическая родина в Ведах»), С. В. Жарникова («След ведической Руси»), Е. Елачич («Крайний Север как родина человечества»), В. Н. Дёмин («Тайны русского народа», «Русь гиперборейская» и др.), А. Дугин («Гиперборейская теория»).

Тексты веды гимнов «Ригведы» также содержат, по сути, прямое указание на северную прародину народов, которые позднее переселись на территорию Индостана, куда и принесли с собой все обычаи и обряды с северной прародины. Получается, что символизм всех современных религий и верований сводится к изначальной гиперборейской первооснове. Однако вследствие исхода наших предков с изначальной прародины и расселения на отдельных территориях формировались свои языковые особенности и отличия в мифологии.

Учитывая всё вышесказанное, можно предположить, что «Семаргл» изначально не являлся именно скифским, сарматским или иранским божеством (хотя и присутствует в основном в мифологии восточных стран), которое перешло в мифологию «славян» позднее, а он является богом, которого почитали наши предки с изначалья времён наряду с такими вышними богами7, как Род, Сварог, Лада, Макошь, Перун, Велес, Стрибог, и другими.

Так или иначе, Семаргл имеет прямое отношение к стихии огненной, он свет, указующий путь, он сияет в сердцах наших ярым пламенем, направляя по пути Прави и помогая преодолевать любые преграды, возникающие на этой светлой, завещанной нам предками нашими стезе.

Семаргл — целительная и очищающая сила

Ты являешься Творцом и разрушителем всего сущего,
Ты поддерживаешь три мира Вселенной,
Ты управляешь обрядами, ритуалами и священнодействами,
Ты являешься очистительной энергией,
Ты находишься внутри всех живых существ,
Ты — величайшая всеочищающая сила, рождённая Твоей же мощью!

Семаргл — суть очищающая сила, излучающая невероятно мощный свет, невыносимая для всех проявлений тьмы. В светоносном огне Семаргла сгорают все сущности, порождающие хвори. «Сгорают» они, конечно, в переносном смысле — это метафора, которая означает, что они сами исчезают, не выдерживая светоносной энергии ярой силы огненной, излучаемой Семарглом Сварожичем. Когда в организм проникают низковибрационные сущности (коими и являются различные вирусы и болезнетворные бактерии), то они начинают свою разрушительную деятельность.

И тут на помощь приходит Огнебог Семаргл — явленный огненным жаром внутри тела, который разгорается, противостоя этой напасти (речь идёт о повышении температуры тела). Высокие вибрации силы света огненно-ярого изгоняют из организма всё лишнее и чужеродное. Подумайте об этом, когда захотите сбить температуру, ибо тем самым вы препятствуете целительному очищающему действию внутреннего огня, приводимого в действие силой Семаргловой.

Думаю, каждому известна очистительная сила огня. Это свойство земного проявления огненной стихии мы наблюдаем в каждый из четырёх святодней в году, когда празднуется победа света над тьмою, совершаются различные обряды очищения с призыванием силы огня. Горят огни в это волшебное время во всех трёх мирах, и Семаргл является к людям как главный гость и свидетель священнодейств и содействует ритуалам очищения. Огонь возжигают живой, добытый трением из дерева, — им пылают костры, пуки соломы, факелы, колёса.

Все обычаи, связанные с огнём, содействуют поддержанию здоровья и внутренней силы, ведь огонь, сжигая все нечистоты, очищает путь для потока энергии в нашем теле, чтобы она могла течь свободно и беспрепятственно. На Коляду, в день зимнего солнцестояния, разжигают костры, дабы рассеивали они воцарившуюся тьму, в этот день люди собираются в семейном кругу, возжигают свечи, и приглашают Огнебога Сварожича с целью очищения пространства в доме. Через огненное пламя возожжённых костров прыгают, совершая обряд очищения, а также ходят по горящим углям. Обережная сила огня защищает от сущностей тёмной Нави, препятствуя их проникновению через границу между мирами в Явь. Также существует обряд прощания с Ярилой, когда на костре сжигают соломенную куклу, олицетворяющую солнечного весеннего бога, и рассеивают пепел в поле, чтобы через год воскрес из него вновь по весне Ярило и возродил природу-матушку.

На Купалу проводят различные огненные обряды посредством чудодейственного живого огня, рождённого самим Солнцем, разжигая костры, пуки соломы, колёса и огневицы; прыгают через очищающий огненной ярью костёр, водят вокруг него хороводы. Костры на Купалу горят от вечерней до утренней зорьки. Считается, что, чем выше получается перепрыгнуть через костёр, тем более яро действует сила огненная, оберегающая от зла, болезней и других напастей. В день осеннего равноденствия, покровительствуемого златооким Хорсом, также славят Огнебога Сварожича и проводят обряды, на которых он является главным гостем, возносящим требы ко Сварге небесной и дарующим очищение тем, кто славит и почитает его силу во всех мирах.

Семаргл — бог хранитель, указующий Путь

Сиянья огненного златый луч
Потоком изливается с небес
И светом благодатным озаряет Путь
Хранитель междумирия завес…

Семаргл — это свет, очищающий от всех проявлений тьмы. Огонь очищает Душу, поэтому огненная сила Сварожича Семаргла призвана сжигать все преграды на Пути. Семаргл — проводник, на Пути сопровождающий и ведущий через тернии и преграды. Он защищает от всяческих напастей тьмы. Согласно легенде, описанной в «Песнях Птицы Гамаюн», Семаргл является той силой, которая одолевает зло, олицетворённое в образе Кощея Виевича — властелина тёмной Нави.

Под тьмою подразумевается сила, сдерживающая движение по Пути и препятствующая эволюционному восхождению, поэтому порой возвращающая обратно, к отжившим энергиям прошлого, которые более не соответствуют уровню сознания, и, следовательно, нарушают гармонию внешнего и внутреннего бытия. Такое нарушение равновесия неизменно приводит к кармическим следствиям, порождающим череду перевоплощений для исправления ошибок. Ибо карма и являет собой процесс «выравнивания», возвращающий нас на Путь Прави.

«Тьму, одолевающую извне, возможно победить, лишь уничтожая внутреннюю тьму непонимания в сердце. Тогда она рассеивается, и возникает осознание Истины».

«Йога-Васиштха»

Семаргл является проводником на Пути постижения Истины, выжигающим все проявления тьмы в Душе искателя, вставшего на Путь самопознания, в ловушку которых она может попасть. Путь, по которому он нас сопровождает, имеет много преград, но Семаргл помогает постепенно преодолеть их и освободиться от ложного самоотождествления, прийти к осознанию своей истинной природы, распознав сияние божественного Света в самом себе. Наградой будет очищение сердца. Он и есть та сила, освещающая наш Путь. Это суть яркопламенный свет нашей Души.

Бог славян Семаргл — покровитель первозданного огня

«Взвился ввысь бог Семаргл, велик Сварожич, закружился огненным вихрем».

«Песни Птицы Гамаюн»

В славянских мифологических сказаниях Семаргл предстаёт как Сварожич — сын бога Сварога-Творца. Семаргл — сын Сварога, ибо огонь «исходит с небес». То есть он суть ипостась Сварога, являющий собой олицетворение одного из проявлений Бога изначального космического огня, который явлен в трёх качествах. Так в мифологических сказаниях описываются три Огня-Сварожича — проявления изначальной огненной силы Творения.

«Тут раскрылися небеса, и явилась сила Сварогова — на крылатых конях Сварожичи».

«Песни Птицы Гамаюн»

Искры светлые разлетелись от удара молота Сварогова по светоогненному Бел-горюч камню Алатырю, являющемуся средоточием всех сил небесных. Воссиял в небесах рождённый первой огненной искрой светлоликий лучезарный солнечный Дажьбог, являющий собой олицетворение огня небесного; вторая искра зажгла в пространстве меж небом и землёй ослепительный свет божественного огня, и явился громовержец Перун, молнией стремительной в небесах разящий, олицетворяющий огонь пространственный; от третьей искры, Землю озарившей, Семаргл огненный ярким пламенем жарколучистым явлен был в мир как олицетворение огня земного, дарующего свет и тепло домашнего очага и возжигаемый на обрядах и праздненствах светлых, где огонь выступает посредником, принимающим дары богам, и ярью огненной возносящий требы ко Сварге златой. То были первые творения Сварога-Творца, в Кузне небесной рождённые, сыны его светозарные, три Огня-Сварожича.

«Под Сварожичем златогривый конь, у того коня шерсть серебряная. Его знамя — дым, его конь — огонь. Чёрный выжженный след оставляет он, если едет по полю широкому».

«Песни Птицы Гамаюн»

«Сварожичем» раньше называли огонь как родственную свету солнечному стихию. Также в стародавние времена наши предки огонь величали именем «крес» (отсюда «кресало» — приспособление для добывания огня, огниво, плашка, «кресать» — высекать огонь огнивом из кремния, «крест» — символ, обозначающий огонь). Кстати, слово «кресить» означает оживлять, то есть пробуждать силу огня, дающую жизнь.

Крес относится к искусственному, или, иначе говоря, добытому рукотворно, то есть «высеченному», огню. Но существует и естественный огонь, природой порождённый, например, вулканическими извержениями явленный из недр Земли жар её глубин. Считается, что бог огня обитает в жерлах вулканов. По сути, магма, являющаяся огненножидким силикатным расплавом, и есть жидкий огонь, который хранится в недрах земных при очень высокой температуре (до 2000 градусов по Цельсию). Есть и так называемый живой огонь — рождённый Солнцем. Как известно, живой огонь добывается трением перекрещенных двух сухих деревянных палочек или дощечек. Этот огонь обладает чудодейственными свойствами, исцеляет и защищает от всяческих бед и напастей.

Огонь, который мы имеем возможность видеть и ощущать, — это земное проявление великой космической силы, первозданного огня. Славяне высоко почитали силы священного огня. Нередко Солнце и огонь отождествлялись и даже замещались. Оба — братья Сварожичи, однако Огнебог покровительствует стихийной силе, а Дажьбог — свету нашего Солнца, без жизнетворящего сияния которого не было бы жизни на Земле.

В мифологических сказаниях Семарглу соответствует сокол Рарог, парящий огненным вихрем в небесах. Рарог (Raroh, Rerik, Rereg) означает «сокол». Эта огненная птица изображается сияющей огненным светом и, как правило, в ореоле пламенном, являя собой олицетворении стихии огня.

«Била крыльями птица Матерь-Сва,
и парили Стратим, Сирин,
Финист и Рарог стаей светлою в небе синем.
Но не просто то птицы светлые:
то не Лебедь-Сва — Лада-Матушка,
не Орёл — а Перун,
и не Рарог то — а Семаргл,
не Стратим — а Стрибог,
и не Сирин — а Сурья-бог».

«Песни Птицы Гамаюн»

Крылатый пёс Семаргл

Почему же Огнебог Семаргл объединяет в себе образы пса и орла? Вероятно, изначальный образ этого божества являл собой исполинскую вещую птицу, огненным пламенем сияющую, однако впоследствии к этому образу добавились черты собаки. Семаргл — бог огненной стихии, ведающий все тайны мира, проводник по Пути эволюционного восхождения. Именно образ сопровождающего хранителя и защитника, преданного спутника, скорее всего, и породил образ собаки, верно следующей рядом и охраняющей от всякого недоброжелателя.

Изображения крылатой собаки встречаются на браслетах-наручах среди находок XII–XIII вв., которые предположительно являются защитными оберегами от зла и порчи. В русском прикладном искусстве (XI–XII вв.) есть много изображений птице-собак в окружении растительных орнаментов.

Аналогии в других мифологиях

Помимо всех вышеуказанных в статье прообразов, рассмотрим также, какие имеют место аналогии в мифологиях разных народов.

Поскольку одним из образов Семаргла является исполинская птица, то здесь можно проследить сходство с гигантским орлом Гарудой, являющимся ваханой бога Вишну. Его изначальный образ — солнечная царь-птица или огненная птица. Согласно пураническим сказаниям, когда Гаруда появился на свет, то заполнил своим сиянием всё небо, поэтому золотое сияние, исходящее от его тела боги приняли за бога огня Агни.

Гаруда символизирует просветлённый ум. Также, как известно, он противостоял змеям. Иранский Сэнмурв также противопоставляется змеям и пресмыкающимся. Поскольку змеи являются обитателями подземного мира, то их образ зачастую был связан с миром тьмы. Противостояние света и тьмы — основной сюжет мифологий всех народов. И аналогичную роль исполняет Семаргл как хранитель от зла, светом яркопламенным сжигающий все проявления тьмы на Пути.

Также интересное сходство Семаргла, предстающего в образе собаки, можно проследить в ведической мифологии с собакой Индры Сарамой. Её имя упоминается в гимнах «Ригведы». Это божественный страж, защитник и охранитель врат междумирья.

Кстати, можно также предположить, что образ крылатой собаки, в котором явлен Семаргл, имеет отношение к созвездию Большого Пса8, являющемуся скоплением звёзд, напоминающим собаку, которое сформировалось вокруг главной звезды Сириус («звезда небесного волка»), ассоциируемой с источником знания и силы, особо почитаемой в Древнем Египте. С Сириусом связаны легенды о вечной жизни и о цикличности бытия: за разрушением всегда следует созидание, и так за кругом круг существует наша Вселенная. Кто знает, возможно, в далёкие времена Великого Исхода Большой Пёс являлся ориентиром, указующим путь…

Как огонь домашнего очага и огонь алтаря, покровительствующий семейной жизни, обрядам и священнодействам, а также как огненная сила, плавящая металлы, являющая его в образе бога-кузнеца, покровителя различных ремёсел, Семаргл подобен римскому Вулкану и греческому Гефесту. А также ведическому Агни, которому он родственен и как посредник меж небом и землёй, и как посланник богов, и как покровитель огненной стихии.

Семаргл Огнебог: руны и обереги

Если вы живёте по Совести и в Ладу с Природой, чтите своих предков и следуете в своей жизни зову Духа, без корысти свершая деяния, то вам подойдут обереги-руны, которые несут в себе энергию огненную, находящуюся под покровительством бога Семаргла. Такими рунами являются следующие: Кен (Кеназ) — «разгоняющий мрак факел огненный», олицетворение света знания, просветляющего Сознание. Это сияющий во тьме свет Истины. Кен — руна раскрытия и обновления, привнесения ясности, отгоняющая страхи и помогающая сосредоточиться на главном, дарующая вдохновение.

Вуньо — руна света, радости, победы. Эта руна помогает на Пути ощутить свет в себе, ведущий к самопознанию, смотреть на мир очищенным взглядом от отживших ментальных концепций, тянущих назад и препятствующих продвижению по Пути. Руна Вуньо — олицетворение движения через тьму к свету, словно вы держите в руках горящий факел, освещающий ваш Путь. Альгиз — защитная руна. Всё, что тебе нужно для защиты, уже есть в тебе! Окружающие отрицательные энергии могут мешать, и тогда руна дарует способность увидеть скрытую опасность и избежать её.

Оберегами Семаргла также могут послужить изображения в круге крылатого пса или огненного сокола Рарога — они призваны оберегать от влияния тёмных сил, будь то порча, проклятие или сглаз, защищать от непредвиденных напастей и помогать в преодолении периода невзгод, придавая сил и уверенности в себе.

Молитвы Семарглу и славления

Наши предки вознесением славлений богам почитали их и, принося им дары, совершали требы. Известно также, что в стародавние времена именами богов давались клятвы и обеты.

Молитва — это слова, которые мы МОЛВим, обращаясь к божеству, почитая его и вознося ему славу. Наши предки никогда ничего не просили у богов, а именно, выказывали истинное почтение, как мы это делаем старшим в роду. Молитвой мы формируем особенные звуковые вибрации, помогающие соприкоснуться Душой с той божественной силой, которую славим. Так или иначе, почитать богов можно, просто обратившись в глубины своего сознания, откуда и исходит сияние божественного света.

Существуют различные варианты молитв-славлений богу Семарглу.

Представленный далее гимн-прославление являет собой обращение к исцеляющей силе Огнебога:

«Семаргл Сварожич
Велик Огнебожич!
Спали боль-хворобу
Очисти утробу!
У чада людины
У всякой тварины9,
У стара и млада —
Ты божья услада!»

Можно создать свою молитву-славление, но важно, чтобы исходила она от самого сердца, от Души, с искренними намерениями Любви и добра. Предлагаю следующие варианты молвлений-славлений Сварожичу (на исцеление):

«Семаргл Огненный — Сварожья сила!
Мой Путь Твоё сиянье озарило!
Ты ярым очистительным огнём
Сожги дотла одолевающую хворь!»

И следующее на поддержку на Пути постижения Истины:

«Семипламенный Светоч — Душа Мирозданья!
Семаргл Сварожич — сила Познанья!
Воссияет во Сварге твой огненный Луч!
И избавит от морока тьмы
Постижения Истины Путь!»

Огонь — сила Семаргла

Всё существующее в природе есть огонь. Огонь — это движение, устремлённость, жизнь. На физическом плане бытия огонь суть проявление этого движения, потока жизни. Даже вода, например, также является одной из форм первозданного огня, это можно наблюдать по её физическим свойствам: водород есть легковоспламеняющийся газ, и кислород имеет свойство разгораться при быстром соединении с другим объектом.

Толковый словарь Ожегова обозначает огонь как «сгущенный свет». Действительно, в этом есть сокрытый метафизический смысл, ибо огонь, явленный нашему взору, суть «тело огня», физическое его проявление в материальном мире, где мы видим лишь формы. Видимое глазу пламя огня по сути своей явление самой низшей части эфира.

На заре мироздания из тьмы хаоса просиял первый луч света — Бог-Творец. Всё, что мы видим вокруг в материальном мире форм, является отражением преломлённых лучей этого вечного Света. В пуранах аллегорично описана природа огня, представленного 49 первоначальными огнями, которые являются потомками троих сыновей бога огня Агни (Павака — огонь электрический, Павамана — огонь живой, Шучи — солнечный огонь). Эта же тройственная природа Огня отражена в мифологических образах троих сыновей Сварога. Эти 49 огней выполняют различные функции как в мире земном, так и в надземном. Но все они суть олицетворённые огни, являющие собой семь градаций на семи уровнях проявлений огня, его качества и свойства. Считается, что, раскрывая сущность всех этих сорока девяти огней в себе, человек становится совершенным. Обретший суть огненную становится воистину светочем в этом мире.

Семаргл — бог огня, который проявляется различными качествами. Наблюдайте жизнь — как разными проявлениями сияет вокруг огненная стихия. Так, например, существует Огонь Знания, свет которого рассеивает тьму иллюзии, — это Семаргл является светочем в мире невежества и обмана, раскрывающим истинную суть всех явлений. Свет познания сияет в каждом сердце, но мы всё равно оказываемся в плену собственных тенденций и наклонностей, поэтому только очищенный от скрытых тенденций разум способен к постижению Истины, и этот Путь помогает очистить семипламенный Семаргл. Огонь Любви, который воспламеняет в сердцах сияние чистого света, нетленным пламенем горящего.

Огонь исцеления — изгоняющий из организма боль-хворобу. Огонь явственно обнаруживается и в человеке свойствами преобладающей его энергии — это может проявляться как живость, горячность, вспыльчивость, рвение, ярость, пылкость и другими качествами, выдающими огненный нрав в человеке. Помимо этого есть также Огонь Творения, жизни и возрождения, подобный тому первозданному Свету, в Кузне Сварожьей возжигаемому в начале каждого нового цикла существования мироздания, и Огонь разрушения, подобный испепеляющему вихрю огненному, явленному в конце цикла Творения и воспламеняющему всё сущее в этом мире, которому суждено погибнуть в этом разрушительном Огне, чтобы воскреснуть вновь на новом круге существования Вселенной. Старый мир должен быть разрушен, чтобы освободить место новому. В этом состоит одновременно и разрушительная, и созидательная функция огня.

Напутствия бога Семаргла

Главное, к чему напутствует Семаргл каждого из нас, вставших на Путь постижения Истины, это искоренить в своих сердцах скверну и освободиться от пут невежества. Как это сделать?

Сердце должно пребывать в покое, гармонии и умиротворении.

Не стоит вовлекаться в круговорот событий внешнего мира, памятуя свою истинную природу при любых внешних условиях.

Важно делать то, что необходимо в текущий момент, и никогда не размышлять о результатах.

Не следовать слепо чужим наущениям и всегда оставаться самим собой.

Не осуждать других, ведь путь каждого человека уникален и представляет собой череду таких уроков, которые необходимы именно ему.

Не ликовать от удачи и не впадать в тоску при неудаче, памятуя бренность всего сущего.

Не размышлять о старости и смерти, ограничивая этими измышлениями свой век.

Ничего не считать своим, ибо всё, что есть в материальном мире, этому миру и принадлежит.

Следовать в жизни истинным целям и не отвлекаться на ложные преходящие ценности и переменчивые желания.

Не стремиться преодолевать тьму вовне, а стараться уничтожить темноту невежества в самом себе.

P. S. Огнебог Семаргл объединяет в себе образы птицы, собаки и огненного пламени. Все они в гармоничном единстве отражают его божественную суть. Он предстаёт в образе вещей и мудрой птицы, которая олицетворяет вечность, мудрость, долголетие, высшее знание и всеведенье, и в образе собаки как символа верности, преданности и непоколебимой веры, защиты, смелости и самоотверженности. Он как частица первозданного изначального Света — Сварожье пламя, и как олицетворение огненной стихии несёт в себе сияние вечной Истины и огненным светом выжигает все проявления тьмы, которые могут препятствовать нам на Пути духовного развития.

Слава Семарглу! Слава Богам и Предкам нашим!

Ом