Измени себя — изменится Мир вокруг

Шукрачарья — гуру асуров и бог планеты Венера

Почтительно склоняюсь пред тобою,
О, Бхаргава, бог планеты Венера,
Белоликий, словно пруд, покрытый льдом,
Наставник дайтьев и сочинитель священных книг.

«Наваграха Стотра». Гимн Венере

Шукра (санскр.शुक्र), или Шукрачарья (санскр. शुक्राचार्य), — бог планеты Венера, гуру асуров и духовный наставник дайтьев. В Ведах он предстаёт под именем Ушанас. Он считается знатоком Вед, мантр и священных ритуалов, обладающим сверхъестественными способностями. Ученик Ангираса, как и Брихаспати. Владеющий знанием Сандживани — наукой об оживлении мёртвых, полученной в дар от Шивы, благодаря которой он неоднократно возвращал к жизни поверженных в бою с дэвами асуров. Также Шива даровал ему благословение, что с восходом Венеры на утреннем небе будут начинаться все благие обряды на земле. Согласно одной версии, Шукра — сын одного из великих риши и семи Праджапати Бхригу и Ушаны (Кавьяматы), или Кхьяти

В «Бхагавата-пуране» описана другая версия рождения Шукры, считающегося сыном мудреца Ведаширы из династии Бхригу. Супруга Шукрачарьи — Уржасвати — дочь царя Приявраты. У них было четверо сыновей: Шанду, Амарку, Тваштри, Дхарата; и дочь Дэваяни. Шукрачарья всегда даёт мудрые советы и наставления асурам, однако, если они не прислушиваются к нему, то всегда оказываются побеждёнными. Шукрачарья считается управителем юго-восточного направления. В «Махабхарате» он именуется «владыкой тридесяти», обладающим добродетелью и праведностью, великим учителем йоги, владеющим высоким умом и исполняющим обет воздержания. 

Согласно «Махабхарате», он владыка всего достояния, принадлежащего могучим дайтьям, то есть всех богатств земных, таких как металлы, минералы, растения, священные знания. Он потомок вещих певцов, высокочтимый дэвариши. Неизмеримый в своей внутренней мощи, великий душой, твёрдый в обетах подвижник и совершенный в йоге, великий муни и знаток политики, приносящей благо государствам. Шукрачарья является олицетворением творческих сил. Он вдохновенный поэт, идущий впереди людей, умелый мастер в поэтической силе.

Имена Шукрачарьи

На санскрите слово Śukra означает ‘сверкающий, ясный, светлый, пылающий, чистый, свет, вода’, а Ācārya — ‘учитель, наставник, обладающий глубокими знаниями’. Дословно «Шукрачарья» переводится как ‘светлый учитель’ или ‘сияющий, лучезарный учитель’. Имя Шукра происходит от корня «ишучи», что значит ‘очищать’, поэтому Шукра являет собой олицетворение абсолютной чистоты, очищающей душу.

В древних эпических и ведических сказаниях он упоминается под различными именами, среди которых такие как: Асурачарья — наставник асуров, Кави — одарённый достоинствами мудреца, или сын Кави, Ушанас — сын зари, Бхаргава — потомок Бхригу. Мудрейшим учёным его величает «Махабхарата». Всезнающим и премудрым именует «Падма-пурана». Другими красочными эпитетами нарекают гуру асуров в различных писаниях и пуранах: великолепный, поэт, белоснежный, чистейший, обладатель великого разума, достигший далёких берегов премудрости Вед. В «Ригведе» Ушанас — вдохновенный риши, искусный и мудрый, владеющий поэтическим даром (kāvyena), обладающий сокровенным знанием (IX.87.3).

Почитают Шукрачарью воспеванием его 108 имён:

Oṃ śukrāya namaḥ | śucaye | śubhaguṇāya | śubhadāya | śubhalakṣaṇāya | śobhanākṣāya | śubhravāhāya | śuddhasphaṭikabhāsvarāya | dīnārtiharakāya | daityagurave || 10 ||

devābhivanditāya | kāvyāsaktāya | kāmapālāya | kavaye | kalyāṇadāyakāya | bhadramūrtaye | bhadraguṇāya | bhārgavāya | bhaktapālanāya | bhogadāya || 20 ||

bhuvanādhyakṣāya | bhuktimuktiphalapradāya | cāruśīlāya | cārurūpāya | cārucandranibhānanāya | nidhaye | nikhilaśāstrajñāya | nītividyādhurandharāya | sarvalakṣaṇasampannāya | sarvāpadguṇavarjitāya || 30 ||

samānādhikanirmuktāya | sakalāgamapāragāya | bhṛgave | bhogakarāya | bhūmisurapālanatatparāya | manasvine | mānadāya | mānyāya | māyātītāya | mahāyaśase || 40 ||

baliprasannāya | abhayadāya | baline | satyaparākramāya | bhavapāśaparityāgāya | balibandhavimocakāya | ghanāśayāya | ghanādhyakṣāya | kambugrīvāya | kalādharāya || 50 ||

kāruṇyarasasampūrṇāya | kalyāṇaguṇavardhanāya | śvetāmbarāya | śvetavapuṣe | caturbhujasamanvitāya | akṣamālādharāya | acintyāya | akṣīṇaguṇabhāsurāya | nakṣatragaṇasañcārāya | nayadāya || 60 ||

nītimārgadāya | varṣapradāya | hṛṣīkeśāya | kleśanāśakarāya | kavaye | cintitārthapradāya | śāntamataye | cittasamādhikṛte | ādhivyādhiharāya | bhūrivikramāya || 70 ||

puṇyadāyakāya | purāṇapuruṣāya | pūjyāya | puruhūtādisannutāya | ajeyāya | vijitārātaye | vividhābharaṇojjvalāya| kundapuṣpapratīkāśāya | mandahāsāya | mahāmataye || 80 ||

muktāphalasamānābhāya | muktidāya | munisannutāya | ratnasiṃhāsanārūḍhāya | rathasthāya | rajataprabhāya | sūryaprāgdeśasañcārāya | suraśatrusuhṛde | kavaye | tulāvṛṣabharāśīśāya || 90 ||

durdharāya | dharmapālakāya | bhāgyadāya | bhavyacāritrāya | bhavapāśavimocakāya | gauḍadeśeśvarāya | goptre | guṇine | guṇavibhūṣaṇāya | jyeṣṭhānakṣatrasambhūtāya || 100 ||

jyeṣṭhāya | śreṣṭhāya | śucismitāya | apavargapradāya | anantāya | santānaphaladāyakāya | sarvaiśvaryapradāya | sarvagīrvāṇagaṇasannutāya || 108 ||

Изображение Шукрачарьи

Шукрачарья изображается седовласым или темноволосым. Он восседает в просторной колеснице, запряжённой восемью рыжими, землёй рождёнными конями. «Вишну-пурана» (II.12) описывает его колесницу оснащённой защитным крылом и с развевающимся по ветру знаменем. Р. Свобода в своей книге «Величие Сатурна» описывает Шукру прекрасноликим, среднего роста с длинными руками, широкоплечим и темноволосым, обладающим привлекательной внешностью, с белоснежной кожей.

Шукрачарья обычно изображается восседающим в лотосе, держащим в своих четырёх руках следующие атрибуты-символы: жезл, чётки, сосуд с водой, одна рука его может быть сложена в жесте беЗстрашия и дарования защиты (Абхая-мудре).

Шукра в Ведах, древних эпических сказаниях и пуранах

По милости владыки богов Шивы Ушанас достиг состояния Шакры,
Восхвалив богиню Уму; он радуется на небе, облечённый славой.

«Махабарата», книга XII, «Умиротворение» («Основа Освобождения»), глава 294

В «Ригведе» он упоминается как Кавья, давший воодушевляющую, решающую сражение и поражающую врага ваджру Индре (I.121.12). Он издалека мчащийся на помощь Ушанас, превосходя благодеяния и дни, словно Солнце (I.130.9). Веда гимнов («Ригведа») также воспевает его как Ушанаса, усадившего Агни как хотара, принимающего подношения богам (VIII.23.17).

Шукрачарья является духовным наставником асуров, среди которых в писаниях упоминаются имена следующих: Хираньякашипу — царь асуров, благословлённый даром Брахмы быть неуязвимым, так, что ни человеком, ни животным не мог он быть убит, но впоследствии сражённый Вишну, явившимся в образе Нарасимхи; Бали — сражённый ваджрой Индры, но возвращённый к жизни Шукрой и ставший его учеником, и впоследствии благодаря ему захвативший небесное царство дэвов; Вришапарван — демон-асур, благодаря поддержке Шукры сумевший в течение длительного времени противостоять богам.

Также одним из его учеников был Качи — сын Брихаспати, которого к нему отправили дэвы с целью получить от Шукрачарьи знание Сандживани — науку оживления мёртвых, благодаря которой Шукра возвращал к жизни асуров, павших в битвах с дэвами. Шукрачарья в стремлении обрести благосклонность Шивы жил в уединении, питался дымом тысячу лет, тогда Шива благословил его знанием Сандживани, ведали которое лишь Шива, Парвати и Ганеша. В то время как Брихаспати не обладал этим ценным знанием, и дэвов, поверженных в битвах с асурами, он не мог оживить. «Махабхарата» (книга I, гл. 44–51) описывает историю ученичества Качи у гуру Шукрачарьи в течение 1000 лет. Шукра передал ему науку об оживлении, когда Кача оказался во чреве Ачарьи, выйти откуда он мог, лишь причинив смерть Шукре. Тогда Кавья был вынужден дать знание Каче, дабы тот смог, выйдя живым из живота его, оживить своего учителя. По истечении срока ученичества Кача вернулся в обитель богов и передал знание Сандживани небожителям.

шукрачарья фото

Овладев наукой оживления, представляющей величайшую ценность, он своим могуществом теперь равный Брахме, сам стал Брахмою.

«Махабхарата», книга I, глава 71

В книге XII «Махабхараты» в главе 291 «Встреча Бхавы и потомка Бхригу» повествуется о том, как Шукра достиг беЗсмертия и стал противником суров. Бхишма рассказывает Юдхиштхире, как Ушанас достиг состояния Шукры, обрёл беЗсмертие и процветание, а также о том, почему он не достигает середины неба (есть такая версия сего мифа, что планету Венеру никогда не наблюдают на небесах в зените (середине неба), она проходит по горизонту на рассвете и на закате Солнца). Поскольку Венера проходит невысоко над горизонтом, она погружена в «золото» зари, которое суть то самое «золото», которым завладел Шукра, лишив его Куберу, вселившись в него. А Шива разгневался на Ушанаса и, узнав о случившемся, «заглотил» его. Пробыл Шукра во чреве Шивы долгое время. Шива является олицетворением Солнца, поэтому Шукра попадает во чрево солнечное, сгорая в огне тапасьи. Спасла его из пламени огненного супруга Вездесущего — Ума. Ибо изошёл он из лона Шивы, потому и стал именоваться её сыном.

Но гнев Пашупати, своего супруга, отклонила богиня,
И стал Шукра сыном богини…
Дэви сказала:
Не вреди ты ему, ставшему мне сыном,
Ибо не подлежит уничтоженью никто, исшедший из лона бога.

«Махабхарата», книга XII, глава 291

Дочь Шукрачарьи носит имя Дэваяни, что на санскрите означает «Путь богов», или «Дорога богов». Путь Дэваяни начинается на восходе Солнца, когда рассеивается мрак. Этим путём следовали Агни, Ашвины, Ушас, Сурья и другие утренние боги.

Дэваяни, согласно текстам «Махабхараты», стала супругой сына Нахуши — царевича по имени Яяти. Дэваяни и потомок лунной династии Яяти дали начало роду ядавов, в котором впоследствии родился Кришна. Впоследствии Яяти нарушил обещание, данное Шукре, являющемуся олицетворением молодости и красоты, что он будет хранить верность Дэваяни, за что Шукра проклял его, лишив молодости и сил.

«Вишну-пурана» (I.8) упоминает имя Шукры среди потомков восьми рудр, имена которых: Сатурн, Марс, Венера, Химават, Сканда, Сварга, Сантана и Меркурий. Здесь же (в книге I, главе 12) гуру богов и асуров Ушанас прославляет великую звезду Дхруву, достигшую величественного возвышения и предводительства над семью риши, восхваляя мощь аскезы и могущество её плодов. В пуранах описывается история похищения Сомой супруги Брихаспати Тары, повлекшая за собой начало великой битвы между дэвами и асурами, и в этом противостоянии Шукрачарья был на стороне бога Луны.

В «Рамаяне» Шукра упоминается среди богов, которых почитал Рама, — когда он ушёл в лес в изгнание, мать благословила его словами: «Пусть Шукра, Сома, Сурья, Дханада и Яма, которым ты поклонялся, покровительствуют тебе, о, Рама, когда ты останешься в лесу Дандака».

В Адипарве «Махабхараты» повествуется о четырёх сыновьях Шукры, жрецах асуров: Тваштавара и Атри, и ещё двое других, искусных в заклинаниях, величием подобных Солнцу.

«Махабхарата» (книга IX) повествует о месте священных омовений Аушанаса или Капаламочана, где некогда Кавья предавался аскетичному покаянию и ему открылось знание о науке политики, приносящей благо государствам, и нравственного поведения в истинном свете.

Шукра-граха — бог планеты Венера в ведической астрологии

Мудрый и учёный Шукра по предписанию Самосущего в виде планеты обходит мир ради поддержания жизни существ в трёх мирах, для пролития и удержания дождя и для того, чтобы порождать опасности и устранять их.

«Махабхарата», книга I, глава 60

Шукра (Венера) является одной их девяти планет Наваграха в ведической астрологии Джьотиш, среди которых также: Шанайшчара (Сатурн), Брихаспати (Юпитер), Ангарака, или Мангала (Марс), Будха (Меркурий), Сурья (Солнце), Чандра, или Сома (Луна), также мифические Раху и Кету (лунные узлы, создающие затмения). Известно, что Венера не отходит на небосводе от Солнца на большое расстояние и видна всегда рядом с ним: блистающая на рассвете утренняя звезда и на закате предстающая на небесах как вечерняя звезда. Ось вращения Венеры противоположна направлению движения большинства планет Солнечной системы, это самая горячая планета — малое Солнце, обладающее запасом солнечного света, получающее его вдвое больше, чем наша Земля, поэтому считается, что треть этого света Венера отдаёт Земле.

Согласно «Бхагавата-пуране», Шукра считается очень благоприятной планетой для всех существ во Вселенной. Его движение похоже на движение Солнца. В течение «венерианского» года, равного 224,7 земных суток, он следует по пути вокруг Солнца.

Поскольку Шукра — наставник дайтьев и гуру асуров, он даёт материальный комфорт, роскошь, но через привязанности к материальному ведёт к осознанию их преходящей временной природы, а потому не являющейся истинно ценной для человека. Его задача «пресытить» материальные потребности, чтобы они потеряли для нас свою привлекательность.

Когда карта рождения человека показывает, что у него начался период Венеры, это значит, что в его жизни произойдут перемены, привносящие в неё утончённость и красоту, гармонию и способность ценить прекрасное, влечение к искусству, поэзии, музыке. Венера наделяет кротостью, учтивостью, любезностью и изяществом. Считается, что Шукра может помочь почитающему его в избавлении от дурной кармы, препятствий и невзгод.

Пятница — день недели, посвящённый Венере, в индийском календаре носит название на санскрите «Шукравар».

шукрачарья фото

Мантры

Почитают Шукру, воспевая мантры, прославляющие величие и мудрость бога планеты Венеры. Помимо воспевания 108 имён Шукры (Шукра Аштоттара Шатанамавали), которая была приведена ранее в статье. Бога планеты Венеры прославляют также следующими мантрами.

Одной из мантр, которой обращаются к Шукре — олицетворению Венеры как одной из девяти грах (Наваграха) в ведической астрологии, является гимн Венере из Наваграха Стотра, способствующей гармонизации всех планетных влияний:

Hima Kunda Mrina Labham Daityanam Paramam Gurum

Sarva Shastra Pravaktaram Bhargavam Pranamamyaham

Почтительно склоняюсь пред тобою,
О,Бхаргава, бог планеты Венера,
Белоликий, словно пруд, покрытый льдом,
Наставник дайтьев и сочинитель священных книг.

Все мантры, воспеваемые во славу Шукрачарье, направлены на пробуждение энергий, которые излучает Венера, и устранение негативного влияния планеты.

Гаятри-мантры Шукрачарье являются вариациями традиционной Гаятри-мантры из «Ригведы» (III.62.10). В них к наставнику дайтьев обращаются, именуя его как Шукра и Кавья:

Шукраграха-гаятри мантра:

ॐ भृगु सुताय विद्महे
दिव्य देहाय धीमहि
तन्नो शुक्रः: प्रचोदयात्

Oṃ Bhṛgu Sutāya Vidmahe
Divya Dehāya Dhīmahi
Tannoḥ Śukraḥ Pracodayāt

Ом. С почтением восславим сына Бхригу,
Божественным светом сияющего Шукру!
Да осветит и озарит он наш разум.

Венера-гаятри мантра:

ॐ भृगु वंश जाताय विद्महे
श्वेत वाहनाय धीमहि
तन्न: शुक्रः प्रचोदयात

Oṃ Bhṛgu Vaṃśa Jātāya Vidmahe
Śvetа Vāhanāya Dhīmahi
Tannoḥ Śukraḥ Pracodyāt

Ом. С почтением восславим потомка риши Бхригу,
Свет дарующего Шукру!
Да осветит и озарит он наш разум.

Или

ॐ भृगु पुत्राय विद्महे
श्वेत वाहनाय धीमहि
तन्नः कवि: प्रचोदयात्

Oṃ Bhṛgu Putraya Vidmahe
Śveta Vāhanāya Dhīmahi
Tannoḥ Kaviḥ Pracodyāt

Ом. С почтением восславим сына Бхригу,
Светлоликого Кавью!
Да осветит и озарит он наш разум.

Самой простой мантрой Шукре является следующая:

ॐ शुक्राय नमः
Oṃ Śukrāya Namaḥ
Ом. С почтением восславим Шукру!

Также существуют вариации этой мантры с использованием биджа-мантр:

ॐ ह्रीं शुक्राय नमः
Oṃ Hrim Śukrāya Namaḥ

ॐ द्रां द्रीं द्रौं सः शुक्राय नमः
Oṃ Drāṃ Drīṃ Drauṃ Saḥ Śukrāya Namaḥ

Считается, что воспевание любых мантр Шукрачарье уменьшает отрицательные и усиливает положительные характеристики планеты Венера, растворяет страхи, внутреннюю неуверенность, проясняет сознание. Шукра дарует увеличение не только материального, но и духовного богатства, при этом наделяя способностью постигать высшие истины бытия.

шукрачарья фото

Янтра Шукры

Шукра-янтра является посредником, проводящим энергии планеты Венера от неё к созерцателю, излучая космические вибрации, исходящие от Шукры, в пространстве мироздания. Как правило, если человек желает поддержки Венеры, он устанавливает у себя Шукра-янтру, созерцание которой может сопровождаться пением мантр Шукре или просто являться частью практики концентрации и медитации. Янтра Венеры обладает исцеляющей силой, настраивает на высокие вибрации благодатной силы любви и сострадания. Также считается, что янтра заряжает энергией то место, где она стоит. Как правило, её

устанавливают в том направлении, которым управляет Шукра, — юго-восток. Созерцание янтры может привлечь в вашу жизнь удачу, любовь, самореализацию в творчестве, устраняет препятствия в достижении важных задач. Янтру рекомендуется выгравировать на серебряной пластине.

Храмы, посвящённые Шукрачарье

Шукра является олицетворением планеты Венера — одной из девяти планет Наваграха, поэтому храмы, посвящённые Шукрачарье, в Индии можно найти среди Наваграха-храмов. Одним из таких комплексов храмов являются Наваграха-храмы, расположенные в индийском штате Тамил-наду, большинство из которых посвящены Шиве. Венеру почитают в храме Канджанур-Шукра.

Верховным божеством средневекового храма, находящегося в деревне Канджанур (18 км в северо-восточном направлении от Кумбаконама), является Шукрачарья. Здесь находится изображение Шукры. Однако главная статуя храма всё-таки принадлежит богу Агнишвару Шиве. Причём Шива почитается как Шукран. Поскольку, согласно одной из легенд, Шива воплотился здесь как Шукра.

Согласно одной из легенд Шукра находился во чреве Махадэва, поэтому он присутствует здесь через проявление всепроникающего и вездесущего бога Шивы. Помимо того, что храм является одним из девяти Наваграха-храмов, посвящённых разным божествам планет, здесь также почитают Шиву и Парвати.

Также в городе «восточной астрологии» Гувахати в штате Ассам на вершине холма Читрачала есть храмовый комплекс, посвящённый девяти планетам, — Наваграха-Мандир, где расположены девять Шива-лингамов, представляющих собой олицетворение девяти грах ведической астрологии, один из которых посвящён Шукре.

С храмом Шукры Веллишвара в районе Канчипурам связана следующая легенда. В этом месте, где стоит храм, некогда богиня Парвати совершала аскезу с целью умилостивить Шиву, дабы быть им прощённой за содеянное, когда она закрыла глаза Махадэва — и всё мироздание погрузилось во тьму. В том же месте некогда совершал покаяние Шукрачарья, дабы вернуть глаз, которого он лишился, когда воспротивился тому, что царь асуров Махабали пообещал Вамане (аватар Вишну) три шага земли, и Вишну лишил одного глаза Шукру. Шива явился к ним и одарил своим благословением. Статуя Шивы приветствует всех посетителей храма. Поскольку Шива даровал даршан Шукре, его почитают здесь как Веллишвара и Бхаргавешвара.

Чему учит и напутствует нас Шукрачарья

Все три мира приветствуют его, ибо мощь его поразительна и в доблести он не имеет себе равных.

Р. Свобода «Величие Сатурна»

Венера излучает радость, блистающее сияние красоты, великолепие и вдохновение творческое. Является символом женственности, воплощением гармонии, любви и красоты. Этими проявлениями Венера вместе с Луной противостоит Марсу — воинственному мужскому принципу. Энергии Венеры дают способность любить, дарить любовь и излучать её тёплое сияние в мир.

Любовь может проявляться в различных аспектах: низший — через материальную форму и как представление о форме, высший — любовь к прекрасному через поэзию и искусство, а в самом высшем проявлении, на уровне души, происходит преобразование любви к красоте в любовь как проявление красоты. Если Брихаспати-Юпитер сочетает в себе два аспекта: любовь и мудрость, и эта любовь очищена от эмоциональной составляющей, то Шукра-Венера освобождает любовь от влияния ментальных ограничений.

Что такое любовь? Истинная любовь начинается с любви к себе. Но важно отличать эгоистичное самолюбование от настоящей любви. Полюбить себя значит полюбить Бога в себе. Если мы не в состоянии это сделать, то будем не способны черпать энергии любви из божественного источника, чтобы делиться ими с окружающими, будем не способны стать проводником этой истинной божественной любви. Когда мы обнаруживаем, что всё едино в этом мире, и Бог существует в каждом живом существе, в нас прекращается стремление бороться с миром, противостоять ему и тем обстоятельствам, которые нам (с позиции нашего Эго) кажутся несправедливыми. Но мир так устроен, что жизнь мудро преподносит нам уроки во благо нашего духовного развития, поэтому нам следует с благодарностью принимать всё, что даёт нам жизнь, с уважением к великому божественному замыслу. Шукра направляет нас к обретению ощущения взаимосвязи всего сущего, к истинной красоте и истинной любви.

венера в космосе фото

Говорят: «От любви до ненависти — один шаг» — это высказывание относится к эгоистичной любви, основанной на эмоциях. Где есть двуполюсность и уявляются две крайности одного явления — это эмоция. Но любовь — это не эмоция. Это более высокое состояние сознания, чем просто чувство. Шукра учит нас уметь отличать истинную любовь от обычной эмоциональной привязанности. Через осознание такой любви он ведёт нас по пути духовного саморазвития. Мы совершенствуемся, возвышая свои чувства.

Венера выражается в аспекте красоты. Красота, выраженная в форме, влечёт эмоциональную привлекательность, но такая красота ограничена временными проявлениями, поэтому должна быть трансформирована в чистую любовь вне форм, вне оков мышления, вне эмоциональной составляющей. Так она ведёт человека к осознанию истинной красоты творения, проявляясь в человеке как равновесие и гармония.

Шукра олицетворяет собой такие качества, как самоотверженность, стремление к единству, доброжелательность и сердечность. Он направляет нас к миролюбию и дружественному расположению ко всем окружающим нас существам. Так повествует «Махабхарата» его наставления: «ссоры затевают лишь неразумные люди, и мудрый не должен подражать им, ибо способен различать, в чём сила, а в чём слабость».

Шукра управляет в нас эмоциональной и чувственной сферой. Он даёт способность управлять своими эмоциями и различными проявлениями чувств. Так в поучениях своей дочери Дэваяни Шукра наставляет её к необходимости подчинять свои эмоции и обуздывать гнев, преодолевать гневливость незлобливостью, поскольку заслуга того, кто в любых обстоятельствах способен не гневаться, выше заслуги даже того, кто с постоянством и упорством совершает жертвоприношения в течение сотен лет.

Всё побеждается тем человеком, который всегда способен перенести оскорбления других. Подобно тому, как настоящим возницей считается именно тот, кто удерживает коней, не прибегая к поводьям, точно также настоящий человек — это тот, кто обуздывает вспыхнувший гнев, не потворствуя себе.

«Махабхарата», книга I, глава 74

Шукра напутствует, что пока у нас есть реакция на условия внешнего мира, они властвуют над нами. Надо лишь понять, что не внешнее ранит нас, а внутреннее неуравновесие тому виной. Боль причиняют не события, происходящие в нашей жизни, и не люди, окружающие нас, а мы сами, создавая хаос в своём уме и чувствах непринятием.

Обрести покой внутри и так прийти к гармонии с внешним, всегда памятуя о том, что неизжитые чувства и мысли будут нас тянуть ко дну, не позволяя возвыситься Духу, — главный урок гуру Шукрачарьи.

Также Шукра позволяет раскрыть в себе творческий потенциал. Проявляет в человеке эстетическое чувство красоты. Под управлением Шукры-Венеры находится система ценностей человека, только в контексте желаний. Поэтому он способствует обретению знаний посредством чувственного восприятия, в то время как Гуру Брихаспати, бог планеты Юпитер, ведёт нас посредством разума и прозрений. Брихаспати и Шукрачарья соперничают между собой, возглавляя два противостоящих друг другу лагеря сил — дэвов и асуров. Так и разум и чувства всегда противостоят друг другу.

Опаляя друг друга пламенными стрелами-лучами, они были подобны двум сошедшим со своих орбит и повергающим миры в трепет планетам.

«Махабхарата», книга XII

В карте рождения Шукра-Венера определяет то, что нам необходимо для обретения гармонии и равновесия в жизни. Он дарит жизнерадостность, очарование, красоту.

Поскольку Шукра управляет всеми аспектами чувственной природы, наделяет изобилием и комфортом в жизни, внешней привлекательностью, то его влиянию присущи и негативные черты, такие как: поверхностное увлечение чувственными удовольствиями, стремление к материальному комфорту и физическому удовлетворению чувств, что ведёт к усилению таких качеств, как тщеславие, корысть и невоздержанность.

Все люди достигают счастья и несчастья только по собственной воле.

«Махабхарата», книга I, глава 73

Шукра направляет на путь верный, порицая неисполнение своих обязанностей и лицемерие. Так он поучает Нахушу: «Ложный поступок в отношении своих обязанностей рассматривается как воровство» («Махабхарата», книга I, глава 78).

Шукра напутствует распознавать возможные последствия своих деяний, ибо «тот, кто собирает мёд на вершине горы, не соображает, что может упасть оттуда, погрузившись в своё занятие, поэтому он либо гибнет, съедаемый пчёлами, либо падает вниз стремглав» («Махабхарата», книга II, глава 55).

Шукра даёт человеку всё, что может удовлетворить его материальные потребности, всё, что человек желает и что «питает» его Эго. Но это временное наслаждение, которое невозможно никогда насытить. Эго всегда будет мало, оно желает большего. Так, Шукра, в мгновенье вспомнив все свои беЗчисленные предыдущие жизни, говорит о пресыщении материальным миром:

Я прошёл через беЗчисленные воплощения и беЗконечные испытания боли и удовольствий, мудрости и глупости. Я был безжалостным царем, жадным торговцем и блуждающим аскетом. Нет такого удовольствия, которое я бы не испытал, такого действия, которого бы я не сделал, нет счастья или несчастья, которые я бы не пережил. Теперь я ничего не желаю, и ничего не хочу избежать — пусть всё идёт так, как идёт.

«Йога Васиштха», Сказание о Шукре IV.1

Задача Шукры в этом случае пресытить неисчислимые потребности Эго, дабы подвести человека к осознанию его основной цели в жизни. Ибо счастье, которое человек ищет в мире форм, является всего лишь суррогатом того истинного счастья, которое он обретает на пути самопознания и духовного самосовершенствования. Так Шукра совершенствует Дух человека. Поэтому также считается, что Венера своей энергией оказывает существенное влияние на эволюцию Земли.

P.S. Гуру асуров, являющийся олицетворением господства высшего над низшим, ведёт нас к контролю желаний и обузданию эгоистичных устремлений. Шукрачарья дарит великодушие, доброжелательность, утончённость, чуткость, негневливость и всепрощение. Духовный путь многогранный и непредсказуемый, на нём много «подводных камней», явленных нашим Эго, о которые мы неизбежно будем спотыкаться. Пока в нас сильно влияние эгоистичных тенденций и мы позволяем им властвовать над нами, мы сами себя ограничиваем в возможностях духовного роста и эволюции сознания. Шукра способствует нашему продвижению по Пути, пробуждая в нас искренние истинные чувства, не затемнённые мороком невежества и иллюзией двойственности бытия.

Ом