Шаяни Экадаши, известный также как Девподхи, Падма, Девшаяни или Маха Экадаши. Его соблюдают на 11-й день Шукла Пакши (фазы растущей луны) месяца Ашадха индуистского календаря, что также даёт право называть его Ашадха Экадаши. В грегорианском календаре он приходится на период между июнем и июлем.
Шаяни Экадаши выпадает на период, когда Вишну спит на Шеша-наге (слуга космического пространства) в молочном космическом океане, отсюда и название «Хари Шаяни Экадаши». В южных штатах Индии его также называют «Толи Экадаши». Согласно индуистским легендам, Бог Вишну окончательно проснётся спустя четыре месяца, в день Прабодхини Экадаши. Этот период сна Вишну носит название «Чатурмас» и совпадает с сезоном дождей. Таким образом, Девшаяни Экадаши ознаменовывает начало Чатурмаса.
Ритуалы на Девшаяни (Падма) Экадаши
- Считается крайне благостным совершать религиозное омовение в этот день. Большие группы верующих собираются в городе Насик, чтобы окунуться в реке Годавари в честь Шри Рамы — аватара Бога Вишну.
- В день Девшаяни Экадаши последователи Вишну соблюдают пост, воздерживаясь от определённых продуктов, таких как рис, зерно-бобовые, злаки, некоторые овощи и специи. Благодаря такой аскезе верующий становится способен решить все свои проблемы и устранить жизненные трудности.
- Для совершения поклонений Вишну на алтарь устанавливается его образ, облачённый в жёлтые одеяния, с гадхой (дубинкой), чакрой (метательным диском) и шанкхой (большая морская раковина). В дар ему подносят благовония, цветы, орех бетелевой пальмы и приготовленную пищу. После ритуала пуджи проходит пение гимнов арати, а затем верующие прерывают пост, употребляя в пищу прасад.
- Соблюдающий пост должен оставаться бодрствовать всю ночь и петь священные гимны бхаджаны, прославляющие Бога Вишну. Кроме того, благостным считается чтение священных писаний, таких как «Вишну Сахастранам».
Значение Девшаяни (Падма) Экадаши
Впервые о важности этого Экадаши рассказал Бог Брахма своему сыну Нараде, а затем Господь Кришна — царю Юдхиштхире, старшему из пандавов, что было изложено в «Бхавишья-утарра-пуране». Шаяни Экадаши — один из самых важных дней поста, который также можно соблюдать в качестве первого в календаре постов. Существует общепринятое убеждение, что, выполняя все предписания этого Экадаши, можно заслужить счастливую и спокойную жизнь в достатке, а затем обрести освобождение из вечного круга перерождений. Шаяни Экадаши также ознаменовывает окончание известного Пандхарпур Ашади Экадаши Вари Ятра. Пандхарпур — небольшой район штата Махараштра, где особо почитается божество Витхоба, одна из эманаций Вишну. Ятра или паломничество — масштабное событие, продолжающееся 17 дней и привлекающее большое количество туристов.
Таким образом описывается история Девшаяни Экадаши в Бхавишья-утарра-пуране: «Благочестивый царь Юдхиштхира Махараджа задал вопрос Богу Кришне: «О, Кешвара, что за название у Экадаши, который проходит в светлую половину месяца Ашадха, кому и как следует поклоняться в этот день?» Бог Кришна отвечал: «О, смотритель Земли, я с радостью поведаю тебе о знаменательном историческом событии, о котором когда-то сам Бог Брахма рассказывал своему сыну Нараде Муни.
Однажды Нарада Муни обратился к своему отцу: “Как называется Экадаши, что приходится на светлую половину месяца Ашадха? Будь добр, подскажи мне, как соблюдать этот пост и тем самым порадовать Высшую Божественную Личность Шри Вишну?”».
Брахма отвечал: «О, великий праведный оратор, о, величайший из всех мудрецов, о, преданный последователь Бога Вишну, твой вопрос, как обычно, несёт благо всему человечеству. В этом или другом мире ничто не сравнится с важностью Экадаши, днём Бога Шри Хари. Если соблюдать его должным образом, то можно освободиться от всех своих даже самых гнусных грехов. Да расскажу я тебе об Ашадха-шукла Экадаши.
Пост в этот день очищает от всех греховных деяний и исполняет все желания. Следовательно, те, кто пренебрегают постом в этот священный день, мостят себе прямую дорогу в адские миры. Ашадха-шукла Экадаши также известен как Падма Экадаши или Шаяни Экадаши. Чтобы заслужить расположение великого бога Хришикеши, повелителя чувств, необходимо соблюдать пост в этот день.
О, Нарада, так слушай же внимательно, когда я буду рассказывать тебе о чудесном историческом событии, отражённом в записях этого Экадаши. Одно лишь слушание о благах этого Экадаши разрушает все виды грехов вместе с препятствиями на пути духовного совершенствования.
О, сын мой, жил-был однажды праведный царь династии Сурьявамша, чьё имя было Мандхата. Поскольку он всегда выступал за правду, его избрали императором. Он заботился о своих подданных так, как если бы они были членами его семьи. Благодаря его благочестию и духовности это царство не знало ни засух, ни эпидемий страшных болезней. Все его подданные не только не испытывали разного рода тягот, но и все жили в достатке. А в казне самого царя нельзя было сыскать денег, нажитых неправедным путем.
И так правил он многие годы, не зная тревог. Но однажды кто-то из подданных совершил греховное деяние. Всё царство страдало от засухи целых три года, из-за чего в стране воцарился ужасный голод. Из-за недостатка злаков люди не могли совершать обязательные ведические обряды: преподносить масло гхи своим предкам и дэвам, проводить различные религиозные ритуалы и даже изучать духовную ведическую литературу.
Наконец, они собрались всем миром и обратились к своему достопочтимому царю следующими словами: "О, царь, ты всегда заботился о нашем благосостоянии, и в этот раз мы тебя молим о помощи. Всё и вся в этом мире нуждаются в воде. Без воды почти всё в этом мире теряет смысл или погибает. В Ведах вода называется Нара, и поскольку Высшая Божественная Личность почивает на поверхности воды, одно из его имен — Нараяна.
Говорят, что три вещи не могут существовать без воды: жемчуг, человек и мука. О качестве жемчуга можно сказать по его блеску, который возможен только благодаря воде. Суть человека — в его семени, что по большей части состоит из воды. И без воды мука не может превратиться в тесто, из которого потом можно приготовить различные виды хлеба для принятия в пищу и подношений. Иногда воду называют джала-нарайя, Высшая Божественная Личность в форме этой субстанции, поддерживающей жизнь, и есть вода. В форме облаков Бог представлен небом и проливается на землю дождем, благодаря которому растут злаки, поддерживающие жизнь существ на Земле.
О, царь, ужасная засуха стала причиной нехватки хлеба, из-за чего мы все страдаем, население сокращается, так как люди умирают или бегут из нашего царства. О, лучший правитель на Земле, пожалуйста, найди решение этому бедствию и приведи нас вновь к миру и процветанию".
Царь отвечал: "Вы всё верно говорите: злаки подобны брахману, абсолютной истине, все живые существа зависят от них. Но почему же сейчас стоит такая ужасная засуха? Священные писания подробно описывают это, говоря, что если правитель совершает неправедные действия, то страдает не только он, но и его подданные. Я долгое время размышлял в медитации о возникновении этой проблемы, но, изучив мои прошлые и настоящую жизни, я честно могу признаться, что не обнаружил за собой ни одного греховного деяния. Но, тем не менее, ради блага моего народа я постараюсь исправить сложившуюся ситуацию ".
Сказав так, царь собрал свою армию и ближайшее окружение, совершил мне поклонение и отправился в лес. Он бродил по нему в поисках великих мудрецов, пребывающих в ашрамах, чтобы узнать у них, как справиться с кризисом в его государстве.
В конце концов он набрёл на ашрам одного из моих сыновей, Ангира Муни, внутреннее свечение которого распространялось по всем направлениям. Сидя в своей обители, Ангира выглядел словно второй Брахма. Царь Мандхата была очень рад увидеть такую просветлённую личность, чьи чувства были полностью под контролем. Царь тут же спустился с коня и с почтением поклонился к лотосовым ступням мудреца. Затем он соединил ладони в намасте и попросил у Муни благословения.
Мудрец произнёс священные мантры, а затем спросил царя, как идут дела в семи сферах его правления:
- у него самого,
- у его министров,
- в казне,
- в армии,
- у союзников,
- у браминов,
- с обрядами жертвоприношения и нуждами подданных.
После рассказа об этом, царь рассказал Ангире о самом себе и о том, что он всем доволен. Тогда Ангира Муни спросил у него, почему царь решил совершить такое длительное путешествие в лес. И царь признался ему в беде, постигнувшей его царство. Мандхата сказал: "О, великий мудрец, я руковожу своим государством, следуя всем ведическим писаниям, я не могу даже себе представить, в чём причина засухи. Вот я и пришёл к тебе, чтобы разгадать эту загадку и освободить всех подданных от страданий".
Ангира Риши отвечал: "Текущая эпоха, Сатья Юга, — лучшая из всех эпох, поскольку в это время дхарма прочно стоит на четырёх столпах: правдивость, аскетизм, сострадание и чистота. В эту эпоху все уважают брахманов, считая их важнейшими членами общества. Кроме того, все выполняют свои кастовые обязанности, и только дваждырождённым брахманам позволено совершать аскезы и жертвоприношения. Хотя и редко бывают исключения, о, лев среди людей, но в твоём королевстве один шудра стал выполнять религиозные обряды. Именно поэтому твоё государство не знает больше дождей. Следовательно, тебе необходимо наказать этого рабочего смертельной казнью, чтобы не дать заразе распространиться по всему царству и вернуть спокойствие своим подданным".
И тогда царь отвечал: "Как же я могу убить беззащитного человека, выполняющего аскезы? Пожалуйста, предложи мне более гуманное решение".
Ангира Муни отвечал: "О, царь, тогда тебе следует соблюдать пост в Экадаши, который проходит в светлую половину лунного месяца Ашадха. Этот священный день носит название Падма Экадаши и способен вернуть твоим людям живительные дожди, а с ними злаки и другие растительные культуры. Этот Экадаши дарует соблюдающим его совершенство, удаляя все виды негативных элементов и уничтожая все препятствия на пути к Абсолюту. О, царь, ты и все твои подданные должны соблюдать этот священный пост, и тогда непременно всё в твоем царстве вернётся на круги своя".
Услышав это, царь поклонился мудрецу и вернулся в свой дворец. Когда настал день Падма Экадаши, царь собрал у себя всех брахманов, кшатриев, вайшьей и шудр и призвал их строго придерживаться предписаний этого важного Экадаши. Сразу после того, как они продержали пост, пошёл дождь, всё как сказал мудрец, и через некоторое время люди уже пожинали урожай круп и злаковых в большом количестве. С милости Высшего Божества Хришикеши все подданные царя Мандхаты снова зажили припеваючи.
Из этого следует, о, Нарада, что каждый должен соблюдать этот Экадаши со всей строгостью, поскольку он дарует безграничное счастье и окончательное освобождение тому, кто соблюдает его с благочестивыми намерениями. В заключение хочу сказать тебе, о, Юдхиштхира, Падма Экадаши — настолько сильный обет, что, даже просто читая или слушая о его благах, можно освободиться от всех грехов. О, Пандава, тот, кто хочет порадовать меня, должен строго соблюдать этот Экадаши, который известен как Дева-Шаяни Экадаши.
Дева-Шаяни, или Вишну-Шаяни Экадаши, знаменует день, когда Бог Вишну отправляется почивать в свою обитель с другими дэвами. Считается, что после этого поста никому не следует выполнять никаких религиозных ритуалов до наступления Девоттхани Экадаши (Харибодхини/Прободхини/Уттхана Экадаши), который выпадает на месяц Картика, потому что дэвы, будучи спящими в этот период, не могут быть призваны на сакральное место для обряда, и поскольку солнце в данный момент начинает нисходящее движение по небесной сфере на юг (Дакшинаяна)».
Господь Шри Кришна продолжил: «О, лев среди людей, Юдхиштхира Махараджа, каждый, кто хочет обрести освобождение, должен регулярно соблюдать пост в этот Экадаши, который также является днём, когда начинается Чатурмасья (время обетов).
Так заканчивается история о благах Ашадха-шукла Экадаши, также известного как Падма, или Девшаяни Экадаши, описанная в «Бхавишья-уттара-пуране».