Измени себя — изменится Мир вокруг

Шри Маюрешвар, Моргаон

Nije Bhuswanandjadbharat Bhumya Paratare|
Turiyostire Paramsukhdetva Nivasasi||
Mayuraya Nath Stawamasich Mayuresh Bhagwan|
Ataswasandhyaye Shivharini Brahmajanakam

Значение мантры:

«O! Бог Маюрешвар из Моргаона, ты находишься на земле мудреца Джадбхарата, на берегу реки Карха, известной как Бусвананд («счастливая земля»). Шри Маюрешвар, который не подвластен влиянию трех гун, самопроявленный, не имеющий какой-либо формы, напоминающий Омкар, всегда находящийся в четвертом состоянии йоги, ездящий на павлине, прими мое приветствие».

Моргаон расположен на берегу р. Карха, входит в Барамати Талука, район в г. Пуна. Говорят, что форма этого места похожа на павлина, и когда-то здесь было настолько много павлинов, что в связи с этим оно и получило свое название «Моргаон».

История Маюрешвара

Добродетельный царь Чакрапани мудро управлял г. Гандаки. Его жена Югра была целомудренной и послушной, но они были несчастны, у них не было детей. По совету мудреца Шаунака, супруги совершили Сурьяпасану (покаяние Господу Сурье (Солнцу)). В результате благословений бога Солнца царица Югра забеременела. Однако она не могла терпеть жар ребенка в своем чреве. Югра выпустила ребенка в море. При рождении этого великолепного, могучего и светящегося мальчика море приняло форму брамина и передало его царю Чакрапани. Ребенок родился в море, поэтому Чакрапани назвал его «Синдху» (другое название моря).

Принц Синдху изучал Сурья-мантру у своего гуру Шукрачарьи и совершал аскезу в течение двух тысяч лет. Бог Солнца был доволен Синдху и даровал ему нектар и благословение, что до тех пор, пока нектар будет оставаться в его животе, смерть не коснется его.

По возвращении принца Синдху, после совершения аскез, царь Чакрапани передал свои обязанности сыну, а сам удалился в лес для медитации. Синдху решил покорить весь мир. Он подчинил себе множество соседних государств. Видя его доблесть, многие демоны присоединились к его армии. Вскоре Синдху напал на Амравати и победил царя богов Индру. Господь Вишну был заворожен его доблестью. Синдху приказал Господу Вишну оставаться в своем городе Гандаки. Царь Синдху пленил всех богов и заключил их в тюрьму в г. Гандаки.

После победы над богами царь Синдху обратил свое внимание на Кайлас и Сатьялоку. Для того чтобы изменить ситуацию, все боги собрались тайно (по совету Брихаспати – наставника дэвов) и молились Винаяке, сидящему на льве и имеющему десять рук. Ганапати появился перед ними и пообещал, что родится как сын Парвати и уничтожит царя Синдху. Боги с нетерпением стали ждать этого радостного события.

Устав от проблем, созданных царем демонов Синдху, Господь Шива и его супруга, Богиня Парвати, покинули Кайлас и отправились на гору Меру в поиске покоя.

Господь Шива попросил свою супругу повторять мантру Ганапати в течение двенадцати лет и молиться Винаяке с просьбой прийти к ним в качестве сына. Парвати усердно выполняла аскезу. Ганапати был удовлетворен ее усердием. В четвертый лунный день в сентябре (Бхадрапад Шуддха Чатурти) богиня Парвати сделала фигуру Ганеши из глины и выполнила ему пуджу. Внезапно идол ожил и сказал Парвати, что он будет ее сыном, и его миссия – убить демона Синдху.

Господь Шива, дав ему имя Ганеша, также дал ему благословение: “Каждый, кто вспомнит о Ганеше перед началом работы, успешно завершит ее”.

В юном возрасте Ганеша убил много демонов. Когда ему исполнилось шесть лет, Вишвакарма (зодчий Вселенной) наделил его петлей («паша»), боевым топором («параш»), крюком («анкуш») и лотосом («камала»).

Устав от демонов, Махадев решил покинуть г. Меру, перебравшись в более спокойное место вместе с богиней Парвати и юным Ганешей. Вскоре Господь Шива был атакован армией демона Камаласура численностью более миллиарда воинов. Демон Камаласур верхом на лошади, а юный Ганеша верхом на павлине, – вступили в ожесточенную битву. Армия демона была побеждена. Однако Ганеша не смог победить Камаласура, из каждой капли крови демона появлялись новые воины. Шри Ганеша призвал Сиддхи и Буддхи и приказал им съесть всех демонов, сотворенных из крови Камаласура. Сиддхи и Буддхи уничтожили всех демонов. Сам Камаласур был разрезан на две части с помощью трезубца Ганеши. Место, куда упала голова Камаласура, – Морган Кшетра. Вишвакарма построил в этом месте город и храм.

Затем Господь Шива, Богиня Парвати и Ганеша отправились в г. Гандаки, где были заключены боги. На встречу с демоном Синдху был отправлен Нанди, который потребовал освободить богов. Синдхасур отказался, что привело к войне. Нанди, Вирабхадра, Картикея и другие преданные Шиве, сражались с демонами. В первый день одна рука Синдху была сломана Ганешей. На второй день два зятя демона: Кала и Викала, были убиты, а на третий день его сыновья: Дхарма и Адхарма, были уничтожены Картикеей.

Отец Синдху, король Чакрапани, посоветовал ему освободить богов, но демон отказался и побежал к Маюрешвару с высоко поднятым мечом. Ганеша выстрелил в Синдху из лука, стрела, пробила его пупок и разбила сосуд с нектаром, который вытек из демона. Синдху упал замертво.

Шри Ганеша взошел на трон Чакрапани, а дочери Брахмы: Сиддхи и Буддхи, стали его женами. Ганеша мудро правил много лет. После чего он попрощался со всеми и исчез. Перед этим он отдал павлина своему брату Картикее.

Кто бы ни услышал историю Маюрешвара, все его желания исполняются, богатство и слава увеличиваются.

Другая история Маюрешвара

У мудреца Кашьяпы было две жены Кадру и Винита. Змеи (сыновья Кадру) заточили в тюрьму сыновей Виниты: Шьена, Сампати и Джатаю. Винита была сильно расстроена. Через несколько лет у Виниты появился еще один сын. Однако когда ее сын был в яйце, юный Ганеша разбил яйцо, из него появился павлин. Новорожденный павлин сразу начал драться с Ганешем. Вмешалась Винита, и павлин согласился, чтобы Шри Ганеша стал его наездником. Однако он поставил одно условие, сказав: «О Бог! Моё имя должно произноситься перед твоим, и ты будешь известен под моим именем». Ганеша согласился и взял себе имя Маюреш. Ганеша с помощью павлина освободил сыновей Виниты из тюрьмы в Патале (ад).

Храм Шри Маюрешвара

Главный храм находится в центре деревни и выглядит как небольшая крепость или замок, ориентирован на север. Храмовый комплекс напоминает мечеть, имеет форму купола, окруженного ограждением высотой пятьдесят футов, по углам которого располагаются четыре колонны.

В начале пути к храму можно увидеть огромную каменную колонну для масляных ламп (Дип Мала), перед ней находится место, где хранятся литавры (Нагархана). Рядом с Нагарханой можно заметить мышь из черного камня, стоящую на задних лапах и держащую ладду (сладкий шарик из нутовой муки). Поднявшись по ступеням, можно увидеть фигуру Нанди из черного камня, он сидит перед главными воротами и смотрит в сторону Маюрешвара.

Можно задаться вопросом: «Почему Нанди находится перед Ганапати, а не рядом с Господом Шивой?». Ответ на этот вопрос можно найти в следующей легенде.

Много лет назад Нанди, запряженный в телегу, шел для освящения храма Шивы. Однако телега сломалась перед храмом Маюрешвара, и Нанди-Махарадж остался сидеть перед храмом Маюрешвара навсегда. Люди приложили много усилий, чтобы переместить Нанди с этого места, но не добились успеха. У ремесленника, который чинил телегу, было видение ночью. Нанди появился в его сне и сказал: «Я хочу остаться около Маюрешвара. Не пытайся насильно переместить меня в другое место, я не сдвинусь». После этого люди отказались от идеи переместить Нанди в другое место. Таким образом, Нандиджи был освящен перед Маюрешваром.

Главный храм построен из черного камня, выдержан в типичном стиле Могул. Храм был возведен во время правления Багамани офицером-индуистом при дворе Патшаха – господином Гоулом.

У восточных ворот храма находится статуя Лакшми-Нараяна, дарующего дхарму. У южных ворот располагаются мурти Парвати и Шивы, дарующие артху (исполнение желаний). У западных ворот расположены мурти Рати и Камадева, у северных ворот – мурти Махивараха (Земля и Солнце). Все божества и мудрецы живут в этом храме. В восьми углах расположено восемь форм Ганапати, которые называются: ЭКДАНТА, МАХОДАРА, ГАДЖАНАНА, ЛАМБОДАР, ВИРАТА, ВИХАРАДЖА, ДХУМРАВАРНА, ВАКРАТУНДА.

В храмовом комплексе растут деревья: Шами, Мандар и Тарати. Дерево Тарати также называют «Кальпаврикша» («исполняющее желания»). Преданные медитируют под этим деревом и достигают желаемых целей.

Прежде чем получить даршан (благословение) Маюрешвара, желательно принять благословение Нагна-Бхайравы с левой стороны от Маюрешвара и предложить ему наиваидью (еду) из кокоса и джаггари (коричневй сахар).

Идол Шри Маюрешвар

Мурти Морешвара внутри святилища очень красиво. Ганеша сидит лицом на восток, с туловищем, повернутым влево. Мурти Ганеши покрыто вермилионом (красная краска), смешанным с маслом. В его глаза и пупок вставлены алмазы. Над его головой – капюшон Нагараджи (Кобра). Слева и справа – медные идолы Сиддхи и Буддхи. Перед Ганешем находятся Крыса (Мушака) и Павлин (Майура). При выполнении абхишеки в храме все желания исполняются.

Оригинальный идол Маюрешвара был небольшого размера. Поскольку на него наносилось много слоев вермилиона, он выглядит больше. Иногда, через 100 и 125 лет, «броня вермилиона» сбрасывается, и снова появляется оригинальный красивый идол. Предания говорят, что последний раз «доспехи Маюрешвара» были сброшены в 1788 г. и 1822 г.

Изначально идол Ганеши был сделан из песка, железа и бриллиантов. Он был благословлен Брахмой. Пандавы совершали здесь паломничество и заключили идола в жесть, чтобы никто не смог его уничтожить.