Любая индуистская религиозная церемония начинается с обращения к Богу Ганеше. Вигнахарта – устранитель препятствий, является первым божеством, которому поклоняются во время любого индуистского ритуала. У него много святых имён, и он обладает многими совершенными качествами.
Ганеша считается Богом мудрости и благоразумия, является знатоком священных писаний и хорошим писарем. По указанию мудреца Вьясы, он записывал Махабхарату. Прежде чем согласиться на это, Ганеша поставил условие, что диктовка никогда не должна давать сбои, а мудрец Вьяса, в свою очередь, сказал, что Ганапати не должен записывать шлоки без понимания смысла.
«Ганапати» означает «лидер народа» (гана – «люди», пати – «лидер»). Он обладает качествами могучего воина и отличного танцора. Его форму олицетворяет Омкар. Омкар содержит: «А» кара, «У» кара и «Ма» кара. Они, соответственно, обозначают качества проявлений аспектов Всевышнего: Брахмы, Вишну, Махеша, а также качества трех гун материальной природы: саттвы, раджаса и тамаса. Махаганапати – это сочетание всех трех гун, а также всего, что находится за пределами их воздействия. Все эти аспекты представлены в «ОМ».
Говорят, что огромное тело и вместительный живот Ганеши символизируют космос, или вселенную, а голова слона с хоботом, который обычно показан повернутым влево, символизирует «ОМ».
«ОМ» является символом Брахмана, или универсальной души. Голова слона означает превосходный интеллект, а змея вокруг талии представляет космическую энергию. Петля (паша) должна напоминать нам, что все мирские привязанности являются узами, крючок (анкуш), часто изображаемый в его руке, должен направлять нас на путь праведности, сломанный клык Ганеши, которым была записана «Махабхарата», символизирует знание, модак (сладость) в его руке, напоминает нам о сладости нашего внутреннего «Я».
Неловкая и тучная физическая форма Ганеши напоминает нам о том, что красота внешней формы не имеет никакого отношения к внутренней красоте и духовному совершенству Ганеши. Мышь указывает на одинаковую важность самого большого и самого маленького существа в глазах Верховного Бога.
Знаменитая мантра «Kaloo Chandi Vinayako» – Чанди и Ганапати спасут любого в эпоху кали-юги. Чанди – одна из форм Богини Дурги. Считается, что в эпоху кали-юги поклонение Чанди и Винаяке особенно благотворно и дает быстрый результат. Поклонение Ганапати по вторникам и Чанди по пятницам нейтрализует нежелательные последствия воздействия планет Марса и Кету.
В Махараштре (штат в центральной части Индии) находятся восемь почитаемых храмов, посвященных Винаяке (восьми образам Ганапати). Среди многочисленных святых обителей Бога Ганеши именно эти восемь мест считаются особенно важными и благотворными для исполнения желаний его преданных. Храмы «Ашта Винаяки» расположены вокруг Пуны. Так же как двенадцать джотирлингамов Шивы и пятьдесят две Шакти питхи Деви считаются священными, так и восемь самопроявившихся обителей Ганеши считаются священными.
Названия восьми кшетр (святынь) перечислены в шлоке «Мангалаштака». Данная шлока всегда произносится во время проведения религиозной церемонии. Произнося эту шлоку, священнослужитель приглашает Шри Ганешу присутствовать на церемонии.
Аштавинайяк — паломничество по восьми храмам Ганеши
Согласно шлоке, если вы собираетесь совершить Аштаваянаякаятру (паломничество), то рекомендовано соблюсти определенную последовательность посещения святых мест:
1. Маюрешвар в Моргаоне (Shree Moreshwar-Morgaon).
2. Чинтамани в Теуре (Shree Chintamani-Theur).
3. Сиддхивинаяка в Сиддхатеке (Shree Siddhivinayak-Siddhanek).
4. Махаганапати в Ранджангаоне (Shree Mahaganapati-Ranjangaon).
5. Гириджатамадж в Лениядри (Shree Girjatmaj Vinayaka-Lenyadri).
6. Вигнахара в Озаре (Shree Vighneshwar Vinayak-Ozar).
7. Баллалешвар в Пали (Shree Ballaleshwar-Pali).
8. Варадавинаяка в Махаде (Shree Varadvinayak-Mahad).
Возвращение в Моргаон завершает паломничество.
Считается, что паломничество Ашта винайяк (посещение восьми святынь Ганапати) гарантирует вечное блаженство. Именно поэтому многие желают совершить его хотя бы раз в жизни.
Храмы Аштавинайяки древние, они упоминаются в текстах Ганеша-пурана и Мудгала-пурана. Однако большинство кшетр (святынь) были перестроены и отреставрированы в период правления пешв (верховных правителей Маратхи). Шри Мория Госави, пылкий преданный Ганеши, сыграл важную роль в этой работе.
По завершении паломничества принято читать мантру:
YanmayacharitamDevam |
VratametaSudurlabham |
TwatprasadadGaneshTwam | SafalKurusarvada ||1||
AgyanatGyantoWapi |
YanmayaPoojanamKritamNunetiriktamTatsarva |
KshamaswaVardoBhav ||2||
YamBrahmaVedantividoVadanti
parpradhanampurushamTathanye |
VidodgateKaraumishwaramVa |
TasmeNamoVighnaVinashnay ||3||
Значение мантры:
-
О, Боже! Редкая клятва, которую я исполняю, пусть она будет выполнена и успешна по твоей милости.
-
Во время выполнения пуджи (поклонения), если какие-то ошибки были допущены мной осознанно или неосознанно, о, Варадешвар, пожалуйста, прости меня и благослови.
-
Я приветствую Шри Ганешу, избавляющего от всех зол, знающего веды в совершенстве, являющегося высшим и первым из всех богов.
Ганапати Атхарваширш и его значение
Шри Ганеша – это бог знания и мудрости. Его называют «ВигнаВинашак», так как он устраняет все препятствия в жизни и поэтому является первым божеством, которому следует поклоняться при проведении индуистского ритуала, жертвоприношения или религиозной церемонии. В кали-югу он – Бог, исполняющий все желания. Если ему поклоняться должным образом, то можно получить желаемые результаты очень быстро.
Совершая поклонение Ганапати, повторяют мантру «Атхарваширша». Она начинается со слов «Намасте Ганапати» и заканчивается словами «Варадамуртае Намаха». Если мантру произносят один раз, то завершается один круг. Повторение мантры двадцать один раз называется «Экадашани». Некоторые преданные повторяют мантру 108 или 1000 раз. Атхарваширша заканчивается «Фальшрути», что говорит о важности воспевания самой «Атхарваширши». «Фальшрути» начинается с «Етадтхарваширш». Такова последовательность повторения полного варианта мантры Атхарваширша.
Предпочтительно повторять мантру самостоятельно на санскрите либо перечитывать переведённые её части необходимое количество раз. Если произносить мантру с самоотверженностью, то она достигает Бога немедленно.
Значение: «О, Боже! Мы слышим только благоприятное. Мы видим глазами только хорошее. Мы молимся и поклоняемся тебе с хорошим здоровьем. Именно так мы хотим провести нашу жизнь, которая была дарована тобой. Да благословит нас великолепный Индра. Да благословит нас Бог Пуша – бог мудрости и изобилия. Да защитят нас Небеса. Пусть сами Боги Небес оберегают нас. Да благословит нас Бог красноречия изысканной речью. Да воцарится мир».