Содержание
Бодхисаттва Авалокитешвара — один из самых почитаемых в буддизме.
Он олицетворяет присущую всем буддам и заложенную в каждом живом существе энергию сострадания.
В разных буддийских традициях Авалокитешвара известен под разными именами: в Тибете его называют Ченрезиг, в Китае — Гуаньинь (часто в женском облике), в Японии — Каннон.
Он считается покровителем Тибета, а Далай-ламы рассматриваются как его земные воплощения.
Кто такой Авалокитешвара
Этимология имени: «Внимающий звукам мира»
Бодхисаттва Авалокитешвара известен также под именами «Внимающий Звукам Мира» и «Постигающий Звуки Мира», которые отражают его способность слышать молитвы всех существ.
Согласно недавним исследованиям, на санскрите исходная форма имени звучала как Авалокитесвара.
Префикс «ава» обозначает ‘направление вниз’, «локита» (причастная форма глагола) — ‘наблюдающий, созерцающий’, а «свара» — ‘звук, шум’.
Таким образом, имя можно перевести как ‘Владыка, взирающий вниз [на мир сострадательно]’ или ‘Владыка, который смотрит’.
Более поэтический перевод имени — ‘Тот, кто слышит плач мира’.
Звуки мира — это голоса страждущих, взывающих о помощи.
Авалокитешвара откликается на любую боль, проявляющуюся в нашем многострадальном мире.
Он помогает справиться с любой негативной энергией, не делая различий между существами, вне зависимости от степени их омрачённости (состояния сознания, замутнённого негативными эмоциями и заблуждениями).
Роль в «Сутре Лотоса»: спаситель страждущих
Именно под именем Постигающий Звуки Мира он предстаёт в «Сутре Лотоса Благого Закона»:
Если неисчислимые сотни, тысячи, десятки тысяч коти[[1]] (санскр. коти — ‘мера счёта, равная десяти миллионам’) живых существ подвергаются страданиям и мучениям и, услышав о Бодхисаттве Постигающем Звуки Мира, единогласно призовут его по имени, то Бодхисаттва Постигающий Звуки Мира тотчас же услышит их голоса, и все они обретут освобождение.
Сутра Лотоса Благого Закона
Сострадание Авалокитешвары и шесть миров сансары
Равностность: сострадание без предубеждений
Его сострадание свободно от предубеждений и пристрастий.
В буддизме это качество называется равностностью (санскр. упекша — ‘беспристрастность, невозмутимость’ — одно из четырёх неизмеримых состояний ума).
Это означает, что Авалокитешвара проявляет сострадание ко всем живым существам одинаково, независимо от их поступков, заслуг или недостатков.
Шесть миров и их омрачения
Согласно буддийским представлениям, сансара (санскр. संसार — ‘блуждание, переход’) — круговорот рождения и смерти, из которого стремятся освободиться буддисты, — формируется из шести миров (или уделов).
Каждому из них свойственны особые омрачения — состояния ума, препятствующие просветлению:
- Мир адов (нарака): страдания от невыносимой ненависти, неугасимого гнева и всепоглощающей агрессии.
- Мир животных (тирьяг-йони): омрачение тупостью, неведением, подчинение низменным инстинктам (пища, сон, размножение), жизнь в постоянном страхе.
- Мир претов (голодных духов): нескончаемые мучения от ненасытной жадности, алчности и скупости.
- Мир людей (манушья): подверженность иллюзиям, сильным страстям, желаниям и многочисленным привязанностям.
- Мир асуров (полубогов или демонов): страдания от всепроникающей зависти, жгучей ревности и нескончаемого соперничества.
- Мир дэвов (богов): омрачение гордыней, непомерным тщеславием и опасным самодовольством, что также ведёт к будущим страданиям, когда благая карма исчерпывается.
Несмотря на то что сейчас мы рождены людьми, в каждом из нас в разной степени присутствуют склонности или энергии, соответствующие всем шести уровням.
Именно эти преобладающие склонности и накопленная карма влияют на наши будущие перерождения в том или ином мире сансары.
Мантра «Ом мани-падме хум»: путь к очищению
Значение и сила мантры
Авалокитешвара готов помочь справиться с любыми омрачениями, сколь бы негативными они ни были.
Именно поэтому к нему часто обращаются с помощью знаменитой шестислоговой мантры «Ом мани-падме хум» (приблизительный перевод — ‘О, драгоценность в лотосе!’ или ‘Да будет так, драгоценность в лотосе!’).
Считается, что её повторение, особенно с глубокой верой и состраданием ко всем существам, помогает очистить сознание от омрачений, соответствующих всем шести мирам, избавляя от негативной кармы и необходимости перерождаться в этих мирах.
Послоговое очищение шести миров
Каждый слог мантры ассоциируется с очищением от определённого омрачения и закрытием врат перерождения в одном из шести миров:
- Ом (белый цвет): очищает от гордыни и эгоизма (мир богов/дэвов).
- Ма (зелёный цвет): очищает от зависти и ревности (мир асуров/полубогов).
- Ни (жёлтый цвет): очищает от привязанностей, страстей и желаний (мир людей).
- Пад (синий цвет): очищает от неведения, тупости и апатии (мир животных).
- Ме (красный цвет): очищает от жадности, алчности и скупости (мир претов / голодных духов).
- Хум (чёрный или тёмно-синий цвет): очищает от гнева, ненависти и агрессии (мир адов/нараков).
Те, кто регулярно практикуют эту мантру, стремятся не только избавиться от неблагих перерождений или хотя бы сократить время своего пребывания в неблагоприятных мирах, но и развить в себе безграничное сострадание ко всем живым существам, подобное состраданию самого Авалокитешвары.
В силу своего великого обета Авалокитешвара, бодхисаттва сострадания, готов помочь каждому, кто искренне к нему обратится.
Истинная цель практики
Однако не стоит рассматривать эту помощь как исполнение мирских желаний, порождённых сансарой.
Сострадательная сила бодхисаттвы направлена не на удовлетворение страстей, а на трансформацию нашего восприятия мира.
Она учит видеть его яснее, без искажающих призм иллюзий, и в итоге нацелена на достижение просветления.
Многообразие форм Авалокитешвары
Бодхисаттва сострадания предстаёт во множестве форм — мирных и гневных, мужских и женских, каждая из которых символизирует определённый аспект его активности.
Четырёхрукий Авалокитешвара: символ мантры
Формой, наиболее тесно связанной с мантрой «Ом мани-падме хум», считается его четырёхрукий облик (Шадакшари Локешвара).
В этой ипостаси Авалокитешвара изображается сидящим в медитативной позе на лотосовом троне, облачённым в прекрасные шёлковые одеяния и божественные украшения бодхисаттвы.
- Две его основные руки сложены у сердца в жесте мольбы (анджали-мудре) и держат чинтамани (санскр. чинтамани — ‘драгоценный камень, исполняющий желания’, — символ просветлённого ума).
- В правой верхней руке он держит хрустальные чётки (акшамалу), символизирующие непрерывность практики и повторение мантры.
- В левой верхней руке он держит стебель лотоса (падму), цветок которого распускается у его плеча, символизируя чистоту, сострадание и раскрытие духовного потенциала.
Тысячерукий Авалокитешвара (Махакаруника): всеобъемлющая помощь
Ещё одна широко известная и почитаемая форма — тысячерукий Авалокитешвара с одиннадцатью ликами (Сахасрабхуджа Локешвара), также называемый Махакаруника (санскр. маха — ‘великий’, каруна — ‘сострадание’), то есть ‘Великосострадательный’.
Легенда гласит, что когда Авалокитешвара, давший обет спасти всех живых существ от страданий сансары, осознал необъятность этой задачи и бесконечность числа страдающих, его сердце преисполнилось такой скорби, что голова от отчаяния раскололась на одиннадцать частей.
Будда Амитабха, его духовный наставник, пришёл на помощь: собрал эти части и превратил в одиннадцать ликов, увенчав их своим собственным ликом.
Десять из них выражают различные аспекты сострадания (девять мирных и один гневный), а одиннадцатый (верхний) — это умиротворённый лик самого Будды Амитабхи.
Затем Авалокитешвара пожелал иметь тысячу рук, чтобы помогать всем существам одновременно, и Будда Амитабха даровал ему их.
Каждая из тысячи рук имеет на ладони глаз мудрости, символизируя способность видеть страдания всех существ во всех уголках Вселенной и одновременно протягивать руку помощи каждому нуждающемуся.
Эта трансформация многократно усилила его способность помогать живым существам, в том числе тем, кто упорствует в неведении и омрачениях.
Для таких существ он может проявлять гневные и устрашающие аспекты, которые, однако, также мотивированы исключительно состраданием и направлены на их пробуждение.
Духовное путешествие: йога-тур в Тибет
Если вы хотите глубже погрузиться в духовные практики, связанные с Авалокитешварой, и посетить места, где его почитание имеет многовековую историю, присоединяйтесь к йога-туру «Большая экспедиция в Тибет».
Заключение
Авалокитешвара — это не просто мифологический персонаж, это символ глубочайшего сострадания и активной помощи, присущей просветлённому уму.
Обращение к нему, повторение его мантры и медитация на его образ помогают практикующим развивать в себе эти качества, очищать свой ум от омрачений и продвигаться по пути к освобождению на благо всех живых существ.
Его многообразные формы и богатая иконография отражают безграничность его искусных методов помощи и глубину буддийского учения о сострадании.
В собрании был Бодхисаттва по имени Вместилище–Хранилище Самого Цвета Добродетели, он поднялся со своего сидения, обнажил своё правое плечо, встал на правое колено, соединил ладони, обратясь лицом к Будде, и сказал: «Я молитвенно прошу, чтобы Почитаемый в Мирах даровал кому-либо из нашего собрания желание задавать вопросы.»