Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о достоинстве

Слушать аудио 0:00 / 13:10
Текст читает: Марина Карпова

Сильный всегда следует своим путём…» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, о принятии в дар тысячи одеяний тхерой Ананда. Тхера Ананда давал наставления жёнам царя Кошалы, что было описано в «Джатаке о драгоценности».

Когда он так проповедовал Дхарму, царю принесли тысячу одеяний, каждое из которых стоило тысячу. Пятьсот из них царь раздал своим пятистам жёнам. Жёны подарили их своему Учителю, тхере Ананде, а на следующий день в старых одеждах вернулись во дворец, где завтракал царь.

— Я дал вам новые платья стоимостью тысячу каждое. Почему вы не носите их? — заметил царь.
— О арий, мы отдали их тхере Ананде, — ответили жёны.
— Вы отдали их все? — спросил царь. Они ответили утвердительно.
— Величайший Будда разрешает только три одеяния. Ананда, надо полагать, занимается торговлей тканями! — сказал царь. Он рассердился на тхеру и после завтрака отправился к нему, почтил его, присел и обратился к нему такими словами:
— Скажите на милость, Владыка, мои жёны постигают или слушают ваши наставления?
— Да, о махараджа (великий царь). Они постигают то, что должны, и то, что они должны слышать, они слушают.
— Действительно. Они только слушают ваши речи или одаривают вас одеждой верхней или нижней?
— Сегодня, о махараджа, они подарили мне пятьсот одеяний, каждое из которых стоит тысячу.
— И вы приняли их, Владыка?
— Да, о махараджа, принял.
— Как же так, Владыка, разве Учитель не установил правило трёх одеяний?
— Верно, о махараджа, для каждого бхикшу (монаха) действует правило трёх одеяний, если он использует их для себя. Но никому не запрещено принимать то, что ему предлагают. Вот почему я взял их — чтобы отдать бхикшу, чьи одежды износились.
— Однако, когда эти бхикшу получат новые одежды от вас, что они сделают со старыми?
— Они делают из них мантии.
— Что они делают с мантиями, когда те изнашиваются?
— Их они превращают в рубашки.
— А старая рубашка?
— Она служит для покрывала.
— Старое покрывало?
— Становится ковриком.
— Старый коврик?
— Становится полотенцем.
— Что происходит с полотенцем?
— О махараджа, нельзя относиться небрежно к дарам последователей, поэтому они нарезают старое полотенце на кусочки и смешивают их с глиной, которую используют при строительстве своих домов.
— Значит, почтенный, дар не должен быть испорчен, даже полотенце.
— О махараджа, мы не уничтожаем подаренное, всё используется.

Этот разговор так понравился царю, что он послал за оставшимися одеждами и отдал их почтенному Ананде. Затем, получив благодарность, он торжественно обошёл тхеру справа и удалился.

Первые пятьсот одеяний почтенный Ананда отдал монахам, чьи одежды износились. Но число его собратьев было всего пятьсот. Один из них, молодой монах, был очень полезен почтенному: он подметал его жилище, подавал еду и питьё, щётку и воду для очищения рта, присматривал за уборными, жилыми и спальными комнатами и делал всё, что требовалось для рук, ног и спины.

Ему были переданы оставшиеся пятьсот одеяний как по праву за все великие заслуги. Впоследствии молодой монах раздал их своим наставникам. Все они разрезали их, покрасили в жёлтый цвет, как цветок карникара, и одетые в них пришли к Учителю, поприветствовали его и сели по одну сторону.

— Владыка, — спросили они, — возможно ли, что праведный ученик, вступив на путь обращения, должен быть предвзятым к людям в своих дарах?
— Нет, о монахи, праведные ученики не могут быть предвзяты к людям в своих дарах.
— Величайший, наш духовный учитель Ананда, Хранитель Веры, дал одному молодому монаху пятьсот одеяний, каждое из которых стоит тысячу, и он разделил их между нами.
— Братья, даря их, почтенный Ананда не был предвзят: молодой юноша был очень полезным слугой, и он сделал подарок своему помощнику ради служения, ради добра, и по праву считая, что один добрый поступок заслуживает другого, и делая то, что требует благодарность. В прежние времена, как сейчас, мудрые люди действовали по принципу «на добро отвечают добром».

И тогда по их просьбе он поведал о былом.

— Давным-давно, когда в Варанаси правил царь Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился львом, жившем в пещере на холмах. Как-то раз он вышел из своего логова и посмотрел на подножие горы. Вокруг подножия этой горы простёрлась огромная водная гладь. В возвышенной части пруда на поверхности густого ила росли нежные, зелёные травы. Зайцы, газели и другие мелкие животные останавливались на поверхности ила и ели их. В этот же день туда пришла газель и питалась травами. «Я поймаю эту газель!» — подумал лев и прыжком вылетел с холма. Но газель, испугавшись до смерти, с рёвом бросилась прочь. Лев не мог остановить наступление и завяз в грязи так, что не смог выбраться. В течение семи дней ноги его стали неподвижны, будто четыре столба, и не ел он ничего все дни своего заточения.

Неподалёку охотившийся шакал увидел льва и в ужасе бросился прочь. Но лев окликнул его:

— Шакал, не уходи. Я застрял в грязи. Прошу, спаси меня!

Шакал подошёл к нему.

— Я мог бы вытащить тебя, — сказал он, — но я очень боюсь, что, выбравшись, ты можешь съесть меня.
— Ничего не бойся, я не буду тебя есть, — сказал лев, — наоборот, я окажу тебе услугу, только вытащи меня как-нибудь.

Шакал согласился, разгрёб грязь вокруг своих четырёх лап и вырыл ямки, чтобы вода хлынула в них и размягчила грязь.

Так он забрался под льва и сказал:

— Сейчас, господин лев, нужно сделать ещё одно усилие, — и значительным шумом ударил льва головой по животу. Лев напряг все нервы, выкарабкался из грязи и встал на сушу. Немного отдохнув, он окунулся в озеро, умылся и счистил с себя грязь.

Затем он убил буйвола, клыками разорвал плоть и часть предложил шакалу, сказав:

— Ешь, друг! — и сам, как шакал поел, тоже стал есть. После этого шакал взял кусок себе в рот.
— И для чего же? — спросил лев.
— Для твоей покорной слуги, моей жены, которая ждёт меня дома.
— Хорошо, — ответил лев, взяв кусок для своей львицы.
— Идём, друг, — снова сказал он, — побудем немного на вершине горы и затем вернёмся домой к жене.

И пошли они туда, лев накормил жену шакала. И когда шакалы насытились, сказал:

— Впредь я буду заботиться о вас.

Так, он привёл их в место, где жил и поселил в пещере недалеко от своей.

С тех пор лев и шакал стали вместе охотиться и убивали всякую тварь, ели досыта и приносили пищу для своих жён. Так шло время, у каждого, льва и шакала, родились два детёныша, и все они жили счастливо.

Однажды львицу внезапно осенила мысль:

«Моему льву, похоже, очень нравится шакал и его семья. Что между ними произошло! Наверное, в этом и есть причина, по которой он так их любит. Что же, я запугаю жену шакала, и она покинет это место».

Когда лев и шакал ушли на охоту, львица стала донимать и пугать жену шакала, спрашивая, почему она осталась здесь и не убежала? Одновременно детёныши льва запугивали молодых шакалов. Шакал рассказал своей жене, как возникла дружба между львом и шакалом.

— Все понятно, — сказала она, — что лев, наверное, намекнул о нас. Мы здесь уже давно, и как бы нас он не убил. Давай вернёмся в прежнее жилище.

Услышав это, шакал пришёл ко льву и сказал:

— Почтенный лев, мы находимся здесь уже долгое время. Те, кто остаются слишком долго, злоупотребляют гостеприимством. Когда мы отсутствуем, твоя львица пугает мою жену, спрашивает, почему мы здесь остаёмся, и заставляет её уйти, твои малыши поступают так же с моими. Если кому-то не нравится сосед, следует попросить его уйти, отправить по своим делам. В чём смысл угроз?

Так сказав, он повторил первую гатху:

Сильный всегда следует своим путём,
так действовать – его природа;
Львица рычит;

И сейчас я скажу, что я в страхе и не могу доверять, как раньше.

Лев выслушал и вернулся к львице.

— Жена, — сказал он, — ты помнишь, как однажды я охотился неделю и вернулся с шакалом и его женой?
— Да, я помню.
— Ты знаешь, почему я отсутствовал неделю?
— Нет, почтенный лев.
— Моя львица, я пытался поймать газель и совершил ошибку, застряв в иле. Там я и пробыл неделю без еды, потому что не мог выбраться. Мою жизнь спас шакал. Мой друг шакал спас мне жизнь! Друг познаётся в беде, и неважно, большой он или малый. Никогда не смей обижать шакала, его жену или семью.

И затем лев произнёс вторую гатху:

Товарищ, который играет дружескую роль, каким бы он маленьким и слабым ни был, становится моей роднёй, моя он плоть и кровь;
Клыкастый друг, не вздумай презирать его,
Шакал спас жизнь мою!

Когда львица услышала эту историю, она примирилась с женой шакала и с тех пор жила в дружбе с их семьёй. И молодые детёныши с ранних лет играли вместе. Когда их родители умерли, они не разорвали дружественные связи и жили вместе. Дружба семей льва и шакала оставалась неразрывной на протяжении семи поколений.

Учитель, закончив наставление в Дхарме, так связал нынешние рождения с предыдущими:

— Тогда шакалом был Ананда, львом же был я сам.

По окончанию проповеди некоторые стали сротапаннами, некоторые сакридагаминами, некоторые анагаминами, а некоторые стали архатами.

Это интересно
Джатака о похвале достоинствам монашеского состояния

Тот, кто вступает в монашество, обретает чрезвычайно много благих заслуг. Тот, кто разрешит сыну или дочери, слуге, или кому-нибудь еще вступить в монашество или сам вступит в монашество, становится обладателем неисчислимых благих заслуг.