«Ты хорошо нас веселила...» — эту историю о болтливых и легкомысленных братьях- монахах Учитель рассказал в Пуббараме. Братья эти проживали на нижнем этаже монастыря, тогда как Благословенный пребывал прямо над ними на верхнем этаже. Монахи имели привычку громко обсуждать всё, что видели и слышали, — другими словами, вели пустые разговоры, что считалось недопустимым среди практиков. При этом их манера общения была сродни шутовской: они спорили, кривлялись, нарушая серьёзность монашеской жизни и частенько забывали практиковать Дхарму.
Однажды Учитель пригласил к себе архата Маудгальяяну, одного из своих главных учеников, известного своими сверхъестественными способностями, и попросил его урезонить, вразумить шумных соседей. Маудгальяяна воспарил в воздухе и большим пальцем ноги коснулся шпиля здания. Этого было достаточно, чтобы монастырь сильно задрожал и даже земля вокруг содрогнулась! Братья до смерти перепугались, выскочили из кельи и встали снаружи.
Вскоре неприемлемое поведение монахов стало предметом обсуждения в Братстве.
И вот братья-монахи, собравшись в Зале для чтения Дхармы, рассказывают друг другу:
— Брат, некие монахи, в поисках спасения нашедшие свой дом в монастыре, оказались шумными и несерьёзными; они не стремятся осознать непостоянство, страдания и иллюзорность этого мира и не медитируют должным образом.
Когда вошёл Учитель и спросил, что они только что обсуждали, братья обо всём ему рассказали. На это Благословенный заметил:
— Уже не в первый раз эти практики ведут себя не наилучшим образом. Они и раньше были такими же.
После этого Почитаемый в мирах поведал о былом.
— Давным-давно, когда в Бенаресе царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился сыном брахмана в одной из деревень царства. Ему дали имя Комаяпутра, что означает «Юный отшельник».
Так и вышло. Спустя время он принял монашество и поселился в предгорьях Гималаев. Неподалёку и другие аскеты устроили себе место уединения. К сожалению, соседи Комаяпутры оказались легкомысленными практиками, даже и не пытавшимися войти в состояние дхьяны. Всё, что они делали, это собирали плоды в лесу, а потом весело проводили время за трапезой, смеясь и шутя. У них была обезьяна, которая бесконечно забавляла лжеаскетов своими ужимками и шутовскими выходками.
Прожив таким образом довольно продолжительное время, весельчакам пришла пора отправиться к мирянам за солью и приправами. После того как они ушли, Бодхисаттва поселился в их жилище. Обезьяна, как и прежде, показывала свои трюки, стараясь развеселить нового хозяина. Бодхисаттва щелчком пальцев привлёк внимание обезьяны и прочёл ей наставление:
— Тот, кто живёт рядом с истинными аскетами должен вести себя сдержанно на уровне тела, речи и ума и практиковать дхьяну — медитацию сосредоточения на объекте.
С тех пор обезьяна стала добродетельной, оставив в прошлом своё шутовское поведение.
Вскоре Бодхисаттва покинул то место. Когда его бывшие соседи вернулись с запасами соли и приправ, обезьяна больше не развлекала их, как раньше. Удивлённые лжеаскеты поинтересовались переменами в её поведении в форме первой гатхи:
Ты хорошо нас веселила,
Кривлялась, прыгала, шутила;
Сейчас ты сдержанна, скромна,
Увы! Не нравишься теперь ты нам.
На это Обезьяна ответила второй гатхой:
От мудреца, аскета Комаяпутры
Узнала я о совершенной мудрости;
Забавы прежние не интересны новой Обезьяне,
Отныне и навек я пребываю в дхьяне.
После такого заявления лжеаскеты парировали третьей гатхой, упрекнув Обезьяну в том, что она всего лишь недостойное животное:
На камне семя никогда не прорастает,
Пусть даже дождь его и поливает;
Услышать мудрость совершенную ты ещё можешь,
Но медитировать и в дхьяне пребывать ты никогда не сможешь.
Когда Учитель закончил повествование, он соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— В те дни мои шумные братья-соседи были легкомысленными лжеаскетами, а Камаяпутрой был я сам.
Джатака о Камаяпутре — это история о том, как истинная духовность в лице Бодхисаттвы преображает даже самых невежественных, тогда как лицемеры остаются бесплодными, как камень.
«Созрели фиги, хороши баньяны...» — эту историю о некоем монахе, который нашёл себе место для уединения и аскезы в одной из пограничных деревень, Учитель рассказал в роще Джеты. Хижина монаха стояла на плоской скале, в хорошо обихоженном месте, с удобным подступом к воде, которая имелась в достаточном количестве. Кроме того, наличие неподалёку деревни с приветливыми жителями позволяло не...