Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о мошеннике-предпринимателе

Слушать аудио 0:00 / 07:46
Текст читает: Мария Шишикина

Обманщик обманут...»> — эту историю о нечестном торговце Учитель поведал в Джетаване.

В городе Саваттхи — столице Косалы — жили два предпринимателя: один — набожный и праведный, другой — хитрец и мошенник. Однажды они скооперировались и снарядили торговый караван. Загрузив пятьсот повозок различными товарами, партнёры отправились торговать с востока на запад и по прошествии некоторого времени вернулись домой, в Саваттхи, с большим прибытком.

Честный торговец сразу же предложил своему хитрому партнёру разделить привезённый товар.

Но тут торговцу-мошеннику пришла в голову мысль:

«Этот малый на протяжении всего долгого пути был лишён привычного комфорта, питаясь некачественной пищей и проживая в крайне аскетичных условиях. Теперь он снова дома и непременно будет наслаждаться различными деликатесами и всевозможными яствами, допустит излишества в еде и умрёт от переедания. И тогда я завладею всем товаром».

Вслух же хитрец сказал:

«Звёзды говорят, что сегодня неблагоприятный день для подобных дел. Давай займёмся нашим вопросом завтра или в какой-либо другой день».

В дальнейшем он пытался ещё несколько раз отложить раздел товара. Однако честный предприниматель сумел настоять на своём и забрал свою долю. Затем, прихватив благовония и гирлянды, он отправился навестить Учителя и, выразив ему своё почтение, сел подле него. Тут Саттха поинтересовался, когда же тот купец вернулся домой.

— Две недели назад, Наставник, — был ответ.
— Тогда почему ты столь долго откладывал визит к Будде?

Торговец рассказал, как было дело.

На это Благословенный заметил:

— Партнёр твой столь хитёр и изворотлив не только в этом воплощении, он и раньше был таким.

И тут, по просьбе своего гостя, Почитаемый в мирах поведал о былом.

Много лет тому назад, во времена правления в Бенаресе царя Брахмадатты, Бодхисаттва воплотился в этом мире сыном человека, служившего в королевском суде. Когда Бодхисаттва вырос, он был назначен Главным судьёй.

В то время жили два друга-торговца: один — из деревни, другой — из города. Однажды торговец-сельчанин отдал на хранение торговцу-горожанину пятьсот отвальных лемехов для плуга. Тот их втайне продал, деньги присвоил себе, а на месте, где они хранились, разбросал мышиный помёт. Вскоре приехал торговец-сельчанин и потребовал назад свой товар.

— Мыши их съели целиком и полностью! — заявил мошенник и в доказательство указал на мышиный помёт.
— Хорошо, пусть будет так, — ответил его друг, — что тут поделаешь, если мыши всё съели?

Когда пришло время купания, торговец-сельчанин взял с собой на реку сына своего жуликоватого друга, но вместо водных процедур отвёл его в дом другого друга, где и спрятал мальчика во внутренней комнате, наказав всем домашним не выпускать его оттуда. Сам же он помылся и отправился в дом своего горе-партнёра.

— Где мой сын? — спросил тот.
— Дорогой друг, — ответил сообразительный торговец, — я взял его с собой купаться и оставил на берегу реки; когда я погрузился в воду, прилетел ястреб, схватил твоего сына своими когтями и взмыл в воздух. Я хлопал по воде, кричал, стараясь изо всех сил заставить его отпустить мальчика, но всё было тщетно.
— Враньё! — закричал мошенник. — Никакой ястреб не удержит ребёнка.
— Пусть так, дорогой друг, но если происходит то, что кажется маловероятным, я тут ни при чём. Как уже было сказано, твоего сына унёс ястреб.

На это мошенник начал осыпать друга оскорблениями:

«Ах ты, негодяй! Убийца! Я пойду в суд и тебя заставят предстать перед судьёй!» С этими словами он удалился.

Торговец-сельчанин только всего и произнёс:

«Как тебе будет угодно», — и отправился в суд.

В зале суда мошенник обратился к Бодхисаттве с такими словами:

— Ваша честь, этот человек отвёл моего сына на реку купаться, а потом заявил, что его унёс ястреб. Рассуди нас!
— Скажи правду, — обратился Бодхисаттва к сельчанину.
— Всё так и было, Ваша честь, — ответил тот, — я взял мальчика с собой, и ястреб его унёс.
— Что это за ястреб такой, что может поднять ребёнка?
— Почтенный судья, — обратился в свою очередь сельчанин, — ответь мне на вопрос. Если ястреб не может унести мальчика в небо, могут ли мыши съесть плужные лемехи, сделанные из железа?
— Что ты имеешь ввиду?
— Ваша честь, я отдал на хранение этому человеку пятьсот плужных лемехов. Он же сказал мне, что их сгрызли мыши, и в доказательство предъявил мышиный помёт. Почтенный судья, если мыши могут съесть плужный лемех, сделанный из железа, то и ястреб может унести мальчика; но если мыши не в состоянии этого сделать, то и ни один ястреб не сможет справиться с мальчиком. Этот человек говорит, что мыши съели мои плужные лемехи. Каков будет твой вердикт? Лемехи съедены или нет? Либо оба невероятных случая — правда, либо оба — ложь. Рассуди нас!

«Он, должно быть, решил бороться с обманщиком его собственным оружием, — подумал Бодхисаттва. — Умно!»

И тут Почитаемый в мирах произнёс следующие два четверостишия:

Обманщик обманут — баш на баш!
Попался, который кусался!
Мышам по вкусу лемехи, а ястребам под стать —
С мальчишкой в лапах в небо улетать!

Жулик облапошен — зуб за зуб!
Оплата той же монетой!
Вердикт простой: обманутому тобой —
Как только лемехи вернёшь, так сразу сына обретёшь!

Так и случилось. Потерявший сына обрёл его вновь, потерявший плужные лемехи получил их назад. После этого оба торговца перевоплотились, и каждый получил по своим заслугам.

Когда Учитель закончил повествование, он соотнёс перерождения, истолкованные в Джатаке, так:

— Жулик и его сообразительный друг перевоплотились точно так же, а я сам был Верховным судьёй.

Это интересно
Джатака о мошеннике

Словами: "И притворялся другом, и был сладкоречив..." - Учитель - он жил тогда в Джетаване - начал рассказ о мошеннике. "Во времена стародавние, когда на бенаресском престоле восседал царь Брахмадатта, неподалёку от одной деревушки жил отъявленный мошенник, укрывшийся под личиной длинноволосого отшельника.