Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о Вакханакхе

Дома в миру уютны...» — эту историю о Родже из Маллы Учитель рассказал в Джетаване.

Человек этот был мирянином, другом Ананды, старшего монаха. Однажды Ананда получает от Роджи приглашение навестить его, прощается с Учителем и отправляется к другу. Роджа угощает гостя всевозможными яствами и, усевшись рядом, заводит с ним приятную беседу. Он предлагает Ананде поселиться в своем доме, искушая его пятью каналами, через которые человек получает наслаждения.

— Ананда, друг мой, в моём доме есть большие запасы всего, что нужно для жизни; еще я владею значительным поголовьем скота. Я всё разделю пополам и отдам тебе половину; только давай жить вместе в одном доме!

На что Ананда рассказывает своему другу о страданиях, неизбежных последствиях желаний; затем встаёт со своего места и возвращается в монастырь.

В монастыре Учитель спрашивает его, встретился ли он с Роджей, и получает ответ: «Да».

— Что он тебе сказал?

— Наставник, Роджа предложил мне вернуться к мирской жизни; в ответ я объяснил ему, какие страдания влекут за собой желания и мирская жизнь.

На это Будда замечает:

— Ананда, уже не в первый раз Роджа из Маллы приглашает монахов вернуться к мирской жизни; он делал то же самое и раньше.

Далее по просьбе Ананды Благословенный повествует о былом.

— Давным-давно, когда Брахмадатта был царём Бенареса, Бодхисаттва воплотился в семье брахманов, в некоем торговом городе. Достигнув совершеннолетия, он стал аскетом и долгое время жил в Гималаях.

Однажды Бодхисаттва отправился в Бенарес, чтобы купить соль и приправы, остановился в царских владениях неподалёку, а на следующий день пришёл в город. Некий местный богач, обрадованный появлением аскета, пригласил его к себе домой, накормил и, получив обещание пожить у него, поселил гостя в саду и заботился о его нуждах. Вскоре между ними зародилась дружба.

День за днём привязанность и любовь богача к Бодхисаттве росла, и он задумался:

— Жизнь аскета безрадостна и уныла. Уговорю-ка я моего друга Вакханакху отречься от монашества, разделю с ним всё свое богатство пополам, половину отдам ему, и мы оба будем жить вместе.

И вот однажды, когда трапеза подошла к концу, богач ласково обратился к своему другу:

— Дорогой Вакханакха, несчастлива и некомфортна жизнь аскета; гораздо приятней жить в доме. Оставайся, давай вместе наслаждаться этой жизнью, как нам заблагорассудится.

С этими словами он произнёс первую строфу:

Дома в миру уютны,
Полны богатства, вдоволь продовольствия;
Наешься досыта ты мяса,
Пируй в своё удовольствие!

Выслушав друга, Бодхисаттва, ответил ему так:

— Добрый человек, по невежеству своему ты стал неуёмным в желаниях и называешь жизнь домохозяина достойной, а жизнь аскета жалкой; послушай меня, я расскажу тебе, насколько пагубна жизнь домохозяина.

И тут он произнёс вторую строфу:

Домовладелец покоя не знает,
Он лжёт и ловчит, вред другим причиняет;
Грехов слишком много, чтобы всё искупить.
Кому же захочется в доме сём жить?

С этими словами Будда рассказал о пороках, причиной которых может служить жизнь домохозяина, и вновь удалился в сад.

Когда Учитель закончил повествование, он соотнёс перерождения, истолкованные в Джатаке, так:

— Роджа из Маллы был тогда бенаресским купцом, а аскетом Вакханакхой был я сам.

Это интересно
Джатака о хозяине дома

"Обоих не могу простить..." Эту историю Учитель, находясь в Джетаване, рассказал об одном тоскующем бхикшу. "За женщинами уследить невозможно, - сказал Учитель, - так или иначе они сумеют согрешить и обмануть своих мужей". И он рассказал историю о прошлом. Однажды, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, бодхисаттва возродился в стране Каши в семье одного домовладельца, а когда вырос, сам стал...