«Для дел неправедных не существует...» — эту историю о порицании неблагих деяний Учитель рассказал в роще Джеты. Обстоятельства, при которых произошли события, изложенные в данной джатаке, будут представлены в Одиннадцатой книге в джатаке «О воде» (№459). Вкратце дело было так.
Пятьсот монахов, проживавших в Джетаване, среди ночи затеяли спор о чувственных удовольствиях. Нужно заметить, что Учитель, обладая божественным зрением, очень тщательно присматривал за практиками, всей душой радея за них, оберегая так же тщательно, как человек, лишившись одного глаза, бережёт оставшийся, как отец бережёт единственного сына, а як — свой хвост. И то, как под покровом ночи, подобно разбойникам, крадущимся в царские покои, монахи беседовали о мирских наслаждениях, не могло остаться незамеченным для Благословенного. Выглянув из своей благоуханной кельи, он позвал Ананду и велел ему собрать монахов в той части монастыря, которую Анатхапиндика вымостил золотыми монетами, уложенными вплотную, и приготовить для него там сидение у дверей благоуханной кельи. Ананда выполнил всё, как было сказано, и тогда Почитаемый в мирах, заняв своё место, обратился к монахам:
— Монахи, мудрецы прошлого отлично знали, что неправедные деяния невозможно скрыть, и потому старались воздерживаться от пороков.
Далее Почитаемый в мирах рассказал о былом.
— Давным-давно, когда Бенаресом правил Брахмадатта, Бодхисаттва родился в семье брахмана. Достигнув совершеннолетия, он поступил в обучение к знаменитейшему учителю своего города и был назначен старостой класса из пятисот учеников. Тем временем у учителя подросла дочь, девушка была на выданье. И он рассудил так: «Я испытаю добродетель этих юношей и тому, кто превзойдёт всех, отдам свою дочь в жёны».
И вот однажды он обратился к ученикам:
— Друзья, у меня есть взрослая дочь, и я намерен выдать её замуж, но по такому случаю потребуются дорогие одежды и украшения. Пойдите и украдите то, что я вам назвал, но сделайте это втайне от своих товарищей, никто не должен застать вас за воровством. Только в этом случае я приму украденное.
Ученики согласились:
— Хорошо, учитель.
И с того самого момента они тайно воровали одежды и украшения и приносили ему. Учитель складывал принесённое каждым учеником отдельно. И только один Бодхисаттва даже и не попытался ничего украсть.
Учитель обратился к нему со словами:
— Ты, друг мой, ничего мне не принёс.
— Так и есть, Учитель, — был ответ.
— Объясни почему, друг мой.
— Вы не принимаете ничего, что не украдено втайне от других. Но мне представляется, что не существует тайны для неправедных деяний.
И чтобы пояснить свою мысль, он произнёс следующие две гатхи:
Для дел неправедных не существует потайного места,
То, что глупец считает тайной, прекрасно видят духи леса.
Когда поблизости нет ни души,
Не думай, что порочные дела не могут быть известны;
Не обольщайся, есть на свете я —
Тот, кто везде, кто видит всё и вся.
Учитель остался доволен словами Бодхисаттвы и сказал:
— Друг, мой дом — полная чаша, моей единственной целью было выдать дочь за добродетельного человека, поэтому я и устроил эту проверку. Среди всех моих учеников только ты достоин руки моей дочери.
Затем он нарядил свою дочь в свадебные одеяния и украшения и отдал её в жёны Бодхисаттве, а другим ученикам сказал:
— Заберите обратно всё, что принесли.
Затем Будда добавил:
— Вот так, братья-монахи, порочные ученики из-за своей нечестности не смогли получить в жёны завидную невесту, в то время как мудрый юноша благодаря добродетельному поведению был вознаграждён по заслугам.
И в состоянии полного пробуждения Учитель произнёс третью и четвёртую гатхи:
Дуджжачча, Суджжачча, Нанда и Сукхаваддхита,
Вадджжа и Аддхувасила, лишились невесты, сбившись с пути;
А брахман, чтя Дхарму, совершенный во всём,
Приобрёл своей доблестью невесту в свой дом.
Завершив наставление, Учитель провозгласил Истины, услышав которые, пятьсот монахов стали архатами, и ещё он соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— В те дни Шарипутра был Учителем, нашедшим добродетельного мужа для своей дочери, а тем самым мудрым учеником был я сам.
«Ты хорошо нас веселила...» — эту историю о болтливых и легкомысленных братьях- монахах Учитель рассказал в Пуббараме. Братья эти проживали на нижнем этаже монастыря, тогда как Благословенный пребывал прямо над ними на верхнем этаже. Монахи имели привычку громко обсуждать всё, что видели и слышали, — другими словами, вели пустые разговоры, что считалось недопустимым среди практиков. При этом их...