Озерный Край Западного Тибета и новый маршрут Коры вокруг Кайлаша

автор статьи - Алексей Перчуков,  путешественник и бизнесмен, практикует разные системы оздоровления, ежегодно совершает паломничество по святым местам Тибета. В этой статье Алексей рассказал о своем недавнем путешествии в Западный Тибет, новых маршрутах и впечатлениях. А также поделился информацией об особенностях прохождения Коры вокруг Кайлаша в год Лошади (2014 год).


монастырь-дангро.jpgТибет сентябрь 2014.
Это была моя вторая поездка в Тибет в этом году.
Отчет о первой июльской поездке мною уже написан.
Мои тибетские партнеры говорили мне, что июль - самое трудное время, и что когда ты приедешь в сентябре, все будет спокойно и хорошо.
Но наступил сентябрь, а легче не стало, военные формирования как были, так и остались, кроме того, китайская администрация запретила Нанди Кору, Кору Кхандо Салам, а также любые отклонения от тропы внешней Коры.
И у меня перед поездкой все как-то тоже шло не очень гладко.
Возвращаясь из Индии за три недели до выезда в Тибет, я серьезно травмировал себе ногу.
И было достаточно сильное ощущение, что вторая поездка в год Лошади будет лишней.
Но у меня были группы, которые надо было сопровождать, поэтому пришлось ехать в Тибет с  костылем вместо трекинговой  палки…
Настроения не было никакого. На ступню было настолько больно наступать, что не было речи о том, чтобы надеть горные ботинки, и я совсем не понимал, как в таком состоянии можно идти на Кхандро Салам или Нанди Кору, да еще в условиях запрета данных маршрутов.
Единственное, что придавало мне оптимизм, это моя вера в Шиву и личную связь с Кайласом. Я чувствовал, что последние годы эта связь становилась только сильнее, и теоретически дорога на Кайлас не могла быть для меня закрыта!
Слишком много мне было уже открыто и показано, чтобы так просто, без каких-либо явных нарушений моей дхармы, так банально наказать меня.
Данная ситуация для меня так же была и своеобразной  проверкой правильности моего образа жизни. Если все, что я практикую, более менее правильно, то  запланированные мною Коры должны в любом случае состоятся. Если же есть принципиальные расхождения с задачами моего воплощения, то придется, как в первый раз, за три дня ползти внешнюю Кору на костылях))

Первые 10 дней тура по Тибету проходили фактически в джипе, поэтому я очень сильно надеялся, что все ушибы заживут и что все, что мне положено, я пройду.

Практически, так все и произошло!

Ниже привожу нашу программу, со своими комментариями.
Данные места практически не посещаются западными туристами, поэтому о них, в принципе, очень мало информации.  
Маршрут по священной для бонпо территориям горы Тарго и озера Дангра, которые лежат в тибетском округе Накцанг.  Это паломничество - одно из немногих, которое по-настоящему¬ исследует северное плоскогорье Чангтанга. Часть маршрута приходится на северную часть великого хребта Ньенчен Тангла - водосборного бассейна реки Тсангпо, который фактически отделяет необитаемые долины одной из великих рек Тибета от Чангтанга.  Такое уникальное сочетание одного из самых крупных озер Тибета с великолепием высокого снежного хребта превращает эту область в одно из самых грандиозных мест в стране. Здесь лежит неведомая для посторонних глаз территория. В этом регионе большое изобилие диких животных и растений. Озеро Дангра - одна из самых удаленных в стране твердынь бонпо. Благодаря крайней изолированности района здесь до сих пор сохранились обычаи и жизненный уклад добуддийской религии бонпо, даже несмотря на разрушительные действия культурной революции.  Вблизи озера, под сенью горы Тарго, стоят несколько монастырей бонпо. С ними связаны несколько пещерных обителей, которые до сих пор используются аскетами. Один из самых крупных и значимых монастырей бонпо, Седжик Гомпа, находится на южной оконечности озера Дангра. В этом крайне уединенном убежище до сих пор проживает около 10 монахов. Недалеко находится прославленный Кьюнг Дзонг, бывший дворец царя Шангшунга - страны (включая озеро Дангра и некоторые области Чангтанга), откуда берет начало религия бон. Интересно то, что в этом регионе одновременно сосуществуют две самые ранние религии Тибета (Бон и Ньингмапа).

Огромное спасибо Сергею Балалаеву за помощь в составлении маршрута по Тибетскому озерному краю.

Первый день: короткая акклиматизация в Лхасе ночь в Лхасе 3600м

Второй день: Посещение в Тсурпу резиденции Кармапы - высота 4500м, ночь в Лхасе
3600м
tsurpa.jpg

Третий день: Переезд в Ладзе через Шигадзе. 3600м-4000м-4500м
Очень долгая дорога! Средняя скорость на участке Лхаса-Шигадзе 40 км/ч, везде камеры и чек-поинты. Дорога от Лхассы до Шигадзе занимает около 7 часов. От Шигадзе до Ладзе около 3х часов.
Из-за нескольких крупных аварий появились новые правила: нельзя выезжать из крупных городов автобусам раньше 8-00 утра и перевозить туристов в темное время суток после 21-00.
В Ладзе есть нормальный отель с электричеством и горячей водой.

Четвертый день: Ладзе-озеро Донгра- Умбо 4500м-5200м-4500м
Очень долгий переезд с 7-00 до 22-00. Дзангдзанг в 10-00, Седжинг Гомпа 16-00, дорога водоль озера с юга на север около 4 часов.
 С основной трассы в Дзанг дзанг едем на север. Наша цель - монастырь Седжиг Гомпа и священная гора Тарго.

тарго.jpg
                                      
Кора на джипах вокруг священного озера Донгра.
Дангра - это самое большое и самое священное озеро в центральном Бьянг Тханге . По мифологии бон, именно в озере Дангра обитает благодетельница Дангра Гьялмо, проявление Матери-Вселенной. В устной традиции Дангра Гьялмо - это основная охранительница плодовитости земли и домашнего скота и, несмотря на многочисленных бонских богинь, ни одна из них не почитается так, как защитница основных жизненных концепций Дангра Гьялмо

озеро дангро.jpg
 
Ночь в гесте Умбо. Гестхауз с электричеством.

Пятый день: Переезд Умбо-Сочен- Грядзе 4600м-4300м
Умбо-Сочен около 6 часов, Сочен-Грядзе переезд около 5 часов.
Завершение Коры вокруг озера Донгра, переезд в Сочен по долине, расположенной между озерами Таши и Донгра.
В этих долинах рядом со священными озерами очень сильные и древние энергии, гораздо древнее и сильнее, чем на озере Байкал.
В 65 км на запад от Дангра Юмтсо находится еще одно большое соленое озеро Таши Намтсо (Небесное Озеро Разноцветных Гор). Таши Намтсо носит такое название из-за окружающих его четырех разноцветных гор. В буддийской мифологии эти четыре горы, называемые Гьялчен Ри Дзи, использовались знаменитым тантрическим мастером VIII века Гуру Ринпоче для сковывания дьяволицы озера. Однако, в более древней мифологии бон Гьялчен Ри Дзи - это слуги богини озера Прати Ралсигма.
 
tashi.jpg

В Сочене расположен монастырь Кагью. Очень интересный настоятель, есть возможность получить передачу мантр и посвящение.
Ночь в Грядзе. Достаточно приличные гестхаузы.

Шестой день: Грядзе-Джунгта-Али 4300м-4500-4100м
Грядзе-Джунгта переезд около 5 часов.
По дороге есть 2 интересных монастыря
Рядом с Джунгтой в 18 км есть монастырь Шанг Лукшанг, который, как считается, построил Падмасабхава. Там же расположена пещера, где он медитировал.

монаст-джунгта.jpg 

В 8 км от Тсаки есть монастырь  Карма Кагью.

кагь.jpg
 
Али столица западного Тибета. Крупный город.

Седьмой день: Радиальный выезд на экскурсию в Руток.
Озеро, остров с птицами, по дороге древние петроглифы
Ночь Али.

Восьмой день: Переезд в Цапаранг, по дороге пещерные города Дунгар и Пайанг.
Ночь в Цапаранг 3600м  
гуге.jpg
 

Девятый день: Ночь в палатках в Долине Гаруды. 4000м
Традиционная ночь в Шашунге, я всегда останавливаюсь там перед Корой для лучшей синхронизации с энергиями Кайласа.

Десятый день: Священная земля Тритапури и начало Коры в 15-00.
Ночь у второго монастыря 4900м.

Очередные инновации:
Когда я был в Дарчене в июле, потеры стоили 150 юаней в день, сейчас же нас ждал неприятный сюрприз. Цены на потеров начинались от 500 юаней в день. С большим трудом через друзей в Дарчене удалось найти несколько человек за 400 юаней в день.

Одиннадцатый день: Осеннее равноденствие! Кора Кхандро Салам.
В августе и сентябре китайская администрация официально запретила Нанди-кору, Кхандро Салам кору, а также посещение монастырей Серлунг и Гьяндрок.
Поэтому на Кору пришлось идти одному, без потеров.
Выйти я решил затемно (7-00).
Время я немного не рассчитал, в 8-00 уже было очень светло.
Кора Кхандро Салам, на мой взгляд, самая тяжелая из всех Кор. Я так до сих пор не разработал алгоритма самостоятельного подъема на перевал.
Предыдущие несколько лет я поднимался справа от ледника, но подъем этот всегда был связан преодолением вертикальных стенок, что опасно и очень неприятно!!!
А главное, одному практически невозможно.
В июле этого года мне удалось забраться на перевал «в лоб», по снегу.
Но сейчас меня ждало разочарование: из-за теплой погоды «в лоб» забраться на перевал не было возможности, так как это был сплошной лед.
Я решил попробовать на этот раз обойти ледник слева.
Подъем не был очень сложным, но возникла проблема с выходом на перевал. Острые выступы, ступеньки вблизи оказались очень большими.  Я никак не мог закончить подъем. Особенно сильно ограничивала подвижность травмированная нога.
кхандро салам.jpg 
После часа безуспешных попыток выйти на перевал я понял, что дела мои совсем не важны.
Природное упрямство не давало мне вернуться назад, но логика говорила, что подняться по этой стороне я не смогу.
А спускаться вниз и затем подниматься по правой стороне ледника, одному было нереально.
 Обидно было до слез. Распластавшись на вертикальной стенке, на высоте метров 50 над землей, я стал просить Шиву не бросать меня. Я искренне верю, что пользуюсь его благословением во всем, что связано с исследованиями вокруг Кайласа, иначе мне не удалось бы забраться одному на восточное плечо, саркофаг Нанди и побывать во многих других труднодоступных местах.
Перед каждой поездкой я совершаю ягьи, посвященные Шиве.
И чудо не заставило себя ждать. Буквально через 10 минут меня кто-то окликнул сверху.
Я увидел двух пожилых тибетцев, которые кидали мне веревку для преодоления последнего вертикального участка.
С помощью этих «ангелов» я завершил подъем на гору и потом вышел на перевал.
ангелы.jpg 
Погода была замечательная, светило солнце, на небе было ни облачка.
Я  совершил подношение Шиве на перевале, поблагодарил его за помощь и благополучно начал спуск.
перевал.jpg 
Дорога назад прошла очень легко. Около 18-00 я был в Дарчене.
Здесь опять же нас ждало неприятное нововведение: муниципальным автобусам военные запретили забирать паломников от конца ущелья. Автобус можно было вызвать к КПП, которое расположено, почти у самого Дарчена.
       
Двенадцатый день: Исследование Симметричной долины.
Как я писал в июльском отчете, мне наконец-то удалось добраться до Симметричной долины. Ее исследование я оставил на сентябрь. Сначала мы планировали поход туда практически всей группой, но после Коры остался всего один желающий продолжить исследование окрестностей Кайласа.
Я не предполагал, что данный поход будет сложным и долгим, поэтому вышли мы около11 часов. До входа в долину мы добрались примерно за 3 часа. И здесь мой приятель захотел вернуться назад.
Для меня это был знак: будет новое серьезное исследование. Мне Кайлас никогда не давал попутчиков для нахождения новых маршрутов. Каждый раз, открывая что-то новое, я шел один и даже без потеров. Здесь был именно такой случай!!!
Вход в саму долину занял час. И еще около 2х часов занял подход к противоположной стороне восточного зеркала.
сим-дол.jpg   
Добравшись до ледника, я неожиданно понял, что от него есть технически несложный подъем, на последний, непокоренный мною перевал: юго-восточное плечо Кайласа.
kailash-888.jpg                                 
Но время было против меня. Я понимал, что скоро стемнеет, а путь назад занимал около 6 часов.
Над перевалом в виде облака неожиданно появился трезубец Шивы, который трансформировался в образ, который показал мне правильность, выбранного мною пути.
символ.jpg 
У меня в голове созрел очень красивый план: забраться на перевал, спуститься с него к саркофагу Нанди и через второй перевал Серлунг вернуться в Дарчен.
  пер-серл.jpg                                     
Этим я мог бы убить сразу двух зайцев: прошел бы традиционную Внутреннюю (Нанди) Кору и существенно сократил бы дорогу до Дарчена.
Подъем на перевал занял около часа, но на вершине меня ждало разочарование: очевидного спуска вниз к Нанди не было!!! Может быть он и был, интуиция мне говорит, что он обязан быть!!! Но для этого надо было рисковать, спускаться вниз до середины плеча, искать следующий участок спуска, и в случае неудачи, подниматься назад и потом делать это еще несколько раз, а до заката оставался наверно час.
обрат-стор-перев.jpg 
Я решил ограничиться промежуточным вариантом и пошел по гребню плеча в сторону Дарчена в надежде все-таки увидеть подходящую дорогу к Нанди.
Пройдя по гребню около 500м, я не увидел ничего похожего на спуск и поэтому начал движение назад в Симметричную долину.
Когда я добрался до дна долины, на небе уже были звезды. Слава Богу, у меня был слабенький фонарик, который позволял хотя бы видеть, куда я ставлю ногу.
Дорога до Дарчена заняла около 7 часов. В отель я вернулся в 4 утра. Я настолько устал, что даже красивое звездное небо с млечным путем совсем не радовало взгляд.
Хоть мне и не удалось спуститься к Нанди, но я чувствую, что сделал очень, очень важный шаг к разработке маршрута настоящей Коры, через все плечи Кайласа, с касанием всех четырех лиц.
С перевала Кхандро Салам, должен быть проход в Симметричную Долину, а из нее к саркофагу Нанди на перевал Серлунг с последующим подходом к трону Шивы и малому Кайласу.

В следующем году я обязательно найду этот спуск. Общепринятая внешняя Кора проходит далеко от Кайласа и не затрагивает ни одного плеча священной горы. Моя же цель сделать маршрут, который проходит через все плечи и лица Кайласа, причем не используя альпинистское снаряжение. Симметричная долина является ключом к этому маршруту. Мне показалось, что из нее есть возможность прохода как к Нанди и Южному лицу, так и к Кхандро Салам с выходом к Восточному, Северному и Западному лицам.
Через Симметричную долину можно выйти к любому лицу Кайласа, минуя полицейские палатки и посты военных.

Многие спрашивают меня, как мне удается так быстро ходить Коры и с легкостью проходить в труднодоступные места, куда порой уже не один десяток лет, не ступала нога европейца. Ответ очень простой: пост и молитва.
Регулярные голодовки, аскетические практики и поклонение Шиве превратили абсолютно тупиковую на первый взгляд ситуацию с травмированной ногой  и с ограниченной подвижностью в новые уникальные открытия и достижения, о которых я даже не мог и мечтать в начале своего пути к Кайласу. Вера на самом деле творит чудеса, и мне это было очень хорошо показано. Ом наме Шивая!!!
Второй часто задаваемый вопрос: Как я придумываю маршруты?
Они рождаются в голове за несколько дней до приезда в Дарчен. Наиболее часто это происходит в долине Гаруды. Именно там мне пришла мысль о необходимости подняться на саркофаг Нанди и восточное плечо Кайласа, несмотря на то, что каждый местный гид скажет, что это невозможно.  

Небольшие дополнения:
О чем еще так же хочется написать. Несмотря на то, что набор высоты произошел достаточно резко, вся группа практически не испытывала на себе горную болезнь.
Я никогда за эти 7 лет так легко не ходил по горам. Практически не было никаких признаков горняшки. Ни разу не болела голова.
Вероятнее всего, это было результатом нахождения в энергии священных озер. 

Другие статьи Алексея об паломничествах в Тибет, а также об опыте сухого голодания, вы можете посмотреть в этом разделе

Информация о регулярных турах в Тибет - в этом разделе