Содержание
- Введение: о Концепции Общественной Безопасности и уровнях войны
- Шестой приоритет: силовое оружие и физическое уничтожение
- Пятый приоритет: оружие геноцида и подрыв здоровья нации
- Четвёртый приоритет: экономическое давление и долговая кабала
- Третий приоритет: идеологическое оружие и искажение фактов
- Второй приоритет: хронологическое оружие и фальсификация истории
- Первый приоритет: мировоззренческое оружие и формирование картины мира
Введение: о Концепции Общественной Безопасности и уровнях войны
Войны сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Эволюция общества порождает иллюзию, будто мир становится цивилизованнее, а любое насилие — это пережиток первобытности. Однако такой взгляд весьма поверхностен. Противостояние различных сил происходит постоянно, лишь перемещаясь из одной сферы в другую. Война с артобстрелами и бомбёжками — это только видимая часть глобального конфликта.
Классическая война, в привычном её понимании, действительно во многом устарела и сегодня проявляется на карте мира лишь локально и эпизодически. Но это не означает отсутствия борьбы на других, более тонких уровнях. Согласно Концепции Общественной Безопасности (КОБ), таких уровней воздействия, или приоритетов обобщённых средств управления, выделяется шесть.
Что такое Концепция Общественной Безопасности?
Концепция Общественной Безопасности (КОБ) — это система взглядов, предлагающая анализ эволюции человечества с философской, социальной, психологической, экономической, политической и иных позиций. Разработка КОБ началась в 1987 году инициативной группой, известной как Внутренний Предиктор СССР (ВП СССР). Группа занималась сбором и изучением информации о развитии общества, методах управления им, формах межгосударственной и межнациональной борьбы, а также способах воздействия на человеческую психику.
Одним из ключевых направлений КОБ стало исследование методов так называемого «оружия геноцида» и бесструктурного управления обществом (управление, при котором цели достигаются не через прямые команды и структуры, а через создание таких условий и информационного поля, когда управляемые объекты «добровольно» движутся в нужном направлении). КОБ выделяет шесть приоритетов обобщённых средств управления, которые могут использоваться как для конструктивного развития, так и для ведения войн. Рассмотрим эти шесть уровней, начиная с наиболее явных и грубых, переходя к самым скрытым и тонким.
Шестой приоритет: силовое оружие и физическое уничтожение
Это самый древний и грубый уровень ведения войны, известный с незапамятных времён. Методы уничтожения противника совершенствовались, росли масштабы и число жертв, но суть оставалась прежней: ликвидировать как можно больше людей в борьбе за ресурсы, жизненное пространство, идеи, власть или религию.
В современном мире, во многом подконтрольном транснациональным корпорациям, такая форма войны считается неэффективной и убыточной. Разрушать территорию противника и превращать её в выжженную землю невыгодно. Более того, уничтожать самого противника также нецелесообразно, ведь войны сегодня ведутся преимущественно за расширение рынков сбыта. Если уничтожить население вражеской страны, кто будет потреблять товары и услуги?
В эпоху религиозных и идеологических войн такой подход был оправдан, так как главной целью было истребление тех, у кого, например, «Бог неправильный» или иные убеждения. Но времена крестовых походов прошли. Сегодня, даже если война начинается под предлогом борьбы с иноверцами или инакомыслящими, основной задачей чаще всего остаётся экономическая экспансия. Следовательно, превращать территорию противника в руины с помощью систем залпового огня вроде «Градов» экономически невыгодно.
Пятый приоритет: оружие геноцида и подрыв здоровья нации
На этом уровне грохот орудий стихает из-за малой эффективности и экономических потерь от прямых боевых действий, как отмечалось выше. Подчинение противника происходит тоньше — через изменение его культурно-нравственных ценностей и подрыв генофонда. Это то, что в КОБ называют «оружием геноцида».
Механизмы воздействия на здоровье и сознание
Во всём цивилизованном мире запрещено ведение боевых действий с использованием отравляющих веществ. Ни одна страна, считающая себя цивилизованной, не станет применять химическое оружие против вражеских солдат. Однако поставки в страну потенциального противника алкоголя, табака и других наркотических веществ формально не запрещены.
Просто наполнить полки магазинов этими товарами недостаточно. Здравомыслящий человек не станет добровольно платить за отравление собственного организма. Здесь в игру вступают средства массовой информации (СМИ), которые мягко и ненавязчиво внушают, что курение — это лишь способ расслабиться, а алкоголь — едва ли не пищевой продукт, необходимый для полноценной жизни.
Долгосрочные последствия для генофонда
Разумеется, взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением, столкнувшись с такой пропагандой, скорее всего, отнесётся к ней скептически. Однако целевой аудиторией подобного контента часто становятся дети и подростки. Им можно внушить практически любые идеи, если красочно представить употребление алкоголя, табака и деструктивное поведение как атрибуты «взрослой», «самостоятельной» и «независимой» жизни. А какой ребёнок не стремится казаться взрослым?
Таким образом, пятый приоритет ориентирован в значительной мере на будущие поколения. Проплаченные СМИ формируют у молодёжи определённые установки, а распространение алкоголя, табака и других наркотиков подрывает генофонд нации. Впрочем, воздействовать деструктивным контентом можно не только на молодёжь.
Как утверждал Йозеф Геббельс, рейхсминистр пропаганды нацистской Германии:
Ложь, повторённая тысячу раз, становится правдой.
Йозеф Геббельс (приписывается)
Даже если взрослому человеку, имеющему чёткие представления о добре и зле, ежедневно внушать обратное, со временем его убеждения могут пошатнуться — вода камень точит. Пятый приоритет оказывается более эффективным и экономически выгодным, чем предыдущий: уничтожение противника не только не несёт убытков, но и позволяет зарабатывать, а сам противник при этом зачастую пребывает в иллюзии, что саморазрушение — его «личное дело» и «осознанный выбор».
Четвёртый приоритет: экономическое давление и долговая кабала
Пьяным народом проще управлять.
Екатерина II (приписывается)
Однако у такого народа резко падает производительность труда, так что это палка о двух концах. На помощь приходит ещё более тонкий уровень ведения войны — экономический.
Формирование общества потребления
Чтобы этот метод сработал, в первую очередь необходимо заставить человека потреблять как можно больше. Если задуматься, для полноценной жизни человеку нужно не так уж много. Например, диетологи утверждают, что оптимальный объём одного приёма пищи для человека умещается в его сложенных ладонях. Представьте, если бы все следовали этому правилу — пищевые корпорации обанкротились бы за пару месяцев.
Поэтому первоочередная задача — воспитать «идеального потребителя». Это достигается с помощью рекламы — как явной, так и скрытой. С явной рекламой знакомы все, но скрытая гораздо опаснее. Она не уговаривает купить конкретный продукт, а навязывает определённый образ жизни как норму.
Например, в обществе культивируется идея, что человек без дорогого смартфона, стоящего несколько его зарплат, — неудачник, отставший от жизни. Если такая мысль становится доминирующей, рекламировать сами смартфоны уже не нужно. Люди будут покупать их, чтобы не чувствовать себя аутсайдерами. Противостоять такому «зомбированию» и постоянному давлению со стороны окружения способны немногие.
Кредитная зависимость как инструмент управления
Итак, человеку внушили множество искусственных желаний и стремлений. Дальше всё происходит почти автоматически. Навязанные желания в большинстве случаев не соответствуют финансовым возможностям человека. И тут ему «заботливо» предлагают решение: взять кредит. Оглянитесь вокруг: скорее всего, многие из ваших знакомых выплачивают какой-либо кредит.
Почему так происходит? Почему человеку часто не хватает даже внушительной зарплаты? Потому что, как говорится, «аппетит приходит во время еды», а точнее — под влиянием непрерывной рекламы. Сталкивались ли вы с ситуацией, когда доходы кого-то из вашего окружения резко возрастали, порой в десятки раз? Заметьте: часто уже через пару месяцев такой человек снова жалуется на нехватку денег.
Так работает экономический метод управления: человеку постоянно навязывают новые желания и лжепотребности, чтобы он всё время ощущал острую нехватку финансов. Такого человека легче вогнать в кредитное рабство. Эта схема действует и в глобальных масштабах: целые государства загоняют в долги, а затем диктуют им свои условия.
Третий приоритет: идеологическое оружие и искажение фактов
Самым мощным оружием информационной войны является ложная интерпретация фактов. Простой пример — распространённое мнение, что «коньяк расширяет сосуды». Это утверждение является полуправдой и часто используется для оправдания употребления алкоголя. Действительно, небольшие дозы алкоголя могут кратковременно расширять некоторые сосуды, однако за этим следует их сужение, порой более сильное, чем исходное состояние. Регулярное же употребление алкоголя наносит серьёзный вред сердечно-сосудистой системе и всему организму. При этом умалчивается о колоссальном вреде алкоголя.
Манипуляция информацией на примере мифов
Это типичный случай манипуляции: чтобы продвинуть нечто деструктивное, выискивают один сомнительный или незначительный «плюс», раздувают его до вселенских масштабов, а многочисленные минусы замалчивают. Ключевую роль в этом процессе играют СМИ. Пример с коньяком — лишь один из многих. Система работает на гораздо более сложных уровнях.
Роль СМИ в формировании искажённой реальности
В мире постоянно происходят различные события. Возьмём простой пример: две противоборствующие стороны в каком-либо конфликте — вооружённом, идеологическом или религиозном. Происходит некое событие, прямо или косвенно затрагивающее обе стороны. Если ознакомиться с тем, как это событие освещается одной стороной, а затем — другой, может возникнуть ощущение, будто речь идёт о двух разных событиях, произошедших в параллельных вселенных.
Именно так и работает фактологический (или идеологический) метод управления: через искажённую интерпретацию фактов осуществляется масштабный обман.
Второй приоритет: хронологическое оружие и фальсификация истории
Прошлое можно изменять. Нет, машину времени пока не изобрели. Однако в определённом смысле переписывание истории — это и есть своего рода машина времени, позволяющая менять прошлое целых народов.
Переписывание прошлого как метод управления будущим
Задумайтесь, каким будет представление о Великой Отечественной войне, скажем, через 300 лет? А много ли мы знаем об Отечественной войне 1812 года? Большинство имеет о ней лишь самые общие, зачастую поверхностные, сведения. Если найдутся силы, желающие изменить отношение общества к войне 1812 года, они смогут это сделать относительно легко, так как у многих из нас знания об этом периоде весьма скудны. Это ещё один метод управления обществом — через манипуляцию его исторической памятью.
Уроки романа «1984» Джорджа Оруэлла
Этот метод управления обществом прекрасно описан в антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Книга рекомендуется к прочтению, чтобы понять, насколько масштабно и бессовестно можно искажать правду и как легко убедить людей в самой невероятной лжи. Если кому-то это кажется чистой фантастикой, попробуйте спросить у современных детей что-либо значимое об истории их страны. Конечно, бывают приятные исключения, но в большинстве случаев ответы могут неприятно удивить.
Подобно тому, как дерево не может жить без корней, так и народ, лишённый своего прошлого, не имеет будущего. Светлое будущее открывается лишь тем, кто помнит и чтит свою историю. В качестве яркого примера представьте человека, полностью потерявшего память. Такой человек становится беспомощным и дезориентированным. То же самое происходит и с народом, которого лишили исторической памяти.
Первый приоритет: мировоззренческое оружие и формирование картины мира
Мы подошли к самому важному. Какой же метод управления обществом наиболее эффективен и одновременно наиболее опасен? Это первый, мировоззренческий, приоритет.
Мировоззрение как основа всех уровней управления
По сути, этот метод является фундаментом для всех остальных. Изменение мировоззрения человека — это база для применения всех описанных выше методик. Чтобы успешно использовать другие приоритеты, необходимо так или иначе скорректировать картину мира тех, кем управляют. Например:
- чтобы развязать войну, нужно «разогреть» взаимную ненависть;
- чтобы заставить людей травить себя алкоголем и табаком, следует внушить им, что это нормально или даже престижно;
- чтобы подсадить их на кредиты, необходимо навязать ложные желания и стремления.
А ложная интерпретация фактов и «переписывание» истории — это и есть прямые методики коррекции мировоззрения.
Информационные войны в современном мире
Третье тысячелетие — эпоха информационных технологий. Большинство из нас практически круглосуточно находятся в потоке разнообразной информации. И эта информация, хотим мы того или нет, формирует наше мировоззрение. Да, определённый уровень осознанности позволяет сохранять некоторую степень независимости, но нельзя утверждать, что информационное воздействие не влияет на нас вовсе.
В эпоху информационных технологий главная война идёт не на полях сражений, а в умах людей. Каждый, кто подвергся атаке деструктивной информации, становится, выражаясь военным жаргоном, «трёхсотым» (раненым, то есть повреждённым информационно). Тот же, кто поверил этой информации и встроил её в своё мировоззрение, превращается в «двухсотого» (убитого, то есть потерявшего способность к адекватному восприятию реальности, духовно сломленного).
Посмотрите вокруг:
- сколько таких «двухсотых» рядом с нами, которым внушили, что алкоголь и табак — это чуть ли не продукты питания, а отказ от них — «впадение в крайность»?
- сколько тех, кому внушили, что потребление товаров и услуг — единственная достойная цель в жизни?
- сколько тех, кто считает альтруизм едва ли не психическим расстройством, а потребительство — нормой для «современного» человека?
Важность критического мышления и осознанности
Можно ли утверждать, что эти люди сами сделали свой выбор? С таким же успехом можно говорить, что ребёнок, с детства наблюдавший, как родители регулярно употребляют алкоголь, сделал свой «осознанный выбор» в пользу аналогичного образа жизни. Если человеку с ранних лет твердить, что «дважды два — пять», переубедить его будет крайне сложно. Более того, если взрослому человеку, точно знающему, что дважды два — четыре, все вокруг будут настойчиво доказывать, что «дважды два — пять», он, в конце концов, может в это поверить.
Об этом очень красноречиво сказал Джордж Оруэлл в своём романе:
Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре. Если дозволено это, всё остальное отсюда следует.
Джордж Оруэлл, 1984
Здравомыслие, критическое мышление и осознанность — наше самое мощное оружие в противостоянии всем шести методам управления. Если вы твёрдо знаете, что дважды два — четыре, и убедились в этом на собственном опыте, то убедить вас в обратном будет чрезвычайно трудно.
Примечание. Данный текст излагает концепции, представленные в рамках Концепции Общественной Безопасности (КОБ). Терминология и классификация приоритетов специфичны для этой доктрины и могут не совпадать с общепринятыми научными или социологическими теориями.
Широко распространено мнение, что деньги могут сделать человека счастливым. Нет, никто не спорит, что финансы способны решить многие проблемы, да и вообще – без денег в современном мире и вовсе не прожить. Но вот утверждение, что за деньги можно купить счастье – весьма и весьма спорное. Почему? Попробуем разобраться, опираясь лишь на логику и факты.