Опыт випассаны (ретрит "Погружение в тишину", ноябрь 2015)

спокойствие, тишина
Вопрос: Есть ли жизнь после випассаны?
Ответ: Есть… и она только начинается.


Первое, что пришло в голову на 10-й день практики: хорошо, но мало, ведь всё только начинается. Жизнь разграничилась: до випассаны и после. Випассана стала рубежом, после которого многие опосредованные знания превратились в непосредственный опыт. Випассана стала своеобразным алхимическим котлом, где воедино спаялись знания и опыт прошлых жизней, настоящее восприятие себя, высокие откровения, физические страдания и боль.

Спаялись, чтобы образовать новую субстанцию, новое ощущение себя. В чем новизна? В том, что появилась более отчетливая дистанция между личностью (тем, что в йоге называют «не-я»), и позицией наблюдателя более высокой пробы. Яснее стали видны омрачения и страсти.

Особые впечатления дало прикосновение к прошлым жизням. У меня естественно возникал вопрос: где же критерии истинного видения своих прошлых жизней с одной стороны, и глюков сознания, игры воображения и фантазий с другой?

Критерии сложились как-то сами собой, в ходе ежедневных практик медитаций. Главным здесь стало не участие ума в этом процессе, и возникшее внутреннее, необусловленное знание о том, что это правда. Знание не вербальное (скорее интуитивное), за пределами логики. Впечатление, что открылся некий канал, по которому шурует и сбрасывается огромный поток информации, ответов на вопросы и переживаний. Ответы приходили моментально, не «задерживаясь», зачастую предвосхищая вопрос. Обычно в играх воображения и фантазиях всегда бывает задержка на обдумывание, включение ассоциаций и подтасовку.

Другим доказательством было то, что ответы давались в совершенно не свойственной для моей личности манере (стилистика, фразеология, тон), как будто другим человеком.

И последним, окончательным звеном послужило то, что сведения из прошлых и настоящего воплощений сошлись как пазлы в общей картине странствия души из жизни в жизнь.

Нечто незримое, но сущее появилось в моём восприятии себя, чего не было ранее. Появилось четвёртое измерение – время.

Ощущение пространства времени позади себя. Ощущение объемности (3D) существования, вместо прежнего плоскостного восприятия бытия. Как будто раньше ты был 2-х мерным плоским картонным человечком, а стал объемным, как шар. Ощущение связи с прошлым не прекращалось на протяжении всей практики; сохраняется оно и сейчас, тонкой, явственно ощутимой связующей нитью. Следуя за ней, неожиданно входишь в состояние ВСЕвременья, или, точнее сказать, БЕЗвременья. Это когда поток времени замирает, и оказываешься вне его, вне прошлого и будущего, просто здесь и сейчас. В такие моменты приходит ощущение того, что все твои прошлые и настоящие воплощения существуют одновременно в одном моменте. И само время – лишь великая иллюзия ума.

Теперь несколько шаблонных штампов о випассане, которые подтвердились моим личным опытом.

     1. Минздрав рекомендует: випассана полезна для здоровья :). На 7-й день отработки кармы с ногами и спиной почти перестало болеть колено, которое сорвал два года назад слишком усердным подходом к падмасане. И спустя 2-3 недели после курса нога опять стала потихоньку заползать в лотос.

     2. Випассана накапливает энергию. Усталость в первые дни от непривычного режима длительного сидения и выхода кармы, в дальнейшем сменилась приливом энергии, и в сознании, и в теле. Источник энергии, помимо пранаямы, исходил из разрушающейся в процессе медитации жесткой структуры привычек и представлений ума. Энергии действительно высвобождается много, и здесь главное не пустить её по привычному руслу сброса через нижние чакры. Заряд держится еще несколько дней после ретрита, и затем постепенно сдувается, если не поддерживать его ежедневной практикой медитации.

     3. Випассана тренирует сильную концентрацию. Эффективность всего, что мы совершаем в духовной практике и по жизни в целом, зависит от способности концентрироваться. Випассана тренирует это качество двояким образом. Пассивным, успокаивая колебания ума и тела путем особого режима ретрита ( лишения (депривации) чрезмерной двигательной активности и чувственных впечатлений), а также изживанием кармы на коврике для медитаций. И активным образом, путём приложения усилий к удержанию внимания на дыхании и образах.

     4. Випассана увеличивает осознанность. Один из итогов набора энергии, это усиление осознанности и позиции наблюдателя, возможности увидеть малейшие проявления «ложного я» (эго) со стороны. Осознанность, иначе называемая в техниках випассаны памятованием, по сути – постоянное удержание внимания на объекте. Чистое свидетельствование того, что есть, без концепций и реакций, без оценки и суждений.

Ум – великий комбинатор, и великий хамелеон. Он приспосабливается и выживает как таракан на подводной лодке. Даже уловки-ловушки для ума в виде счета дыхания во время медитации, он благополучно обходит. «Надо считать?», говорит ум, «Хорошо, без проблем». И быстро осваивая счет, продолжает его на «автомате» на заднем плане сознания. А на переднем одновременно транслирует очередную порцию сериалов из мыслей и чувств.

Ты нагружаешь его еще одной порцией уловок, другой, третьей… И каждый раз он говорит: «Хорошо, без проблем». В конце концов ум устаёт, и мыслительно-чувственная буря стихает. Как быть? Здесь, как в анекдоте, есть два способа: один платный, другой – бесплатный.

Бесплатный – просто ждать и терпеливо продолжать изматывать ум очередными уловками, пока он не выдохнется и не успокоится. Платный – осознанное внимание, прилагаемое к самому процессу дыхания, счёту и т.п. Т.е. дхарана – по сути приложение усилий на удержании осознанного внимания на объекте концентрации.

     5. Випассана открывает каналы информации. Как только высвобождается даже незначительное количество энергии, начинают срабатывать и включаться энергозависимые механизмы в тонком теле. В том числе начинают улавливаться информационные потоки внутри и вовне нас, принося идеи и озарения. Короче, творческий план включается по полной программе.

Если же подвести краткий итог опыту, полученному от практики випассаны, то можно выделить три основных момента:

1. Видение реактивной природы эго-ума.
2. Видение единства своего бытия из жизни в жизнь.
3. Видение того, что прикладывание усилий в процессе практики приводит к результату.

Всё вышесказанное, наверное, хорошо для отдельно взятого индивидуума. Но какая польза от всего этого миру? На что тратить всё это добро, полученное за время ретрита? Как ответ, из отдалённых уголков сознания стали проступать образы двух шаров. Один – непрозрачный, слабо мерцающий, с едва уловимым свечением, как бы свернутым внутрь себя. И другой шар – чистый, прозрачный, сияющий, излучающий во все стороны.

Под одним подпись – эгоизм, деградация и смерть. Под другим подпись – альтруизм, созидание и развитие. Есть над чем подумать… .

Андрей и Галина Солдатенко