Ретрит-випассана "Погружение в тишину". Отзыв участника

Ретрит-випассана "Погружение в тишину". Отзыв участника
Итак, ретрит завершен, я уже полностью погрузился в обычный круговорот повседневности. Пора и проанализировать это, уже ставшее достоянием былого - девятидневное чудо. Тем более что отзывы о ретрите чаще исходят от молодых, но уже продвинутых йогов. А я, напротив, по паспорту вроде бы как не совсем молодой, да и продвинутым себя считать, оснований пока нет. Пока еще.

Полагаю, уместным немного рассказать о себе. В прошлом - активный спортсмен-любитель, природа люб (рыбак и турист). Отслужил в армии 21 год. Достигший для своего социального слоя достаточно высокого уровня (человек с преобладающей раджастической гуной). Из столь нравившегося мне 2-этажного коттеджа на природе перебрался в однушку в городе и оказался в одиночестве, которое переходило в дикую тоску, особенно по выходным. К алкоголю, который считается на бытовом уровне средством самоуспокоения, я и раньше не тянулся, и после длительного периода мучительных поисков жизнь меня подвела к йоге. Со свойственным мне азартом я активно, но очень поверхностно вошел в йогу. Достаточно сказать, что в течение только первого года вхождения в йогу я прошел 10-12 различных курсов по одному из направлений йоги, представленному в нашей стране. Через год мне, не способному даже сидеть по-турецки (тогда я думал из-за нескольких значимых травм и операций на ногах, теперь понимаю, что по причине высокой апана-вайю и кармы) дали статус учителя. Преподавал иногда по 5 дней в неделю (и это не считая основной работы и подработок по специальности), учился сам и учил других. Свое продвижение оценивал, как медленное, малоэффективное. Много читал, много думал, всегда искал возможность пообщаться с уже продвинутыми людьми. В целом, крепко держась основного русла, применял и оценивал различные методики и техники. Благодаря изучению эзотерической литературы и трезвой оценке качества и особенностей подачи йоги в том течении, к которому я примкнул, росло понимание единственно верного пути, данного Патанджали в его «Йога-сутрах». Именно под этим углом рассматривал все то, что я читал и узнавал. По мере углубления в предмет, прочувствовав отдельные его аспекты не умом, а телом и душой, возрастало неприятие предлагаемого индусами течения йоги, нестыковки которого даже в базовых понятиях Ямы-Ниямы не поддавались маскировке. Занимался, читал, думал, преподавал, искал. Нашел (кто ищет – тот всегда найдет). Не хочется славословить в адрес Андрея Вербы, его роль и значение могут понять те, кому это дано, но его видео лекции меня крайне заинтересовали не только все проникновением ЗДРАВОГО СМЫСЛА, но и четким представлением о нашей славянской значимости и роли, и соответственно, отсутствием пресмыкания перед каким-нибудь индусским гуру. Так я оказался на ретрите. Сразу же скажу, что тонкого опыта я не получил, не смог долго сидеть с прямой спиной. Но получил большое удовольствие от ретрита, убедился в верности выбора Пути, приобщился к новым для себя, но уходящими своими корнями вглубь тысячелетий йогическим техникам. А также мне было приятно, что практиковал хатха-йогу наравне с молодыми, молчал 9 суток, находился в удивительном месте, в мощном энергетическом поле единомышленников. Поэтому результатами ретрита более чем доволен.

Однако вернемся к обсуждению проблемы возраста. Согласно одной из классификаций, возраст подразделяется таким образом: 18-29 лет - молодой, 30-44 – зрелый; 45-59 - средний; 60-74 – пожилой; 75-89 – старческий. Лица, достигшие 90-летнего возраста, считаются долгожителями. Как и все классификации, эта классификация весьма условна и не является общепризнанной. Некоторые геронтологи считают, что верхняя граница зрелости и начало старости варьируют в диапазонах от 55 - 60 и даже 75 лет. Но не будем заморачиваться по такому малозначимому поводу, так как, помимо вышеизложенного подхода к возрастной тематике, имеется и другой. А именно, по мере продвижения по жизни весьма часто отмечается диссоциация между хронологическим (паспортным), физическим (биологическим) и психологическим возрастом. К примеру, в 35-летнем возрасте (а это в среднем по популяции – начало уменьшения мозгового кровотока, доходящее к 55-летнему возрасту до двух кратного) можно выглядеть физически и идентифицировать себя психологически молодым, а можно уже стать физическим и психологическим стариком. Весьма радостно, что энтузиасты йоги и выглядят и чувствуют себя моложе своих сверстников. В то же время, занимаясь йогой, надо быть в курсе возрастных особенностей тела и личности и уметь пользоваться преимуществами, обходя угрозы и дефицит.
Начнем с психологии: «Хочешь жить долго – поставь себе цель за пределами жизни». Наличие значимой цели в жизни - продвижение по духовному пути, дарит радость творчества, постижение новых граней бытия, неподверженность воздействию бытовых стереотипов в основном негативного оттенка. Это небезосновательное ощущение себя молодым и здоровым, всевозрастающий интерес к реальной, а не деформированной обществом и СМИ жизни. Все это чудесным образом переплетаясь, и усиливая друг друга, дает тот эффект, что просто называется - радость от жизни.

Создание и поддержание с помощью йоги здорового тела, которое моложе своих паспортных данных, с добавлением психологической уверенности одновременно дает ощущение здоровья и, соответственно, повышенных физических возможностей.
Теперь поговорим о физиологических и морфологических (телесных) аспектах зрелого возраста и, самое главное, о подходе к ним с позиций здравомыслия. В целом, для зрелого возраста характерно медленно прогрессирующее снижение основных показателей физического и умственного потенциала при, увы, приросте массы тела, частоты дыхания и уровня кровяного давления. Поэтому в практиках должен превалировать подход с постепенным приростом нагрузок, плавным приобщением к новым техникам и, особенно осторожным внедрением сложных асан и пранаям. Нажитая мудрость позволит учесть все тонкие детали практик, минимизируя время вхождения в них, и даст возможность обойти стороной травмы и перегрузки.

Что же дал мне ретрит?
1. Ранее не испытанную потребность в ежедневных практиках при отчетливом приросте осознанности их выполнения.
2. Стал меньше говорить.
3. Усилилась вера в правильности выбранного Пути.
4.  Легко дается ранний предрассветный подъем, что привело к увеличению экспозиции утренних практик.
5.  Возросла трудоспособность.
Буду рад, если мой скромный опыт кому-то окажется полезным.

Преподаватель йоги Виктор Чесноков.