Измени себя — изменится Мир вокруг

Асаны: полный гайд по позам йоги от экспертов. История, польза, виды

Отгадайте загадку: где можно за полтора часа успеть почувствовать себя журавлём, черепахой, лягушкой, мудрецом Васиштхой и богом Натараджей?

Ответ очевиден — на занятии по йоге.

В нашем сознании прочно закрепился образ: одна поза плавно перетекает в другую под равномерное дыхание и расслабляющую музыку. Словно па изящного танца. Словно череда маленьких перерождений от состояния к состоянию.

Когда вы говорите «Я занимаюсь йогой» — собеседник, скорее всего, представляет, как вы выкручиваете тело на специальном коврике в разные причудливые и далеко не всегда удобные позы со странными названиями.

Действительно, сегодня йога стала практически синонимом практики асан (санскр. आसन, āsana — ‘поза’, ‘положение тела’). Причём чем эффектнее поза, тем йогистее считается её исполнитель.

Однако не прошло и сотни лет с тех пор, как бренд «йога» стал одним из самых крупных маркетинговых успехов современного мира. За это время позы йоги из ярмарочной потехи превратились в мощный инструмент, который обещает практикующим:

  • улучшение физического состояния;
  • душевное благополучие и релаксацию;
  • терапию нарушенной осанки;
  • укрепление здоровья и хороший сон;
  • долголетие и идеальный вес;
  • личностный рост, счастье и любовь.

А для особо продвинутых — даже достижение просветления, пусть и на современный лад. С другой стороны «прилавка» позы йоги и их последовательности — это объект франчайзинга, авторских прав и продукт, приносящий доход.

Рано или поздно каждый вдумчивый практик начинает подозревать, что замысловатые позы, с которыми так прочно ассоциируется сегодняшняя йога, никогда не были основным аспектом большинства традиций. Исключение составляют, конечно, позы для медитации.

Так почему же «стать в позу» вдруг стало модным? Что общего у современных классов йоги с аутентичной традицией древних мудрецов? И соответствуют ли определения асан из древних трактатов сегодняшним реалиям? Давайте разберёмся.

Асана в древних текстах: что говорят первоисточники

Ни в «Йога-сутрах» Патанджали, ни в Упанишадах, ни в текстах натхов вы не найдёте развёрнутых описаний отстройки асан или комплексов для похудения и детокса. Древние тексты рассматривали асану не как самоцель, а как инструмент для достижения более высоких состояний сознания.

  • В самом авторитетном трактате «Йога-сутры» Патанджали (создан, по разным оценкам, между II веком до н. э. и IV веком н. э.) асане посвящён всего один афоризм. В нём говорится, что поза для медитации должна быть «стхира сукхам асанам» (sthira sukham asanam), то есть устойчивой и удобной. Это состояние достигается через прекращение усилия и сосредоточение на бесконечном, что помогает практикующему преодолеть воздействие «парных противоположностей» (например, жары и холода, боли и удовольствия).
  • В трактате XIII века «Горакша-самхита», приписываемом Горакхнатху, говорится: «Овладением этой йогой достигается познание истины». Но прежде чем приступить к медитации, ученик должен очистить тело.

Постоянно разрушается тело, как распадается в воде необожжённый кувшин. Обожги тело в огне Йоги и так соверши его очищение.

Горакша-самхита

В этой системе асана, наряду с шаткармами (шестью очистительными техниками) и мудрами, — это лишь первый, подготовительный этап, который дарует силу и стойкость для более серьёзных практик.

В древних текстах асана является не целью, а средством для достижения более высоких состояний сознания

В комментариях современных мастеров к каноническому труду Сватмарамы «Хатха-йога-прадипика» (XV век) также подчёркивается первоочередное, но не ключевое значение асан:

Асана представляет собой первую часть хатха-йоги. Это специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры.

Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананда Сарасвати

Сама хатха-йога определяется как «процесс, посредством которого происходит очищение тела и приобретение контроля над ним за счёт реструктуризации пранических потоков». Прана (prāṇa) — это фундаментальное понятие в йоге, означающее жизненную энергию или дыхание жизни.

Самоконтроль и самодисциплина должны начинаться с тела. Это намного легче. Асана — это дисциплина. Посидите в падмасане (позе лотоса) в течение 15 минут. Это самодисциплина. Почему вы сначала сражаетесь с умом? У вас нет сил сражаться с умом, и всё же вы сражаетесь с ним, тем самым создавая мысленный шаблон враждебности по отношению к самому себе.

Комментарии к «Хатха-йога-прадипике»

Эту же мысль развивает и Б. К. С. Айенгар в «Йога-дипике», предлагая влиять на ум через тело:

Работа над собой в асане открывает море способов исследовать свои внутренние возможности… Реализовать божественное экзистенциальное предназначение можно только с помощью воплощённого инструмента Души — бренного тела из плоти и крови.

Б. К. С. Айенгар, «Йога-дипика»

Как видим, в классической традиции с асаны практика лишь начинается. Однако в трактовке многих современных школ на этом этапе она, к сожалению, и застревает.

История асан: как появились сотни современных поз

Кто придумал йогу? Некоторые традиции приписывают её создание богу Шиве. Однако в «Шива-самхите», тексте, дарованном людям самим основателем йоги, подробно описываются лишь четыре основные позы из 84 лучших. Остальные, видимо, были придуманы людьми.

Практики Средневековья обходились весьма ограниченным набором поз:

  • В «Хатха-йога-прадипике» Свами Сватмарама перечисляет 15 асан.
  • Примерно 200 лет спустя в «Гхеранда-самхите» мудрец Гхеранда описывает уже 32 позы, которые «можно использовать людям в этом мире».

Настоящий асана-бум начался совсем недавно — с XX века. Если до 1920-х годов тема асан практически отсутствовала в популярных руководствах, то уже в 1966 году Б. К. С. Айенгар в своей книге «Йога-дипика» подробно комментирует 200 поз. А в 1983 году Дхарма Митра создаёт знаменитый плакат с 908 асанами! По его же словам, «даже сегодня десятки новых поз каждый год создают истинные йоги всего мира».

Да, вы не ослышались. Подавляющее большинство современных асан, особенно позы стоя, — это результат исторического процесса и творчества вполне конкретных авторов, живших в XX веке.

Трансформация йоги: от маргиналов до поп-культуры

Йога стала доступнее. Теперь не обязательно читать первоисточники, чтобы считать себя практиком. Достаточно выложить в социальную сеть эффектное фото своего тела, закрученного в сложную позу, чтобы гордо именовать себя «йогом».

Но так было не всегда. В Средние века понятие «йог» включало не только высокоморальных брахманов, но и факиров, бродячих артистов, акробатов и даже наёмников-аскетов. Ортодоксальные индуисты скорее презирали таких «йогов», которые развлекали толпу на ярмарках, демонстрируя причудливые позы и акробатические трюки.

На рубеже XIX–XX веков Свами Вивекананда, стремясь повысить престиж йоги на Западе и в самой Индии, сознательно «вычистил» из неё всё, что ассоциировалось с уличными акробатами, включая хатха-йогу с её акцентом на теле. По иронии судьбы сам Вивекананда умер в 39 лет, но при этом подчёркивал важность физической силы:

Как вы будете бороться с умом, если телосложение не будет сильным?.. Сначала постройте ваше телосложение. Только тогда вы сможете получить контроль над умом...

Свами Вивекананда

Он даже утверждал, что играть в футбол полезнее для духовного роста, чем просто изучать «Бхагавад-гиту», так как сильное тело — основа для сильного духа.

Современная йога – это результат экспериментов, нововведений и межкультурных заимствований

Западный след: как европейская гимнастика повлияла на йогу

В то же время в Европе и Америке набирал обороты культ физического совершенства. Сила и мощь стали новыми ценностями, а лозунг «в здоровом теле — здоровый дух» — их оправданием. Эта волна докатилась и до Британской Индии.

Широкую популярность приобрели авторские гимнастики (системы Линга, Мюллера, Буха), бодибилдинг Евгения Сандова и деятельность YMCA (Ассоциации молодых христиан), продвигавшей ценности здорового тела. Любопытно, что многие упражнения из этих систем практически неотличимы от современных асан. Например, ардха чандрасана (поза полумесяца) была стандартным элементом в западной физической культуре задолго до её включения в практику йоги.

Как пишет исследователь Марк Синглтон в своей книге «Тело йоги», практически все стоячие позы современной йоги — это дополнение XX века, возникшее в результате диалога между индийской традицией и европейскими гимнастическими системами. То, что мы сегодня знаем как «йогу», — это во многом продукт экспериментов, инноваций и межкультурных заимствований.

Зачастую фитнес-практики получали новую жизнь, когда их называли волшебным словом «йога».

Национальные герои и рождение силовой йоги

Интерес к физической культуре совпал с ростом национально-освободительного движения в Индии. Физическая сила стала восприниматься как способ противостоять колонизаторам. Появились свои герои-культуристы, которые вдохновляли соотечественников:

  • Гулам Мухаммад (Гама Великий) — легендарный борец, не потерпевший ни одного поражения за 50-летнюю карьеру.
  • Профессор Рамамурти — силач, демонстрировавший феноменальные способности, которые, по его словам, он развил с помощью асан и пранаям.
  • Б. К. Гхош — младший брат Парамахансы Йогананды, бодибилдер, создавший систему, объединившую асаны и техники мышечного контроля.

Именно в этой среде зародился комплекс Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу). Изначально он был придуман как метод бодибилдинга и лишь позднее интегрирован в практику йоги.

Кришнамачарья и его наследие

Ключевой фигурой в формировании современной йоги стал Тирумалай Кришнамачарья. Именно благодаря ему и его знаменитым ученикам — К. Паттабхи Джойсу, Б. К. С. Айенгару, Индре Деви — йога приобрела нынешнюю популярность.

Работая в Майсурском дворце, Кришнамачарья разработал динамичные последовательности асан (виньясы), которые легли в основу современных стилей, таких как аштанга-виньяса-йога и пауэр-йога. Его система была инновационной и во многом повторяла популярные тогда европейские формы физического воспитания.

Согласно официальной версии, Кришнамачарья основал свою систему на древнем тексте «Йога-куранта», который он якобы обнаружил в библиотеке, но который впоследствии был, по легенде, съеден муравьями. Проверить это утверждение сегодня невозможно.

Польза асан: от духовности до науки

Итак, зачем же миллионы людей по всему миру практикуют позы йоги? Причины можно разделить на три аспекта: энергетический, медицинский и духовный.

Энергетический аспект

Древние тексты утверждают, что асаны приносят:

  • устойчивость (стхайрья);
  • свободу от болезней (арогья);
  • лёгкость тела (ангалагхава).

Считается, что практика асан очищает и уравновешивает нади (nāḍī) — энергетические каналы, по которым течёт прана. Когда прана движется свободно, токсины удаляются из системы, тело становится гибким, а ум — спокойным. Это является обязательным условием для пробуждения энергии Кундалини и достижения высших состояний сознания, таких как самадхи (состояние просветления).

Современные исследования подтверждают благотворное влияние практики йоги на здоровье человека

Медицинский аспект: что говорит наука

Современная наука подтверждает многие полезные эффекты асан, хотя и объясняет их с точки зрения физиологии.

Вот лишь несколько научно доказанных фактов:

  • Здоровье сердца. Клинические исследования показывают, что регулярная практика йоги снижает уровень холестерина, нормализует кровяное давление и уменьшает риск сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Замедление старения. В 2008 году врач Дин Орниш экспериментально подтвердил, что занятия йогой повышают уровень теломеразы — фермента, отвечающего за долголетие клеток. У участников эксперимента, занимавшихся йогой по часу в день, уровень теломеразы вырос на 30% за три месяца.
  • Здоровье позвоночника. Наклоны, прогибы и скрутки противостоят деградации межпозвонковых дисков. Эти движения стимулируют питание дисков по принципу «губки»: при сжатии из них выходит отработанная жидкость, а при расслаблении они впитывают свежую, богатую питательными веществами.
  • Снижение стресса. Исследования Бостонского и Гарвардского университетов показали, что во время практики в мозгу повышается уровень ГАМК — нейротрансмиттера, который оказывает успокаивающее и антидепрессивное воздействие.
  • Борьба с остеопорозом. Асаны, в которых мышцы работают против силы тяжести, создают нагрузку на кости, стимулируя их укрепление и уплотнение.

Однако важно помнить, что, согласно классической традиции, лечебные свойства йоги — это лишь побочный продукт.

Главное назначение хатха-йоги — создание абсолютного баланса взаимодействия и процессов физического тела, ума и энергии… Если хатха-йога практикуется для других целей, её главное назначение теряется.

Комментарии к «Хатха-йога-прадипике»

Духовный аспект

Конечная цель йоги, как её описывал Патанджали, — это читта-вритти-ниродха (citta-vṛtti-nirodha), что переводится как ‘прекращение колебаний ума’. Асана — первый шаг на этом пути. Укрощая тело, мы учимся дисциплинировать ум. Удерживая позу, мы развиваем концентрацию и осознанность. Преодолевая физический дискомфорт, мы воспитываем в себе стойкость и принятие.

Таким образом, асана становится не просто гимнастикой, а формой медитации в движении, которая готовит нас к более глубоким практикам.

Классификация асан: какие бывают позы в йоге

Асаны можно классифицировать по типу исполнения и по характеру воздействия на тело.

Восемь типов исполнения

  • Сидячие: баддха конасана, дандасана, джану ширшасана, гомукхасана, навасана.
  • Лежачие: шавасана, шалабхасана, макарасана, супта падангуштхасана.
  • Стоячие: тадасана, триконасана, вирабхадрасана I и II, уткатасана.
  • Балансовые: врикшасана, гарудасана, натараджасана, вирабхадрасана III.
  • Перевёрнутые: ширшасана, сарвангасана, халасана, адхо мукха врикшасана (стойка на руках).
  • Скрутки: ардха матсиендрасана, паривритта триконасана, бхарадваджасана.
  • Прогибы: бхуджангасана, уштрасана, дханурасана, капотасана.
  • Наклоны: пашчимоттанасана, адхо мукха шванасана, прасарита падоттанасана.

Четыре типа воздействия

  • Растягивающие: воздействуют на мышцы передней или задней поверхности тела (например, пашчимоттанасана, бхуджангасана).
  • Скручивающие: воздействуют на косые мышцы и глубокие мышцы позвоночника (например, ардха матсиендрасана).
  • Перевёрнутые: все позы, в которых таз находится выше головы (например, сарвангасана, ширшасана).
  • Сдавливающие: создают локальное давление на определённые зоны тела и внутренние органы (например, маюрасана, карнапидасана).
Медитативные асаны служат основой, на которой строится дальнейшая практика йоги

Особый статус: позы для медитации

Медитативные асаны — это фундамент, на котором строится вся остальная практика. Их основная задача — обеспечить стабильное и удобное положение тела с прямым позвоночником, чтобы энергия могла беспрепятственно двигаться вверх.

Наиболее важными считаются:

  • Сиддхасана (совершенная поза). Считается одной из самых важных асан для медитации, так как она очищает 72 000 нади, стимулирует нижние чакры и перенаправляет прану вверх.
  • Падмасана (поза лотоса). Самая устойчивая из поз, общепризнанный символ йоги. Она успокаивает нервную систему и усиливает циркуляцию крови в области живота и поясницы. Подходить к её освоению следует с большой осторожностью, хорошо разогрев мышцы и связки, чтобы не повредить колени.
  • Сукхасана (удобная поза). Самый простой вариант — сесть по-турецки с прямой спиной. Эта поза доступна даже новичкам.
  • Ваджрасана (поза алмазной твёрдости). Сидя на пятках. Эта поза благотворно влияет на пищеварение, поэтому её рекомендуется выполнять после еды.

Советы для начинающих: с чего начать практику

Если вы дочитали до этого момента, то уже понимаете, что йога — это не просто набор упражнений. В классической восьмиступенчатой системе йоги Патанджали асаны — это лишь третья ступень. Ей предшествуют две первые:

  1. Яма — этические принципы взаимодействия с миром (ненасилие, правдивость, неворовство, сдержанность, нестяжательство).
  2. Нияма — принципы личной дисциплины (чистота, удовлетворённость, самодисциплина, самопознание, преданность высшему).

Нельзя перепрыгнуть на третий этаж, не построив фундамент. Начните с наблюдения за собой в повседневной жизни. Но и застревать только на физическом уровне не стоит. Впереди ещё пять ступеней: пранаяма (дыхательные практики), пратьяхара (отвлечение чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (просветление).

Заключение

Мы видим, что роль асан в йоге трансформировалась вместе с историей. Они прошли путь от инструмента для достижения сверхспособностей у воинов-аскетов и способа заработка у уличных циркачей до метода физического и национального возрождения Индии и, наконец, до элемента суперприбыльной глобальной индустрии здоровья.

Современная постуральная (ориентированная на позы) йога — во многом результат синтеза индийской ментальности и западного культа тела. То, что часто преподносится как тысячелетняя традиция, на самом деле является инновацией, которой нет и 100 лет.

Тем не менее, несмотря на споры об аутентичности, йога в её современной форме приносит неоспоримую пользу миллионам людей, подстраиваясь под нужды нашей эпохи и открывая каждому свой путь к гармонии тела, ума и духа.


Это интересно
Асаны для медитации: 6 медитативных поз йоги

Асаны для медитации представляют собой такие положения тела, которые позволяют практикующим сидеть в течение длительного периода времени неподвижно и без напряжения.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Так йога — это религия или просто фитнес?

Йога — это не религия, а философская система и практический метод самопознания. Её можно практиковать как вид физической активности для здоровья (подобно фитнесу), а можно — как глубокую духовную дисциплину. Выбор зависит от ваших целей. Современная йога многогранна и предлагает подходы для каждого.

2. Сколько всего существует асан и нужно ли стремиться освоить их все?

Древние тексты говорят о 84 основных асанах и символических 840 000 вариаций. Современные мастера создали более тысячи поз. Однако для полноценной практики и получения пользы для здоровья достаточно регулярно выполнять 20–30 базовых асан. Главное — не количество, а качество выполнения и регулярность.

3. Безопасно ли начинать заниматься йогой самостоятельно по видео из интернета?

Для знакомства видео могут быть полезны. Однако, чтобы избежать травм и заложить правильную основу, настоятельно рекомендуется начать заниматься под руководством квалифицированного инструктора. Он поможет отстроить базовые позы с учётом ваших индивидуальных особенностей и исправит ошибки, которые вы сами можете не заметить.

4. Что важнее в асане: идеальная форма или внутренние ощущения?

Для новичков важнее безопасность и базовые принципы отстройки, чтобы не навредить себе. По мере развития практики акцент смещается на внутренние ощущения: на дыхание, на работу мышц, на состояние ума. Идеальная внешняя форма — это не самоцель, а результат гармоничной внутренней работы и осознанности.

5. Почему многие позы йоги носят имена животных, мудрецов и богов?

Это древняя традиция. Названия в честь животных (бхуджангасана — поза кобры, гомукхасана — поза коровьей головы) часто отражают внешнее сходство или качества, которые эта поза развивает (гибкость, силу). Имена мудрецов (матсиендрасана, васиштхасана) увековечивают память великих учителей, которым приписывают создание этих асан.

Список использованной литературы

  1. Йога-сутры Патанджали.
  2. Гхеранда-самхита.
  3. Горакша-самхита.
  4. Сватмарама. Хатха-йога-прадипика.
  5. Айенгар, Б. К. С. Свет жизни: Йога / Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар.
  6. Броуд, У. Научная йога. Демистификация / Уильям Броуд.
  7. Синглтон, М. Тело йоги. Истоки современной постуральной практики / Марк Синглтон.