Содержание
Ваджрасаттва (санскр. Vajrasattva; тиб. Дордже Сэмпа) — бодхисаттва, иногда именуемый шестым дхьяни-буддой, является олицетворением принципа очищения.
Иконография Ваджрасаттвы
«Ваджрасаттва, белый, как снежная вершина, освещённая миллионом солнц», — фраза, обозначающая его безупречную чистоту. В правой руке он держит у сердца пятиконечную золотую ваджру, символизирующую нерушимость и сострадание, в левой руке — у бедра — серебряный дильбу (колокольчик), символ великой мудрости. Сострадание и мудрость — основная пара добродетелей, необходимых для достижения самореализации. Ваджрасаттва сидит, скрестив ноги в позе медитации (падмасана, поза лотоса) на распустившемся лотосе, поверх которого расположен плоский лунный диск, образующий трон Ваджрасаттвы. Он облачён в драгоценные украшения и шёлковые одежды.
Этимология имени Ваджрасаттвы
Буквально слово «Ваджрасаттва» переводится как «Алмазная Душа», «Душа Молнии», «Природа алмаза», «Алмазная природа», «Сила, подобная удару молнии», «Мощь грома», «Алмазный ум» или «Молниеносный ум». В тантрическом контексте значение указывает на обладателя нерушимого состояния сознания; другими словами, ваджра — это символ природы Будды.
Значение и польза практики мантры Ваджрасаттвы
Практика мантры Ваджрасаттвы способна очищать карму не только этого воплощения, но и многих других, нести умиротворение, облегчать страдания читающего или слушающего её, устранять духовные препятствия и в целом стать причиной просветления. Повторяя Стослоговую мантру 21 раз, мы не даём негативной карме расти и очищаем её. Мантра лечит многие хронические заболевания, очищает от таких вредных качеств, как злость, зависть, ненависть. Используется для подготовки сознания к более продвинутым техникам самосовершенствования.
Описание мантры Ваджрасаттвы в книге Калу Ринпоче
Мантру Ваджрасаттвы Калу Ринпоче так описал в своей книге «Самоцветное украшение разнообразных устных наставлений»: медитация Ваджрасаттвы — «это наиболее эффективная и наиболее замечательная практика очищения. Цель данной медитации состоит в том, чтобы очистить нас от всевозможных уровней заблуждения и запутанности в уме, всего негативного и отрицательных кармических структур, проявляющихся в результате этой запутанности и заблуждения».
Текст Стослоговой мантры Ваджрасаттвы на разных языках
В тибетском произношении: |
---|
OM BENZA SATO SAMAYA MANUPALAYA |
BENZA SATO TENOPA |
TITA DRI DO MEBHAWA |
SUTO KAYO MEBHAWA |
SUPO KAYO MEBHAWAANURAKTO MEBHAWA |
SARWA SIDDHI MEMTRAYATSA |
SARWA KARMA SUTSA METSI |
TAM SHRI YA KURU HUNG |
HA HA HA HA HO BHAGAWAN |
SARWA TATHAGATA BENZA MA ME MUNTSA |
BENZRI BHAWA MAHA SAMAYA SATO AH |
ОМ БЕН ДЗА СА ТО СА МА Я МА НУ ПА ЛА Я |
БЕН ДЗА СА ТО ТЭ НО ПА |
ТИ ТХА ДРИ ДХО МЕ БХА ВА |
СУ ТО КХА Ё МЕ БА ВА |
СУ ПО КХА Ё МЕ БХА ВА |
А НУ РАГ ТО МЕ БА ВА |
САР ВА СИ ДДХИ МЕМ ТА Я ЦА |
САР ВА КАР МА СУ ЦА МЕ ЦИ |
ТАМ ШРИ Я КУ РУ ХУНГ |
ХА ХА ХА ХА ХО БХА ГА ВАН |
САР ВА ТА ТХА ГА ТА БЕНДЗА МА МЕ МЮН ЦА |
БЕНДЗИ БХА ВА МА ХА СА МА Я СА ТО АХ |
Произношение на санскрите: |
---|
OM VAJRASATVA SAMAYA MANUPALAYA |
VAJRASATVA TVENOPA TISHTHA DIDHO ME BHAVA |
SUTOSHYO ME BHAVA |
SUPOSHYO ME BHAVA |
ANURAKTO ME BHAVA |
SARVA SIDDHIM ME PRAYACCHA |
SARVA KARMA SUCA ME |
CITTAM SHRE YA KURU HUM |
HA HA HA HA HO BHAGAVAN SARVA TATHAGATA |
VAJRA MA ME MUNCA |
VAJRI BHAVA MAHA SAMAYA SATVA A |
ОМ ВАДЖРА САТТВА САМАЯ МАНУПАЛАЯ |
ВАДЖРА САТТВА ТВЕНОПА |
ТИШТХА ДРИДХО ME БХАВА |
СУТОШЬЁ ME БХАВА |
СУПОШЬЁ ME БХАВА |
АНУРАКТО ME БХАВА |
САРВА СИДДХИМ ME ПРАЯЧЧХА |
САРВА КАРМА СУЧА ME |
ЧИТТАМ ШРЕ ЯМ КУРУ ХУМ |
ХА ХА ХА ХА ХО БХАГАВАН САРВА ТАТХАГАТА |
ВАДЖРА MA ME МУНЧА |
ВАДЖРИ БХАВА МАХА САМАЯ САТТВА А |
Om Benza Sato Hum |
ОМ БЕНЗА САТО ХУНГ |
oṃ vajra sattva hūṃ |
ОМ ВАДЖRA САТТВА ХУМ |
Перевод:
Ваджрасаттва, защити мои обязательства,
Ваджрасаттва, поддерживай меня,
Прошу, оставайся прочно со мной.
Сделай так, чтобы ты был мной доволен.
Всегда будь ко мне открыт.
Будь ко мне благосклонен.
Даруй мне осуществление всех достижений.
Сделай так, чтобы все мои действия были хорошими.
Пожалуйста, сделай так, чтобы мой ум был всегда добродетелен.
Просветлённый
Победитель, Достигший таковости,
Ваджрасаттва, не бросай меня — Имеющего великие обязательства.
(Перевод Батарова В.)
Значение слогов мантры
- «Ом» — усиливает все другие мантры. Символизирует тело, речь, ум произносящего её человека, а также тело, речь и ум Будды.
- «Хунг» — семенной слог, символизирующий изначальное осознавание.
- «Ха Ха Ха Ха Хо» символизируют пять видов изначального осознавания, или мудрости.
- «А» — означает отсутствие у феноменов свойственной им природы.
Необходимость очищения для духовного совершенствования
Методы совершенствования и преобразования не приведут к глубоким результатам, пока тело, речь и ум остаются загрязнёнными омрачениями, накопленными вследствие прошлых вредных физических, речевых и умственных действий. Чтобы достичь совершенства в духовной практике, необходимо не только избегать таких пагубных действий сейчас и в будущем, но также желательно очищать самих себя от всего негативного, что накопили на протяжении множества жизней. Практика Ваджрасаттвы — эффективный метод, рекомендуемый различными традициями буддизма.
Признаки очищения от порочных деяний
Признаки очищения от своих порочных деяний указаны в авторитетных писаниях: чувство физического подъёма, малая потребность во сне, крепкое здоровье, ясное мышление и яркие вспышки интуитивного озарения, которые будут сопутствовать вашей практике.
В завершение каждой медитации посвящайте заслугу от практики на благо всех существ.
О мантре Ваджрасаттвы от Дарьи Чудиной
Дарья Чудина — исполнительница мантр Клуба OUM.RU. Её голос, глубокий и наполненный, помогает слушателям погрузиться в атмосферу гармонии и духовного самопознания. В её исполнении мантры звучат особенно проникновенно и глубоко.
Многообразие произношений мантр
Вопросы произнесения мантр очень неоднозначны и интересны, особенно когда дело касается буддийских мантр. Интернет изобилует большим количеством вариаций произношения этих сакральных строк, в которых санскрит переплетается с тибетским. Задаваясь вопросом: «А как правильно?», мы можем получить самые разные и противоречивые ответы. Прослушивая различные версии исполнения знаменитой 100-слоговой мантры Ваджрасаттвы, я обнаружила, что в некоторых из них больше ста слогов.
Подход буддийских монахов к практике мантр
У буддийских монахов иной подход. Они считают, что практика мантр — это не математика. Как рассказали знающие друзья, последователей Учения Будды (и монахов, и лам) объединяет общий принцип — доверие Учителям: «Получили мантру — заучите её и читайте, а не считайте». Позитивный подход, согласитесь! В нём нет места сомнениям, есть вера и практика. Предлагаю последовать примеру буддийских монахов и сосредоточиться на образе Ваджрасаттвы, углубиться в понимании того, чьим именем названа 100-слоговая мантра.
Ваджрасаттва: Алмазная Душа и его атрибуты
Ваджрасаттва является одним из Будд, его имя переводят как «Алмазная Душа», «Несокрушимое Существо». Ваджра, то есть «алмаз», олицетворяет природу Будды, ведь пробуждённое сознание нерушимо. Это значит, что, обретая Просветление — понимание истинной природы всех явлений, — душа обретает фундамент мудрости, который не могут сломить чужие убеждения и сомнения. Алмаз является ярким и запоминающимся символом — это самый твёрдый из известных минералов, и именно такими должны быть наши стремления, воля, усердие — несокрушимыми.
Изображение Ваджрасаттвы можно узнать по характерным атрибутам: в правой руке он держит ваджру (сакральное оружие необычайной силы), в левой — колокольчик. Согласно легенде, Будда Шакьямуни, приняв ваджру из рук Царя богов Индры, трансформировал божественное оружие в изящный симметричный жезл. С тех пор ваджра напоминает последователям Дхармы Будды о необходимости победы над внутренними, а не внешними врагами. Неисчислимые желания, гнев, страсть, гордость, лень, нетерпение, страх, невежество — вот наши настоящие враги. А соединение двух атрибутов — ваджры и колокольчика — часто рассматривают как соединение сострадания и мудрости, искусной деятельности и пустоты, мужской и женской энергий.
Чаще всего Ваджрасаттву изображают с белоснежным цветом кожи, что является символом чистоты и свободы от любых загрязнений.
Смысл Стослоговой мантры Ваджрасаттвы
Смысл 100-слоговой мантры из книги Дуджома Ринпоче «Светильник, озаряющий путь к освобождению»:
Достойный наивысшей хвалы,
Ваджрасаттва! Между нами священная связь —
Неустанно храни её. О Ваджрасаттва,
Пребывай неизменно со мной.
Даруй мне совершенную удовлетворённость.
Приведи меня к полному созреванию.
Пусть не ослабнет твоя любовь ко мне.
Даруй мне все свершения-сиддхи.
Пусть все мои деяния
Осуществляются добродетельным умом.
hūṃ — семенной слог Ваджрасаттвы.
ha ha ha ha — слоги, обозначающие четыре безмерных качества1, четыре посвящения2, четыре радости3 и четыре каи4.
hoḥ — радостный смех.
О Победоносный, Добродетельный, Ушедший за Пределы5 — суть всех Татхагат,
Ты несокрушимая ваджра, не оставляй же меня.
Сделай меня держателем ваджры,
О великое существо самай6,
Да пребуду я с тобой нераздельно.
Шестислоговая мантра Ваджрасаттвы
Транслитерация шестислоговой мантры Ваджрасаттвы: |
---|
oṃ vajrasattva hūṃ |
Практика Ваджрасаттвы как очищение от неблагих действий
Дуджом Ринпоче говорит о практике Ваджрасаттвы как об очищении неблагих действий и омрачений. Он пишет: «Неблагие деяния можно очистить, если открыто их признать, раскаяться в них и оставить их позади, и если мы будем усердно применять эту технику, то легко сможем полностью очистить все свои неблагие деяния и нарушения обетов». Признание, раскаяние, оставление позади — все три этапа очень важны. Отсутствие признания ошибок не позволит нам проработать гордыню, отсутствие искреннего раскаяния может привести к повторному неблагому поступку в будущем. А если не оставить прошлое позади, чувство вины поглотит нас и нанесёт сильный вред здоровью — под укорами совести не выстоит ни психика, ни физическое тело, существо будет разрушать само себя. Поэтому прощение и оставление содеянного в прошлом — не менее важный этап, чем первые два.
Те, кто медитируют на Ваджрасаттве
«Тантра трёх строф об уме мудрости»
И повторяют его мантру,
Очистят все свои неблагие деяния
И станут такими же, как он сам.
Истинная цель практики мантры
Несмотря на то, что древние тексты обещают нам щедрые блага, обретаемые после многократного чтения мантры, не стоит привязываться к результату и превращать практику в корыстный расчёт. Сама по себе концентрация на Просветлённом существе — огромное благо, процесс, при котором утрачивается самость, эго, возрастает доверие Высшему. Практика повторения мантры ведёт к подъёму энергии, успокоению ума, ведь это один из инструментов йоги. А спокойный ум позволяет нам принимать взвешенные решения и сохранять гармонию в отношениях с окружающим миром. Силы Будд неизмеримы, и глубина нашего взаимодействия с этими силами будет зависеть от помыслов и стараний.
Пусть мантра Ваджрасаттвы раскроет в вас те самые нерушимые «алмазные» качества и поможет в обретении стойкости на пути взращивания Души нравственными победами.
Откройте новые грани своей души с помощью мантр!
Мантры — это не просто звуки, это ключи к глубокой трансформации и духовному росту. Погрузитесь в мир сакральных вибраций в исполнении Дарьи Чудиной и почувствуйте, как ваша жизнь наполняется новым смыслом.