Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Брахмачарья. Разные взгляды и мнения

Слушать аудиоверсию 0:00 / 17:28
Текст читает: Ксения Сморгунова

Когда приходит время осмыслить определённую информацию, в мою жизнь приходит новая тема для статьи. И я очень рада, что в этот раз мне пришлось рассмотреть вопрос одной из ступеней морально-этического кодекса йогов — Брахмачарьи. Как оказалось, тема весьма разносторонняя и очень важная. Пришло время переосмыслить понимание этого принципа Ямы прежде всего тем, кто живёт в социуме и семье, понять, что это необходимое условие духовного развития каждого осознанного человека, а не удел монахов, аскетов или отшельников.

Невозможно с уверенностью сказать, какой смысл вкладывал в это понятие Патанджали, потому что он в своих «Йога-сутрах» не даёт чёткого определения, говоря лишь: «От соблюдения брахмачарьи приобретается вирья (энергия, героизм)». Но, изучая различную информацию по теме, можно смело утверждать, что Брахмачарья — это не только половое воздержание, так называемый целибат, а более широкое понятие, подразумевающее воздержание как следствие, побочный эффект, а не самоцель. Потребность в активной половой жизни отпадает при развитии этого принципа.

В этой статье я буду постепенно двигаться от большого к малому, к тому понятию, которое сейчас приобрело наибольшее распространение, пытаясь ответить на вопрос необходимости полового воздержания.

«Брахма» и «Чарья» в переводе с санскрита дают фразу «Абсолютная сущность + идти и есть на ходу», подразумевающую питание нашего ума. Дословно: «Идти и есть на ходу Брахму». Это постоянная медитация на Высшее, повышающая вибрации человека, убирающая огрубление сознания. Если же считать семантикой сложение корней «Брахма» и «Ачарья», мы получим «приверженность закону Брахмы», т. е. ведическому пути.

Практика Брахмачарьи

Жить мирской жизнью, но обратить её в чистую духовность — это и есть принцип Брахмачарьи, принцип соединения духа и материи. Перед любым действием с материей следует вспоминать, что это проявление высшего (например, пища). И действуя из состояния любви (не для себя), совершать действия как служение Высшему. Стараться видеть во всём высшее, как в людях, других живых существах, так и в материальных предметах, действовать не как отдельное эго, а как инструмент Вышнего, как пылинка, летящая по ветру. Эти идеи вы можете подчерпнуть из книг Шри Шри Анандамурти. Автор называет этот принцип «приданием и преданностью высшему». Путем Брахмачарьи мы должны научить свой ум проникать в потаённые глубины сознания, пронизывающие все формы. Человек, утвердившийся на этом пути, не способен солгать из корысти или обидеть другого, никогда не будет использовать человека ради своего удовольствия. Это уровень космического сознания.

В менее широком смысле Брахмачарья — это контроль над желаниями, самодисциплина, самоконтроль, умеренное удовлетворение базовых потребностей, связанных с инстинктами. Соблюдение этого принципа подразумевает чистоту мысли, речи и действий, а также посвящение, в ходе которого практикующий даёт обеты. А. Г. Сафронов, мыслитель, путешественник, занимаясь исследованием данного вопроса стал изучать древние тексты и отследил, что с течением времени трактовка термина «Брахмачарья» видоизменялась. Например, у Вьясы в «Йога бхашье» Брахмачарья — это контроль скрытых чувств. Сафронов пишет, что во всех ранних Упанишадах данное слово встречается как определение этапа ученичества, но в поздних йоговских текстах идея о том, что Брахмачарья — это отказ от секса, уже существует. В «Законах Ману» («Манусмрити») этот термин встречается 25 раз.

Брахмачарья для мужчин

В подавляющем большинстве случаев он означает именно ученичество. И лишь несколько раз возможна его интерпретация хоть немного связанная с сексом. До 18–24 лет юноша должен был воздерживаться от половой жизни, посвящая себя учебе, так как он ещё не был готов взять на себя ответственность за детей и семью. При этом подразумевались пункты, которые, наоборот, должен был выполнять ученик. Это был комплекс правил, составляющих понятие «Брахмачарья». Постепенно идея о том, что йог должен уметь контролировать свою сексуальную энергию видоизменяется и перерастает в идею полного отказа. В XVIII веке у одного из последних известных комментаторов «Йога-сутры» Садашивендры Сарасвати идея о полном ограничении достигает своего апогея.

В труде «Практика Брахмачарьи» Свами Шивананда Сарасвати уже чётко говорит: «Если человек хочет вернуть свою божественную природу, ему необходимо трансформировать всё его существо, сексуальное желание должно сублимироваться в регулярную практику медитации и возвышенные мысли. Трансформация сексуального желания — это невероятно мощный и эффективный способ познать высшее блаженство. Сексуальная деградация, которая охватила человечество в наши дни, имеет свою причину в том, что люди признали такое понятие, как «естественный сексуальный инстинкт». Это неверно. Естественным является инстинкт размножения. Если мужчины и женщины обуздают свои сексуальные желания лишь одной необходимостью размножения, это и будет соблюдением Брахмачарьи. Но в большинстве случаев, это только теория, и лишь те немногие, кто серьёзно занят духовным поиском, способны полностью воздерживаться от секса. Для таких людей секс — это непозволительная растрата энергии».

Я думаю, неспроста понимание принципа Брахмачарьи так сужается. Менялось время, менялись нравы. И если наши предки следовали законам Рита, о которых я расскажу ниже, то сейчас сексуальная связь без оформления отношений лишь ради удовольствия считается нормой. Многие даже видят в этом пользу. Учителям приходится акцентировать внимание там, где стал происходить активный слив энергии людьми. Контроль за мыслями или речью — работа с более высокими уровнями энергетической структуры человека (чакры). А когда ресурс тратится на «нижних этажах», то тут уже не до ведических законов. Встаёт вопрос выживания всего человечества, как существа осознанного, а не просто живого. Поэтому будем подробно рассматривать вопрос с этого ракурса. А также узнаем, как обстояла ситуация в стародавние времена.

При половом акте человек теряет не только огромное количество энергии, но и может спровоцировать изменения в теле на физическом уровне. По своему химическому составу сперматозоиды близки к нейронам головного мозга и нервной ткани, поэтому чрезмерный их расход может вызвать дефицит материалов для нормального функционирования головного мозга и нервной системы. Ну а «сливая» энергию на нижних чакрах, человек очень сильно ограничивает себе возможность духовного роста.

Люди не должны вступать в интимные отношения, если не ставят перед собой цель создания семьи. Эти знания наши предки назвали законами Рита. Основной их смысл в том, что для эволюции человечества или расы необходимы «чистые союзы», где партнёры не вступали в близость с кем-то другим, кроме своего супруга, и хранили девственность до свадьбы. Это обосновано несколькими факторами.

Во-первых, невинность супругов обеспечивает высокие шансы получить «генетически качественный продукт любви» — призвать души высокого уровня развития. Это будет благом и для родителей, и для всего человечества в целом. Ведущая беспорядочный половой образ жизни женщина на энергоинформационном уровне накапливает различные отпечатки образов своих партнёров, происходит их наслоение. Это губит первоначальный чистый образ будущего ребенка, создаётся энергетическая «каша», которая, вероятнее всего, проявится и на физическом уровне.

Во-вторых, создаётся мощный беЗконечный энергетический ресурс для обоих на космическом уровне. Мужчина во время полового контакта отдаёт женщине энергию одного года своей жизни: энергия трёх месяцев идёт на закрепление Образа Духа и Крови, а энергия девяти месяцев — на вынашивание плода. И если он ведёт беспорядочную половую жизнь, то он растрачивает понапрасну свою энергию жизни. Но когда мужчина живёт с любимой и единственной супругой, потери энергии не происходит. Его супруга не только получает энергию жизни от своего мужа, но и открывает в нём связи с космосом, откуда и он получает жизненную энергию, восстанавливая то, что передал жене. Более подробно про законы Рита (Телегонии), читайте в статье:

Развитие семейных отношений. Законы Рита

Андрей Коробейщиков в одной из книг своей трилогии «Новый Мир» рассказывает о том, что у наших предков была целая культура супружеских взаимоотношений. Существовали ритуалы «любования» и «милования», а также много других интересных занятий, названия которых были утеряны. Основной практикой обмена энергии было «искусство нежности», на Руси его называли «милование». И половой акт не считался необходимым процессом.

Вместо «секса» употреблялось старое слово «соитие», означавшее «идти вместе, рядом», «выбор одного пути». Смотрите, как сильно меняется смысл интимной близости. Это была целая наука — слияние души и тела, при котором семя не умирало, а продолжало жить, только не в виде ребёнка. Культура Светлых Родов была уникальной, потому что в ней мужчине и женщине отводились ключевые места в картине мироздания, а соитие приравнивалось к мистерии, в которой главным результатом «пути вдвоём» всегда была жизнь. Несколько грамм мужского семени могли «включить» энергетическое пространство поля, на котором потом рос невиданный урожай. И неслучайно в определённое время мужики совершали этот ритуал, смешивая свою энергию с энергией земли, отдавая её на дальнейшее развитие, а не на угасание.

Символ перевёрнутого восклицательного знака (¡) был частью алфавита Жизни, которым пользовались Арии. А мы сейчас используем перевёрнутый символ Жизни. Именно так в древних летописях славян обозначался умерший и похороненный человек. Сегодня мы, фактически, направляем все свои эмоции, обозначаемые восклицанием, через символ мёртвого человека в потусторонний мир, связанный со Смертью. Вот и с семенем мужчин та же история происходит. Впустую они выбрасывают импульс жизненной силы.

Для гармоничной пары соитие — возможность активации Янь-источника мужчины, Инь-тягой женщины, а также возможность создания в паре силового кольца (Свадхистана мужчины — Свадхистана женщины — Анахата женщины — Анахата мужчины — Свадхистана мужчины, возможно также добавление верхнего компонента от Вишудхи мужчины к Вишудхе женщины), которое очень сильно сблизит двух людей, сделает их энергетику более высокочастотной и мощной, позволит им весьма эффективно обмениваться информацией и энергией, даст питание всем чакрам, особенно Анахате, у них обоих и позволит в дальнейшем создать из своей пары полноценный эгрегор. Но кто в наше время подходит столь серьёзно к этому таинству? Поэтому «лучше никак, чем как попало»…

Вот вам и необходимость трактовать Брахмачарью в категоричном контексте.

Свами Шивананда Сарасвати написал: «Похоть сильна. Она держит лук с пятью стрелами — это Мохана (Очарование), Стамбхана (Изумление), Унмадана (Опьянение), Сошана (Изнурение) и Тапана (Сжигание). Первая стрела поражает молодых людей, когда они смотрят на красивую форму. Вторая останавливает их внимание. Третья опьяняет. Четвёртая заставляет чувствовать сильную привязанность к форме. Пятая воспламеняет и сжигает их сердца. Она глубоко пронзает сердце. Никто на этой земле, и даже никто во всех трёх мирах не способен противостоять эффекту этих стрел».

Половой акт оставляет самскару (отпечаток) в читте, хранилище подсознательного ума. Этот отпечаток затем вызывает вритти (мыслеформу), которая приводит к новым самскарам. Сексуальное желание появляется из памяти и воображения. Воспоминание об образе женщины тревожит ум. Наш ум, вкусив сексуальное удовольствие, будет стремиться испытать его снова и снова. Если вы очень бдительны, то вы сможете пресечь весь процесс в самом начале на этапе воображения.

Древние знания говорят: «Регулярная джапа и медитация, сатвическая диета, сатсанг, пранаяма, ширшасана и сарвангасана, изучение священных писаний, вичара и уединение на 3 месяца на берегу священной реки помогут уничтожить сексуальное желание, независимо от того, насколько сильны ваши самскары и васаны. Вам не следует сдаваться. Займитесь серьёзно медитацией, вступите в бой с Марой и выйдите из него победителем. Сияйте, как истинный Йоги. Вы есть вечно чистый Атман».

В Бхагавад-Гите вы можете найти упоминания, что страсть пребывает в уме, в органах чувств и даже в пранамая коше. Желание присутствует повсеместно. Каждая клетка, каждая молекула, каждый атом, каждый протон и электрон заряжены желанием. В океане желания существует множество течений. Следует избавиться от них, остановить их течение. Страсть — это вритти, модификация ума которая рождается из раджо-гуны. Такая еда, как мясо, рыба и яйца, раджастическая одежда, раджастический образ жизни, ароматные духи, чтение романов, кино, чувственные разговоры, алкоголь, плохая компания, различные интоксиканты, табак — всё это провоцирует страсть.

Так же, как двигатель работает на бензине, так и это тело работает на импульсах и инстинктах. Инстинкты — это изначальная мотивация для всех человеческих действий. Они дают толчок телу и запускают чувства, являются причиной нашей ментальной активности, а также создают привычки, формируя жизнь человека. С любым инстинктом можно бороться, а можно использовать его потенциал. В некоторых системах, например, в тантра-йоге, в дао, имеются технологии парного продвижения по Пути, в которых потенциал сексуальной энергии используется для быстрого духовного развития. «Горакша шатака» содержит строки, которые прямо говорят о техниках контроля семяизвержения:

calito yadi binduḥ tamurdhvamākṛṣya rakṣayet ।
evaṃ ca rakṣito binduḥ mṛtuṃ jayati tattvataḥ ॥ (142)

Если семя становится подвижным, его следует сохранить, подтянув вверх.

Естественно, что в подвижность семя приходит в процессе интимной близости. К сожалению, в наше время люди не имеют достаточной квалификации, чтобы использовать сексуальную энергию как топливо для духовного роста. Многие знания утеряны, искажены и сокрыты от нас.

Брахмачарья для женщины

Очень важен момент воздержания для женщин. И здесь я говорю не только о самом половом акте. То, что я напишу ниже, понравится не каждой, но давайте будем честны перед собой. Соблазнение мужчины — это своеобразная форма самоутверждения женщины. Если копнуть глубже, то женщины неуверенной в себе по причине неприятия своей уникальности. Минуя огромный пласт работы над собой, женщина привлекает к себе внимание внешним видом и поведением. Решая свою эгоистичную задачу, она вредит обеим сторонам. Среди большого количества поклонников она может проглядеть свою судьбу, провоцируя мужчин, она лишает их возможности встретить свою половину, руководствуясь сердцем, а не состоянием вожделения. В итоге, процент разводов на планете просто невероятен. Она лишь «покрутила хвостом», а в мужчине уже возник пожар, который он побежит «тушить», если не с ней, то с какой-нибудь другой женщиной. А теперь вспомните законы Рита. Получается, люди настолько смешиваются энергетически, что приходящие в мир дети не понимают своих жизненных задач и предназначения, они — толпа, серая масса, словно смесь разных красок в одну. Неудивительно, что в современных семьях часто дети совсем не похожи на родителей, отсутствует взаимопонимание и уважение между поколениями.

Даже если вы везунчик, в этом хаосе смогли встретить того или ту единственную, если между вами очень тёплые сердечные отношения, «злоупотребление» интимной близостью рано или поздно может привести к ухудшению отношений, потому что эволюция любви в семье подразумевает переход с физической связи на духовную.

Духовность — это корневое преобразование своего мышления. Если семейная пара занимается духовным самообразованием, то постепенно приходит к тому, что интимная близость вовсе не единственный и совсем не главный способ укреплять отношения. По мере развития, при помощи Брахмачарьи, человек осваивает потенциал своих тонких тел, начинает проживать жизнь совсем на другом уровне восприятия, иначе строит отношения с партнёром и окружающим миром.

Помните, что изменения должны идти изнутри, пускай медленно, но верно. Сейчас активно процветает мимикрия под духовность — смена внешних атрибутов, без внутренней трансформации. Тема Брахмачарьи очень глубока и на каждом уровне эволюции сознания будет иметь разный смысл для идущего по пути самосовершенствования. Старайтесь отказаться от категоричных суждений и применяйте в своей жизни принцип Брахмачарьи во всех его смыслах¡

ОМ.