Измени себя — изменится Мир вокруг

Словарь йоги. Антахкарана

Слушать аудио 0:00 / 05:44
Текст читает: Павел Каминский

Что такое сознание? Где оно находится? Пронизывает ли оно наше физическое тело или находится за его пределами? Каким образом объективная реальность отражается в сознании? Рано или поздно эти вопросы начинают волновать каждого, кто вступил на путь самоосознания. Различные опыты выхода из тела, околосмертные переживания и так далее дают нам понять, что мы не являемся этим телом. Мы то, что находится в этом теле.

Антахкарана — понятие в ведической философии, которое в некоторой степени поясняет нам, что такое сознание. Данный термин состоит из двух санскритских слов: «антах», что в переводе означает ‘внутренний’, и «карана», что в переводе с санскрита означает ‘инструмент’. Различные философские школы по-разному трактуют это понятие. Основатель адвайта-веданты, философ и реформатор Шанкарачарья предлагал такую интерпретацию этого понятия, как «понимание». То есть, с точки зрения адвайта-веданты, наше сознание — это своего рода способность понимать и воспринимать происходящее.

Что касается другой философской школы — направления веданты, то последователи данного учения трактуют антахкарану как разум человека, который и является тем инструментом, связывающим атму (наше истинное Я) и физическое тело. Так последователи этого направления считают антахкарану внутренним инструментом души, а физическое тело — внешним инструментом.

Другой йог-мистик и философ, Горакшанатх, основатель традиции натхов, предлагает рассматривать антахкарану не как само сознание, а как некий инструмент этого сознания, который человек использует для самопознания. Такое явление, как антахкарана, рассматривается в философском трактате традиции натхов под названием «Сиддха Сиддхантха падхати».

Философская школа традиции санкхья, которая рассматривает мир как процесс взаимодействия духа и материи считает, что антахкарана состоит из трёх частей: манаса (низший ум), буддхи (высший ум) и ахамкары (эго). Что же касается последователей веданты, то они к этому списку добавляют также ещё и читту — часть разума, которая непосредственно воспринимает происходящее и накапливает впечатления. В традиции натхов предлагается рассматривать ещё один ключевой аспект антахкараны под названием «чайтанья». Под этим термином подразумевается чистое, необусловленное сознание, которое по умолчанию пребывает в покое. И целью является отождествить себя именно с этим изначальным чистым сознанием, отбросив все прочие условности.

В различных эзотерических учениях антахкарана рассматривается как связь между низшим и высшим умом, которая позволяет обрести некий баланс и взаимодействие между нашим инстинктивным началом и разумом.

Итак, говоря обобщённо, можно подвести итог, что антахкарана — это инструмент познания реальности, который включает в себя несколько аспектов. Манас — низший ум, проявление инстинктивного начала в человеке — склонен к рефлексам и шаблонному восприятию. Буддхи — высший ум — это та часть разума, которая отличает человека от животного. Именно с помощью буддхи человек способен контролировать до определённой степени своё инстинктивное начало. Также важной составляющей антахкараны является ахамкара — это наше эго, которое позволяет нам осознавать себя как индивидуальную личность со своим характером, памятью, склонностями и так далее. Часто говорится о том, что именно эго является той призмой, через которую мы видим этот мир в искажённом свете. Эго даёт нам чувство обособленности, в гипертрофированной форме может выступать источником многих пороков и заблуждений. В Бхагавад-Гите Кришна даёт наставление о том, что от ахамкары следует избавиться, так как она мешает нам познать наше истинное Я. С другой стороны, полное растворение эго сделает жизнь человека затруднительной в плане взаимодействия с окружающим миром, поэтому скорее всего должен быть некий баланс, и эго должно быть подчинено высшему Я, а не удалено полностью.

Некоей противоположностью эго можно считать такой термин, как «чайтанья», — это также считается частью антахкараны и проявляется чистым, необусловленным сознанием, лишённым беспокойства. Можно сказать, что то состояние глубинного покоя и радости, которое достигается в различных медитативных практиках, и есть проявление чайтаньи. Чайтанью можно сравнить с солнцем, которое скрыто за облаками различных проявлений нашего Эго. Когда же ветер нашей практики разгоняет тучи заблуждений, мы начинаем видеть свет изначального чистого сознания.

Антахкарана — это теоретическое рассмотрение того, чем является наше сознание, инструмент взаимодействия с миром и восприятия происходящего. Однако постижение тех или иных аспектов антахкараны будет более полным, если познано на личном опыте. Каждый аспект нашего сознания позволяет нам переживать и испытывать те или иные состояния. И самоисследование, наблюдение за тем, как взаимодействуют между собой различные части антахкараны, влияя на наше состояние, позволяет до некоторой степени обрести контроль над собой и осознать происходящие в сознании процессы. В этом и есть смысл изучения концепции антахкараны.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.