Один из самых главных вопросов, которые ставит перед человеком философия йоги, это вопрос: «Кто я?» Казалось бы, ответ на него прост. Каждый из нас отождествляет себя с чем-либо. Кто-то в ответ на этот вопрос назовёт профессию, кто-то — пол, возраст, национальность и так далее. Как минимум все мы причисляем себя к биологическому виду «человек». Но является ли всё это отражением нашего истинного Я? Насколько глубоко следует рассматривать этот вопрос и сколько различных концепций и оболочек скрывают от нас нашу истинную природу?
Нас с детства учат отождествлять себя с чем-либо. Рождаясь в определённых условиях, мы начинаем впитывать информацию из окружающей среды, и постепенно сами (не без помощи окружающих) навешиваем ярлыки на себя — мы отождествляем себя с национальностью, половой принадлежностью, именем, увлечениями, впоследствии — с образованием, профессией, политическими и религиозными взглядами. Кем же мы являемся на самом деле и почему так важен поиск ответа на этот вопрос?
«Атмавидья» — термин йоги, который состоит из двух санскритских слов — «атма» и «видья». Атма, или атман, означает вечную духовную сущность, дух, душу. Этим термином обозначают истинное Я человека, которое тот познаёт после «пробуждения». Многие направления ведической философии признают наличие атмана в каждом живом существе, в ряде случаев утверждается, что он тождественен Брахману, высшему сознанию, либо же, по другой версии, имеет некие отличия. Противоположной позиции в этом вопросе придерживается философия буддизма, где наличие атмана — индивидуальной души у существ — отрицается. Вместо этого понятия в философии буддизма Махаяны присутствует концепция так называемой природы Будды — изначальной природы всех живых существ, но не обладающей аспектом индивидуального постоянного существования. В других школах буддизма рассматривается концепция аллая-виджняны в качестве истинного Я. Но тут также речь не идёт о наличии вечной души, а скорее о некоем изначальном состоянии, которое тем не менее постоянно подвержено переменам, подобно тому, как река, как будто бы существуя постоянно, в каждый миг меняет своё состояние.
Сознание Христа, сознание Кришны, природа Будды и так далее — всё это различные формулировки одного и того же явления — нашего истинного Я. Имея разногласия в разного рода мелочах, большинство религий едины во мнении, что наше истинное Я обладает изначальной божественной природой и лишь иллюзии материального мира скрывают от нас эту природу.
Второе слово, из которого состоит термин «атмавидья», — «видья», что в переводе с санскрита означает ‘знание’, ‘ведение’ или ‘искусство’. Таким образом, термин «атмавидья» обозначает науку, или знание о вечной душе.
Полностью осознать себя атманом человек может в состоянии Самадхи, но нельзя сказать, что это происходит внезапно. Весь путь к Самадхи — это постепенное разотождествление себя с тем, чем мы не являемся. Наша истинная природа скрыта за различными более грубыми ментальными оболочками, и разотождествление себя с ними похоже на процесс очищения лука — раз за разом мы снимаем с себя некую «кожуру», которая мешает нам увидеть наше истинное Я.
Отождествление себя с материальным телом — одно из самых больших заблуждений, и избавление от этой иллюзии позволяет разрушить и другие. Именно поэтому Будда говорил о том, что корнем всех пороков и следующих за ними страданий является авидья — невежество. Осознание себя как вечной души позволяет и окружающих людей воспринимать, как души, и это уже другой уровень сознания, который позволяет более эффективно выстраивать отношения с окружающими.
Наука о вечной душе встречается во многих писаниях. В частности, вторая глава «Бхагавад-Гиты» рассказывает о том, что такое душа. Стих 20 гласит: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело». О том, чем является душа, также много говорится в Упанишадах. Существует множество интересных цитат, раскрывающих перед нами природу вечной души, но большая часть сказанного в Упанишадах указывает нам на тождество индивидуальной души и высшего сознания.
Важно понимать, что всё, сказанное в писаниях, — это теоретические знания. Прочитав эти тексты и даже выучив их наизусть, мы не обретём такое качество, как атмавидья, — осознание себя как вечной души. В буддизме учителя и писания сравниваются с пальцем, который указывает на луну. И ошибка большинства людей в том, что они часто именно этот палец воспринимают как истину, забывая о том, на что он указывает. И различные писания, рассказывающие нам о природе души, — это палец, который лишь указывает нам на луну. Изучение писаний позволяет узнать то направление, в котором необходимо направить свои когнитивные и интуитивные способности. Но обрести такое качество, как атмавидья, можно лишь на личном опыте. И только такое знание будет полноценным, всё остальное остаётся теорией. Как начальный уровень понимания, это тоже неплохо. Но только личный духовно-мистический опыт позволяет осознать себя вечной душой, а не просто верить в это.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.