Заблуждения относительно несовершенства или несправедливости мира часто возникают лишь потому, что мы не способны в полной мере отследить причинно-следственные связи. Самый простой пример: человек выходит на улицу, не завязав шнурки на ботинке. Через пару минут падает. Говорить о каком-то невезении тут не приходится — всё очевидно. Однако в более сложных ситуациях, где связь между причиной и следствием часто растягивается на годы, десятилетия, а то и несколько жизней, мы пребываем в неведении относительно причин того или иного происшествия, и это вызывает у нас иллюзию того, что этот мир не поддаётся законам логики.
Аваякта в переводе с санскрита означает ‘непроявленное’. Если говорить о простых, повседневных проявлениях аваякты, то речь пойдёт о поверхностном суждении, поспешных выводах, навешивании «ярлыков» и шаблонном мышлении. Очень точно об этом выразился в своё время легендарный философ Сократ: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Убеждённость в том, что нам известны все тонкости той или иной ситуации, что мы осведомлены обо всех причинах того, что происходит, и в полной мере знаем, как устроен мир, — такая самоуверенность часто приводит к пагубным последствиям. И причина этому — аваякта — скрытые, неопределённые явления природы.
В йоге достижение состояния Самадхи считается одним из важных этапов развития. Дело в том, что, лишь достигнув Самадхи, можно с убеждённостью судить о чём-либо и делать выводы. Только в Самадхи человек полностью видит все причинно-следственные связи и законы, по которым происходят те или иные явления. До этого любая концепция остаётся лишь гипотезой с той или иной степенью подтверждения на личном опыте. Но, так или иначе, все мы можем заблуждаться.
Корнем всех омрачений Будда Шакьямуни называл авидью — неведение. Чем-то напоминает термин «аваякта» — буква «а» перед словом «вьякта» (‘проявленное’) означает отрицание этого качества. Вьякта — это проявленный мир, который можно сравнить с вершиной айсберга. Однако судить о размерах айсберга по его вершине — это большая ошибка, и многие мореплаватели в этом убедились.
Подобно тому, как судно получает тяжёлую пробоину лишь потому, что капитан не рассчитал возможные размеры подводой части айсберга, так и мы часто судим о ситуации, не учитывая возможные непроявленные аспекты.
Если говорить об аваякте в эзотерическом контексте, то речь идёт о явлениях, которые не воспринимаются органами чувств, то есть нечто трансцендентное, явления, которые находятся за пределами материального мира. В данном контексте аваякта постигается лишь через духовно-мистический опыт.
К примеру, говоря об энергетическом теле человека и чакральной системе, мы до определённого момента просто принимаем на веру существование праны, чакр и так далее. Потому что это аваякта — непроявленное на материальном уровне. И лишь по мере опыта в практике, будь то хатха-йога, пранаямы или медитация, мы можем на личном опыте убедиться в том, как энергия движется по телу, как она себя проявляет и так далее.
В своё время Будда Шакьямуни призывал никому не верить на слово, даже ему самому, а всё проверять на личном опыте. Даже своё учение он сравнивал с куском металла, похожим на золото. Он говорил, что следует уподобиться купцу, который покупает это золото, — лишь после соответствующей проверки верить в то, что перед нами действительно золото.
И аваякта — это именно та область познания, в которой слепая вера приводит только к догматизму и фанатизму. В писаниях можно встретить много проявлений аваякты, большая часть описанного относится к непроявленному, духовному миру. И человеку, который пока не имеет личного опыта взаимодействия с тонким миром, остаётся либо проверять сказанное на личном опыте, либо слепо верить. И первый вариант более конструктивен. Без личного духовно-мистического опыта восприятие аваякты остаётся не более, чем верой детей в сказки.
Таким образом, аваякта — это нечто непроявленное. В контексте повседневной жизни это причины, которые не всегда можно разглядеть с первого раза. Осознание того, что нам не всегда доступна полная картина той или иной ситуации или явления, позволяет более взвешенно принимать решения и делать выводы. В контексте йогических практик, аваякта — это то, что не доступно познанию через органы чувств. К примеру, чакральная система человека. Вскрытие тела человека никоим образом не докажет, что эти чакры действительно существуют. Зато обычная практика пранаямы, с хоть сколько-нибудь соответствующей регулярностью позволит убедиться в том, что прана и чакры действительно существуют. Таким образом, аваякта постигается лишь через личную практику. В противном случае, она так и остается теорией, версией, мёртвой философией, неприменимой в реальной жизни. И самое главное, человека, который на личном опыте постиг аваякту, сложнее обмануть и переубедить в том, что он познал через духовную практику. Космонавту, который был в космосе и видел, что земля круглая, сложно будет доказать, что она стоит на трёх слонах.