Измени себя — изменится Мир вокруг

Что такое душа

Слушать аудио 0:00 / 11:38
Синтезированная речь

Начнём статью с классического определения понятия «душа». Поможет нам в этом Большая Советская Энциклопедия. Душа здесь — особая нематериальная субстанция, независимая от тела. И действительно, понятие души как некой бестелесной силы, таящейся в человеческом теле, уходит корнями в глубокую древность. Ещё на заре цивилизации архаические представления о душе были тесно связаны с миром духов и различными обрядами, в том числе и погребальными. Именно археологические раскопки могут дать нам понимание того, когда же человек стал задумываться о нематериальном, когда «появилась» душа человека. Здесь стоит немного окунуться в историю.

Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.

Бхагават-Гита

Зачатки посмертной обрядовости мы можем встретить уже в раннем палеолите. В 1908 году в Южной Франции швейцарский археолог Отто Гаузер сделал удивительное открытие. Его находкой стала могила неандертальского юноши, похороненного с соблюдением определённых ритуалов. Телу умершего придали положение спящего, выкопали специальное углубление, играющее роль могилы, вокруг были аккуратным образом уложены несколько кремниевых орудий, а в руках находились лекарственные травы.

Находке Гаузера около 100 тысяч лет, и, хотя неандертальцы прекрасно понимали, что их сородич умер и его тело тленно, но тем не менее они не просто оставили плоть и ушли, а совершили сложный заупокойный ритуал. В этот период что-то в сознании неандертальцев поменялось, и они начали хоронить своих сородичей в специальных могилах. Трагизм жизни и смерти стал играть в их обществе гораздо большую роль.

Неандертальцы первыми из гоминидов стали выкапывать могилы и углубления для своих соплеменников, предавая их земле раз и навсегда. Учёные называют это неандертальской революцией.

После этого было сделано ещё несколько важных открытий в области посмертных обрядов у неандертальцев. В этот период изменяется вся символика погребения. Земля в данном случае — своего рода утроба, из которой человек должен родиться вновь. С тех пор идея возрождения в каком-то другом нематериальном мире плотно вошла в традиции человечества и присутствует в них по сей день. И именно в те далёкие и суровые времена раннего палеолита человек впервые задумывается о душе внутри себя.

По мере развития человеческой цивилизации понятие «душа» многократно трансформировалось и переосмысливалось. Так, у шумеров существовала страна Дильмун, куда душа могла отправиться после смерти. Концепция души у древних египтян подразумевает её разделение на несколько частей, и обладают ей не только люди, но также боги и животные. Душа очень подробно разбирается и в древнегреческой философии. Остановимся на ней более подробно.

Душа человека в античной традиции

Культура античности, и в первую очередь древнегреческая, рождает огромное количество мыслителей и философов. В ранней древнегреческой философии душа рассматривается как доступное для интеллектуального и рационального анализа понятие.

С точки зрения Демокрита, душа — это особое тело, она состоит из необыкновенно подвижных, гладких, круглых атомов, рассеивающихся по всему телу. Количество этих атомов с возрастом уменьшается, а после смерти человека они какое-то время содержатся и в мёртвом теле. По мере тления атомы рассеиваются в пространстве и пропадают. Здесь душа не принцип, а структурная часть тела. По Демокриту, она смертна.

Смертна или бессмертна человеческая душа? В своих сочинениях этим вопросом задаётся и другой древнегреческий философ, Платон. Учение о душе является одним из основных трудов его жизни. Платон противопоставляет душу и тело: тело — сосуд для души, из которого она пытается освободиться. И если тело материально и рано или поздно разрушается, то душа нетленна и вечна и относится к миру идей.

Платон верил в теорию метемпсихоза, которая во многом схожа с теорией переселения душ. Возносясь в мир идей, душа обязательно должна возвратиться в новое тело. Это и другие умозаключения в своей основе во многом соотносятся с принципами буддизма и индуизма. Так, например, Платон разделяет душу на три части: вожделеющую, страстную и разумную. Первая отвечает за питание и продолжение рода и локализуется в брюшной полости. Вторая порождает эмоции и находится в грудной клетке. Третья, разумная часть, направленная на познание, располагается в голове. Не правда ли, несколько напоминает индуистскую систему чакр?

Душа человека в индуизме

Во второй главе священной «Бхагават-Гиты» мы встречаем характеристики души как бесконечно малой частицы, отделённой от Всевышнего. Эта частица настолько мала (в размере одной десятитысячной кончика человеческого волоса), что современная наука не в силах её обнаружить. В то время как тело, согласно Ведам, проходит шесть этапов изменений — возникновение, рост, существование, производство себе подобных, увядание и распад, — душа остаётся неизменной.

Будучи без начала и конца, она не увядает и не изнашивается. Это в корне отличается от того, что предлагают нам авраамические религии (ислам, христианство и иудаизм), в которых душа возникает в момент зачатия и которые оставляют открытыми вопросы неравных возможностей человека при рождении. Душа в индуизме подчиняется закону кармы и проходит множество перерождений. Вера в реинкарнацию в индуистской традиции непоколебима.

«Махабхарата», «Рамаяна», «Упанишады» и другие произведения, относящиеся непосредственно к Ведам или к дополнениям ведических текстов, буквально пропитаны идеей перерождения. Как гусеница, добравшись до конца травинки, переносит себя на другую, так и душа, сбрасывая всё невежество предыдущего тела, перерождается вновь. И только непосредственное слияние с Богом при помощи духовных практик и медитаций, а также бесконечная любовь к Всевышнему способны освободить душу от кармических привязанностей.

Душа человека в буддизме

Понятие души в буддизме трактуется неоднозначно и сложно для восприятия. В традиции тхеравады, одного из течений буддизма, отрицается существование души, потому что вера в её присутствие возбуждает в человеке страсть и эгоистические желания. Это слова буддистского учёного и писателя Валполы Рахулы. Однако в традиции махаяны и ваджраяны к реальности духовного мира относятся более благосклонно.

Так, древнекитайский философ-буддист Мо-Цзы в своих трактатах не раз отмечает, что население Китая того времени в большинстве своём верит в существование бестелесного духа. Стоит отметить, что такой термин, как «душа», в буддистских текстах в принципе встречается редко. Учение Будды говорит, что живое существо — совокупность ума и материи. Однако в ранних китайских буддистских текстах слово «ум» обозначается иероглифом «синь» (心), что буквально означает ‘сердце’ или ‘душа’.

Сам Будда придерживался мнения о том, что человеческие тела (дхаммы) лишены духа. И не следует искать некий виртуальный предмет. Все попытки такого поиска обернутся неудачей. Только путём самосовершенствования можно приобрести способность осознать присутствие или отсутствие духовного мира.

Однажды к Будде пришёл отшельник Ваччаготта и спросил напрямую, существует ли атман (душа). Просветлённый молчал. Ваччаготта предположил, что Будда отрицает существование души. Тогда он снова обратился к Учителю с просьбой подтвердить это, но Будда снова промолчал. Ваччаготте оставалось только уйти ни с чем.

Ананда, последователь Будды, спросил учителя, почему тот не почтил Ваччаготту ответом, ведь он проделал большой путь. Будда произнёс, что не мог ответить ни положительно, ни отрицательно, не желая своим ответом принимать сторону либо верующих в бесконечность духовного мира, либо неверующих. И так как Ваччаготта не имел твёрдых убеждений, слова Учителя могли ещё больше запутать его.

Душа человека в христианстве

Душа — носитель разума, чувств и воли, в этом проявляется её триединство. В христианской традиции душа вдыхается в тело творцом и не перевоплощается. В Ветхом завете есть следующие строки: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Происходит зарождение души в момент зачатия. Однако в православных и католических текстах напрямую не разъясняется вопрос происхождения души. Большинство богословов и церковных деятелей сходятся во мнении, что частичка Бога есть в каждом из нас и ведёт начало от праотца Адама, распространяясь на весь род человеческий.

Святой Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворённое в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени».

Со смертью тела душа продолжает существование в ожидании суда Божьего, и лишь на сороковой день ей выносится приговор, после которого она отправляется в отведённое ей место.

Душа человека в исламе

Коран в полной мере не раскрывает понятие души, даже пророк Мухаммед прожил жизнь и так и не смог познать её сущность. Об этом в своих откровениях упоминает сподвижник Мухаммеда Абу Хурайра. В религиозных традициях ислама дух или душа непостижимы для простого смертного. Аллах не наделил людей способностью к раскрытию этой великой тайны. Размышления о её форме, свойствах и качествах не имеют смысла, поскольку человеческий мозг не может постичь тех знаний, которые открыты в других измерениях и мирах. Но в то же время ислам подтверждает само наличие души в теле человека.

В суре «Аль-Исра» (17/85) говорится: «Дух нисходит по повелению господа моего». Согласно Корану душа входит в тело ребёнка на 120-й день. В тот день, когда душе суждено покинуть тело, ангел по имени Азраиль вытаскивает её из разрушающейся плоти. Душа шахида (мученика за веру) сразу отправляется на райские небеса, другие души на время оставляют тело, поднимаясь с ангелами на Седьмое небо. Пробыв там короткое время, все души вновь возвращаются в тленное тело и остаются в нём, пока Аллах не воскресит их.

Огромное количество религий, верований и противоречащих порой друг другу догм, конечно, не даст нам точного ответа на вопрос, что такое душа и где её искать. Встав на путь самопознания и ясности, человек рано или поздно приблизится к ответу, но на свете всегда будут тайны, непостижимые для нашего ума.

Будьте добры друг к другу.