Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Интуиция. Что это такое и как её развить

Интуиция. Что это такое и как её развить
Интуиция. Что это такое и как её развить

Сиддхи — один из «побочных эффектов» практики йоги. Это мистические способности, которые проявляются по мере продвижения в практике, в той или иной степени. Такие невероятные сиддхи, как левитация, телепортация и другие, скорее всего, для нашего времени являются труднодостижимыми, но такие способности, как, к примеру, ясновидение, вполне доступны практически для каждого хотя бы в минимальной степени. Начальной стадией ясновидения можно считать интуицию — способность глубоко проникать в суть, понимать природу вещей и явлений, ясно видеть причинно-следственные связи и в некоторой степени предвидеть будущее методом его логического или чувственного прогнозирования. Что же такое интуиция и почему она доступна лишь немногим? Что влияет на развитие интуиции? Как меняется качество жизни человека, который развил в себе интуицию?

Каков же принцип работы интуиции? Откуда она берётся? Можно рассмотреть это понятие с двух точек зрения — научной и эзотерической. С научной точки зрения, психика человека делится на сознание и подсознание. В психологии подсознание называется «бессознательным» и делится на индивидуальное и коллективное бессознательное. По большому счёту, на этих понятиях основана вся психология. Сознание подобно вершине айсберга, и те процессы, которые человеком осознаются, протекают в сознании, но корень их всех таится в бессознательном. Именно поэтому психологами и применяются различные психотехники, такие как гипноз, чтобы увидеть корень проблемы, который таится в бессознательном, и устранить его. Но здесь идёт речь только об индивидуальном бессознательном.

Есть ещё более глубокий слой человеческой психики. Психолог Карл Густав Юнг ввёл такой термин, как «коллективное бессознательное». Что это такое? Это опыт, накопленный уже не конкретным человеком, а всем человечеством как отдельным биологическим видом. По утверждению психологов, когда ребёнок рождается, он практически не имеет страхов. И только два страха присутствуют у него с рождения: это страх высоты и страх громких звуков. Все остальные страхи уже приобретаются посредством накопления опыта. Ребёнок не боится ни горячей сковородки, ни острых ножей, ни огня и так далее. Все эти страхи формируются уже в процессе познания мира. Но страх высоты и страх громких звуков присутствуют у каждого ребёнка с рождения. И это яркий пример проявления коллективного подсознательного — у ребёнка таким образом проявляется опыт, который им самим, в силу юного возраста, накоплен быть не мог, а значит, этот опыт заложен в нём с рождения.

Лодка, человек в лодке

Итак, коллективное бессознательное — это самый глубокий слой психики. Между коллективным и индивидуальным бессознательным также существует несколько промежуточных уровней: расовое, национальное, семейное и так далее. И в зависимости от того, насколько глубокий слой психики человек сможет познать, тем более глубокой будет его интуиция. Дело в том, что в коллективном бессознательном содержится весь опыт человечества. И если человек сможет погрузиться настолько глубоко, что познает этот уровень психики, во-первых, он сможет проработать негативные программы, которые есть на всех уровнях психики, а во-вторых, овладеет интуицией в высшей степени. Потому что если ему откроется весь опыт человечества, что для него сможет остаться неизведанным?

Открытие Карла Юнга с научной точки зрения объясняет некоторые эзотерические концепции, которые рассматривались ещё с точки зрения алхимии и магии, но по понятным причинам не были признаны в научных кругах. Открытие такого явления, как коллективное бессознательное, позволило науке по-новому посмотреть на строй человеческой психики, а самое главное, как минимум предположить то, что все люди едины между собой и связаны на некоем тонком уровне. Если рассматривать вопрос интуиции с эзотерической точки зрения, то можно взглянуть на него с позиции реинкарнации. С точки зрения реинкарнации каждая душа уже имеет колоссальный опыт и не только человеческих жизней, но и жизней в других телах. И весь этот опыт со смертью тела никуда не девается и не исчезает, он хранится в неких тонких оболочках этой души, которые после смерти тела вместе с душой попадают в новое тело.

А это значит, что весь этот опыт уже есть внутри нас. Его можно сравнить с неким архивом под грифом «совершенно секретно», к которому чрезвычайно сложно получить доступ. Но важно, что вся эта информация внутри нас и вопрос получения доступа в ней — это лишь дело времени, усилий, практики и так далее. И такое понятие, как опыт прошлых воплощений, в некотором роде тождественно понятию коллективного бессознательного. Ведь с точки зрения логики, если не было прошлых воплощений, то откуда в нас может существовать это коллективное бессознательное, в котором есть вся информация обо всём? 

Медитация, горы

Вполне возможно, что Карл Юнг просто не стал развивать дальше свои рассуждения на тему коллективного бессознательного, потому что общество того времени и наука просто не готовы были принять идею о бессмертии души, реинкарнации и так далее. Впрочем, это всего лишь версия, но нечто общее между понятиями перерождения и коллективного бессознательного всё-таки прослеживается. И в том, и в другом случае мы приходим к выводу, что внутри каждого из нас — кладезь полезной информации обо всей Вселенной.

Как развить интуицию

Как же развить интуицию? Если исходить из концепции коллективного бессознательного, то вся нужная информация уже есть внутри нас. И всё, что нужно, — это вытащить её на поверхность, на уровень сознания. Как это сделать? В первую очередь, исходя из той же концепции коллективного бессознательного, следует осознать себя как часть одного целого и увидеть взаимосвязь себя и окружающего мира. Недостаточно принять это на уровне теории (впрочем, для начала это уже неплохо), достаточно прочувствовать единство всего, что вокруг нас. И это — начало пути к познанию себя, своей истинной сути. А тот, кто познал себя настоящего, сбросив все маски, и получает доступ к коллективному бессознательному. И жизнь такого человека меняется навсегда. Он перестаёт совершать зло и не только потому, что так написано в какой-то умной книжке, а потому, что если всё взаимосвязано, то причинять вред кому-то — это причинять его самому себе.

Многие из нас понимают, что совершать зло плохо, но именно тот, кто познал единство всего сущего, начинает понимать, что это не просто плохо, — это нерационально и глупо. И это вторая ступень на пути к познанию себя — осознание того, что если нет ничего отдельного от окружающего мира, то причинение вреда кому-либо нанесёт этот вред всем, в том числе и тому, кто это зло совершил. И это путь к гармонии с собой и окружающим миром. Теоретически это всё просто понять. Но, к сожалению, часто бывает так, что, приняв все эти теоретические концепции как часть своего мировоззрения, человек в стрессовых для него ситуациях всё равно возвращается к привычным шаблонам. Проблема в том, что человек понял это именно в теории, может быть, даже до какой-то степени внушил себе это, но не прочувствовал на практике.

Как же теоретические концепции привести к практическому осознанию? Здесь на помощь может прийти такая вещь, как медитация, — способ познания себя и окружающего мира. Но одной медитации может быть недостаточно для того, чтобы полностью «перепрошить» своё сознание и познать своё настоящее «Я». Не зря древние йоги на какое-то время полностью уходили из социума, чтобы наедине с собой и природой познать истинную суть вещей. В современном мире такая возможность тоже есть. Есть такая практика, как ретрит, — это кратковременный уход от социума и привычной жизни с целью совершения интенсивных духовных практик. Как показывает опыт многих людей, даже десятидневный ретрит уже позволяет многое перевернуть в своём сознании.

Медитация, випассана

Разумеется, у каждого свой накопленный опыт и свои кармические ограничения или, наоборот, предпосылки для успеха в практике, но в любом случае ретрит позволяет погрузиться в глубины бессознательного и на практике познать то, что написано в разных умных книгах. То, что познано на личном опыте, в сотни раз ценнее того, что написано в книгах. Именно поэтому, изучив множество философских теорий, часто бывает так, что при этом жизнь человека никак не меняется. Потому что себя обмануть очень сложно, и чужой кем-то описанный опыт — это только чужой опыт. Он может служить как указатель на пути, но не может заменить личных переживаний.

Итак, как же развить интуицию? Для начала, следует хотя бы на теоретическом уровне принять идею о единстве и взаимозависимости все живых существ и явлений. Вселенная — это не просто набор атомов, это живое разумное существо, и, если человек сможет осознать себя как его часть, это и будет путём к развитию интуиции. Все теоретические концепции стоят одна другой, и можно обосновать и доказать так же, как и опровергнуть, практически всё, что угодно. Поэтому, приняв на вооружение какую-то философскую концепцию, следует найти способ проверить её на личном опыте. И в этом могут помочь медитативные и другие практики йоги. Если человек хотя бы раз сможет ощутить единение с окружающим миром и прикоснуться к своему истинному «Я», это будет гораздо ценнее, чем тысячи книг, написанных умными людьми. Потому что проблема также в том, что некоторые вещи нельзя описать словами — их можно понять только сердцем.

Недаром говорится, что «высказанная мысль есть ложь». Написанная — ещё большая ложь. А по большому счёту, вообще любая мысль — это уже ложь, потому что опыт души, конвертированный в какие-то мыслеформы, уже является искажением. Книги, описывающие чей-то чужой опыт, могут быть лишь ориентиром на пути, но абсолютную истину каждый познаёт сам. Нельзя, прочитав все книги мудрецов, стать просветлённым. Теория без практики мертва. А весь нужный опыт и вся информация — уже внутри нас. Надо только найти ключ, который откроет этот замок, скрывающий от нас истину. И это достигается практическим познанием себя и окружающего мира. В частности, практикой медитации. Впрочем, у каждого свой путь. Истина — это жемчужина, которая находится на вершине горы. И нельзя сказать, что до вершины горы можно добраться только по одному из склонов. Любое движение к вершине, с какой бы стороны оно не осуществлялось, приведёт к конечной цели. Главное, двигаться вверх.