Измени себя — изменится Мир вокруг

Пять принципов гармоничной жизни

Слушать аудио 0:00 / 11:31
Текст читает: Павел Каминский

В здоровом теле – здоровый дух: есть большая редкость

Вот полная версия популярной поговорки, и вторая её часть едва ли не полностью меняет смысл сказанного. Как часто можно видеть людей, которые в погоне за физическим здоровьем забывают о духовном развитии, не следуют базовым нравственным принципам и тем самым причиняют вред и себе, и окружающим.

Именно поэтому в йоге первыми ступенями являются нравственные предписания и лишь после них – начинаются телесные практики. Потому что здоровый образ жизни – это, в первую очередь, гармония.

И сегодня рассмотрим основные принципы, которые позволят человеку пребывать в гармонии с собой и окружающим миром.

  • Мы видим реальность через призму своего ума.
  • Что отдал – то твоё, что оставил – то пропало.
  • Экономно распоряжаться тем, что имеем.
  • Делать хорошо или не делать вообще.
  • Кризис – толчок к развитию.

Постараемся разобраться в этих основных пяти концепциях, которые позволят вести гармоничную и осознанную жизнь.

Мы видим реальность через призму своего ума

Буддийский монах Шантидэва писал в своём философском трактате:

Всех можно покорить – покорив лишь свой ум. Все страхи, а также все беспредельные страдания – берут начало в уме

Шантидэва

Если проанализировать свои ощущения в тех или иных неприятных ситуациях, то можно прийти к шокирующему выводу о том, что страдание нам причиняет не сама ситуация, а наше отношение к ней. Вот это поворот, да? Есть такое достаточно широко распространённое заболевание, как кинофобия – боязнь собак. И порой этот страх настолько иррационален, что крепкий здоровый мужчина может трястись от страха, как ребенок, при виде маленького безобидного щенка, у которого ещё и зубов толком нет.

И, как правило, никакие аргументы тут не работают – срабатывает некая негативная установка в подсознании, порождённая психотравмирующей ситуацией из далёкого прошлого, и всё – страх охватывает человека. Иррациональный, нелогичный животный страх парализует взрослого, адекватного человека, который во всём, что не касается его фобии – совершенно разумен и вменяем.

Так что же становится причиной страдания? Безобидный щенок или неадекватная реакция ума? Ответ очевиден. Но если в этой ситуации ответ очевиден для многих, то считать причиной своих страданий, например, плохую погоду или длительное пребывание в «пробке» – это практически правило хорошего тона, и если такому человеку сказать, что своё страдание он сам себе придумал – он будет крайне возмущён.

Но по большому счёту эта ситуация ничем не отличается от ситуации со щенком – лишь наше отношение к тем или иным вещам заставляет нас страдать или радоваться. У человека, который не страдает кинофобией, щенок вызовет лишь бурю позитивных эмоций, то есть объект один и тот же, а восприятие – разное.

Чаще всего мы не можем кардинально повлиять на то, что происходит вокруг нас. Но – мы можем изменить своё отношение к этому. Да, летом жарко, зимой холодно, начальник самодур, а сосед на балконе по утрам курит, мешая делать зарядку. Но если нет реальной возможности сменить регион проживания, работу и адекватный диалог с соседом невозможен – остаётся лишь научиться равностно относиться к этому. К тому же, следует помнить о законе кармы, согласно которому мы не можем столкнуться с проблемой, больше той, которую сами создали. И осознание этого – сразу позволяет умерить негодование и набраться терпения.

Попробуйте применить эту идею в реальной жизни. Начните с простого – если есть что-то, что несколько отравляет вам жизнь – попробуйте относиться к этому индифферентно. А вот если удастся понять, что все трудности ведут к развитию – возможно, получится ещё и полюбить свою проблему.

Что отдал – то твоё, что оставил – то пропало

Опять-таки – закон кармы. Без него, собственно, никуда. Всё, что мы отдаём в этот мир – возвращается к нам бумерангом. Рано или поздно, но обязательно возвращается. Следует точно определить свои цели, и если мы хотим чего-то достичь – следует помогать другим достичь этих целей. К примеру, если есть желание получать знания – следует делиться теми знаниями, что у вас уже есть.

Тут можно привести пример с болотом. Как образуется болото? Болото образуется по причине того, что нет движения воды. И если знания, которые вы получаете, оседают в вас, то вы начёте превращаться в болото. Если же человек постоянно делится знаниями – к нему приходят новые. И это работает во всех сферах. Чем больше мы отдаём, тем больше получаем. Во Вселенной всегда присутствует баланс – ничто не исчезает бесследно и не появляется из ниоткуда. Царь Соломон писал: «Отпускай хлеб свой по водам, потому как по прошествии многих дней опять найдёшь его».

Чтобы что-то получить, нужно чем-то пожертвовать, и это не обязательно деньги. Можно жертвовать своё время, энергию, знания и так далее. Однажды к Будде пришёл человек и спросил у него, как ему разбогатеть. Будда посоветовал ему жертвовать другим. Тогда человек возразил, что он очень беден и ему нечего отдать. На что Будда сказал:

«У тебя есть руки и ноги, чтобы делать что-нибудь полезное, у тебя есть язык, чтобы говорить людям добрые слова, у тебя есть возможность просто им улыбаться».

То есть возможность жертвовать всегда есть. Важно запустить этот процесс, и дальше, как говорил Иисус: «Не оскудеет рука дающего».

Другой важный вопрос – кому жертвовать. Жертвовать нужно всегда тому, кто способен к развитию. Давать алкоголику деньги на водку – это не благо, а самое настоящее преступление. Вообще в вопросе денежных пожертвований – много подводных камней. Вы никогда достоверно не можете быть уверены в том, что ваши средства будут использованы достойно. Поэтому самое ценное, чем можно делиться – это знания.

Экономно распоряжаться тем, что имеем

Современная парадигма потребления призывает нас едва ли не каждый год менять гардероб, телефон, технику и так далее. Что-то «вышло из моды», что-то ломается и рвётся от неаккуратной эксплуатации и так далее. Важно понимать, что любое новое приобретение – это не только трата денег, сколько ещё и трата энергии. Все вещи, которые вас окружают – поддерживаются вашей энергией.

Как вы думаете, почему монахи во всех религиях и традициях живут аскетично? Чтобы направить энергию в русло духовного развития – необходимо эту энергию высвободить из материальной сферы. Отказываясь от всего, кроме самого необходимого, человек способен сэкономить огромное количество энергии и за счёт этого – добиться успеха.

Уйти в монастырь – это, конечно, путь не для каждого, да и не всем это нужно. Но вот ограничить себя в излишествах – будет полезно для каждого. Проанализируйте, на что вы тратите деньги, время, энергию. Всё ли это приносит вам пользу? И тут вопрос не только в покупке ненужных вещей. Один из самых ценных ресурсов – это время. Люди часто тратят время на бессмысленное и непродуктивное общение. И это также пагубно сказывается на развитии человека.

Делать хорошо или не делать вообще

Здесь стоит сразу предостеречь от такого явления, как перфекционизм. Перфекционизм –это постоянное стремление к совершенству, которое часто приводит к тому, что выполнение работы либо откладывается, либо затягивается, либо не осуществляется вовсе. Поэтому в принципе «делать хорошо или не делать вообще» также важно избегать крайностей. Тут очень тонкая грань между ответственным отношением к выполнению задач и оправданием, мол, раз я не могу ничего делать хорошо – вообще ничего делать не буду. Это очень пагубная позиция.

У каждого из нас есть какие-то таланты и какие-то возможности. И тут вопрос не в том, чтобы доводить выполняемое до идеального состояния, а вопрос в максимальной эффективности. То есть, поставив перед собой задачу, следует прикладывать максимум усилий, но избегать самобичевания, относительно того, что задача выполнена, возможно, неидеально.

Тут также важен вопрос наличия энергии. Если вы чувствуете, что для выполнения той или иной задачи пока недостаточно энергии – возможно, следует отложить. Но важно снова-таки избегать крайностей, если откладывание на потом стало хроническим, то мы уже имеем дело с банальной ленью или прокрастинацией.

Таким образом, выполняя задачу, следует выложиться «на все сто». Тут важен вопрос мотивации – если вы не готовы потратить всю свою энергию на выполнение задачи, то стоит задать себе вопрос относительно того, действительно ли вам нужно делать то, что вы запланировали. Вкладывайте свою энергию лишь в то, что вас действительно вдохновляет. И тогда качество выполнения само по себе будет высоким.

Кризис – толчок к развитию

Жизнь – это постоянная череда страданий и счастья. Они сменяют друг друга, подобно временам года, и это нормальный процесс жизни. Без страдания – мы бы не могли оценить счастья и не имели бы мотивации к действию. Именно так, страдание – побуждает нас к действию.

Болезнь – часто является толчком к развитию, любой дискомфорт – заставляет нас предпринимать что-либо, чтобы этот дискомфорт устранить. И именно поэтому кризисы – это двигатель прогресса. Только в состоянии стресса – человек начинает действовать максимально эффективно. Тут также важен баланс – постоянный стресс ведёт к истощению и потере мотивации. Поэтому если постоянно находитесь в состоянии стресса – возможно, вы что-то делаете не так, идёте не своей дорогой. Но если вам периодически приходится преодолевать трудности – это нормально.

Тренировка мышц – это череда напряжения и расслабления. По тому же принципу происходит развитие в любой сфере человеческой жизни. Также, как болевые ощущения в мышцах свидетельствуют о том, что они растут и развиваются, также стресс и страдания – свидетельствуют о том, что мы, преодолевая трудности, становимся сильнее. Но, как и в тренировке мышц – во всём важна мера. Порой новички, вдохновлённые идеей быстро привести себя в форму – в первую же тренировку так «убиваются», что потом неделю ходят, держась за стеночку. Поэтому количество и счастья, и страданий – должно быть умеренным. Не берите себе ношу, которую не сможете вынести.

Вот мы и рассмотрели основные пять принципов гармоничной и осознанной жизни. Важно, чтобы это не осталось теорией и философией, о которой приятно поговорить вечером на кухне. Теория без практики мертва. Чтобы философия была практичной – полученные знания нужно применять в жизни.