Измени себя — изменится Мир вокруг

Ягья — инструмент воздействия на реальность

Слушать аудио 0:00 / 10:13
Текст читает: Елена Червова

Наш мир существует благодаря взаимодействию всех его элементов, и человек не есть исключение. С момента рождения он начинает исследовать окружающий мир, познаёт своё тело, пространство и взаимодействие между ними. По мере взросления малыш начинает познавать мир взаимоотношений между людьми, сначала в маленьком мирке семьи, а подрастая, начинает взаимодействовать с членами общества. Итак, проследим эту цепочку ещё раз: семья, детский сад, школа, какое-либо ещё учебное заведение, работа, своя семья. В зависимости от вида деятельности он может контактировать с большим или малым количеством людей. И что, на этом заканчивается развитие взаимодействия? Оказывается, нет! Наши предки так же выстраивали взаимоотношения с Богами (высшими силами, силами природы), и одной из основных форм этих отношений является ягья. А для чего они это делали? Давайте разберёмся.

Человек – это маленькая клеточка большого организма нашей Вселенной, и чтобы развивалась сама клетка, необходимо гармоничное, согласованное взаимодействие со всем организмом и его системами. Как в нашем, так и в большом вселенском организме, существуют краеугольные законы, по которым он живёт. Одним из таких законов является «закон кармы» (причины и следствия), суть его в том, что мы всегда получаем то, что отдаём.

До наших дней сохранилась пословица: «Что отдал – то твоё, что оставил – то пропало», на первый взгляд суть её может быть непонятна, но если вдуматься, а потом проследить по жизни, то смысл станет очевиден. Пословица описывает приоритетность альтруистического образа жизни над эгоистическим. Это не значит, что надо взять и раздать всё, что имеешь, кому попало. Надо учитывать важный нюанс: кому, когда, и что отдавать. Задаваться вопросом о том, как будет использован отданный ресурс, какие плоды принесёт это действие в последствии, и определить, послужит ли это развитию или нет.

чашки с пшеницей

Следуя этим умозаключениям, можно рассмотреть пример: подходит человек и просит милостыню, но по внешнему виду, запаху можно понять, что этот человек злоупотребляет алкоголем, и, скорей всего, если дать ему какие–то средства, то он их потратит в то же русло. Спрашивается: будет ли польза от такого даяния? Конечно, нет, как человеку, который в очередной раз напьётся, так и тому, кто ему в этом помог. А как же лучше поступить в такой ситуации? Например, можно самому распространять информацию о вреде алкоголя и альтернативной жизни без него либо помочь тому, кто этим уже занимается. Это будет профилактикой проблемы и более эффективным вложением средств и энергии.

Но согласитесь, виденье мира практически любого человека далеко от объективного, и он не всегда сразу может оценить ситуацию адекватно. Здравомыслящий человек, чтобы разобраться в каком–то вопросе, найдёт компетентного человека и посоветуется с ним. Наши предки понимали, что наиболее компетентным по любому вопросу является Творец, и они старались взаимодействовать с различными его проявлениями (силами природы и т. д.). Одной из форм такого «общения» является ягья.

Простыми словами понятие «ягья» можно объяснить так: это выражение уважения и доверия Творцу, так как он «сидит выше, видит дальше», то ему видней, как сделать так, чтоб была максимальная польза для всех.

Ещё одно определение: ягья – это альтруистическое действие, направленное на улучшение какой-либо сферы жизни или смягчение «негативных» тенденций в ней. Почему альтруистическое? Потому что оно является хорошим инструментом по работе над своим эго. Поскольку эгоистические мотивации в современном обществе очень сильны, то ягья (ведическое жертвоприношение) может быть спасательным кругом для тех, кто пытается развить бескорыстие.

догорающий костер

В Яджур Веде объясняется важность проведения ягьи, ибо она – причина покоя и процветания во всём мире, а это является главной целью Вед. Когда проводят ягью, много внимания уделяется должному почтительному отношению к огню, так как он – проводник между нашим проявленным миром и миром более тонких энергий. И это неслучайно: если проследить, то наша жизнь очень плотно связана с огнём, он в буквальном смысле слова греет, кормит, поддерживает различные процессы как в нашем организме, так и в природе.

Тайна ритуального огня состоит в том, что при выполнении подношения необходимо правильно указывать адресат, то есть кому именно совершается подношение. Это делается с помощью произнесения мантры того божества, к которому обращаются.

Выделяют два основных типа ягьи:

  • Нитьякарма – проводятся только опытными брахманами, соблюдая все существующие правила. Выполнение их проводится непрерывно или систематически; в основном это храмовые ягьи, связанные с почитанием божеств. Сюда же относятся ягьи, связанные с коронацией царя – ашвамедха ягья и раджасуя ягья;
  • Камьякарма – индивидуальные, совершаются тогда, когда нужно достигнуть определённых целей или в качестве индивидуальной садханы; к ним относятся некоторые простые ягьи, которые могут выполняться не только брахманами, но и любыми садхаками, прошедшими обучение.

Существует много разновидностей ягьи, в зависимости от цели и божества, к которому она направлена:

  • Повседневная семейная ягья – такая ягъя проводится для целостного счастья как самого человека, так и его семьи. Её цель – защищать от любой негативности. Она очищает человека и его дом от «загрязнений» прошлой кармы;
  • Лакшми Кубера ягья – для здоровья и материального благополучия;
  • Лакшми ягья – проводится для богатства и процветания;
  • Виваха-ягья – свадебная церемония;
  • Санкиртана-ягья – предполагает публичное воспевание имён Бога, в особенности в виде мантры «Харе Кришна».

Название ягьи, Лакшми ягья или Виваха ягья, говорит о том, к какому божеству направлен ритуал подношения, но при обращении к одному и тому же божеству цели могут быть разными. Можно классифицировать ягьи по внутреннему содержанию и целям:

подготовка к ягье
  • Очистительная – очищение места или человека;
  • Камья-да, исполняющая желания – тогда, когда ожидают каких-либо плодов ягьи; ягья, дающая желаемый результат;
  • Мокша-да – ягья, дающая отрешённость, беспристрастность, освобождение от привязанностей;
  • Прана пратиштха – инсталляция божеств;
  • Утсава, праздничная, фестивальная – ягья, посвящённая божествам в честь особого праздника.

Существует ещё одна интересная классификация ягьи:

  • Свадхьяя ягья – изучение Вед и размышление над ними;
  • Джапа ягья – многократное повторение ведических мантр;
  • Карма ягья – проведение ягьи, выполняя физические действия;
  • Манаса ягья – медитация над ритуалами и мантрами, которые поются во время проведения ритуала. Этот вид ягьи также называется «внутренней» ягьей.

Каждая последующая ягья приносит больше пользы, чем предыдущая. Но надо помнить, что последовательность здесь очень важна. Каждая последующая ягья возможна после освоения предыдущей.

Внутренняя ягья – это стремление найти божественность внутри себя. Это такой уровень практики, когда любое действие посвящается Богу, проводится в любом месте, в любое время, при любых обстоятельствах. Божественной поддержкой можно заручиться благодаря постоянной бдительности и прикладываниям усилий. Настоящая цель ягьи в том, чтобы человек обрёл внутреннюю чистоту, нашёл божественное начало внутри себя и достиг гармонии между мыслью, словом и делом. Если такая цель достигается, то «огонь воссияет».

Ом!